Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Змиевская Екатерина Владимировна.
Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальность – 13. 00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Л.Н. Матросова

Москва – 2003

Содержание диссертации
Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов
1.1. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности и способ обеспечения познавательной и творческой активности
1.1.1. Современное состояние проблемы организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов
1.1.2. Самостоятельная работа и творческое развитие личности
1.1.3. Обзор классификаций самостоятельных работ
1.2. Учебная деловая игра и ее функции в организации самостоятельной работы студентов
1.2.1. Деловая игра как метод активного обучения в отечественной и зарубежной школе
1.2.2. Подходы и современные классификации деловых игр
1.2.3. Учебная деловая игра как способ проведения педагогического эксперимента

Глава 2. Практическое использование учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов
2.1. Вопросы разработки структурных элементов учебной деловой игры
2.2. Методика проведения и практика конструирования учебной деловой игры «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов»
2.3. Построение модели организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов

Заключение
Библиография
Приложение 1. Анкета «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов»
Приложение 2. Результаты анкетирования студентов 3-5 курсов педагогических вузов по выяснению отношения к организации их самостоятельной работы
Приложение 3. Результаты проведения учебной деловой игры «СРСПВ»
Приложение 4. Фрагмент экспериментальной части по исследованию проблемы организации самостоятельной работы студентов

Введение

Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интегративности, преемственности и практической направленности.

Целью современного образования является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности педагога. Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды.

В настоящее время мы наблюдаем также преобразование образовательного пространства, которое из парадигмы «подражание» вступило в парадигму «информация». Колоссальные успехи информационной системы образования породили стремление расширять объемы информации и соответственно увеличивать время обучения, что приводит к необходимости совершенствовать ее. Главным недостатком вузовского образования при этом является отсутствие деятельности студента, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение студентов педагогических вузов к самостоятельной работе для достижения заданного качества подготовки кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.

Таким образом, современное состояние подготовки специалистов в высших педагогических учебных заведениях диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов подготовки выпускника педагогического вуза к практической и профессиональной деятельности.

Проблема становления самостоятельной активной личности студента в ходе его подготовки к будущей профессиональной деятельности – одна из ключевых в психолого-педагогических исследованиях. Ее изучению посвящены многочисленные научные исследования, в том числе работы Б.П.Есипова [60], П.И.Пидкасистого [148, 149], С.В.Недбаевой и В.И.Спиринa [120], А.В.Усовой [208, 209] и др. Самостоятельность в обучении и непрерывность самообразования обязательны не только для студентов, но и для преподавателей - не приобретая предварительных теоретических и практических навыков преподавания, молодые специалисты вынуждены действовать методом проб и ошибок.

Учитывая многообразие всех этих фактов, мы в данном исследовании хотим остановиться на роли активных методов обучения и, в частности, учебных деловых игр в обеспечении эффективности организации самостоятельной работы студентов прежде всего педагогических вузов.

Поскольку на выпускников учебных заведений данного профиля возлагаются определенные обязанности по организации самостоятельной работы также их будущих обучаемых, а, следовательно, от педагога зависит качество подготовки следующих поколений специалистов различных профессий.

Сразу же отметим, что проблема организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов в дидактике, психологии и частных методиках исследована явно недостаточно.

В течение последних десятилетий деловые игры достаточно широко внедрились в производство, общественную деятельность, экономику, теорию управления, образование, - это подтверждают многочисленные научные исследования и литературные публикации. Среди этих работ можно выделить те, которые являются основополагающими при конструировании и использовании деловых игр. Прежде всего это работы Ю.С.Арутюнова [12, 13, 14], М.М.Бирштейн [21], Н.В.Борисовой [25, 26, 27], В.Н.Буркова [30], С.В.Емельянова и А.Г.Ивановского [58], В.Ф.Комарова [61], И.С.Ладенко [94], Л.Н.Матросовой [103], В.Я.Платова [152], В.А.Трайнева [201, 202] и др.

В работах последнего выделены основные характеристики учебной деловой игры, дан развернутый анализ проблемы внедрения учебных деловых игр в процесс обучения. Психологическая сторона использования деловых игр отражена в работах А.А.Вербицкого [33, 34]. В.М.Ефимовым и Г.Л.Пельманом [144] предпринята попытка определить место деловой игры с общей системе игр.

Целый ряд работ связан с использованием деловых игр в конкретной области науки, техники, производства. Так в экономике и управлении это работы: Ю.С.Арутюнова [12, 13], В.Н.Буркова [30], Ю.В.Геронимуса [44], С.Р.Гидрович [45, 46], С.С.Егорова [14], А.Г.Ивановского [30], С.Г.Колесниченко [14], Ю.Д.Красовского [89], С.К.Мурзаева [30], И.М.Сыроежина [190, 191], Е.А.Хруцкого [217] и др. В экологии и природоохранительном образовании это работы: Д.Н.Кавторадзе [5], В.Ф.Капустина [78].

Отдельно следует упомянуть о разработках, связанных с применением методов игрового обучения в сфере высшего образования. Так, в работах А.А.Вербицкого [33], Л.Н.Иваненко [68] и И.М.Сыроежина [190] предлагается схема применения деловых игр и определяется их место в системе высшего образования. Монография Л.Б.Наумова [121] посвящена использованию деловых игр в высшем медицинском образовании.

Рассматриваются психологические аспекты использования деловых игр в учебном процессе при подготовке юристов в работе С.А.Габрусевича и Г.А.Зорина [38]. Деловую игру как способ студенческого самоуправления рассматривает Н.М.Kосова [86]. Все чаще деловые игры находят применение при повышении квалификации в системе народного образования.

Представляют интерес диссертационные исследования В.А.Кривовой [90], Л.Н.Матросовой [104], Т.М.Сорокиной [184], С.И.Тюнниковой [205], отмечавших, что деловые игры способствуют развитию творческого мышления, активизации самостоятельной работы студентов.

К сожалению, специальных исследований, связанных с использованием деловых игр в обучении студентов педагогических специальностей не так уж много. На наш взгляд, наиболее интересны исследования Н.В.Борисовой [26, 27], Л.Н.Матросовой [103, 104], В.А.Трайнева [201, 202].

Вместе с тем, следует констатировать, что исследований, связанных с широким использованием деловых игр в организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей явно недостаточно.

Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

Новый этап подготовки педагогов, связанный с ускоренным развитием высшей школы, интенсификацией и дифференциацией учебного процесса, появлением вариативных образовательных систем, настоятельно требует с одной стороны, применения таких методов обучения в педагогическом вузе, которые позволили бы активизировать и максимально приблизить процесс подготовки студента к содержанию и характеру его профессиональной деятельности, а с другой – вырисовывается необходимость поэтапной научнообоснованной организации самого учебного процесса в вузе, в частности, самостоятельной работы студентов, соотнесенной с целями обучения, согласованной с другими структурными составляющими системы вузовского образования, а главное – с интересами, стремлениями и возможностями обучаемых и преподавателей. Это предопределяет актуальность темы данного исследования, его практико-ориентированный характер.

Названные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы роль и место учебной деловой игры в организации самостоятельной работы не только как метода активного обучения студентов, но и как способа проведения педагогического эксперимента на этапе построения модели организации самостоятельной работы студентов? Решение данной проблемы, а также разработка и внедрение конкретной учебной деловой игры является целью исследования.

Объект исследования: процесс организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования: учебная деловая игра как способ организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.

Гипотеза исследования:
Повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов можно достичь, если активно внедрять на всех этапах этого процесса дидактическую систему использования учебных деловых игр, которая позволяет:
- использовать накопленный в процессе учебной деловой игры опыт самостоятельной творческой деятельности в обучении и будущей профессии;
- реализовать системный подход к решению поставленной задачи в условиях «сжатого времени»;
- использовать учебную деловую игру как способ проведения педагогического эксперимента и с целью обработки результатов исследования;
- подойти к построению модели организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.

В связи с целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ опыта по проблеме организации самостоятельной работы студентов.
2. Активизировать самостоятельную работу и развить элементы системного мышления студентов путем использования приемов активного обучения.
3. Определить место учебной деловой игры в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов и показать возможности ее использования как способа проведения педагогического эксперимента.
4. Предложить некоторую модель организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей.

Научная новизна:
- определено место учебной деловой игры в организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей;
- проведен анализ имеющихся классификаций и подходов к деловым играм;
- обоснован подход к понятию «учебная деловая игра»;
- получены данные о рассмотрении учебной деловой игры как способа проведения педагогического эксперимента;
- разработан вариант создания модели организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:
- расширено теоретическое представление о применении активных методов обучения в отечественном вузовском образовании и зарубежом;
- определена специфика учебных деловых игр как способа проведения педагогического эксперимента.

Практическая значимость заключается в том, что:
- полученные рекомендации по использованию учебных деловых игр нашли применение и обеспечили повышение эффективности организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов;

- проводимое исследование сочеталось с разработкой и применением методических материалов, сборников игр, спецкурсов «Методология проведения и практика конструирования деловых игр», «Интенсификация процесса обучения»;

- полученные в ходе исследования результаты могут быть рекомендованы составителям учебных программ, методических пособий и различных разработок для педагогических вузов с целью совершенствования организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены соответствием выбранных методов теоретических исследований выбранным целям и практическим задачам, опорой на проведенные ранее психолого-педагогические исследования проблем, связанных с организацией самостоятельной работы студентов и использованием учебных деловых игр в обучении, соответствием полученных выводов основным теоретическим положениям, статистической значимостью объемов выборок, валидностью экспериментальных результатов и их проверкой практикой.

Вклад в дальнейшие исследования: разработанная в ходе исследования учебная деловая игра может быть использована в учебном педагогическом процессе в нескольких направлениях, а именно: для приобретения знаний и навыков по организации самостоятельной работы на этапе обучения и в будущей профессиональной деятельности; для знакомства с одним из методов проведения научно-педагогического эксперимента (с использованием учебной деловой игры), а также для апробации включения методов активного обучения в учебный процесс.

Положения, выносимые на защиту.
1. Теоретические основы использования учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей.
2. Использование учебной деловой игры как способа проведения педагогического эксперимента.
3. Практическое использование учебной деловой игры в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.

Методологической основой исследования являются основные принципы системного подхода к обоснованию содержания и методов профессиональной подготовки учителя, а также основополагающие принципы метода имитационного моделирования, позволяющие получать современные и прогностические данные об объектах исследования.

Исследование опирается на труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам дидактики, по проблемам применения деловых игр и игровому моделированию.

В процессе исследования используются следующие методы:
- теоретический анализ сущности современного учебного процесса в педагогическом вузе (на этапе обоснования актуальности темы исследования.);
- анализ литературных источников, изучение педагогического опыта (на этапе поиска решения поставленных задач);
- метод имитационного моделирования (на этапе разработки учебная деловой игры и модели организации самостоятельной работы студентов);
- метод анкетирования (на этапе обработки параметров модели);
- метод эксперимента (на этапе проверки результатов исследования).

Опытно-экспериментальная база исследования - Московский педагогический государственный университет.

Участники эксперимента: студенты 3 - 5 курсов факультета дошкольной педагогики и психологии, начальных классов, социологии, экономики и права, химического и филологического факультетов, преподаватели кафедры методов интенсификации процесса обучения.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на конференциях молодых ученых на факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях и научных семинарах кафедры методов интенсификации процесса обучения МПГУ, на конференции «Инновационные технологии в управлении человеческими ресурсами», проводимой в г. Нижнем Новгороде в мае 2002 г., а также на Межвузовской конференции «Проблемы развития и практика использования интенсивных методов и игрового обучения» (24 – 25 марта 2003 года, г. Москва).

В течение 2000-03 гг. разработанная учебная деловая игра внедрялась в практику работы со студентами МПГУ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

1.1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

1.1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Самостоятельная работа студента занимает определяющее место в процессе перестройки подготовки специалистов в педагогических вузах.

Организация данного вида учебной деятельности сопряжена с целым рядом достаточно сложных педагогических проблем. Попытаемся перечислить некоторые из них. Прежде всего это отсутствие четких методик по привитию навыков самостоятельной работы, по определению реального бюджета времени студентов и его рационального использования, по определению путей оптимального сочетания учебная познавательной и научной работы студентов в целостном учебном процессе высшей школы. Чаще всего в учебном процессе вуза отстутствует дифференциация характера самостоятельной работы в зависимости от специфики учебного предмета и специальности. Кроме того, не всегда прослеживается целевая практическая функция отдельной изучаемой дисциплины, тем более в контексте с научной актуальной проблематикой.

Мало акцентируется внимания на подготовку преподавателя, способного путем применения активных методов обучения организовывать творческую самостоятельную деятельность студента, помогать ему в выборе профессиональных ориентиров. И это далеко не все проблемы современной высшей школы по организации творческой самостоятельной работы студентов. Другим не менее важным аспектом самостоятельной работы является развитие навыков творчества, познавательной активности, самостоятельности и системности мышления для необходимости успешного решения жизненных и профессиональных задач, с которыми неизбежно столкнутся молодые специалисты.

Необходимо отметить, что долгое время проблема самостоятельной работы решалась только применительно к процессу обучения в школе.

Применительно к учебному процессу вуза проблема начала решаться гораздо позже. Одним из первых трудов такого рода по организации самостоятельной работы по физике было исследование Л.Б.Штрапенина [226]. Позже, в 1969 году, проблема организации самостоятельной работы студентов обсуждалась на Первой республиканской межвузовской научно-методической конференции в г. Кишиневе. Начиная с 70-х годов, различные аспекты организации и проведения самостоятельной работы студентов содержатся в сборниках научных трудов [124, 125, 134, 135, 160, 172 и др.].

Во многих исследованиях [116, 164] самостоятельная работа студентов рассматривалась лишь в плане ее активизации. Для улучшения экспериментальной подготовки студентов самостоятельная работа рассматривалась в плане ее интенсификации, которая предполагает не только усиление деятельности преподавателя по повышению активности студентов, но и решение всего круга вопросов, касающихся повышения качества и эффективности самостоятельной работы.

Анализируя подходы к определению самостоятельной работы, можно видеть, что ее роль в учебном процессе стали осознавать давно. Еще Ф.А.Дистервег [55], рассматривая идею развития умственных сил учащихся, отмечал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий должен достигнуть этого собственной деятельностью. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его»[55, c. 236].

Однако до сих пор не осознается, что само понятие «самостоятельная работа» наполняется содержанием только в случае, если определена конкретная педагогическая система, в которой оно рассматривается. Все приведенные дефиниции, определяющие самостоятельную работу студентов, по существу сводятся к одному: «...когда учащиеся выполняют свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы»[17, c. 103]. Однако такой подход к определению самостоятельной работы не может быть удовлетворительным в системе развивающего обучения, так как он исходит лишь из формы организации учебного процесса, а не его сущностной стороны. Поэтому в работах А.В.Петрова [146] указывается, что самостоятельная работа субъекта не исчерпывается ни фактом отсутствия педагога, ни даже способностью выполнить те или иные задания без помощи учителя.

Она включает более существенную способность: без какой-либо помощи, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, планировать свою деятельность и осуществлять ее [146].

Именно такой подход к пониманию самостоятельной работы учащихся дает право относить его к системе развивающего обучения, которое в научной школе развивающего обучения профессора А.В.Петрова определяется как формирование способности учащихся к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию сознательной регуляции личностной активности. Самостоятельность учения, в связи с этим, является главным показателем достижения цели развивающего обучения.

Учитывая все это, мы останавливаемся на следующем понимании понятия - самостоятельная работа - это такое учение, которое определяется способностью учащихся сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее и рефлексировать. Учитывая, что каждый элемент, характеризующий такую деятельность, формируется и развивается в процессе обучения, самостоятельная работа должна рассматриваться как уровневое понятие: репродуктивная, продуктивная и творческая работа.

При определении сущности самостоятельной работы мы исходили из положения о том, что качества личности – интеллектуальные, эмоциональные и волевые – являются социально обусловленными и индивидуально выраженными. Это значит, что и такое свойство личности, как творческая самостоятельность, формируется в процессе образования и воспитания.

Современное состояние исследования проблемы позволяет говорить о трех, наиболее существенных компонентах творческой самостоятельности: мотивационном, содержательно-операционном и волевом. Состав компонентов творческой самостоятельной деятельности можно представить схематически (см. Схема 1, c. 16). Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, и в реальном процессе обучения их невозможно расчленить. Разделение перечисленных компонентов можно провести лишь условно с целью углубленного изучения сущности исследуемого понятия.

Рассмотрим содержание каждого из компонентов.

Мотивационный компонент. Мотив представляет собой побуждение, которое обусловливает целенаправленную деятельность. Сам же мотив возникает на основе потребности и формируется в процессе осознания учащимся противоречия между возникшей потребностью в творчестве и невозможностью ее удовлетворить самостоятельно.

Вторым компонентом самостоятельной деятельности является содержательно-операционный. Он включает в себя владение студентом системой ведущих знаний и способов учения. Сформированное устойчивое стремление к пополнению знаний и овладению новыми способами деятельности возможно только при условии овладения определенной системой ведущих знаний, если студент обладает умением самостоятельно их добывать.

К ведущим знаниям относятся те, которые составляют основу для приобретения новых знаний и являются стержневыми в самой науке. Для предметов психолого-педагогического цикла это педагогические теории и методы.

Овладеть знанием – это не только понять и запомнить, но и уметь применять для решения практических задач, уметь перенести знание и способ деятельности в новую ситуацию. Основным средством достижения такого результата является организация самостоятельной работы студентов.

Составной частью содержательно-операционного компонента являются и способы учения: интеллектуальные, общие и специальные. К интеллектуальным способам относятся владение такими мыслительными операциями как сравнение, сопоставление, анализ, синтез и т. д.

Самостоятельность студентов в учебной деятельности связана с формированием у них навыков учебного труда. В компоненты общих навыков последнего входят: умение планировать самостоятельную работу, рационально ее организовать, осуществить самоконтроль и умение работать в определенном темпе.

Сформировать у студента творческую самостоятельность возможно только при условии, если учащийся научится преодолевать трудности в процессе приобретения знаний, а также на этапе их применения. Волевые процессы органически связаны с деятельностью, «зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию» [170, c. 428]. Из этого следует, что мотивационный и содержательно-операционный компоненты самостоятельной деятельности теснейшим образом связаны с волевыми процессами.

Учитывая роль преподавателя в организации самостоятельной работы, очевидным является и то, что невозможно строить организацию самостоятельной деятельности студентов без учета их потребностей. В связи с этим возникает вопрос, насколько сами учащиеся удовлетворены собственной самостоятельной работой. Исследования последних лет [32, 98] показывают, что каждый третий студент не удовлетворен обстоятельствами организации самостоятельной работы, ее результатами, обратной связью с преподавателями, контролем.

В качестве же положительных моментов в организации самостоятельной работы студенты отмечают предоставление им возможности творческой самореализации личности; возможности попробовать себя в качестве педагога; познание нового как получение дополнительных знаний; развитие культуры мышления; более глубокое освоение материала; развитие индивидуальных качеств личности; выработку своей точки зрения по изучаемому вопросу, а также возможность для общения с товарищами в совместной учебе. Следовательно, студенты отмечают положительные моменты и с точки зрения обучающей функции самостоятельной работы, и с позиций интеллектуального развития, и с точки зрения самореализации личности и педагогического удовлетворения.

Наряду с этим существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе самостоятельной работы. Вот лишь некоторые из них: отсутствие нужного умения самостоятельно работать; нехватка умения связывать теоретические знания с практикой. Это говорить о том, что проблема организации самостоятельной работы стоит достаточно остро. В целях изменения положения необходимо обогатить цели и содержание самостоятельной работы, что позволит изменить мотивацию у студентов.

При этом изменятся и основные ориентиры самостоятельной деятельности: с желания сдать экзамен или зачет в сторону реального обретения определенного профессионального, а, следовательно, и материального жизненного положения. В данном случае изменяется и общая стратегия учебного процесса. В настоящее время основная часть учебного времени студентов приходится на учебные аудиторные занятия. Объем их традиционно велик, и студенты в силу физических возможностей и реального бюджета времени не в состоянии заниматься регулярно и ответственно.

Однако в условиях интенсификации современного образовательного процесса достичь этого путем применения только традиционных средств обучения невозможно, особое признание в данном случае получают активные методы, а в частности, деловые игры, высокий творческий потенциал которых получил широкую поддержку педагогической и методической общественности. Их применение позволяет организовать творческую самостоятельную работу студентов, предлагая задания познавательно-поискового характера, вызывающие интеллектуальные затруднения, возбуждающие познавательный интерес, создающие условия для активного и самостоятельного усвоения новых знаний.

Не менее важно, что использование активных методов обучения изменяет стереотип традиционного образовательного процесса, когда студент лишь воспроизводит то, что сообщается в лекциях, при этом не возникает установки на активную самостоятельную работу. В результате студенты, изучив теорию, не умеют применить свои знания на практике.

Остановимся на основных выводах, полученных в данной главе:
1. В настоящее время перед педагогами и исследователями в рамках организации самостоятельной работы стоят задачи по разработке такой системы обучения, при которой у студентов появится интерес к самостоятельному добыванию знаний, к самостоятельному решению нестандартных задач, что позволит формировать такие качества личности как самостоятельность и ответственность.

2. Решить данные задачи становиться возможным путем обдуманного подбора методов обучения, при которых студенты включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.

3. Всем этим требованиям на наш взгляд в наибольшей степени отвечают активные методы обучения, в частности деловые игры.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветерин ария
География
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X