Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки
СУПЕРОБУЧЕНИЕ
Комната отдыха

Введите слово для поиска

Журавлева Светлана Ивановна.
Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальность 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни

ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: доктор философских наук Г.Д. Гриценко

Ставрополь - 2005

Содержание диссертации
Социокультурная адаптация современной российской молодежи

І.Введение

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты анализа социокультурной адаптации молодежи
1.1. Адаптация и ее исследование в социально-гуманитарных науках
1.2. Социокультурная адаптация: проблемы структурирования и классификации
1.3. Молодежь в системе социокультурной адаптации

Глава 2. Социокультурная адаптация молодежи в условиях современной России
2.1. Особенности адаптационного процесса российской молодежи в современной социокультурной реальности
2.2. Жизненная позиция молодых людей как результат социокультурной адаптации к современным российским условиям
2.3. Адаптация молодежи с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и возможности их решения

II. Заключение
III. Библиографический список использованной литературы
IV. Приложение

Глава I. Теоретические и методологические аспекты анализа социокультурной адаптации молодежи

1.1. Адаптация и ее исследование в социально-гуманитарных науках

Проблема адаптации - одна из актуальных междисциплинарных проблем, которая в настоящее время интенсивно исследуется на медико-биологическом, социально-экономическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровнях.

В истории научной мысли проблема взаимодействия человека и мира всегда была центральной в осмыслении действительности. Необходимость в интегративном фундаментальном учении о человеке и его месте в окружающем его мире возникала в самых разных сферах знаний, что привело к объединению различных теоретико-методологических аспектов в исследовании человека, к возникновению пограничных наук, интегрирующих разнообразные характеристики человеческого бытия, а также к расширению содержания понятий, выработанных сначала в узкой области знаний. К таким понятиям можно отнести и понятие адаптации.

В «Современном словаре иностранных слов» читаем: «Адаптация - приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования; 2) физиологическая адаптация - совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма (или его органа) к изменению окружающих условий, например адаптация к высоте; социальная адаптация - процесс активного приспособления личности или социальной группы к изменяющейся социальной среде; 3) сокращение и упрощение печатного текста, чаще всего иноязычного, для изучения языка или для малоподготовленных читателей».

Адаптация - понятие, имеющее в науке различное смысловое толкование. В самом общем плане адаптация (позднелатинское adaptation - прилаживание, приспособление, от латинского adapto - приспособление) означает процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Вместе с тем любая адаптация есть и результат, т.е. конкретный исторический этап приспособительного процесса - адаптациогенеза, протекающего в определенных местообитаниях (биотопах) и отвечающих им комплексах видов животных и растений (биоценозах). К понятию адаптации в эволюционно-историческом аспекте примыкают ненаследственные адаптивные реакции организма (модификации) на изменение условий существования.

В одном из последних словарей антропологических терминов приводится следующее толкование этого понятия: «Адаптация - процесс взаимного приспособления между культурой и внешней средой, направленный на выживание и стабильность социальной системы. В узком биологическом смысле адаптация подразумевает, что организм претерпевает изменения в своей форме и в своем поведении, которые приводят к приобретению им качеств, дающих ему возможность выжить в определенных условиях».

В философском словаре понятие адаптации связано с ее социальной направленностью, т.е. с жизнью в обществе. «Адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

В словаре по психологии дается определение адаптации как сочетания внутреннего состояния личности со средой. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности.

В кратком словаре по социологии адаптация рассматривается «как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. То есть, представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия».

Так, мы видим, что данные определения адаптации в различных словарях, раскрывают различные направления гуманитарной науки.

Впервые термин «адаптация» (латинское adapto - приспособление) был введён в научный оборот X. Аубертом и стал употребляться в медицине и психологии для характеристики изменения чувствительности анализаторов органов чувств к существующим раздражителям. В дальнейшем этот термин употребляется в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования.

В рамках естественно-научных исследований А.К. Вили и В.Д. Детье делается акцент на способности растения или животного приспосабливаться (адаптироваться) к окружающим условиям позволяет ему выжить в мире, полном неожиданных перемен. Тот или иной вид может либо отыскивать пригодную для его жизни среду, либо претерпевать изменения, делающие его лучше приспособленным к существующим в данный момент внешним условиям. Адаптация, по мнению этих ученых, может осуществляться путем немедленного изменения, основанного на раздражимости, или путем длительного мутирования и отбора. Конечно, отдельное растение или животное не могут приспособиться ко всем возможным условиям среды, а это означает, что существуют определенные области, где оно не сможет выжить. Перечень факторов, которые могут ограничивать распределение вида, почти бесконечен: вода, свет, температура, пища, хищники, конкуренты, паразиты и т.п. В этом определении адаптации обращает на себя внимание фактическое отождествление понятий «приспособление» и «адаптация», что справедливо делает невозможным их дефиниции друг через друга.

В гуманитарном знании термин «адаптация» часто встречается в социологии и психологии, где, как правило, означает процесс приспособления самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

В теории Т. Парсонса адаптация - вещественно-энергетическое взаимодействие социальной системы с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Для целей нашего исследования интересным является вывод французского ученого У. Ля Барра о том, что адаптация индивида есть процесс активного приспособления самого индивида к внешней среде. «... С появлением человеческих рук старомодная эволюция посредством адаптации тела выходит из употребления. Все предшествующие животные были подвержены аутопластической эволюции самой их субстанции, они отдавали свои тела экспериментальной адаптации в слепом природном стремлении к выживанию. Ставки в этой игре были высоки: жизнь или смерть. Человеческая же эволюция, напротив, происходит посредством аллопластических экспериментов с объектами, находящимися вне его собственного тела, и касается лишь продуктов его рук, ума и глаз, а не самого тела». Здесь важен один момент, который может быть применен к проблеме адаптации - адаптация индивида зависит от внешних условий.

Кроме того, нам бы хотелось отметить, что содержание адаптации ряд ученых связывают не только с реакцией человека на воздействие внешних условий. Главным свойством адаптации человека является адекватность в отражении прямых и косвенных воздействий как социальной, так и природной среды.

Имеются оттенки и при определении адаптации в биосоциологии, под которой понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей среды, а также результат этого процесса. Закон адаптации является одним из основных законов жизни. Ещё в работе Герберта Спенсера «Основы психологии» (1855) жизнь определялась как «непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним». Понятие адаптации определяет реальные взаимоотношения организма и среды, оно характеризует взаимосвязь адаптивных изменений организма и свойств среды, вызвавших эти изменения. Поддерживает точку зрения Г. Спенсера и Ж. Пиаже: «адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды, или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта».

Социолог Ж.В. Беннет адаптацию определяет через «... формы и правила социального приспособления и изменения в поведении индивидов и групп в процессе достижения цели или просто сохранения статуса-кво».

У. Джеймс, Э. Фромм, Э. Дюркгейм, Ч.Кули, Дж.Мид выделяют в адаптации ее многоаспектное содержание. Они рассматривают адаптацию, во-первых, как процесс приспособления организма к разнообразным позитивным и негативным изменениям среды; во-вторых, как результат оптимального взаимодействия организма и среды, гедонистическая цель, заключающаяся в поисках наслаждения, избегания страдания, болевых ощущений и т.д.; в-третьих, как состояние гомеостатического, динамического равновесия между организмом и средой.

Включая в себя в социально-преобразованном виде все адаптационные процессы, происходящие на биологическом уровне. Социальная адаптация в то же время имеет присущие только ей механизмы установления определённой степени гармонии человека с внешней и внутренней средой, выработанные в длительной эволюции антропосоциогенеза.

Признавая важность среды в адаптации человека и то влияние, которое она оказывает на формирование личности и её поведение, многие социологические школы определяют понятие «среды».

Так,У. Джемс анализирует среду как детерминанту поведения личности. Среда как детерминанта поведения личности рассматривается также Э. Фроммом. Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом и др.

В работах Дж. Мида, Г. Блумера среда понимается как совокупность ожиданий взаимодействующих индивидов.

В отечественной литературе среда характеризуется двояко: с одной стороны, как система объективных отношений, в которую включён индивид в процессе выполнения им конкретного вида деятельности, необходимого для функционирования общества в целом, «с другой - как система межличностных отношении, в которой он непосредственно ее реализует».

Известные российские физиологи И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, а также А.В. Сахно, А. Д. Слоним, Г.И. Царегородцев и многие другие изучали физиологические механизмы процесса адаптации и внесли свой вклад в понимание адаптации как общебиологического процесса, в частности, что в качестве причины и источника адаптации понимается либо изменение объекта адаптации (природной или социальной среды), либо изменение самого субъекта адаптации.

«Правильно понятая идея о приспособлении или целесообразности - писал И.П. Павлов, - представляет собой неисчерпаемый источник для различных научных гипотез, служит постоянной научной темой, даёт могучий толчок к дальнейшему изучению вопросов о сущности жизненных явлений».

Однако следует особо подчеркнуть, что процесс адаптации человека значительно отличается от адаптационных процессов других живых организмов, его жизнедеятельность не определяется только биологической адаптацией. Адаптация человека - биосоциальна, это определяется тем, что человека в качестве субъекта деятельности можно рассматривать как «...комплекс устойчивых свойств индивида, влияющих на его поведение, вырастающих на основе биологических и психических свойств и вытекающих из влияния культуры и структуры общностей, в которых индивид был воспитан и в которых он участвует». Адаптация человека включает в себя как психофизиологическую адаптацию в сфере отношений «организм - природная среда», так и социальную адаптацию в системе отношений «личность - социальная среда».

Особая заслуга в разработке проблемы взаимосвязи адаптации и культуры в качестве адаптивного механизма принадлежит Э.С. Маркаряну. Его трактовка этих явлений позволяет более глубоко и всесторонне рассмотреть эти явления во взаимодействии.

По мнению Э.С. Маркаряна, адаптация представляет собой «способность системы для самосохранения приводить себя по принципу обратной связи в соответствие со средой». Происходит это по принципу «культурных мутаций» - возникновения внутри культуры, которая по тем или иным причинам перестала удовлетворять потребности человеческого общества к внешней среде, системе инноваций (нововведений, новшеств). «Если инновации принимаются социальной системой, то они в той или иной форме стереотипизируются и закрепляются культурной традицией, подобно тому, как прошедшие естественный отбор мутации и их рекомбинации закрепляются в генетических программах биологических популяций» . В культуре закрепляются только те инновации, те поведенческие, институциональные и прочие модели, которые являются адаптивными по отношению к окружающей среде. Адаптация, таким образом, - это процесс социокультурного изменения общества. Общество, в свою очередь, является постоянно подвижной, меняющейся системой.

Адаптация является движущей силой культурных изменений внутри общества, с одной стороны, и изменений, «окультирования» среды обитания, с другой. Поэтому и саму культуру Э.С. Маркарян определял в качестве «способа универсального адаптивно-адаптирующего воздействия на среду».

Здесь важно подчеркнуть некоторое различие между пониманием взаимосвязи «адаптация» и «культура» в отечественной науке и в западной. Если для западной методологии, «взгляд на культуру как на адаптивную систему скорее подчеркивает, что культура является стабильным (уравновешенным) образованием, чем то, что она способна к изменениям», то для российской науки - «адаптация отражает динамизм человеческой культуры». Изучение проблемы адаптации подразумевает анализ пути, по которому пошло развитие человеческой общности (ее культуры, жизнеобеспечения) в условиях выбора одной из нескольких доступных возможностей в данной среде обитания. Такой выбор принято обозначать термином «адаптивная стратегия» (adaptive strategy). Разумеется, она определяется не только особенностями среды, но и уровнем технологического развития, традициями, культурными ценностями группы, внешним воздействием и множеством других социальных факторов.

Как мы видим, в данной трактовке особо подчеркивается влияние на формирование адаптивной стратегии социокультурных факторов. Понимание проблемы адаптации, таким образом, в советской науке оказывается значительно менее биологическим, чем в западной науке. Произошло усложнение привычного термина. Очевидно, что в данном контексте понимание культуры в качестве адаптивного механизма ни в коем случае не сводится только к регулированию ею функций жизнеобеспечения и допускает значительно более сложное значение.

Рассматривая проблему адаптации личности и общества к внешней природной и социокультурной среде, Э.Маркарян обращает внимание на необходимость: «Достижение тех или иных целей в процессах деятельности личности, имеющих для нее адаптивное значение, может играть деструктивную для соответствующей группы и наоборот». Таким образом, нельзя поставить знак равенства между адаптацией к среде личности и адаптацией общества. Более того, тот вариант адаптации к среде обитания, который является удачным для общества как целого с точки зрения его выживания и развития, может быть неудобен для конкретного человека, входящего в эту культуру. Следовательно, то, что адаптивно для целого, может не быть адаптивно для индивида. Причем с точки зрения советской социологической науки, решающая роль в адаптации принадлежит обществу. Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.

Она осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.

Особое внимание в последние десятилетия уделяется понятию психической адаптации личности. Тем более, что многие социологи, например В.В. Романов, полагают, что «в основе социальной адаптации лежит психическая адаптация человека».

Так, В.М. Воробьев к психической адаптации относит психическую регуляцию только в состоянии стресса, в проблемной психической ситуации, признаки которой включают:
а) наличие потребности в разрешении глобального конфликта;
б) принципиальную неразрешимость глобального конфликта привычными средствами;
в) связанную с этим высокую степень психической напряженности.

К.К. Платонов в качестве составляющих психической адаптации выделяет следующие ее виды.

1. Психофизическая адаптация как свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению, к собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса.

2. Собственно психологическая (или психическая) адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом.

3. Психосоциальная адаптация, как адаптация личности к общению с новым коллективом.

Аналогичные компоненты психической адаптации находим у Ф.Б. Березина, подчеркивающего их тесную взаимосвязь, особенно взаимодействие между психической деятельностью, обусловливающей поведение, и физиологическими механизмами, которые это поведение обеспечивают. Согласно Ф.Б. Березину, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет личности удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды. Тем самым понятие психической адаптации является экстраполяцией принципа гомеостатического уравновешивания на взаимодействие личности с ее окружением.

Психическая адаптация здесь рассматривается как феномен, который не сводится только к адаптации психологической, а требует для своего изучения как психологических, так и социокультурных параметров.

Близкие данным представлениям об адаптации высказываются А.П. Коцюбинским и Н.С. Шейниной . С их точки зрения, адаптация состоит из трех блоков: биологического, психологического и социального, соответствующих принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции - биологическом, индивидуально-личностном и личностно-средовом. При этом каждый из компонентов адаптации в свою очередь имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психологическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты. При этом очевидно, что эффективность психической адаптации зависит от того, на сколько адекватно обществу личность воспринимает себя и свои социальные связи. И здесь появляется настоятельная необходимость введения в научный оборот понятия «психосоциальная адаптация», который наиболее точно отражает современный подход к адаптационному процессу.

Поскольку можно согласиться с Н.А. Ощурковой, которая пишет, что социальная адаптация, с одной стороны, является системным явлением конкретного уровня функционирования психики, с другой - подсистемой внутри явления и процесса адаптации индивида в целом.

Основополагающим можно считать положение B.C. Выготского об опосредованном характере высших психических функций человека системой внешних и внутренних средств, знаков, опираясь на которые, человек регулирует своё поведение и деятельность и которые он получает в процессе социализации в уже готовом виде или вырабатывает самостоятельно. Взаимоотношения человека и среды могут регулироваться социальными средствами, которые включают язык, различные формы общественного сознания, социальных институтов, ролей, общественных норм, стереотипов и установок, а также общественные и индивидуальные стратегии и приёмы адаптации.

Психосоциальная адаптация зависит от целей и ценностных ориентации человека, от возможностей их достижения в соответствующей социальной среде и принятия личностью определенной социальной роли. Важнейшей характеристикой психосоциальной адаптации является ее активно-приспособительный характер. Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психосоциальной адаптации человека от всех других самоуправляемых систем, как указывает Ю.А. Александровский, является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека.

И.А. Ощурковой делается акцент в психосоциальной адаптации на активную составляющую процесса усвоения личностью социального опыта, овладения навыками общения, социальными ролями. С точки зрения А.И. Жмырикова, психосоциальная адаптация - это сложный процесс взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и среды, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии.

В процессе психосоциальной адаптации личности необходимо усвоить конкретную систему социальных норм, сложившихся в данном обществе, реализуемых в структуре общественных отношений. Все это позволяет человеку взаимодействовать с обществом. Поэтому можно согласиться с определением, что «социальная среда представляет собой систему объективных отношений, существующих в обществе, в которые индивид должен быть включён в процессе психосоциальной адаптации с целью выполнения конкретного вида деятельности и характеризуется совокупностью социальных норм, которые обусловливают качественное содержание социальной среды».

Таким образом, психосоциальную адаптацию можно рассматривать как частный случай социальной регуляции поведения человека в целом.

Таким образом, в обобщенном виде термин «адаптация» полисемантичен. Он наделён социальным содержанием с сохранением некоторых психобиологических характеристик в рамках исследования В.Ю. Верещагина делается акцент на то, что «адаптивно-адаптирующая система человека включает в себя социальные механизмы, позволяющие либо изолироваться от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала нормальному биологическому и социальному развитию человека». Адаптация является инструментом познания отдельных аспектов взаимодействия человека с природной и социальной средой. В зависимости от контекста иногда с успехом пользуются заменяющими его словами: приспособление, соответствие, восприятие норм и идеалов, вживание в новую среду.

Воспринимая адаптацию как многоаспектный процесс, интересным для нас является вывод Б.Д. Парыгина и И.А. Милославовой о том, что адаптация личности складывается из комплекса подадаптации личности к отдельным факторам окружающего мира: адаптации к микросоциальным системам (психосоциальная адаптация), адаптации к изменённым условиям функционирования организма (биопсихологическая адаптация), адаптации к вещам, входящим в состав его рабочего места (познавательная или операционная адаптация), адаптация целостной личности к её внутренней психологической среде (внутриличностная, интраспективная адаптация) и др. С нашей точки зрения, анализ отдельных подадаптаций полезен для понимания механизмов адаптации и ее динамики, но не следует забывать, что эти разграничения являются в некоторой степени условными. Адаптация является непрерывным процессом реагирования на изменения, происходящие в жизни человека и достаточно трудно отделить друг от друга отдельные аспекты.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам
X