Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Зайчикова Татьяна Николаевна.
Технология педагогического тестирования как средство эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона

Нижегородский государственный педагогический университет

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Л.В. Загрекова

Нижний Новгород
2003 г.

Содержание диссертации
Технология педагогического тестирования как средство эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона

Введение

Глава I. Научно – теоретические основы эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона в условиях стандартизации образования
§ 1. Философское учение о системе как методологическая основа изучения сущности педагогической (образовательной) системы
§ 2. Сущность педагогической (образовательной) системы региона и ее специфические особенности
§3. Педагогическая диагностика как теоретический фундамент практической деятельности специалистов образовательной сферы по повышению эффективности управления функционированием и развитием педагогической системы региона
§ 4. Стандартизация как теоретическая основа повышения качества образования, ее роль в развитии и управлении региональной образовательной системы
§ 5. Психолого - педагогические основы деятельности учителя и учащихся в условиях функционирования образовательной системы как целостного явления педагогической действительности
Выводы по I главе

Глава II. Научно – теоретические основы педагогических тестов и технологии педагогического тестирования
§ 1. Тестовая теория и технология (исторический и современный аспекты развития)
§ 2. Педагогические тесты и их содержание, структура, формы и виды. Функции тестов
§ 3. Состояние проблемы педагогического тестирования в современной образовательной практике
Выводы по II главе

Глава III. Экспериментальное исследование реализации технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона
§ 1. Методика организации и результаты констатирующего педагогического эксперимента
§ 2. Методика организации и результаты организационно-практического педагогического эксперимента по конструированию, проведению и использованию региональной технологии педагогического тестирования
§ 3. Исследование влияния тестовой технологии на повышение эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона (формирующий этап эксперимента)
Выводы по III главе

Заключение
Литература
Приложения

Введение

Актуальность исследования. Одной из ключевых приоритетных задач модернизации российского образования является «…обеспечение государственных гарантий – доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [9,с.16].

В связи с этим актуализируется в современной педагогической теории и практике проблема научно-обоснованных методов контроля качества образования учащихся и прежде всего качества подготовки выпускников общеобразовательной школы как базового звена образования.

Основные принципы образовательной политики в России, обозначенные в законе Российской Федерации «Об образовании» и ориентированные на сохранение единства образовательного пространства страны, развитие национальных, региональных и культурных традиций, обеспечение автономности и самостоятельности школ, актуализировали проблему образовательных стандартов как системы государственных требований в образовании, призванных не допустить реальной опасности разрушения единого образовательного пространства, снижения качества образования в отдельных школах в условиях провозглашения принципа их автономности.

Это создало объективные предпосылки для разработки и внедрения новых механизмов управления образованием, которые обеспечивали бы, с одной стороны, соблюдение конституционного права граждан на образование, сохранение единства образовательного пространства, а с другой стороны – видоизменение форм и методов государственного контроля качества образования.

В связи с этим, к приоритетным и актуальным проблемам относятся в современной педагогике проблемы, связанные с определением критериев оценки результата образовательной деятельности, оценки эффективности функционирования образовательных систем различного уровня сложности, средств, обеспечивающих эффективность управления их функционированием и развитием.

Анализ состояния современной образовательной практики показывает, что в настоящее время в России идет процесс становления системы тестирования в области образования, а тестовые технологии рассматриваются как одно из средств контроля качества подготовки и уровня предметных достижений учащихся. По инициативе Министерства образования Российской Федерации созданы следующие структуры: научно-методический совет по проблемам тестирования и Координационный совет по развитию тестирования в России, Центр тестирования. В последние годы практически во всех субъектах Федерации созданы и функционируют центры, осуществляющие разработку тестовых средств для аттестации школьников и образовательных учреждений.

Под руководством Министерства образования Российской Федерации систематически организуются и проводятся семинары и научно-практические конференции по проблемам методологии оценки качества образования и создания тестовых систем контроля обученности учащихся. Такие семинары и научно-практические конференции проведены в период с 1995 по 2002 гг. в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Вологде и др.

Вместе с тем, метод педагогического тестирования является на сегодняшний день, как показал анализ научно-педагогической литературы и образовательной практики, наименее теоретически и практически разработанным средством. Применение современных компьютерно - адаптивных тестовых технологий в обучении и контроле не нашли широкого применения в профессиональной деятельности специалистов образовательной сферы, что подтверждается и результатами проведённого нами констатирующего эксперимента. Исследование показало, что одна из причин этого явления связана с недостаточно полной изученностью вопросов о сущности и научно – теоретических основах технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона. Об этом свидетельствует тот факт, что в исследованиях, посвящённых данной проблеме, изучаются преимущественно отдельные аспекты влияния тестовой технологии на качество обученности учащихся.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие основные противоречия, характерные для современного образовательного процесса в аспекте развития и применения педагогических тестов:
- необходимость повышения качества подготовки обучаемых в соответствии со структурой требований государственных образовательных стандартов, включая их федеральный и региональный компоненты, и невозможностью сделать это без создания и практической реализации научно-обоснованных педагогических тестов и тестовых систем;

- необходимость перехода к научно-обоснованному управлению функционированием и развитием региональных образовательных систем и неподготовленностью руководителей школ, органов образования, учителей к такой работе, в которой существенное место должен занимать тестовый контроль и самоконтроль, самостоятельная работа обучаемых с тестовыми контрольно - обучающими программами, действующими в адаптивном режиме;

- необходимость автоматизации рутинных процессов традиционного контроля и незаинтересованностью части специалистов образовательной сферы, привыкшей к традиционной самооценке результатов своей работы.

Данные противоречия и порождают проблему исследования: какова совокупность педагогических условий успешного применения технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона?

Цель исследования: выявить, разработать, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие успешность применения технологии педагогического тестирования как средства повышения эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона.

Объект исследования: процесс функционирования и развития образовательной системы региона.

Предмет исследования: особенности конструирования, проведения и использования технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона.

Гипотеза исследования: технология педагогического тестирования станет реальным средством эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона, если будет: - создана специализированная организационная структура (Аттестационно - диагностический центр) (АДЦ), обеспечивающая проектирование целостной модели системы региональной технологии педагогического тестирования и организационно – методическое сопровождение всего блока работ, связанных с тестированием на региональном уровне;
- обеспечено соблюдение и реализация в процессе функционирования педагогической системы региона следующих педагогических условий: а) учёт руководителями школ, органов образования, учителями в своей профессиональной деятельности результатов педагогического тестирования; б) формирование методологической позиции и профессионально–педагогической компетентности специалистов образовательной сферы, работающих в контексте концептуальных идей тестовой теории и технологии; в) развитие методологической компетентности учащихся как субъектов образовательного процесса.

Задачи исследования:
1. Исследовать особенности педагогической системы региона как объективного явления социально–педагогической действительности, значение и роль педагогической диагностики, её основных методов в эффективном управлении её функционированием и развитием.
2. Выявить и обосновать цель, задачи, содержание работы Аттестационно-диагностического центра как специализированной организационной структуры, обеспечивающей организационно-методическое сопровождение всего блока работ, связанных с тестированием на региональном уровне, и апробировать её на практике.
3. Разработать на основе концептуальных идей классической и современной теории тестирования модель региональной технологии педагогического тестирования.
4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить основные педагогические условия успешного внедрения технологии педагогического тестирования, как средства эффективного управления функционированием и развитием региональной образовательной системы.
5. Разработать практические рекомендации руководителям школ, органов образования, учителям по использованию технологии педагогического тестирования, обеспечивающей улучшение учебно - воспитательного процесса, а также объективность, надежность и валидность при аттестации учащихся и общеобразовательных школ.

Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями нашего исследования являются понятия: «качество образования», «управление качеством образования», «педагогический тест», «тестирование», «мониторинг», «педагогическая диагностика» и «профессионально-педагогическая компетентность специалистов сферы образования».

Качество образования – это системная методологическая категория, отражающая степень соответствия результата образования поставленной цели (В.Н.Максимова).

Управление качеством образования – это прежде всего стимулирование и регулирование деятельности субъектов образовательного процесса для достижения поставленной цели (В.Н. Максимова).

Педагогический тест – совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности (В.С. Аванесов).

Тестирование – метод педагогической диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности и валидности измерений, должна пройти обработку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической практике (К. Ингенкамп).

Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению (А.Н. Майоров).

Педагогическая диагностика – установление и изучение признаков, характеризующих состояние различных элементов педагогической системы и условий её реализации (на всех её уровнях) для прогнозирования, коррекции нарушений нормальных тенденций её функционирования и развития (Е.А. Михайлычев).

Профессионально-педагогическая компетентность специалистов сферы образования – знание основных психолого-педагогический теорий обучения и воспитания, общей структуры и содержания систем образования различных стран, современных разработок и теоретических установок в отношении управления в целом и учебными заведениями в частности (М.М. Поташник).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- определена теоретико-методологическая стратегия к разработке и внедрению технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона;
- выявлена цель, основные функции и направления деятельности Аттестационно - диагностического центра (АДЦ) как специализированной организационной структуры, владеющей методикой составления педагогических тестов и методологией организации массового тестирования школьников, аттестации учащихся школ и образовательных учреждений;
- разработана модель региональной технологии педагогического тестирования, реализация которой обеспечивает эффективное управление функционированием и развитием педагогической системы школы, района, региона;
- выявлены необходимые педагогические условия успешного применения технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона;

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в практике проведения аттестации и мониторинга качества функционирования образовательных систем различного уровня сложности (класса, общеобразовательной школы, района, области); теоретические выводы могут быть положены в основу разработки и реализации авторских тестовых технологий контроля уровня обученности учащихся в системе общего образования.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1994-2002 гг. и предусматривало три этапа.

На первом этапе (1993-1996 гг.) проводилось изучение научной и учебно-методической литературы, определялись основные подходы к изучению темы диссертационного исследования, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по применению тестовой технологии в образовательном процессе. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, обоснована актуальность и практическая значимость проблемы исследования, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе (1996-2000 гг.) осуществлялась опытно - экспериментальная проверка гипотезы, анализ и интерпретация полученных данных, обрабатывался материал исследования, проводилась выработка практических рекомендаций по проектированию и использованию технологии педагогического тестирования в учебно - воспитательной и управленческой деятельности специалистов образовательной сферы.

На третьем этапе (2000-2002 гг.) происходило теоретическое осмысление работы, проделанной на предыдущих этапах, литературное оформление диссертации. Проводилось внедрение научно-методических рекомендаций по использованию тестовой технологии в практике работы общеобразовательных школ.

Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методологическими ориентирами исследования сущности педагогической (образовательной) системы региона, определения значения и роли педагогической диагностики, её основных методов как средства эффективного управления её функционированием и развитием являются системный, деятельностный, личностный и синергетический подходы. Системный подход позволяет выявить и уточнить цели, содержание, функции, сущность педагогической диагностики, обеспечивающей получение специалистами образовательной сферы объективной и достоверной информации об эффективности её функционирования. С позиции системного и деятельностного подходов объект педагогической диагностики определяется как процесс функционирования педагогической системы и ее предмет – как результат этого функционирования, выраженный в различных качественных и количественных характеристиках. Личностный и синергетический подходы обеспечивают при разработке технологии педагогического тестирования и содержания педагогических тестов учет и развитие индивидуально-личностного уровня образовательных достижений учащихся как субъектов своей учебной деятельности.

2. Успешная реализация региональной технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона, спроектированная на основе концептуальных идей классической и современной теории тестирования и включающая в себя банк тестовых заданий, компьютерную программу обработки результатов тестирования и их интерпретации, методику формирования репрезентативной выборки учащихся при массовом тестировании, обусловлена наличием специализированной структуры (Аттестационно-диагностического центра), обеспечивающей научно-методологическое и организационно – методическое сопровождение всего блока работ, связанных с тестированием на региональном уровне.

3. Успешная реализация технологии педагогического тестирования для диагностики и мониторинга предметных достижений учащихся, ориентированные на повышение качества обученности школьников и совершенствованной управленческой деятельности специалистов образовательной сферы, обусловлена методологической позицией и профессионально-педагогической компетентностью руководителей школ, органов образования, учителей и уровнем рефлексивности познавательной деятельности учащихся, их методологической компетентностью.

4. Необходимым условием успешного применения технологии педагогического тестирования как средства повышения эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона является включение педагогических тестов в качестве необходимого элемента в районную модель мониторинга образования и доведение результатов тестирования до сведения руководителей районного звена образования, школ, учителей и учащихся. Это позволит руководителям школ и органов образования районного уровня принять научно-обоснованные управленческие решения, обеспечит учителям школ возможность ввести в учебный процесс своевременные коррекционные процедуры, ориентировать школьников на необходимость устранения пробелов в усвоенной системе знаний, умений и навыков, развивать их активность и самостоятельность как субъектов своей учебной деятельности. В этом случае обеспечивается самоуправление и саморазвитие педагогической системы школы (района, региона) постепенный переход от педагогического управления со стороны учителя к самоуправлению со стороны ученика.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

§1.Философское учение о системе как методологическая основа изучения сущности педагогической (образовательной) системы

В современном науковедении под методологией понимается прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В структуре методологического знания выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (Э.Г. Юдин) [38].

Для нашего исследования важное значение имеют все названные уровни методологического знания, однако более подробно остановимся в соответствии с целью и задачами диссертационной работы на характеристике первых двух уровней.

Содержание первого, высшего философского уровня составляют, согласно Э.Г. Юдину, общие принципы и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Значимость данного уровня в изучении педагогических явлений отмечается в работах М.Вишневского. Он писал, что необходимость педагогически ориентированного философского синтеза при исследовании современной образовательной деятельности обусловлена тем, что философия изначально и по сути выступает как мировоззренческая теория образовательной практики [50, с.20].

Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Такой теоретической концепцией является системный подход как одна из форм познания окружающей действительности.

В научной философской литературе отмечается, что целостные системы – это не единственная форма бытия действительности, а системный, целостный подход – не единственная форма познания. Так, известный отечественный философ В.П. Кузьмин выделяет три типа наиболее общих объектов природы и общества: отдельный предмет – целостная система – совокупная разнообразная действительность. Этому разделению по типам объектов соответствуют и определенные типологические формы теоретического познания.

Первая из них в центре своего рассмотрения ставит отдельный предмет, взятый сам по себе («предметоцентризм»); вторая – «вид», «род», составляющие систему, в которой отдельный предмет выступает как компонент системы («системоцентризм»); третья – сложную действительность, представленную множеством разнотипных систем («полицентрическое сверхсистемное единство») [110, с.30].

Сущность системного подхода и его значение в исследовании различных областей действительности. Данный аспект достаточно полно и глубоко раскрыт в научной философской (В.Г. Афанасьев, А.Н. Кочергин, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) и педагогической литературе (С.Л. Кузьмина, В.П. Симонов, В.М. Полонский и др.).

Так, В.Г. Афанасьев отмечает, что системность – это свойство, черта объективной действительности, а системный подход к ней – конкретизация диалектико-материалистического учения о всеобщей связи, движении и развитии. «Системный подход - это качественно более высокий, нежели просто предметный способ исследования. Это переход от познания отдельного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному, от одномерного к полимерному, от линейного к нелинейному и т.д.» [31, с.7].

Системный подход, по определению В.М. Полонского, - это метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Системный подход применяется к тем явлениям, которые относятся к категории системы [168, с.151]. Следовательно, сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении. А.Н. Кочергин отмечает, что изучение действительности на основе ее системного представления является таким этапом в развитии познания, который позволяет осуществить процесс познания с учетом всех сторон, связей и опосредований действительности. Поэтому системный подход можно рассматривать как конкретизацию диалектического принципа о всеобщей связи [104, с.9].

Роль системного подхода в научном познании и в управлении разнообразными объектами социального порядка, как отмечают ученые-философы, велика. Системный подход в его современном виде позволяет органически соединить анализ и синтез, качественное и количественное в исследовании социальных процессов, что расширяет возможности для применения эвристических и логико-математических методов, а также современных электронно - вычислительных средств. Системный подход позволяет выявить интегративные свойства системы и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития [161, с.99].

Системный подход в изучении явлений педагогической действительности требует, согласно результатам исследований В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др., реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики [161, с.99]. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. На данные концептуальные идеи мы опирались при изучении проблемы диссертационного исследования.

Сущность понятия «система» (философский аспект). В научной философской литературе отсутствует единый подход к определению сущности понятия «система». По мнению В.А. Якунина, многозначность определения «системы» объясняется множественностью и разнообразием объективного мира. Именно это служит основанием для выделения в логических конструкциях большого многообразия систем, качественная специфика и различия в которых усложняют формулировку общего определения [256].

Анализ научной философской литературы показал, что существенные признаки понятия «система» раскрываются в работах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, А.Н. Кочергина, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др.

В.Г. Афанасьев под «системой» в широком смысле понимает «комплекс взаимодействующих тем или иным образом компонентов». В строгом смысле слова система – это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах. Конкретизируя это понятие, В.Г. Афанасьев определяет систему как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, «интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам» [31, с.18-19].

Наличие органической связи компонентов служит основанием того, что во взаимодействии со средой система всегда выступает как нечто «единое», обладающее качественной определенностью. Система – это такое образование, в котором внутренние связи компонентов между собой преобладают над внешними воздействиями на них.

Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их соответственно собственной природе. В результате исходные компоненты претерпевают заметные изменения: они теряют некоторые свойства, которыми обладали до вхождения в систему, приобретают новые свойства. На данные концептуальные идеи о сущности системы мы опирались при рассмотрении в процессе диссертационного исследования существенных признаков понятия «педагогическая система».\

Всестороннее изучение системы предполагает рассмотрение прежде всего ее внутреннего строения. Внутренние свойства системы характеризуются, согласно результатам исследований В.Г. Афанасьева, системно-компонентным, системно - структурным, системно - функциональным, системно - интегративным аспектами [31, с.21-31].

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветерин ария
География
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X