Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки
СУПЕРОБУЧЕНИЕ
Комната отдыха

Введите слово для поиска

Вечканова Наталья Валерьевна.
Конституционное регулирование и судебная защита личных прав и свобод в странах СНГ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ


Специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право


Диссертация
на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Умнова Ирина Анатольевна

Москва – 2014

Содержание диссертации
Конституционное регулирование и судебная защита личных прав и свобод в странах СНГ

Введение

Глава 1. Личные права и свободы человека как предмет конституционного регулирования в странах СНГ
§1. Понятие, особенности, система и основное содержание личных прав и свобод человека
§2. Конституционное закрепление личных прав и свобод человека в странах СНГ: общая характеристика
§3. Конституционные ограничения личных прав и свобод человека в странах СНГ

Глава 2. Судебная защита личных прав и свобод человека в странах СНГ: конституционно-правовые аспекты
§1. Суды в конституционном механизме защиты личных прав и свобод человека в странах СНГ
§2. Правовые позиции конституционных судов стран СНГ по защите личных прав и свобод человека: общее и особенное
§3. Влияние правовых позиций Европейского Суда по правам человека на решения конституционных судов стран СНГ по защите личных прав и свобод человека
§4. Проблемы взаимодействия конституционных судов и судов общей юрисдикции стран СНГ в защите личных прав и свобод человека

Заключение
Библиография

Приложение А. Государства-участники СНГ
Приложение Б. Максимальные сроки для задержания и ареста, предусмотренные конституциями стран СНГ
Приложение В. Отмена смертной казни в странах СНГ как высшей меры наказания, заключающейся в лишении человека жизни
Приложение Г. Правовые позиции конституционных судов стран СНГ по защите личных прав и свобод
Приложение Д. Нарушения личных прав и свобод человека в странах СНГ, признанные Европейским Судом по правам человека в результате рассмотрения жалоб
Приложение Е. Статистика обращений в Конституционный Суд РФ

Глава 1. Личные права и свободы человека как предмет конституционного регулирования в странах СНГ

§1. Понятие, особенности, система и основное содержание личных прав и свобод человека

Права и свободы человека в современном государстве являются одной из высших ценностей, объединяющей различные стороны индивидуального и общественного бытия. Они имеют не только правовой характер, но и гуманитарное, общечеловеческое значение, при этом являясь составной частью правового положения личности в государстве.

В конституционном праве определение понятия прав и свобод человека представлено достаточно широко и многоаспектно.

Обобщая позиции ученых, представляется, что права человека – это гарантированные государством общепризнанные возможности, определяющие правомочия человека в определенной законом сфере. Понятие «права человека», в отличие от понятия «свободы человека», указывает на конкретное направление или область деятельности индивида. Свободы человека определяются как сферы его деятельности, ограниченные для вмешательства государства. С помощью правовых норм государством устанавливаются пределы, в рамках которых человек имеет возможность либо действовать, либо бездействовать по своему усмотрению и выбору.

В консолидированном виде права и свободы человека представляют собой неотчуждаемые, естественные права и свободы, которые устанавливаются конституциями государств на основе общепризнанных международных правовых актов, социально значимые и гарантированные возможности каждого самостоятельно, осознанно, свободно и ответственно определять свое поведение, создавать и пользоваться материальными и духовными благами как в личных, так и в общественных интересах.

В современном виде права и свободы человека находят закрепление в международно-правовых документах: Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Протоколах к ней и др.

На сегодняшний день перечень прав и свобод человека, а также их содержание, во-первых, определяется историческими, культурными и религиозными традициями конкретного общества и государства, во-вторых, уровнем развития международного права в целом и его имплементацией в международное сообщество.

В правовом государстве индивид наделяется основными правами и свободами по рождению, которые являются неотчуждаемыми. Они, как правило, закрепляются конституционно и составляют основу правового статуса личности. Кроме того, признание прав и свобод наивысшей социальной ценностью направлено на формирование правового положения индивида в правовом государстве. Обязанность государства определяется конкретной формой выражения основного содержания прав и свобод, их признанием, соблюдением и защитой.

В науке и учебной литературе по конституционному праву права и свободы человека классифицируются по различным основаниям: по статусу субъекта выделяют права и свободы человека и права и свободы гражданина; по характеру субъекта, носителя права – индивидуальные и коллективные права и свободы; по происхождению – естественные и позитивные; по основанию – базовые (основные) и производные (дополнительные) права и свободы; по содержанию – личные, политические, социально-экономические и духовно-культурные права и свободы человека и др.

На основе содержания Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международных Пактов о гражданских и политических правах 1966 г. и экономических, социальных и культурных правах 1996 г. права и свободы человека разграничиваются по их содержанию на гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры.

Современное отечественное право представлено схожей классификацией в зависимости от сферы реализации права. Права и свободы делят на группы личных (гражданских), политических, социальных, экономических и культурных (духовно-культурных) прав и свобод.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей считают важным разграничивать личные (гражданские) права и свободы на подгруппы.

А.А. Мишин, исследуя зарубежный опыт, отмечает: «Ряд американских ученых-юристов группируют права и свободы на первостепенные, так называемые существенные, относя к ним права на свободу, на равенство, на гражданство, на справедливое уголовное правосудие, на право голоса, на свободу передвижения, выражения мнений, совести. Оставшиеся права и свободы относятся ко второй группе второстепенных или менее существенных прав и свобод».

Классификация, проводимая авторами «Большого юридического словаря», в философско-правовом измерении разделяет права человека на абсолютные и относительные. Данная классификация основывается на Международных Пактах о правах человека 1966 года. Так, к группе абсолютных прав и свобод, называемых фундаментальными правами, ограничивать которые ни при каких условиях не допускается, отнесены: права на жизнь, на защиту своей чести и достоинства, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайны, права на свободу совести, свободу вероисповедания, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на судебную защиту, на правосудие и связанные с ними процессуальные права. Иные права и свободы человека называются относительными и в случаях особых правовых режимов могут быть приостановлены или ограничены на определенный срок.

Используя иные основание и критерии, права и свободы можно сгруппировать: в зависимости от степени распространения права; исходя из категории субъекта; по степени участия государства в их реализации, по принадлежности конкретного лица государству; исходя из потребностей человека, которые могут быть удовлетворены путем реализации прав и др. Необходимо также сегодня ориентироваться на процесс расширения перечня прав и свобод, увеличение их объема, что свидетельствует о развитии системы прав и свобод человека, а значит, и усложнении их содержания и структуры.

Важной чертой нового подхода к классификации прав и свобод является стремление уделить особое внимание обеспечению и защите прав и свобод человека. В этой связи появляется потребность в выделении специальной группы прав и свобод, служащих для обеспечения всех иных основных прав и свобод личности.

Так, С.А. Авакьян предлагает разделить основные права и свободы на следующие группы: группа личных прав и свобод; группа публично- политических; группа экономических, группы социальных и культурных, а также группа прав по защите других прав и свобод.

Классификацию, в основу которой положен подход, объединяющий историческое развитие, содержание и происхождение прав и свобод человека, в науке принято называть – поколения прав человека.

Первое поколение представлено личными и политическими правами и свободами, ставшими завоеванием буржуазных революций. В практике становления демократических государств эти права и свободы впервые получили свое закрепление и развитие, создавая при этом обязанность государства не вмешиваться в личную сферу свободы.

Содержанием Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. к правам и свободам первой категории (права первого поколения) относятся гражданские и политические права и свободы. Их называют негативными, т.е. определяющими независимость личности от власти государства. Невмешательство в область «природно-суверенного самовыражения личности» определяется установленными государством пределами. Они имеют абсолютный характер и осуществляются незамедлительно, ограждают индивида от незаконных и несправедливых действий со стороны государства и могут быть защищены в судебном порядке.

В современном отечественном правоведении гражданские права и свободы называют, как правило, личными правами и свободами.

Ко второму поколению отнесены социально-экономические права и свободы, получившие закрепление в период конца XIX – начала XX веков, реализация которых невозможна без участия государства.

Третье поколение прав порождено глобальными проблемами человечества и эпохой информатизации. Рассматривая концепцию трех поколений прав человека, К. Васак относит к третьему поколению коллективные права, в основу которых положена солидарность людей. Эти права получили название права «солидарности». В их число входят права на мир, на развитие, на коммуникацию, на общее наследие человечества, на здоровую окружающую среду. Для прав третьего поколения особенностью является коллективный характер, что влечет необходимость их коллективной реализации.

Считается, что индивидуальное право может быть осуществлено коллективно, однако, в отличие от коллективного права, оно может быть реализовано и защищено индивидуально каждым. В свою очередь, коллективные права осуществляться индивидуально не могут. Еще одно существенное отличие, по мнению Е.А. Лукашевой, заключается в том, что право человека является естественным правом, приобретаемым от рождения, а коллективные права возникают и получают свое закрепление в процессе развития интересов общества или коллектива и не являются естественными.

С этим вряд ли можно согласиться. Думается, что в этой связи справедливой будет точка зрения И.А. Умновой, полагающей, что права третьего поколения, к которым сегодня отнесены права на безопасность, мир, на здоровую окружающую среду, на информацию, обладают смешанной, интегрированной природой, выражающейся в способности, во-первых, выступать условием и гарантией для других прав и свобод; во-вторых, распространяться как на индивидуальных, так и коллективных носителей права.

В настоящее время ученые предпринимают попытки выделить четвертое, пятое и другие поколения прав, которые по сути являются дифференциацией прав третьего поколения, раскрывающих в системе более конкретных правомочий их смысл и содержание.

Четвертое поколение прав – права в сфере информационного права и новых технологий. С.И. Глушкова считает, что правовая регламентация прав этой группы позволит определить понятия таких прав и свобод, как информационная безопасность и безопасность информации, информационная свобода и свобода информации и др.

О.Ю. Малинова высказывает точку зрения, что в перспективе определено развитие пятого и шестого поколений прав человека. При этом к пятому поколению можно будет отнести репродуктивные права человека.

Перечень так называемых «новых» прав подвижен. Он расширяется, в том числе и за счет трансформации личных прав и свобод человека первого поколения, как их адаптация к угрозам и вызовам человечеству в современную эпоху. Например, за счет влияния глобализации, природных и техногенных катаклизмов, научно-технического прогресса.

Необходимо отметить, что многие из прав третьего, четвертого и последующих поколений представляют собой конкретизацию (дифференциацию) личных прав и свобод человека. К примеру, такие права, как право на социальную защиту, здравоохранение, медицинскую помощь, безопасность и мир, здоровую окружающую среду, как реально осязаемые блага для каждого, право на информацию, репродуктивные права и другие, являются дополнительными инструментами, которые обеспечивают эффективную реализацию права на жизнь. Право каждого на личную неприкосновенность является главным составляющим элементом права человека на безопасность, которое может быть определено как состояние защищенности его жизненно важных интересов. В правовом государстве право каждого на личную неприкосновенность выражается в гарантировании государством права на свободу и безопасность, включая недопущение, прекращение и наказание посягательств на жизнь человека, его здоровье, честь и достоинство, телесную неприкосновенность и половую свободу, моральную и индивидуальную свободу личности. Право на безопасность предоставляет каждому возможности распоряжаться собой и по своему усмотрению определять своё местонахождение.

Все права и свободы тесно взаимосвязаны. Их классификация условна, поскольку отдельные виды прав по своим признакам могут быть включены в разные группы одновременно. Так, к примеру, право на свободу мысли и право на свободу слова одновременно включены и в группу личных, и в группу политических прав, право на свободу совести и вероисповедания как в группу личных, так и социальных прав.

Рассматривая классификацию прав и свобод человека, необходимо отметить, что именно личные права и свободы следует признать исходным правовым началом в системе прав и свобод человека.

Личные права и свободы человека, являясь составной частью общей системы прав и свобод человека, опосредуют наиболее существенную связь личности и государства, отражают правовое положение личности, обеспечивая при этом жизнь, индивидуальную безопасность и личную свободу.

Запрет на незаконное вмешательство государства в личную жизнь, частные интересы гарантирует свободу личности в государстве и выражается в конституционном закреплении личных прав и свобод. Они направлены на защиту человека как биологического существа и развитие человеческой индивидуальности, позволяющей ему считаться личностью.

Личные права и свободы в отличие от других групп прав и свобод определяют человека как разумное биосоциальное и психофизиологическое существо, наделенное собственным сознанием, волей, достоинством, честью, а также правосубъектностью, что делает его самостоятельным субъектом права.

Конституционное закрепление личных прав и свобод означает признание государством социальной значимости жизни каждого человека, его личной свободы, возможности выбора разнообразных форм самореализации и самоопределения человека в личной жизни.

Для личных прав и свобод характерно наличие обоюдной ответственности и государства, и личности. Конституционное закрепление личных прав и свобод накладывает на государство обязанность охраны и защиты этих прав, включая права на жизнь, на защиту чести и достоинства, на личную безопасность. Человек, в свою очередь, используя предоставленные блага, обязан соизмерять свои действия как с интересами других лиц, так и с общественными интересами, не нанося при этом вреда действующему правопорядку. Такой характер личных прав и свобод позволяет исключить произвол любых государственных органов и должностных лиц и установить конкретно определенную юридическую основу взаимоотношений государства и человека в сфере личной свободы.

В теории права личные права и свободы человека трактуются как в узком, так и широком смыслах. В широком понимании личные права и свободы включают всю группу субъективных прав и свобод личности (личные, политические, культурные, социально-экономические), в узком представлении – естественные права и свободы, поддерживающие своеобразие человека и ограждающие от незаконного распоряжения его жизнью, вторжения в частную жизнь, создания угроз его свободе и безопасности.

Л.И. Глухарева считает, что личные права и свободы характеризуют антропологический и индивидуальный аспекты жизни человека. Эти естественные по происхождению права, обеспечивая своеобразие и индивидуальность человека, порождают гарантии от незаконного вторжения в его личную и частную жизнь и не зависят от властей.

Е.А. Лукашева отмечает, что личные (гражданские) права и свободы – это неотчуждаемые, естественные права и свободы человека, принадлежащие ему с момента рождения и не связанные с принадлежностью к какому-либо государству, не подразумевают наличия гражданства, гарантируют автономию и свободу каждого и их назначение – обеспечить юридическую защиту от любого незаконного воздействия на индивида.

По мнению Ю.Л. Шульженко, личные правы и свободы описывают сферу повседневного бытия индивида, вторжение в которую считается недопустимым со стороны других лиц, в том числе и публичной власти, за исключением специально уполномоченных представителей последних и лишь в случаях, в порядке и при соблюдении условий, предусмотренных законом, представляют собой фундамент жизни и деятельности индивида, создавая для него состояние правовой защищенности.

Обобщая позиции ученых, автор работы определяет, что основными ценностями, положенными в основу содержания личных прав и свобод человека, выступают жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность и личная неприкосновенность личности. Исходя из этого, личные права и свободы человека – это неотчуждаемые, естественные, непосредственно реализуемые правовые возможности, необходимые для охраны его жизни и здоровья, чести и достоинства, индивидуализирующие личность, гарантирующие свободу и безопасность, личную неприкосновенность и предопределяющие правовое положение личности в государстве по отношению к правопорядку и закону.

Соотношение понятий «личное право» и «личная свобода» характеризуется прежде всего тем, что термин «личная свобода», не конкретизируя результат, определяет большие возможности индивидуального выбора. Например, конституционное закрепление свободы совести, свободы вероисповедания, свободы мысли и слова. В то же время термин «личное право» определяет конкретные действия, которые гарантируются или, наоборот, запрещаются государством. К примеру, это права на жизнь, на достоинство личности, на безопасность, на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и т.д.

Наукой конституционного права не представлено единого подхода в формировании перечня личных прав и свобод человека.

Обозначая круг личных прав и свобод, ученые высказывают в основном схожие позиции, различия же проявляются в том, что традиционно признаваемые личные права и свободы (права на жизнь и достоинство личности; на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной и семейной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; неприкосновенность жилища) дополняются личными правами и свободами, выделяемыми с периода их признания советскими конституциями (свобода выбора национальной принадлежности и право на пользование родным языком; свобода совести). Такой точки зрения придерживаются, в частности, А.В. Малько и А.С. Автономов.

Е.А. Лукашева добавляет к указанному перечню право на защиту своей чести и доброго имени и право на свободу мысли.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин и М.В. Баглай вышеперечисленные права дополняют правом на свободу мысли и слова, правом на свободу вероисповедания, правом на информацию, правом на защиту чести и доброго имени.

И.А. Умновой дополнительно к традиционным в системе личных прав и свобод выделяются также свобода совести и вероисповедания; право на информацию; право на государственную и право на судебную защиты прав и свобод; право на получение квалифицированной юридической помощи; на презумпцию невиновности; на защиту от преступлений и компенсацию ущерба; на защиту от злоупотреблений власти и возмещение вреда.

А.Н. Головистикова и Л.Ю. Грудцына считают, что группа личных прав и свобод должна быть дополнена принципом презумпции невиновности.

По мнению С.А. Акакьяна, права на свободу слова и свободу мысли не должны включаться в группу личных прав и свобод.

Л.И. Глухарева предлагает несколько отличающийся перечень личных прав и свобод, включающий не только права на жизнь, на достоинство, на личную неприкосновенность и свободы от неволи, насилия, принуждения и рабства, но и право на частную жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на имя и честь, свободы совести, вероисповедания, вступления в брак и создания семьи и т.д.

В перечень личных прав и свобод также иногда включают судебную защиту (право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом).

Запреты являются гарантиями личных и других видов прав и свобод. В группу запретов включены: запреты на принуждение определять и указывать свою национальную принадлежность, на принуждение к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них и т.п.

Перечень названных прав неуклонно расширяется.

В комплекс личных прав и свобод предлагается сегодня включить такие права, как: право на аборт, право на клонирование, право на трансплантацию органов и тканей человека, искусственное репродуктирование и право самостоятельной реализации права на смерть. Эти права имеют сугубо личностный (соматический) характер. Их можно выделить в группу физической, духовной (душевной) свободы человека.

Представляется, что в системе личных прав и свобод можно выделить основные права и свободы, а также производные. Права на трансплантацию органов и тканей человека, на аборт, на клонирование, на искусственное репродуктирование, на эфтаназию и т.п. являются производными от права на жизнь как основного личного права.

Перечень личных прав и свобод дополняется на сегодняшний день закрепляемыми в конституциях последних десятилетий правом на безопасность, правом на мир, правом на здоровую (благоприятную) окружающую среду, правом на информацию.

На взгляд автора, к личным правам и свободам человека следует отнести права и свободы, связанные с охраной его жизни и здоровья, чести и достоинства, гарантирующие его безопасность, свободу и неприкосновенность личности. К этой группе относятся: права на жизнь, на достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, на охрану здоровья, на безопасность, на мир, на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, на информацию, на тайну переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства, на свободу выбора своей национальной принадлежности и на пользование родным языком, на свободу совести и вероисповедания, на свободу мысли и слова.

Указанные личные права и свободы являются основополагающими для большинства других прав и свобод, в значительной степени определяют правовой статус личности, направлены на обеспечение свободы и автономии индивида.

Важное научное и практическое значение имеет выявление особенностей и признаков, характерных для личных прав и свобод человека, которые позволяют раскрыть видовой состав указанной группы прав.

По мнению А.В. Малько, предназначение личных прав и свобод заключается в гарантировании жизни человека и обеспечении его защиты от всех форм и видов насилия, унижающего или жестокого обращения, его индивидуализации, создания условий для свободы, личной неприкосновенности, неприкосновенности частной и семейной жизни, возможности определения должного поведения в границах нравственных, религиозных, исторических, национальных и других отношений.

Основное предназначение личных прав и свобод заключается в обеспечении индивидуальных возможностей каждой личности. Только в рамках правового государства индивид владеет свободой во всех ее разнообразных проявлениях. Действуя в своих интересах, индивид реализует право на автономию и самоорганизацию, параллельно способствуя прогрессу во всех сферах жизни и росту благосостояния и социальной активности граждан. Автор работы считает, что определяющими особенностями личных прав и свобод являются:

во-первых, соответствие этих прав и свобод конституционным принципам, определяющим правовой статус личности в государстве. К таким принципам относятся: принцип гуманизма, всеобщности и неотчуждаемости прав и свобод, принадлежности от рождения, недопустимости их незаконного ограничения, равенства всех перед законом, непосредственного действия, гарантированности и защищенности государством, справедливости и т.д.;

во-вторых, личные права и свободы определяют основу правового статуса личности в целом, а также лежат в основе других прав в частности;

в-третьих, закрепляются за каждым человеком и призваны обеспечить существование личности, ее своеобразие и автономию, направлены на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь и внутренний мир человека;

в-четвертых, гарантируются государством, находятся в состоянии непосредственного пользования и определяют важнейшие аспекты правового положения личности, ее отношение к правопорядку и законности;

в-пятых, установление пределов действия и возможного ограничения прав этой группы, а также механизма их защиты.

Личные права и свободы человека можно оценивать, используя естественно-правовой подход, базирующийся на идее их естественного происхождения, а также применять позитивистский подход, который обосновывает производный от государства характер личных прав и свобод.

Чаще всего в теории прав человека под естественными понимаются именно личные права и свободы.

По мнению И.А. Умновой (Конюховой), именно личные права и свободы имеют естественный и неотчуждаемый характер, принадлежат каждому по рождению. К их числу отнесены: права на жизнь, на достоинство личности, на безопасность, на психическую и физическую неприкосновенность, на свободу, на собственность, на личную и семейную тайну и т.п. В последнее десятилетие в перечень добавлен ряд права «третьего» и «четвертого» поколений. К примеру, право на смерть, право на чистую природную среду, право на пользования достижениями культуры, право на самоидентификацию личности и т.д. Установлено, что государство не вправе отчуждать или даровать личные права и свободы своими нормативными актами.

Необходимо отметить, что отличие основных естественных личных прав и свобод от производных права и свободы человека определяется невозможностью их отчуждаемости.

Производные (приобретенные) права и свободы человека базируются на основных нормах и принципах правоотношений, во-первых, между людьми, во- вторых, между обществом и государством, что дает возможность индивиду получать определенные блага и поступать по своему усмотрению.

Позитивистской концепцией природа личных прав и свобод человека определяется иначе. Государство, согласно указанной концепции, является источником всех прав человека, определяя основной вид, содержание, а также объем этих прав. В конституциях большинства стран определены главы либо разделы, посвященные правам человека.

Обязанность государства обеспечить права человека на жизнь, на неприкосновенность личности, на достоинство, на жилища и т.д. Этими правами наделяется каждый человека по рождению, их защита обеспечивается законом.

Таким образом, современные государства, признавая естественно- правовую концепцию происхождения личных прав и свобод человека, используют их конституционное закрепление, характерное для позитивистской концепции прав человека, тем самым обеспечивая гарантию и защиту личных прав и свобод при их нарушении.

На сочетании концепций естественного и позитивного права основано соотношение индивидуального и коллективного начал в личных правах и свободах. «Индивидуальное» и «коллективное» в правах и свободах не являются противоположными категориями, а сочетаются в личных правах и свободах человека. Природой прав определено, что индивидуальное заложено в человеке изначально, а государство должно обеспечить реализацию прав и свобод с помощью государственных институтов. Однако индивидуальность не является качеством неизменным. Соотношение коллективных и индивидуальных начал определяет взаимоотношение государства и личности. Представители индивидуалистической доктрины утверждают, что в рамках закона индивид свободен в совершаемых им поступках. Представители коллективистской концепции считают, что интересы государства и общества должны определять должное поведение и права человека.

Между коллективными и индивидуальными правами не имеется абсолютных границ. Коллективными правами пользуется не только весь народ, но и лица, относящиеся к данному народу – в отдельности. Следовательно, представляется необходимым рассматривать институт личных прав и свобод, исследуя их содержание как с позиций коллективных, так и с позиций индивидуальных начал.

Другим важным вопросом, позволяющим раскрыть содержание соответствующей конституционно-правовой категории, является классификация личных прав и свобод человека.

По определению А.А. Мишина, личные права и свободы можно условно распределить на две подгруппы: права и свободы, обеспечивающие защиту человека от посягательств со стороны других лиц, и права и свободы, обеспечивающие защиту от возможного посягательства самого государства.

К первой немногочисленной группе относятся: права на жизнь, на свободу, на неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию, возникшее как запрещение рабства и получившее на сегодняшний день актуальное и расширенное содержание. Права этой группы одновременно включают в себя юридические гарантии от неправомерных действий как государства в целом, так и отдельных лиц в частности.

Вторая группа представлена правами на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки и телефонных переговоров, на свободу передвижения и выбора места жительства и др. Эти права закрепляются одновременно с юридическими гарантиями защиты индивида от посягательств государства и его органов при непосредственной реализации этих прав.

По мнению А.Л. Анисимовой, основанием классификации личных прав и свобод может служить способ их приобретения.

К первой группе она относит права и свободы, приобретаемые в силу рождения. В их числе права на жизнь, на достоинство личности, на личную неприкосновенность, на честь и доброе имя, на деловую репутацию, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. Эти права приобретаются по рождению, защищаются при их нарушении независимо от уровня их правовой регламентации.

Вторая группа включает права и свободы, приобретаемые в силу специального закона. К ней относят: права на свободу передвижения, на выбор места пребывания и жительства, на имя и иные личные неимущественные права. Они являются субъективными правами конкретного правоотношения и тем самым уже урегулированы нормами права.

По содержанию личные права и свободы человека, закрепленные в законодательстве зарубежных государств, можно разделить на следующие группы:

– права, гарантирующие обеспечение личной свободы и личной жизни человека: права на жизнь, на безопасность, право не находиться в подневольном состоянии и не содержаться в рабстве, на неприкосновенность личности, на судебную защиту, на справедливое судебное разбирательство, право не подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию, на уважение личной и семейной жизни, на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и др.;

– права, гарантирующие обеспечение свободы сознания: право на свободу мысли, совести, вероисповедания, право на свободное выражение собственных мнений и убеждений, право на поиск, выбор и распространение информации и др.;

– права, гарантирующие охрану семьи и брака: право на добровольное вступление в брак и создание семьи на основе принципа равноправия, право на защиту семьи со стороны государства и общества и др.

С точки зрения защиты основных объектов личные права и свободы распределены на права:

– обеспечивающие защиту физической и психической неприкосновенности: права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность и т.д.;

– обеспечивающие защиту нравственных ценностей: права на честь, достоинство и доброе имя, на свободу совести и вероисповедания, на свободу мысли и слова и др.;

– обеспечивающие защиту свободы личности: права на неприкосновенность частной жизни, на неприкосновенность жилища, на личную и семейную тайну, на тайну телефонных разговоров, на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право определять свою национальность, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, право на свободу передвижения и выбора местопребывания и жительства.

По юридической природе личные права и свободы человека можно разделить на основные, закрепляемые международно-правовыми актами и конституциями государств и лежащими в основе правового статуса личности, и производные (дополнительные) личные права и свободы.

Так, группа основных личных прав и свобод представлена: правами на жизнь, на защиту законом и судом, на защиту чести, достоинства и доброго имени, на свободу и неприкосновенность личности, правом не подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию, правом каждого на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, правами на свободное передвижение и выбор места жительства, на свободу мысли, совести, вероисповедания, на свободное выражение своих мнений, убеждений и др.

Группа производных личных прав и свобод развивает, дополняет и конкретизирует основные права. В нее входят: право на смерть, право на аборт, право на клонирование органов, право на репродукцию как производные права на жизнь и т.д.

Личные права и свободы также можно разграничить на две группы: исключительно личные и личные со смешанной природой. Исключительно личными правами и свободами принято считать право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др.

Личные права и свободы со смешанной природой содержат ряд дополнительных особенностей, являющихся характерными для прав и свобод человека других классификационных групп. К этой группе, к примеру, можно отнести свободу слова, право на информацию, право на использование своих способностей, право на использование достижений культуры, право добровольно вступать в брак и основывать семью, право каждого на достойную жизнь, право на безопасность, право на охрану здоровья и др.

Основываясь на потребностях человека, общества и государства, система личных прав и свобод продолжает расширяться и наполняться. Это обуславливает необходимость дальнейшего развития конституционно- правового регулирования личных прав и свобод и конституционного закрепления таких гарантий, которые позволили бы обеспечить необходимую защиту личной свободы и индивидуальной безопасности каждого.

Использование как формально-юридического подхода, так и общесоциального при анализе личных прав и свобод дает возможность раскрыть конкретное содержание каждого из личных прав и свобод в отдельности, значительно расширяя и обогащая при этом их основное содержание.

В системе личных прав и свобод человека основное право – право на жизнь. Иные личные права и свободы признаются производными от права на жизнь, права, приобретаемого человеком с момента рождения.

Научное определение права на жизнь в международно-правовых актах и конституциях большинства государств мира не приводится, а само содержание этого права сводится к ограничению применения смертной казни.

По мнению С.А. Авакьяна, содержание права на жизнь включает обязательное его конституционное закрепление, охрану и защиту государством, определяется правом на физическое существование и тесно связано с запретом произвольного лишения жизни человека, однако допускающее как крайнюю меру наказания за совершенное преступление – смертную казнь.

А.Н. Головистикова и Л.Ю. Грудцына считают, что обладание правом на жизнь дает возможность для реализации всех остальных прав и свобод. Если существует угроза жизни человека, то теряют смысл все иные права и свободы личности.

М.Н. Малеина отмечает, что в основе права на жизнь лежит возможность распоряжаться жизнью, т.е. право сохранять жизнь (индивидуальность) или право подвергать себя значительным рискам (например, работать сотрудником органов внутренних дел, летчиком и др.), а также право на принятие решения о прекращении или продолжении жизни (право на эвтаназию, самоубийство, применение смертной казни).

А.М. Зайцева под правом на жизнь понимает возможность реализации трех входящих в него составляющих. Право на жизнь может быть представлено как право на биологическое существование человека, как право человека на достойный уровень жизни и как право на его свободу в духовном развитии. Право на достойную жизнь часто рассматривается на основе анализа его составляющих: права на достойный уровень жизни и права на свободу духовного развития.

Право на биологическое существование общепризнанно и лежит в основе права на жизнь, закрепленного практически во всех конституциях зарубежных стран и ключевых международных правовых актах. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. В Международном Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. установлено: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч. 3 ст. 6).

Справедливой представляется точка зрения И.А. Умновой, утверждающей, что в современных условиях в основу права на жизнь должна быть положена не только защита от традиционных вызовов и угроз, но и защита от латентных угроз, то есть создание условий для качества жизни. Таким образом, формируется новое право – право на качество жизни, производное от права на жизнь.

Право на достойный уровень жизни как составляющая основного права на жизнь своим появлением относится к концу XIX века, однако нормативное закрепление это право приобрело не во всех государствах.

Аналогичная ситуация применима к праву на свободное духовное развитие, не имеющему на сегодняшний день общепризнанного характера. Закрепляя запрет на вмешательство государства и иных лиц в духовный и внутренний мир человека, законодательно признается необходимость разумного государственного контроля в сфере информации.

Характеристика права на жизнь, по утверждению А.М. Зайцевой, основана на том, что указанные структурные элементы этого права являются личными, естественными правами. Следует отметить, что не только три названных, а все структурные элементы права на жизнь являются естественно- правовыми по своей природе.

Неотчуждаемость, прирожденность и равенство являются определяющими признаками, характерными для права на жизнь как естественного права. Большинство российских ученых, таких как Е.А. Лукашева, О.Е. Кутафин, Е.И. Козлова, М.В. Баглай, высказывают схожие мнения о том, что право на жизнь, являясь базовым правом для реализации иных прав и свобод, в широком смысле является фундаментальным и естественным.

В любом правовом социальном государстве жизнь человека является наивысшей ценностью. Право на жизнь – это гарантированная всеми международными правовыми актами о правах и свободах человека, а также большинством конституций стран мира неотъемлемая возможность не быть лишенным жизни. Провозглашение в конституции страны права на жизнь порождает обязанность государства обеспечить его охрану и защиту.

Право на достоинство личности также является одним из основных личных прав и свобод человека. Именно с понятия «достоинство человека» начинаются разделы и главы о правах и свободах в конституциях последнего десятилетия и международных документах. В преамбуле Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. установлено, что в основу гражданских и политических прав положено присущее человеческой личности достоинство.

Право на достоинство присуще каждому человеку вне зависимости от его принадлежности к социальным группам или категориям. Богатые и бедные, законопослушные граждане и преступники, здоровые и больные (в том числе инвалиды, недееспособные, душевнобольные) – абсолютно все имеют право на уважение человеческого достоинства, включающего в себя свободу в выборе образа жизни, отказ от рабства и иных форм принуждения.

В конституционном праве понятие «достоинство» определяется через осознание индивидом его конкретной социальной ценности и может быть рассмотрено как ценность человеческого рода в целом, каждого в частности.

По мнению А.Л. Анисимовой, под достоинством личности понимается самооценка человеком собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения.

Право на уважение и обязанность уважать других, по мнению М.В. Баглая, раскрывают содержание права на достоинство личности.

Определяя понятие права на достоинство, Е.А. Лукашева указывает на основные составляющие этого права: право на самоуважение, право на уважение и справедливую оценку человека другими лицами.

Таким образом, достоинство следует определять как наличие личностных качеств, проявляемых как результат самооценки личности (субъективная сторона понятия «достоинство»), так и репутации в обществе (объективная сторона понятия «достоинство»). Достоинство предполагает наличие у человека нравственных и интеллектуальных качеств личности, которые соответствуют нравственным ценностям, принятым в данном обществе.

Право на достоинство, как субъективное право общего характера, включает в себя право на честь, репутацию и доброе имя и право на их защиту. Юридический характер содержания права на достоинство базируется на морально-этических нормах и связан с совершаемыми социально значимыми поступками личности.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам

 

 

 

 

X