Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки
СУПЕРОБУЧЕНИЕ
Комната отдыха

Введите слово для поиска

Ван Вэй.
Собирательская деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Специальность: 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: доктор культурологии, доцент О. С. Сапанжа

Санкт-Петербург
2014

Содержание диссертации
Собирательская деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР

Введение

Глава 1. Историография и методология исследования собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР
1.1. Развитие представлений о собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР: историографический обзор
1.2. Историческая типология музеев национального искусства КНР

Глава 2. Основные этапы и специфика развития собирательской и экспозиционной деятельности музеев национального искусства КНР
2.1. Этап становления музейного дела в Китайской республике (1912–1949 гг.)
2.2. Этап собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев в Китайской Народной Республике во второй половине XX в.
2.3. Этап развития собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР в период 2000–2010 гг.

Глава 3. Специфика эволюции собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР
3.1. Современные тенденции собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев КНР
3.2. Особенности реализации концепции собирательской деятельности и форм презентации в музеях КНР (на примере музея города Хуанган провинции Хубэй)

Заключение
Библиография
Приложение

Глава 1. Историография и методология исследования собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР

1.1. Развитие представлений о собирательской и экспозиционно-выставочной деятельности музеев национального искусства КНР: историографический обзор

Проблемы поиска стратегических направлений развития музейного дела и науки, исследующей феномен музея и музейного отношения к действительности, являются сегодня одними из наиболее актуальных. Неизменный рост числа музеев и устойчивость самого социального института, несмотря на приобретение им черт, отражающих требования модернизации, определяют круг проблем, требующих решения.

К этим ключевым вопросам могут быть отнесены следующие: исследование современного состояния музейного пространства конкретных регионов, определение типологии музейного мира, активизация сотрудничества в изучении перспектив развития музея и, наконец, исследование специфики музейных собраний (в частности, изобразительного искусства).

В этой связи исследование специфики музейного мира Китая представляется крайне актуальной задачей, решение которой позволит, в свою очередь, сформировать типологию музейного мира КНР. Это одна из ключевых задач музейного строительства страны.

Исходя из хронологических рамок и задач исследования, интересующую нас научную литературу можно классифицировать по нескольким критериям, одним из которых является время опубликования. Следуя этому критерию, можно выделить две большие группы музеологических исследований: первая группа – это историческая литература, посвященная проблемам музееведения / музеологии, опубликованная до середины 1980-х гг., и вторая – научная литература, опубликованная с середины 1980-х гг. по настоящее время. Трудности историографического анализа вызваны своеобразием историографической ситуации, сложившейся в данном направлении исследований в Китае.

Музеи, в их современном понимании, возникли в Китае в начале двадцатого столетия. В своем исследовании доктор Су Донгай, редактор «Китайского музейного журнала», выделяет три периода в развитии китайских музеев за последние 90 лет [2, с. 55]. Им соответствуют и три этапа становления музееведческой науки. Хронологически эти периоды распределяются так: 1930- е гг. – время между двумя мировыми войнами; послевоенные 1950-е гг. и, наконец, 1980-е гг. В сравнении с другими государствами Китай, в силу своих особенностей, отставал на 10–20 лет. Поскольку он следовал в фарватере более развитых стран, его музейная жизнь испытала на себе сильное внешнее воздействие: в 1930-е гг. это были, в основном, западноевропейские страны, США и Япония; в 1950-е гг. – Советский Союз. В 1980-е и 1990-е гг. Китай стал двигаться по пути, более отвечающему его национальной природе.

Сама идея музея как общественного института была воспринята в Китае достаточно рано. В 1860–1870-е гг. развернулась широкая кампания заимствования европейского опыта. Именно тогда в качестве инструмента народного образования в Китае появились музеи. Однако реакционность правящей в то время династии Цин воспрепятствовала модернизация Китая. И хотя иностранцы открыли несколько музеев, правительство не поддерживало дальнейших шагов в этом направлении.

Новая эпоха в музейном деле Китая была открыта его пионером Жанг Йаном. Получив отказ в ответе на предложение основать императорский музей, он устроил в 1905 г. на собственные средства в своем городе первый в стране настоящий музей. Эту дату следует считать началом музейного строительства в Китае [Там же].

Народная революция под руководством Сунь Ятсена покончила с императорской властью в Китае. Новое правительство Китайской республики постановило открыть Национальный исторический музей. К сожалению, вскоре страна оказалась ввергнутой в пучину междоусобиц. С 1928 г. Чан Кайши, объединив страну, начинает период интенсивного развития Китая, который в полной мере затронул и музейную сферу. По статистике, в это время, т. е. с 1928 по 1936 г., число китайских музеев возросло с 10 до 77.

Одновременно с музейной практикой развивалось и музееведение. В 1935 г. была основана Китайская ассоциация музеев, имевшая явную теоретическую ориентацию. В этот период был издан ряд вполне добротных музееведческих книг. «Общая музеология», написанная Чен Данши, например, достаточно характеризует китайскую музееведческую мысль 1930-х гг. Свое исследование автор строит на изучении европейских, американских и японских источников, что делает его профессиональный обзор достаточно широким и основательным. Для музеев Китая 1930-е гг. были временем надежд и важных начинаний. Музееведение оформилось как научная дисциплина. К сожалению, это многообещающее развитие было прервано войной.

После многолетней войны в Китае ко времени образования нового государства в 1949 г. существовал только 21 музей. К 1952 г. число национальных и региональных музеев увеличилось до 40. В этот период концепция музейного развития строилась по советской модели. А это означало, что все культурные ценности, сосредоточенные в музеях, являлись коллективным достоянием, и вся деятельность музеев осуществлялась под руководством государства. Следуя по советскому пути дальше, после 1952 г. Китай наращивал сеть краеведческих музеев, отражавших одновременно природу, историю и успехи социалистического строительства региона. К концу 1957 г. число китайских музеев достигло 77. Была несколько сбалансирована диспропорция в распределении музеев в больших городах и провинциях.

В соответствии с тенденцией музейного развития формировались и теоретические подходы. Марксизм-ленинизм, определявший идеологическую направленность китайского музееведения, продиктовал главные темы научных дискуссий: «Кому служат музеи?» и «Как они служат?». Обсуждение велось с четких классовых и политических позиций, восторжествовал взгляд на музей как на идеологическое учреждение, не случайно многие музеи стремились отреагировать на события политической жизни своими выставками. Постепенно в 1950-е гг. в музейных кругах рефреном стали повторять лозунги: «Служи классовой борьбе», «Служи производству». Эти годы (1950-е) были временем советской модели музейного дела с марксизмом-ленинизмом в качестве ведущей идеологической доктрины в теории и практике. В музееведении была провозглашена идея «трех начал и двух задач».

Начиная с 1966 и по 1976 г. – время так называемой «культурной революции», нанесшей музеям Китая серьезный урон: многие из них были закрыты, другие служили целям борьбы за власть. Очевидно, что в силу многих объективных и субъективных обстоятельств научная литература, опубликованная до 1980-х гг. имеет относительно небольшое значение для разработки выбранной темы исследования.

В 1980-е гг. происходит возрождение музейного дела и музеологии в Китае. Именно с 1980-х гг. выделяется этап китайского музейного строительства и музееведческой науки: реконструкция и развитие в духе происходящих преобразований в культуре и науке. После «культурной революции» возродился животворный источник духовности на земле Китая, а к сотрудникам музеев вернулась надежда и уверенность. Осуществляемая ими деятельность по реконструкции и развитию – плод усилий и опыта старшего поколения и творческих исканий молодых. Можно с уверенностью сказать, что музейное дело и связанные с ним теоретические разработки осуществляются в 1980-е гг. в благоприятной обстановке. Статистика указывает на устойчивую тенденцию к расширению музейной сети Китая.

По статистике Китайского музейного общества в 1990-е гг. в КНР насчитывается 1300 музеев, в которых работает 21 000 сотрудников. В соответствии с принятым в международной практике статистическим критерием, это составляет один музей на 85 000 человек и на площадь 7400 км2. В музееведении Китая произошли также серьезные перемены. В начале 1980-х гг. возникло Китайское музейное общество и местные ассоциации. Для проведения академических исследований в сфере музеев были открыты специальные научные институты. С 1984 г. Китайское музейное общество организовало несколько симпозиумов по темам: «Музей на службе общества», «Музейный менеджмент», «Дизайн в музее», «Музей и образование», «Проблемы консервации музейных ценностей».

Характеристики музеологических работ, начиная с 1980-х гг.:

- все больше китайских музеологов и музейных работников ведут исследования в духе академической науки с учетом национальных особенностей научной деятельности, китайские музееведы стремятся теперь найти теоретически обоснованное решение для перспективного развития музеев именно своей страны;

- китайские музееведы пришли к пониманию музеологии как научной дисциплины со своим предметом исследования. Отказавшись от принятого в прошлом описательного подхода, китайские исследователи сосредоточились на проблемах взаимоотношений музея и общества. Также интенсивно в теоретическом аспекте разрабатываются темы по истории и методологии музейного дела. Для успешного решения названных проблем предлагаются и успешно применяются новые для музееведения научные методики. Образцы старой ментальности уходят в прошлое;

- интерес к теории в это время проявили многие сотрудники и студенты университетов. Они ведут свои исследования самостоятельно или занимаются на специальных музееведческих курсах. По неполным данным исторического музея Китая, с 1949 по 1978 г. в периодике появилось 395 публикаций музееведческого характера, между тем как с 1979 по 1988 г. их число составило 2029. Таким образом, количество исследований, опубликованных в 1980-х гг., в пять раз превышает их количество за предыдущие 30 лет.

Очевидно, что китайское музееведение переживает начальный этап своего развития. Подготовка специалистов освобождается от изоляционизма и от идеологической зашоренности в понимании функций музея. Идея классовой борьбы перестает доминировать в практике и теории музейного дела. После «культурной революции» музееведческая наука занялась переосмыслением положения музея в обществе. Принятая Китаем политика реформ открыла для музеев и их сотрудников новые возможности общения. В 1983 г. Китай принят в Международный Совет Музеев (ИКОМ).

В Лейдене, в 1984 г., состоялся VII Симпозиум Международного комитета по музеологии (ИКОФОМ) «Собирать сегодня во имя завтра». Тема симпозиума включала четыре главных проблемы:
• музейный объект – дефиниция или описание;
• критерии отбора музейных предметов и существующие ограничения собирательской деятельности;
• историческая глубина собирательства. Что из ныне существующих коллекций подлежит дальнейшему сохранению;
• современная практика приобретения музейных предметов и соответствие ее потребностям завтрашнего дня.

Большинство участников подчеркивали недовольство прошлой и настоящей политикой музейного комплектования, подчеркивали необходимость разработки специальной программы в этой области. Высказывались надежды, что музеология разработает достаточно четкие критерии отбора предметов для музейных собраний. Многие ораторы сошлись во мнении, что собирательская деятельность музеев зависима от контекста времени и культурной ситуации.

Неоднозначной была оценка возможности предусмотреть будущее и заранее ориентировать музеи на собирание того или иного пласта материальной культуры. Элиаш Буркау говорил о целесообразности возникновения в будущем «институтов общественной памяти», где музеи будут взаимодействовать с архивами, библиотеками и т. д. В какой-то степени этот подход перекликался со взглядами Томислава Шолы, возлагавшего большие надежды на информационные технологии. В противоположность им, Андреас Гроте был весьма скептичен, если не сказать циничен, спрашивая: «Какое будущее?», «Чье будущее?». Как ни странно, очень мало говорилось о возможности сотрудничества между музеями. Другая тема, оставшаяся без внимания – чрезмерный рост коллекций и связанные с этим проблемы.

В 1988 г., в Хайдарабате, состоялся XI Симпозиум Международного комитета по музеологии (ИКОФОМ) «Музеология и развивающиеся страны». На предыдущих встречах ИКОФОМ за пределами Европы (В Мехико и Буэнос- Айресе) участники из стран третьего мира подчеркивали особую значимость музеев и музеологии для решения проблем развития их культуры. Тогда же прозвучала мысль, что европейская модель музея не универсальна и не соответствует социальной роли музеев в развивающихся странах. Центральным на этом симпозиуме был вопрос: что может предложить музееведение для развития и сохранения культуры третьего мира?

Для дискуссии было сформулировано четыре группы проблем:
1. В чем главное назначение музеологии и музеев в развивающихся странах?
2. Что препятствует реализации возможностей музеологии и музейных программ в развивающихся странах и как преодолеть эти трудности?
3. Как может музеология помочь модернизации музеев в развивающихся странах? Существуют ли национальные модели музеев? В чем роль музеев развитых стран?
4. Каков механизм воплощения музеологической теории в практику в музеях, центрах по подготовке музейных сотрудников, следовательских институтах? И как этот ценный практический опыт учитывается в общих теоретических построениях?

Из 23 участников конференции 7 представляли Индию, 7 – Бразилию, 4 – Аргентину, 3 – африканские государства. Многие докладчики подчеркивали, что для стран третьего мира понятие «музей» явилось продуктом колонизаторства, хотя в некоторых случаях учитывалась и национальная традиция сохранения памятников национальной культуры. Представители Аргентины и Бразилии единодушно характеризовали традиционный музей в своих странах как оплот культурной, экономической и политической элиты. Большинство выступавших сошлись во мнении, что музеи – важный фактор формирования национального самосознания, но для выполнения своей миссии они должны отождествлять себя с потребностями местного населения. Этому препятствует отсутствие поддержки со стороны местных властей. У музеологов развивающихся стран есть общее убеждение, что они должны не копировать западные образцы, но использовать их, адаптируя к местной культурной ситуации. Например, в Индии успешно развиваются возникшие первоначально на Западе научные демонстрационные центры.

Большинство представителей западной Европы и Северной Америки подчеркивали, что модель музея XIX в., принесенная колонизаторами в третий мир, сегодня безнадежно устарела также и для запада. Различные социальные обстоятельства требуют достаточной гибкости и эластичности понятия «музей». В это время Китайский национальный комитет ИКОМа начинает поддерживать тесные отношения со специальными подразделениями этой организации, в частности таким, как ИКОФОМ – Международный комитет по музеологии. Профессиональный обмен стал достаточно интенсивным. Большую долю в специальных публикациях занимают вопросы сближения китайской и мировой музеологии, однако, в этом процессе существенна та же тенденция, что и в общем культурном процессе интернационализации. «Копируя зарубежный опыт, Китай теряет свое национальное лицо, но, придерживаясь только национальной традиции, страна делается закрытой для всего остального мира.

Задачей сегодняшнего дня является соединение двух начал и попытка построения современного музея, раскрывающего образ национальной культуры» [2, с. 58]. Анализируя развитие музеев и музееведения Китая в 1980–1990-е гг., можно, с одной стороны, сказать, что наиболее успешным оказался данный этап в истории китайского музейного дела, что подтверждается примерами из теории и практики. Но, с другой стороны, существует ряд «белых пятен», требующих большого внимания музееведов и практических музейных работников. В последние десять лет XX в. в КНР наблюдается четкая позиция к увеличению количества музеев. Леджун Ан отмечает следующее: «в определенном отношении это прогрессивная тенденция. Но правда и то, что многие из вновь созданных учреждений только номинально считается музеями.

Некоторые, например, имеют небольшой штат, скромные средства и даже небольшие коллекции, но не располагают помещением и экспозиционной площадью. Им предстоит непростая задача консолидации и совершенствования. Возможно, часть из них со временем вовсе прекратит свое существование» [2, с. 58].

При этом Ан Лайшун – историк-музеолог, редактор «Китайского музейного журнала», член Правления Китайского музейного общества пишет, что «тревогу вызывает явная недооценка реальных возможностей создания музеев в некоторых городах и провинциях Китая. Похоже, что руководящие органы более озабочены необходимостью учредить музей, а не тем, как это сделать. Поэтому многие новые музеи испытывают нужду в средствах, профессионалах и имеют коллекции недостаточного уровня. Следует признать, что эти проблемы нельзя решить быстро. Таким образом, дети рождаются, но родители не в силах заботиться о них» [Там же, с. 59].

Китайские музеологи 1990-х гг. отмечали, что старые музеи необходимо подвергнуть модернизации, потому как для многих из них характерен невысокий уровень постоянных экспозиций, отсутствие сменных выставок, истощение источников комплектования, низкая посещаемость, плохая материальная оснащенность.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам

 

 

 

 

X