Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Тимашова Лариса Владимировна.
Эстетико-нравственное своеобразие и актуальность поэзии Николая Рубцова

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.ШОЛОХОВА

Специальность 10.01.01. – русская литература

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Полозова Тамара Дмитриевна

Москва 2004

Содержание диссертации
Эстетико-нравственное своеобразие и актуальность поэзии Николая Рубцова

Введение

Глава 1. Эстетическое своеобразие творчества Н.М. Рубцова
§1. Творчество Н.М.Рубцова в контексте русской поэтической традиции
§2. Судьба России - главная тема творчества Н.М.Рубцова

Глава 2. Поэтическое наследие Н.М.Рубцова в современной социокультурной ситуации
§1. Жизнь и поэзия Н.М. Рубцова
§2. Н.М. Рубцов и современный читатель

Заключение
Библиография
Приложение. Творческие работы победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Звезда полей – 2002», организованного и проведённого «Рубцовским центром» СЗАО г. Москвы, и отдельные отзывы читателей о поэзии Н.М.Рубцова

Введение

Цель диссертации – выявить, проанализировать и актуализировать эстетико-нравственное, духовное своеобразие поэзии Н.М. Рубцова, раскрыв и обосновав особую ценность её освоения в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Основные задачи работы:
1. Проанализировать духовные истоки, эстетический пафос, нравственные идеалы, поэтику, стиль поэзии Н.М.Рубцова.
2. Осуществить системный, сравнительный анализ научных и критических исследований, публикаций о творчестве поэта.
3. Раскрыть звучание поэзии Н.М.Рубцова в социокультурной ситуации нашего времени.
4. Представить эстетическое своеобразие творчества Н.М. Рубцова с учётом возрастной специфики эстетических отношений старших подростков, юношества к действительности.

Методы исследования:
• целостный эстетико-функциональный анализ художественного творчества Н.Рубцова, критических публикаций, документов его биографии, различных исследований, воспоминаний, посвящённых поэту;
• анализ, синтез и систематизация литературоведческих исследований, научной литературы по эстетике, психологии художественного творчества;
• лабораторный эксперимент с использованием отдельных социологических методик: анкетирование, интервьюирование, непосредственное общение с читателями.

Объект исследования – поэзия Н.М.Рубцова как уникальное явление русской художественной культуры второй половины ХХ века и как источник целостного эстетического и нравственного развития современного читателя.

Предмет диссертационного исследования – стихи Н.М.Рубцова как источник духовности и нравственности личности и общества.

Работа базируется на концепции эстетической ценности поэзии Н.М.Рубцова как источника формирования духовного здоровья, нравственных созидательных идеалов.

Методологические источники – современные исследования в области литературоведения, эстетики, критики, психологии, социологии.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются в эстетико-функциональном подходе к исследованию творчества Н.М. Рубцова, что позволяет определить уровень художественного мастерства и место его поэзии в современной художественной культуре. Аргументированно представлены поэтические традиции русской литературы в творчестве Н.М.Рубцова, раскрыты её новаторство, влияние на литературно-художественный процесс второй половины ХХ века, объективные предпосылки возрастания её эстетического и духовного авторитета в наше время, особенно в ситуации распространения литературы постмодернизма как проявления новой агрессивной идеологии. В работе систематизированы критические и научные исследования, посвящённые творчеству, личности Н.М.Рубцова.

Рассмотрены сложившиеся, становящиеся традиционными, а также дискуссионные подходы к анализу и оценке социальной, эстетической ценности и актуальности творчества поэта, деятельность «Рубцовских центров», её влияние на современные исследования и чтение произведений Н.М. Рубцова, т.е. на жизнь произведений за рамками текста - на метатекст.

Практическая значимость работы в том, что основные положения диссертации перспективны для дальнейшего изучения творчества Н.М. Рубцова как в контексте русской литературы ХХ века в целом, так и в контексте современной художественной культуры, в определении актуальных теоретических проблем литературоведения, общего и гуманитарного образования. Материал, результаты исследования могут быть использованы учителями средней школы, преподавателями высших учебных заведений, социальными педагогами, студентами при подготовке лекционных, практических и внеаудиторных занятий, докладов, научных публикаций и квалификационных работ, педагогами-методистами при разработке авторских программ по литературе в школе, библиотекарями в их индивидуальной и групповой работе с читателями.

Апробация работы и внедрение результатов.
Материалы диссертационного исследования отражены в научных статьях, докладах и тезисах сообщений автора:
1) Состояние сознания современных школьников и проблема восприятия поэзии Н.М.Рубцова // Аспирант и соискатель. – М., 2001. - №2. – С.57-59.
2) Творчество Н.Рубцова в критике и научных исследованиях 60-90-х гг. ХХ века // Материалы Первой международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии». В 2 т. Т.2. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002. – С.142-149.
3) История и судьба России в восприятии Н.Рубцова // Молодые голоса. Выпуск 5. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. – М.: РИЦ МГОПУ, 2002. – С.108-114.
4) Поэзия Н.Рубцова и современный читатель // Мир образования – образование в мире. – М., 2003. - №3. – С.183-188.
5) Обращение к основным нравственным понятиям при изучении русской литературы // Теория и практика современной методики преподавания русского языка и литературы. Сборник научных трудов, посвящённый 70-летию со дня рождения профессора Г.А.Фомичёвой. – М.: Издательство «Сигнал», 2003. – С.235-242.
6) Н.Рубцов и И.Бродский – правомерно ли сравнение? // Молодые голоса. Выпуск 7. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. – М.: РИЦ МГОПУ, 2003. – С.153-158.
7) Феномен Николая Рубцова // Язык, литература, культура: сборник научных статей. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева. Факультет русской филологии, 2004. – С.346-350.
8) Поэзия Н.Рубцова в контексте современной социокультурной ситуации // Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова. Филологические науки. №4. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2004. – С.102-106.

Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы, кафедры методики преподавания русского языка и литературы и МГОПУ им. М.А.Шолохова, на Первой и Второй международных конференциях “Русское литературоведение в новом тысячелетии” (Москва, 2002 и 2003), на международной научной конференции «Язык, литература, культура: диалог поколений» (Чебоксары, 2003), на научно-практической конференции «Рубцовские чтения» (с. Никольское, Вологодской обл., 2003).

Положения, выносимые на защиту:
1. Творчество Н.М.Рубцова продолжает традиции русской классики, завещанные А.С.Пушкиным, А.В.Кольцовым, Ф.И.Тютчевым, А.А.Фетом, Н.А.Некрасовым, А.А.Блоком, С.А.Есениным. Раскрытие единства, гармонии природы и “жизни души” человека; образ Родины, чувство Любви, понятия о Чести, Правде и Добродетели нашли в лирике Н.М.Рубцова художественно яркое, своеобразное, личностное преломление. Его поэзия – органичная часть высокой культуры, защищающей сознание человека от влияния антигуманизма, бездуховности. В её основе – утверждение богатства национальной самобытности, духовного мира русского человека.

2. Нравственно-эстетические, философские искания поэзии Н.М.Рубцова сопряжена с исконно русским православным образом мышления. Лирике Поэта свойственна религиозность и духовность на уровне искреннего чувства, ощущения, что обусловило эмоциональную "заразительность" и ценность произведений для саморазвития личности, а следовательно, и целесообразность приобщения читателей к идеалам поэта.

3. Читательскую аудиторию поэта составляют в большей мере взрослые люди. Приобщение юных читателей к творчеству Н.М.Рубцова может быть продуктивным, может стать почвой для активизации чтения и других поэтов национальной классической литературы. Современная конкретно-историческая ситуация настойчиво диктует необходимость усиления позиции русской классики в жизни общества, в развитии гуманистической культуры народа.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветерин ария
География
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X