Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Журавлева Елена Юрьевна
Глобальная информационная компьютерная сеть Интернет: проблемы становления и развития
(социально-философский анализ)

Вологодский государственный педагогический университет

Специальность 09.00.08 - философия науки и техники

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Б. В. Ковригин

Вологда - 2002

Содержание диссертации
Глобальная информационная компьютерная сеть Интернет

Введение

Глава 1. Возникновение электронной информационной структуры в современном обществе
§1. Основания информационного общества
§2. Информационно-коммуникационные технологии в контексте современного развития
§3. Глобальная информационная компьютерная сеть Интернет как организационно-технологическая основа информационного общества

Глава 2. Глобальная информационная компьютерная сеть Интернет в системе отношений «человек-общество»
§1.Технологическая онтология глобальной информационной компьютерной сети Интернет
§2.Социальная виртуальная реальность глобальной информационной компьютерной сети Интернет

Заключение
Библиография

Глава 1. Возникновение электронной информационной структуры в современном обществе

§1. Основания информационного общества

Современные информационные и телекоммуникационные технологии, возрастание роли информации и знания в обществе породили не только разнообразные социальные эффекты, но привели к возникновению новых течений общественной мысли, известных под названием: постиндустриальная теория, концепция постмодернизма, концепция «технотронного общества», теория «общества знания», концепция информационального общества, концепция постэкономического общества, теория информационного общества.

Рассматривая историю возникновения природы информационного общества, В. Л. Иноземцев отмечает две особенности. Первая особенность состоит в том, что 70-80 г. XX в. являлись периодом, характеризовавшимся быстрым распространением технологических достижений и значительными успехами стран, которые не только производили, но и усваивали новую информацию и знания. В определенной мере идея информационного общества становилась в таком контексте инструментом обоснования возможности ускоренного «догоняющего» развития на основе замещения растущим потоком информации творческих возможностей личности.

Вторая особенность возникновения информационного общества в том, что в данном направлении прослеживается сильное влияние японских исследователей: Т. Умесао, И. Масуды, Т. Сакайи. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии. Это обстоятельство обусловило его в некотором смысле ограниченный и прикладной характер. Однако в 70 гг. XX в. происходит конвергенция двух почти одновременно нарождающихся идеологий - информационного общества и постиндустриализма. В целом концепция информационного общества, по мнению В. Л. Иноземцева, находится в русле направления европейской философии, в которой эволюция человечества рассматривается сквозь призму знания.

Как справедливо заметил Н. Н. Моисеев, «каждый, кто употребляет термин «информационное общество», понимает его по-своему». Теория информационного общества находится в самом начале своего становления, хотя первые работы, связанные с этой тематикой, появились в 60-70 гг. XX в. и носили не столько научный, сколько футурологический характер. Термин «информационное общество» по одним источникам, был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения. В. Л. Иноземцев считает, что понятие «информационное общество» было введено в научный оборот в нач. 60 г. XX в. фактически одновременно в США и в Японии Ф. Махлуром и Т. Умесао. По данным И. Ю. Алексеевой, в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60 - начале 70 г. XX в., а изобретение самого термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши".

По мнению некоторых ученых, результатом информационной революции конца XX в. является становление общественного уклада, базирующегося на комплексном, многостороннем знании и неразрывно связанной с ним информации. При этом, строгое разграничение знания и информации, в контексте их социальной роли теряет смысл, так как они воспринимаются в качестве коэволюционных начал преображающейся цивилизации.

Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития информационного общества. Различные организации используют информацию во все больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность.

Информация становится предметом массового потребления у населения. Формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала. Происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. При этом движение к информационному обществу становится общей тенденцией для развитых и развивающихся стран.

Японский философ К. Кояма, исходя из того, что в мире началась «информационная революция», в 1969 г. выдвинул идею становления «информационного общества». В нем, как постулировал У. Мартин, информация выступает в качестве важного стимулятора перемен в обществе, формирует «информационное сознание». Кроме того, информация выступает в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавочной стоимости и занятости. Свобода информации ведет к политическим процессам, которые характеризуются растущим консенсусом в обществе. Возрастает культурная ценность информации в интересах развития человека и его социальных образований.

Особенностью современной ситуации является также возрастание роли информации как результата двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов - постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Проблема информации в последние годы активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе в связи с развитием современных компьютерных технологий. Новизна предмета исследования, широкая применимость информационного подхода, многоаспектность самого феномена информации, сложность и противоречивость ее природы, многообразие сторон, свойств и внешних проявлений привлекли к ней самое пристальное внимание представителей различных естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, в том числе социологов и философов. Это обусловило огромный рост публикаций в области теории информационного аспекта познания природы, общества.

В литературе по философским проблемам информации начало освоения наукой понятия «информация» как правило, связывают с работами Р. Хартли и К. Шеннона по проблемам инженерной коммуникации и связи. Вместе с тем, как утверждают ряд авторов, освоение наукой понятия «информация» началось значительно раньше в сфере социокультурного знания. Встречаются указания на использование представлений об информации как специфического средства познания уже в XIX в. в физике и в логико-семиотических построениях". Но, если по этому вопросу нет единой точки зрения, то никто не оспаривает того, что понятие «информация» первоначально функционировало как элемент языка повседневно-бытовой коммуникации. В отечественной литературе первые попытки систематического изучения понятия «информация» относятся к 20-30 гг. XX в. и связаны с теорией журналистики, в ней понятие «информации» понималось как описание фактов. В связи с развитием коммуникационных средств были предприняты первые попытки измерения количества информации с использованием вероятностных методов.

Влияние и определяющее значение информации в окружающем нас мире признается многими авторами. По мнению Р. Ф. Абдеева, информация превратилась в необычайно широкое понятие, «встав в один ряд с такими категориями, как материя и энергия, и продолжает раскрываться все шире и глубже». Ю. А. Нисневич считает, что понятие «информации» относится к числу таких общефилософских категорий, как пространство, время, движение, энергия. Информация рассматривается им как уникальный ресурс, создаваемый самим обществом в процессе его жизнедеятельности.

Кроме того, в зависимости от области знания, в которой проводилось исследование, понятие информации имеет множество определений. Так Н. Винер полагал, что информация - это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств.

К. Шеннон считал, что информация - это коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность. По Г. Кастлеру, информация есть случайно запоминаемый выбор варианта из многих возможных и равноправных. А. Д. Урсул определяет информацию как отраженное разнообразие.

К 90 г. XX в. в материалистической литературе сложились две концепции трактовки понятия «информацию) - атрибутивная, последователи которой считали информацию неотъемлемым свойством всех природных и социальных систем, и кибернетико-семиотическая концепция, представители которой рассматривают информацию в неразрывной связи с управлением и самоуправлением, с функционированием самоорганизующихся и самоуправляющихся систем. При этом существование информации в неживой природе не признается, так как, информация, по их мнению, возникает на уровне жизни и является видом активного, целесообразного отражения.

Н. Н. Сочеванов, с позиции биолокации, предполагает, что «информационная составляющая объективно присуща для всех разновидностей систем, начиная от микробов, всего живого мира и кончая неорганической жизнью». По данной гипотезе, поля передачи информации могут быть самими разными - звук, свет, ультразвук, электромагнитные колебания, инфразвук, а также гипотетические, которые не фиксируются приборами и интерпретируются как микролептонные, ноосферные. Совокупность всех видов информации образует, по Н. Н. Сочеванову, единое информационное поле, которое он идентифицирует с ноосферой Э. Леруа, Т. де Шардена, В. И. Вернадского, информационное поле при этом является вездесущим.

Каждое из этих определений раскрывает ту или иную грань многозначного понятия «информации». Также существуют многочисленные классификации, из которых приведем только отвечающие цели данной работы. Так в классификации И. В. Мелик-Гайказян, информация делится на микроинформацию и макроинформацию. Создание микроинформации не связано со случайным выбором, например, система молекул тела (при заданных условиях) имеет только одно устойчивое состояние - равновесное, поэтому микроинформация не запоминается. Макроинформация - это запоминаемый выбор одного варианта из нескольких возможных, при этом «запоминание» означает, что сделанный выбор сохраняется в течение времени, которое больше, чем время использования данной информации, оно может колебаться от нескольких лет, если информация записана в книге, на дискете и т. д., до нескольких секунд.

Одно из основных свойств информации заключается в ее фиксируемое, ибо, не будучи материей, может восприниматься в зафиксированном состоянии, проявляется в инвариантности, бренности, изменчивости, транслируемости, мультипликативности. Инвариантность информации, по отношению к носителям, представляет собой возможность ее записи на любом языке, разнообразным алфавитом, а, кроме того, обусловливает возможность осуществлять такие различные элементарные информационные акты как создание, прием, передачу, хранение и использование. Расшифровка генетического кода иллюстрирует значимость свойства инвариантности информации. Бренность информации определяется тем, что зафиксированная информация связана с материальными носителями, которые со временем могут изнашиваться. Транслируемость проявляется как возможность передачи с одного носителя на другой, то есть возможность размножения информации.

Мультипликативность - это возможность одновременного существования одной и той же информации на разных носителях. Действенность информации проявляется в том, что, будучи включенной в информационную систему, она может быть использована.

Необходимо отметить, что современная физика, изучая законы природы, в основном обходится без понятия «информации». В традиционном классическом описании современной картины мира, с точки зрения физики, информация отсутствует. Это связано с тем, что «информационная картина мира», где основным элементом является информация, находится в стадии становления.

Кроме того, быстрый рост информации, ее обновление, постоянное совершенствование сопровождается стремительным увеличением количества избыточной, дублирующей, неточной информации, так называемых «информационных шумов». В связи с этим, современная теория информации, начиная с классических работ К. Шеннона, занимается вопросами защиты информации от искажений, а также определением сроков жизни стареющей информации, количественным определением ценности информации, построением системы, предоставляющей потребителю наиболее ценные в текущей ситуации данные.

Важен вопрос о соотношении многостороннего знания и неразрывно связанной с ним информации в контексте социума. Знание только тогда принимает информационный характер, когда перед системой ставится проблема выбора из многообразия возмущений тех, что полезны системе, что, по выражению В. Г. Афанасьева, «ограничивает внешнее многообразие, одновременно расширяя многообразие внутреннее».

По мнению В. Л. Иноземцева, «знание - это умение воспринимать и обрабатывать информацию», а Н. П. Ващекин и Ю. Ф. Абрамов рассматривают «информацию как превращенную систему знания»". У. Мартин рассматривал информацию как данные, собранные и систематизированные в пригодной для использования в компьютерах форме, как движение «сырых данных» через стадию «зрелости» к статусу знания.

По мнению Л. А. Микешиной и М. Ю. Опенкова, различие между знанием и информацией можно свести к тому, что информация - знаковая оболочка знания, а под компьютерным представлением знания принято понимать «информацию, хранимую в машине, формализованную в соответствии с определенными структурными правилами, которые компьютер может автономно использовать при решении проблем по алгоритмам типа логического вывода».

Таким образом, информация и знание находятся в диалектическом единстве, то есть неразрывно и органично взаимосвязаны. Вместе с тем, нельзя не отметить, что некоторые авторы обращают внимание не столько на само понятие информации, сколько на понятие информационного обмена, то есть на действия по передаче информации. При этом особенности результата информационных взаимодействий не находятся в однозначной зависимости от энергии взаимодействия. Взаимодействие несимметрично, так как воздействующая и воспринимающая системы неинвариантны (приемник и передатчик нельзя поменять местами). Воспринимающая информацию система является открытой, неравновесной системой, она по-разному может изменять свое состояние, то есть результаты воздействия сигналов могут быть различными.

Исходя из представлений о деятельностной природе информационных отношений в обществе, можно заключить, что информационная среда - это, прежде всего, средства коммуникации между людьми. Собственно и хранение информации - это коммуникация между будущим и прошлым, а сбор информации - средство ее правильной адресации.

Запасы информации, хранящиеся в информационной среде, принято называть информационными ресурсами, т. к. обеспечение информацией столь же необходимо для различных видов человеческой деятельности, как и обеспечение энергетическими, материальными и кадровыми ресурсами. Необходимо отметить, что актуализация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяет получить существенную экономию ресурсов сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и социального времени.

Информационные ресурсы обладают такими специфическими свойствами как неуничтожимость, возможность превращения в общечеловеческое достояние, наличием не только потребительской стоимости, но и меновой. У информационных ресурсов отсутствует универсальная мера (существует только условная мера). Кроме того, ценность информации существенно связана с историей ее получения и с конкретной ситуацией ее применения.

По мнению А. Н. Ефимова, создаваемая интеллектуальной деятельностью населения страны информация (зафиксированное на носителях знание) представляет собой национальные информационные ресурсы. Распределение информационных ресурсов между различными государствами составляет глобальную проблему в той же мере, что и мировое распределение продовольственных или энергетических ресурсов. В сер. 90 гг. XX в. соотношение потоков информационного обмена, направленных от развитых стран к развивающимся и обратно составляет сто к одному.

Кроме того, понятие информационной среды можно использовать, опираясь не на представление об информационных ресурсах, а на представления о социальных коммуникациях, т. е. информационную деятельность. В любом случае информационная среда служит и носителем, и средством коммуникации. Эти точки зрения не исключают, а взаимно дополняют друг друга.

Итак, термин «информация» настолько неоднозначен и дискуссионен, что до сих пор, несмотря на множество монографий, книг и статей, посвященных информации, на расширение сфер ее применения, не существует точного общепризнанного определения этого феномена.

Реальностью жизни человечества, по мнению Г. Т. Артамонова, Б. В. Кристального, И. Н. Курносова, И. С. Мелюхина, Г. Л. Смоляна, Д. С. Черешкина, стало вхождение в новую фазу развития, которая прогнозировалась уже несколько десятилетий назад и получила название «информационное общество»". Ю. А. Нисневич считает, что информационное общество приходит на смену индустриальному, и понятия постиндустриального и информационного общества практически являются синонимами.

В настоящее время, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Одни считают, что это общество, в котором обеспечивается «легкий и свободный доступ к информации по всему миру» посредством предоставляемых услуг сетью Интернет, другие - что это общество, в котором «основными объектами и результатами труда большинства являются информация и знания». С точки зрения анализа изменения производительных сил и производственных отношений информационное общество может быть определено как общество, в котором основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда - информационные технологии. Существующие общественные отношения во многом определяются именно этим обстоятельством. Соответственно, экономика общества ориентирована на производство прежде всего продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с выработкой новой информации и новых знаний.

Такое общество может представлять собой некоторую ассоциацию стран, достигнувших соответствующих экономических, культурных и социальных параметров, и, в частности, высокого уровня информатизации жизни граждан и общества, управления государством, развития науки, образования и культуры, а также обладающих значительной степенью интегрированности в мировую экономику.

А. Бениджер предложил пятисекторную модель информационного общества. Первый сектор представляет собой извлечение материи из окружения для продуцирования энергии. Второй сектор является синтезом материи и энергии в более организованных формах. Третий сектор включает инфраструктуру распределения материи и энергии в системе, а четвертый -параллельную инфраструктуру для сбора, обработки и распределения информации, необходимой всем живым системам для контроля за материальными потоками. Наконец, пятый сектор - это социальное программирование и коллективное или репрезентативное принятие решении для осуществления контроля. Четвертый и пятый секторы - информационные.

Выражение «информационное общество» у Д. Белла - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры - информацию. Информация для Д. Белла связана, прежде всего, с научным, теоретическим знанием. Информационное общество в трактовке Д. Белла обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, центральная роль теоретического знания, ориентированность в будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии).

Однако, если в книге «Наступление постиндустриального общества» электронно-вычислительная техника рассматривалась как одна из наукоемких отраслей и как необходимое средство для решения сложных задач (с применением системного анализа и теории игр), то в работе «Социальные рамки информационного общества» большое значение придается конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи. «В наступающем столетии, - утверждает Д. Белл, решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях».

Итак, сущностные черты информационного общества по Д. Беллу состоят в приоритетном значении информации по сравнению с другими ресурсами; доминирование информационного сектора в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП); формирование в качестве главной ценности человека экономии времени за счет использования новых телекоммуникационных и компьютерных технологий; информация, знания и квалификация субъекта становятся главными факторами власти и управления.

Информационное общество определяется как общество, в котором политическое, экономическое развитие, социальные изменения, качество и образ жизни каждого человека зависит от научного знания и способа эксплуатации (производство, хранение, переработка и реализация) информации. У информационного общества, в связи с всесторонним повсеместным использованием информации и знания, можно выделить технологическое, социальное, экономическое, политическое, культурное основания.

Технологическое основание, по мнению Ю. А. Нисневича, является ключевым фактором, определяющим развитие информационного общества и заключается в возрастании роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, в полномасштабном применении информационных технологий, средств вычислительной технологии и телекоммуникаций в экономике, политике, социальной сфере.

Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации. Активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
География
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X