Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки Перевод текста

Введите слово для поиска

Шайгородский Юрий Жанович.
Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ

Специализированный совет К–150.01.04

Специальности:
19.00.11 – психология личности
19.00.05 – социальная психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва – 1992

Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики Института молодежи

Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор КРУПНОВ Александр Иванович

Официальные оппоненты:
доктор психологических наук, профессор ДУБРОВИНА Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, профессор ПАНАСЮК Александр Юрьевич

Ведущая организация – Институт психологии Академии педагогических наук Украины

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Динамика общественного переустройства, формирование новой системы экономических отношений тесно сопряжены с коренной переоценкой всей совокупности ценностей. В этой связи актуализируется потребность возвышения самоценности личности, индивидуальности. Для педагогической практики и психологической науки это означает усиление внимания к изучению психического развития детей, их индивидуальных и половозрастных особенностей, обоснование и реализацию таких психолого-педагогических условий, которые обеспечили бы становление творческих способностей школьников, формирование у них активной социальной и нравственной позиции, мировоззренческих убеждений наиболее адекватных современным задачам и целям развития общества.

Научные данные (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, В.Д.Ермоленко, Б.С.Круглов, А.С.Шаров и др.) дают основания констатировать, что специфика социальной ситуации развития детей в подростковом возрасте характеризуется интенсивным формированием ценностных ориентаций (далее в тексте используется сокращенное обозначение – ЦО) как фундаментального психологического новообразования, обуславливающего развитие наиболее значимых личностных структур индивида.

Знание и опора на половозрастные особенности ЦО школьников в ходе планомерного и целенаправленного стимулирования процесса их развития может в значительной степени повысить его эффективность. В современных условиях проблемам возрастных особенностей ЦО (в частности в подростковом и раннеюношеском возрасте) уделяется определенное внимание, проблема же психологических особенностей ЦО в зависимости от пола детей подросткового возраста еще не стала предметом специального изучения. Анализ практики и теории развития личности подтверждает актуальность данной проблемы для психологии личности, социальной, возрастной и педагогической психологии.

Объект исследования – ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.

Предмет исследования – психологические особенности ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.

Цель исследования состояла в целостном анализе ЦО подростков, а также в выявлении половых различий в психологической структуре мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о существовании отличительных психологических особенностей ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста. Эти особенности, на наш взгляд, могут проявляться прежде всего в психологической структуре ЦО.

Основные задачи исследования:
1. Разработать и обосновать модель целостного, многоаспектного анализа ЦО детей подросткового возраста.

2. Проанализировать особенности иерархического строения ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста в трех основных аспектах: мотивационно-смысловом, процессуально-результативном и коммуникативно-ориентировочном.

3. Выявить особенности корреляционной структуры ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, осуществить анализ степени связей компонентов внутри указанных аспектов и между ними.

4. Дать сравнительную характеристику целостной структуры ЦО, исходя из специфики соотношений мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов у девочек и у мальчиков подросткового возраста.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. Конкретизируется и развивается теоретический подход к понятию ЦО как к целостному, многоаспектному психологическому образованию личности; на этой основе разработана и апробирована модель целостного, многоаспектного анализа ЦО, позволяющая исследовать целостную психологическую структуру ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.

2. Выявлена и охарактеризована иерархическая структура ЦО, ее половые различия в подростковом возрасте. Эти различия проявляются в мотивационно-смысловом, процессуально-результативном и коммуникативно-ориентировочном аспектах.

3. На основе корреляционного анализа установлены различия в связях основных компонентов и параметров ЦО у девочек и у мальчиков подросткового возраста.

4. Осуществлена целостная сравнительная характеристика ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, на основе которой определены пути коррекции ЦО подростков разного пола.

Практическая значимость работы состоит в том, что выявлены и обоснованы психолого-педагогические пути коррекции содержания ЦО и их направленности у девочек и у мальчиков подросткового возраста.

На защиту выносятся следующие положения:
1. ЦО являются целостным, многоаспектным психологическим образованием, которое содержит в себе единство диспозиционных и позиционных характеристик личности. ЦО включают в себя следующие основные аспекты: мотивационно-смысловой (терминальные и инструментальные ценности, жизненные планы и свойства личности), процессуально-результативный (учебно-познавательная, общественная, свободная (досуговая) деятельность) и коммуникативно-ориентировочный (обсуждение личных проблем и ценностей, межличностные взаимоотношения, доверительность в общении, эмоциональный тонус и т.п.).

2. Имеются различия в иерархической структуре ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, которые выражаются в иерархии признаков мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО.

3. Существуют особенности корреляционной структуры ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, которые проявляются в специфике соотношений внутри мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов.

4. Обнаруживаются особенности в целостной структуре ЦО, т.е., в характере связей между различными ее компонентами у девочек и у мальчиков подросткового возраста.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и графиками.

Запрос на полный текст автореферата диссертации присылайте на kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X