Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Сары-Гузель Валерий Русланович.
Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность

Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение «Гуманитарный институт» (г. Москва)

Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научные руководители:
доктор психологических наук, профессор В.Н. Дружинин
доктор педагогических наук, профессор И.В. Петривняя

Нижний Новгород - 2002

Содержание диссертации
Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность

Введение

Глава 1. Эмоциональная устойчивость как проблема общей и педагогической психологии
1.1. Современные проблемы эмоционального благополучия эмоционального здоровья в психологической и педагогической литературе
1.2. Эмоции и их сущностные характеристики, определяющие параметры эмоциональной устойчивости
1.3. Эмоции и их регуляционная функция в деятельности человека
1.4. Эмоциональная устойчивость и физиологическая реактивность как показатели успешной деятельности
Выводы по главе 1

Глава 2. Эмоциональная устойчивость личности студента и ее оптимизация в учебной деятельности
2.1. Эмоциональная устойчивость и психологические особенности личности студента
2.2. Психологическая регуляция как ведущая детерминанта эмоциональной устойчивости в деятельности человека
2.3. Аффективная компонента психологической регуляции в структуре целостного действия
2.4. Эмоциональная устойчивость как важная состоавляющая в структуре целостного действия
Выводы по главе 2

Глава 3. Эмпирическое исследование роли эмоциональной устойчивости в учебной деятельности и рекомендации по повышению ее уровня
3.1. Цель, поцедура и методы проведения исследования
3.2. Результаты, их анализ. Основные выводы по эмпирическому исследованию
3.3. Рекомендации по повышению уровня эмоциональной устойчивости

Заключение
Список литературы
Приложения

Глава 1. Эмоциональная устойчивость как проблема общей и педагогической психологии

1.1. Современные проблемы эмоционального благополучия и эмоционального здоровья в психологической и педагогической литературе

Формирование личности, развитие ее творческого потенциала, самореализация человека зависят от многих факторов, важное место среди которых занимает его эмоциональное состояние и самочувствие в детстве. Проблема обеспечения эмоционального благополучия и психологической поддержки ребенка школьного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях кризиса социальных отношений и повышенного темпа жизни. Новой приметой нашего времени стало появление обездоленных в своем эмоциональном развитии детей.

Проблема обеспечения эмоционального благополучия актуальна в работе с детьми любого возрастного периода и особенно с учащимися младшего школьного возраста, эмоциональная сфера которых наиболее восприимчива и уязвима. Это связано с необходимостью адаптации ребенка к изменениям социально – общественных условий жизнедеятельности.

Эмоциональное благополучие связано с эмоциями, переживаемыми субъектом. При изучении проблемы эмоционального благополучия личности было выявлено, что исследования, непосредственно касающиеся данной проблемы, не столь многочисленны. Она рассматривается приемущественно в контексте вопросов эмоционального развития и эмоциональных состояний личности.

Сущность эмоций как характеристики внутреннего мира человека понимается в психологии как «особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственно – чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций» (1).

Эмоции, как правило, являются проявлением человеческой субъективности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживания этого отношения к окружающему и составляет эмоциональную сферу личности. Доказано, что условия, определяющие деятельность субъекта, становятся внутренне, психологически действенными лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений. Роль эмоций в человеческой деятельности обусловлена функциями, которые они выполняют в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Общая функция эмоций - внутренняя регуляция деятельности. В качестве ее частных проявлений традиционно выделяют функции оценки, побуждения, активации, синтеза, экспрессии и смыслообразования.

Функция оценки реализуется в том, что эмоции непосредственно оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей человека. Эмоции показывают, как соотносятся те или иные предметы, явления и потребности, интересы и стремления личности.

Из функции оценки происходящего вытекает функция побуждения к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на овладение требуемым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого.

Активация нервных центров и всего организма в целом как функция эмоций проявляется в обеспечении последними оптимального уровня деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, в частности блока регуляции тонуса и бодрствования индивида. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.

Синтезирующая функция эмоций позволяет соединить в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты. В исследованиях А.Р. Лурии было доказано, что совокупность образов прямо или случайно связанных с ситуацией, вызвавшей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из его элементов влечет за собой воспроизведение в сознании других элементов. Экспрессивная функция эмоций позволяет по выразительным движениям воспринимать и оценивать изменения в эмоциональном состоянии человека.

Функция смыслообразования проявляется в том, что эмоциональные реакции на какие – либо события побуждают человека к осмыслению своей деятельности и ее целей .

Перечисленные выше функции эмоций обеспечивают реализацию функции внутренней регуляции деятельности человека. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта успешных или неуспешных действий субъекта (В.И. Слободчиков).

Функции эмоций обуславливают и особую роль эмоционального благополучия в жизни человека. Эмоциональное неблагополучие личности проявляется разнообразно: от страха, обиды, недовольства, отчаяния до прямой или косвенной агрессии, подавленности, отчужденности, изолированности. Данные проявления не способствуют эффективному взаимодействию с окружающими и в последствии могут усугубляться (1, с.18).

Изучение так называемых «трудных детей», проведенное под руководством Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, В.И. Самохваловой, Л.С. Славиной и др., дало убедительные факты, подтверждающие, что за плохим поведением ребенка часто скрыты аффективные переживания, связанные с каким - либо эмоциональным неблагополучием в его взаимоотношениях с окружающими.

В работах, посвященных проблеме эмоционального развития детей встречаются такие понятия как «эмоциональное самочувствие», «благоприятное или неблагоприятное состояние», «психологический (эмоциональный) комфорт или дискомфорт», «психологическая защищенность» и другие (1,2,7,11).

Обобщая имеющиеся определения понятия «эмоциональное самочувствие», В.Р. Лисина рассматривает его как внутреннее переживание и осознание эмоционального комфорта (дискомфорта) обобщенного характера, связанного с удовлетворением личностно значимых потребностей человека (1, с.25). Для определения «знака» эмоционального самочувствия многие ученые используют термины «эмоциональное благополучие» (эмоциональный комфорт) и «эмоциональное неблагополучие» (эмоциональный дискомфорт), которые понимаются как соответственно положительное и отрицательное эмоциональное самочувствие, возникающее в разных ситуациях (9,11). Эмоциональное неблагополучие личности проявляется в психической неуравновешенности, когда любой объект в этот момент воспринимается как раздражитель и преломляется через призму этого неблагоприятного состояния. Все подчинено этим сильным переживаниям, пронизывающим систему отношений и поведения человека.

Неблагоприятное ситуативное состояние способно закрепиться, делая человека злым и недоброжелательным. Все это тормозит активную деятельность личности, снижает ее развитие и сужает поле ее индивидуального проявления. Переживания личностью эмоционального благополучия является главным условием ее нормального формирования и определяется положительной оценкой окружающих. Отсутствие таковой может стать источником неврозов. Невроз сопровождается неустойчивой самооценкой, повышенной тревожностью личности, поскольку взаимоотношения - это всегда оценочные ситуации (1, с. 35).

Знание об эмоциональных особенностях человека необходимы не только для целей воспитания и образования, но и для целей предупреждения переживаний эмоционального характера, обеспечения устойчивости уровня исполнения деятельности по отношению к эмоциогенным ситуациям, выявление возможностей «расщепления» неверных идеалов и чувств. Согласно принципу, известному под названием «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский), с эмоциональными явлениями связаны все психические процессы, сопровождающие всякую деятельность человека.

Поэтому без учета особенностей эмоциональной сферы, без знания закономерностей функционирования эмоций разработка многих вопросов в области психологии и педагогики невозможна (Л.М. Аболин). Осмысливая закономерности эмоционального развития детей Л.В. Тарабакина вводит новый психологический термин - «эмоциональное здоровье» (156, с.62), отмечает, что в настоящее время исследованы преимущественно переживания личности, оказавшейся в критических ситуациях. Тем самым освещение в большей мере получила сфера отрицательных эмоций: тревога, агрессия. Доминирующее отрицательное переживание может приобретать застойную, инертную, трудно преодолимую личностью силу и оказываться презентированным в сознании. Несомненно, эмоции человека динамичны и едины, они принадлежат конкретному человеку, с его конкретной историей жизни. Человеку нужны разные эмоции: отрицательные и положительные, тревога и радость, покой и интерес, гнев и любовь. Чем ярче и значительнее переживания, тем соответственно богаче эмоциональная память, эмоциональный опыт личности.

Аффективные процессы до известной меры осознаваемы; это чувства, которые субъект переживает более или менее сознательно (осознанно). Субъект не имеет доступа к внутренним механизмам, направляющим как мыслительные, так и аффективные процессы (156, с.254). Проявлением здоровья является утверждение человека в общественной жизни. Человек есть «общественное существо», образ общества, образ человечества (75).

Заслуживают внимания в этом плане уровни эмоциональной регуляции, которые обеспечивают эмоциональное здоровье человека как обобщенное и интегративное переживание личности, которое приобретает характер особой деятельности. Данные уровни определяют модели поведения личности. Высший уровень регуляции – личностно – деятельностный. Он выполняет функции саморазвития и индивидуализации, обусловлен творческим порождением смыслов, созданием проектов деятельности, зрелым осознанием перспектив личностного бытия.

Второй уровень - адаптационно – целевой. Он обусловлен ориентацией действий на соответствие социальному опыту, значениям, принятым нормативам.

Наиболее динамичный уровень - ситуативно - ориентировочный. Он обеспечивает возможность полноты отражения того, что происходит «здесь и теперь», экстренную оценку событий, ориентировку в изменяющихся условиях.

По - уровневый анализ эмоциональной сферы расширяет понимание ее связей со средой, социокультурными ценностями и структурами, внутриличностными процессами и образованиями (156, с.66).

Непосредственные эмоциональные реакции на изменение конкретной ситуации, которые человек выделяет для себя в качестве главных, благодаря сигнализирующей и оценочной функциям обеспечивают для него наиболее подвижные, ситуативно – ориентировочные связи; страх, удивление, интерес, другие ситуативно возникающие эмоции обеспечивают динамическое единство человека с миром.

Феноменологическому описанию эмоций и условий среды, их порождающих (страхи, тревога, аффекты и др.) посвящено достаточно большое количество психологических работ (А.И. Захаров, К.Е. Изард, Л.С. Славина, П.М. Якобсон и др. ).

Ведущая роль возникновения эмоционального опыта принадлежит общению и социальным формам взаимодействия. Эмоциональное научение сопровождает процессы адаптации личности в социуме и эффективное целенаправленное взаимодействие. В зависимости от культурологических различий эмоциональное научение может приобретать специфические особенности, но общим основанием в его регуляции является единый вектор, а именно, адаптивно - целевая сообразность.

Возможность раздвинуть границы Я – существования, отделить свои чувства от обстоятельств среды, социальных воздействий и ситуативно возникающих эмоций человек получает на личностно - деятельностном уровне. Этот уровень открывает возможность «жизнетворчества» (А.С. Сухоруков), свободы и выбора. Поиск новых смыслов осуществляется на основе опережающего отражения и приоритета новых функций, вероятностного прогнозирования стратегий успеха, проектирования целостного эмоционального отношения к миру и себе как части единого мира.

Для нашего исследования актуально положение, что эмоционально здоровая личность, как одна из моделей эмоциональной организации человека не утрачивает способности к интеграции преходящего и непрерывного в любых трудных обстоятельствах, согласованных переходов между отдельными уровнями, потенциальных возможностей к преобразованию себя и мира (156, с. 68).

Для изучения собственно эмоциональных параметров эмоциональной устойчивости рассмотрим многоаспектность понятия «эмоции» на основе анализа работ по общей психологии.

1.2. Эмоции и их сущностные характеристики, определяющие эмоциональные параметры эмоциональной устойчивости

В разном возрасте, при различных обстоятельствах эмоциональный мир человека широко варьирует, и палитра его чувств расцвечивается все новыми и новыми красками: то ослепительно яркими, то мрачными, подчас совершенно неожиданным не только для окружения, но и для него самого.

«Человеческие эмоции – говорил К.К. Платонов, - представляют весьма многогранные и тонкие реакции личности на физическую и социальную среду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя» (2, с 39). Существует мнение, что без эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность своим трудом, ни стремление к счастью.

«Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей; лишенную эмоций, - писал академик П. К.Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!» (2, с.20).

Исследуя проблему возникновения эмоций в эволюционном плане с помощью метода выведения необходимости, польский исследователь К. Обуховский приходит к суждению о том, что «дорецепторные гедонистические переживания являются механизмами регуляции активности уже у самых простейших организмов». Это значит, заключает автор, что «рецепторная ориентировка (зачаток познавательной ориентировки) является уже более относительно поздним, значительно более совершенным этапом той линии эволюции, увенчанием которой являемся мы сами. В начале была эмоция. (1, с.8).

На протяжении истории развития психологии эмоций не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными состояниями и показать, различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные процессы. Одна из первых попыток была предпринята Ч. Дарвином (1872) в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Согласно данной теории, телесные изменения, сопровождающие различные эмоции, есть не что иное, как реальные приспособительные реакции организма.

Вслед за Ч. Дарвином появилась теория Джеймса-Ланге, по которой первопричинами эмоций являются телесные изменения. Отражаясь в голове человека через систему обратной связи, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности.

В общей психологии существует еще немало теорий, отдающих предпочтение физиологическому объяснению эмоций (теория В.Вундта; Кеннона-Барда; концепция Линдсея-Хебба и др.). И сегодня уже не отрицается, что эмоция, переживаемая человеком, всегда вызывает физиологические изменения в его организме. Однако на сегодняшний день эмоции изучаются и в рамках социальной и педагогической психологии, где понимаются как организующий и мотивационный фактор поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций в общении, в восприятии и познании людьми друг друга.

Целый ряд распространенных на Западе теорий эмоций в той или иной мере уходит своими корнями в теорию психоанализа (Д.Рапапорт, Холт, Р.Клейн, Льюис и др.). В психоаналитической литературе проблема эмоций рассматривается через понятие «аффекта». При этом достаточно трудно дать точное определение аффекта в рамках классической психоаналитической теории. Сложность вызвана тем, что Фрейд и его последователи широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более разнообразными значениями. Однако существует три аспекта этого понятия: 1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд аффекта»), 2) процесс разрядки и 3) восприятие окончательной разрядки (ощущение или чувство эмоции).» (12, с.8). Разрядка и чувственные компоненты рассматриваются как выражение эмоций, имеющих коммуникативную социальную значимость.

Согласно теории Д.Рапапорта (1960), который сделал обобщающее изложение психоанализа, «воспринимаемый внешний объект служит инициатором бессознательного процесса, который мобилизует инстинктивную нервную энергию».(2,с.8). Эта энергия реализуется посредством разряжающихся эмоциональных процессов – «эмоциональные выражения» и «эмоциональные чувства». Данные процессы могут возникать как одновременно, так и следовать один за другим или же могут быть одиночными. Если инстинктивная энергия не находит открытых свободных путей проявления, она разряжается через другие каналы, иные, чем произвольные движения. Поскольку в человеческой культуре редки открытые пути проявления инстинктов, эмоциональная разрядка различной интенсивности через косвенные каналы случается постоянно. Таким образом, по мнению Д.Раппорта, в нашей психической жизни кроме истинных эмоций (ярости, страха и т.п.) существует целая иерархия эмоциональных явлений, ранжированных от наиболее интенсивных к умеренным.

Р.Клейном (1976) была выдвинута концепция «императивного предвосхищения», также рассматривающая эмоции через понятие аффекта. Автор считает, что впервые испытанный аффект может инстинктивно возникать раньше сенсорного «удовольствия» или «неудовольствия». Связь между аффектом и сенсорным удовольствием ассоциируется с положительными и отрицательными ценностями и записывается в когнитивной структуре или схеме, активация которой даже спустя некоторое время помогает сформировать чувственное переживание. По мнению Клейна, «когнитивная матрица аффекта является важнейшей частью мотивации, направляющей поведение». (2, с.8)

Холт (1976), отвергая теорию инстинктивных влечений, предложил свою концепцию аффекта и мотивации. Автор основывается на определении желания, данного Фрейдом в своих ранних работах, и интерпретирует его как «когнитивно-аффективное понятие, ограниченное потенциально приятными или неприятными исходами действий». (12, с.9). Желание – это ключевое мотивационное явление, вызываемое рассогласованием или когнитивно-аффективным состоянием типа неудовлетворенности. Рассогласование трактуется как «сознательное, предсознательное и бессознательное сравнение того, что воспринимается и того, что центрально генерируется, и сравнение оценочных суждений, относящихся к первому и ко второму». Умеренная степень рассогласования возбуждает умеренное удовольствие и интерес, а выраженное и неожиданное рассогласование возбуждает испуг и неудовольствие.

Гипотеза Дала (1977) рассматривает эмоции как «фундаментальные мотивы» человеческих отношений. Как и Холт автор определяет удовольствие как удовлетворенное желание, а неудовольствие как неудовлетворенное. Дал выделяет два типа эмоций: обращенные на объекты и не обращенные на объекты. Эмоции, обращенные на объекты, состоят из трех компонентов: различающегося восприятия (чувственного опыта), желания и выражения (мимического, пантомимического). Компонент «желание» может выражаться в виде движения к объекту (любовь при притяжении, и гнев при отвращении) или в виде движения от объекта (удивление при притяжении, и страх при отвращении). К отрицательным эмоциям, не обращенным на объект, Дал относит тревогу и депрессию, к положительным – рвение и оптимизм. И те, и другие рассматриваются как инстинктивные и имеют основные характеристики фрейдовских инстинктивных влечений.

В развитие теоретических представлений о природе эмоций заметный вклад внесли представители когнитивной психологии. (К.Роджерс, Г.Арнольд и др.). К когнитивным теориям эмоций и личности можно отнести по меньшей мере два обширных класса теорий. Это так называемые теории «Я», или теории самосознания, и теории, полагающие первопричиной или компонентом эмоции когнитивные процессы. Центральным и преобладающим понятием всех теорий «Я» является понятие Я-концепции, которое трактуется как целостный, интегрированный феномен, складывающийся из восприятия и познания индивидом самого себя, и именно ему придается большое значение в теориях «Я». Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции. «Угроза Я-концепции вызывает у человека страх, вынуждает его защищаться, тогда как подтверждение и одобрение Я-концепции вызывает у человека радость и заинтересованность».

Некоторые современные теории рассматривают эмоцию в основном как реакцию или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами. Подобный взгляд на природу эмоций, возможно, порожден теми представлениями о природе человека, которые уходят своими корнями к Аристотелю, Фоме Аквинскому, Дидро, Канту и другим философам. Эти представления состоят в том, что человек, прежде всего – существо рациональное, эмоциональное вредит и мешает ему, и разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций.

Наиболее разработанной из теорий эмоций и личности, выстроенных в рамках вышеназванной традиции, является теория Г.Арнольд. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок. В данном случае «воспринять» объект – значит в некотором смысле «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. Для того чтобы представленный в сознании образ получил эмоциональную окраску, объект необходимо оценить с точки зрения его влияния на воспринимающего. Эмоция таким образом не является оценкой, хотя и может нести ее в себе как неотъемлемую, необходимую составляющую. То есть эмоция представляет собой неосознаваемое влечение к объекту или отторжение его, возникшее в результате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида. Вызванные эмоцией тенденции к действию оказывают организующее влияние на процесс дальнейшего восприятия и оценки.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
География
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X