Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Новости
Поиск
СУПЕРОБУЧЕНИЕ Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Самохвалова Светлана Юрьевна. Эстетическое развитие младшего школьника в условиях музыкально-практической деятельности

Ростовский Государственный Педагогический Университет

Специальность 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: член-корреспондент РАО доктор педагогических наук профессор Бондаревская Е.В.

Ростов-на-Дону 2001

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА - 16
1.1 СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ КАК ЛИЧНОСТНОГО ЯВЛЕНИЯ - 16
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - 44
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ - 53

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ - 77
2.1. МУЗЫКАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДА ЛИЧНОСТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - 77
2.2. ЛИЧНОСТО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - 96
2.3 ДИАГНОСТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ - 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 139
БИБЛИОГРАФИЯ - 143
ПРИЛОЖЕНИЕ - 153

Введение

Положение, которое складывается на рубеже XX и XXI столетий, характеризуется динамической сменой социальных условий, экологическим кризисом, необходимостью формирования глобального мышления. В такой ситуации речь идет уже не о передаче опыта, а о необходимости обеспечить выживание человечества. Дело его спасения оказывается в его собственных руках. «Сегодня это представляется возможным лишь в процессе совместного переосмысления “отцами” и “детьми” прошлого опыта и создания нового в системе отношений, построенных по принципу ценностно-смыслового равноправия» [72, С.84] Первым шагом на этом пути должно быть поднятие ребенка на уровень субъекта собственного развития. По мнению Слободчикова В.И.[141, С.31], «субъект – это тот, кто не только реализует деятельность, но рефлектирует ее основание и средства, способен ее строить, преобразовывать, проектировать, исследовать, управлять ею». Испытывая потребность в человеке активном, деятельном и творчески целеустремленном, общество сознает необходимость создания такой культурной среды, которая бы, приблизившись к жизни, как мини-культура внутри огромной человеческой культуры могла бы вырастить жизнеспособного субъекта. Решение этой задачи возложено на образование, которое на современном этапе, создав множество новых концептуальных подходов, одним из приоритетных направлений признает развитие субъектных свойств школьников.

Так, «личностно-ориентированная направленность означает безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека» [5, С.11-18]. В парадигме личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В. [26]) четко просматривается идея о том, что поворот к учащемуся, как к субъекту образовательного процесса, неизбежно приведет к новому типу взаимоотношений, к созданию новых каналов коммуникации, являя собой «единственный способ противостоять беспрецедентным требованиям нашего времени» [188, С.44]. Аналогичные процессы протекают и в художественной культуре, которая не может развиваться без личностного участия каждого человека. Сложившаяся ситуация связана с двумя моментами. С одной стороны, современная художественная культура представляет собой лабораторию, в которой идет поиск новых направлений, характеризующихся соединением традиции с инновациями или полным разрывом с предшествующими тенденциями в искусстве. Сегодня, как никогда, можно наблюдать причудливый союз рэпа с народным фольклором или рока с классической оперой. Для того, чтобы учащийся мог разобраться в этих интереснейших процессах, почувствовать неповторимость времени, в которое ему довелось жить, научиться составлять собственное мнение об этом, необходим его тесный контакт с искусством во всем его многообразии. Он должен почувствовать себя знатоком не только близкого ему по духу современного искусства, но и субъектом художественного наследия. Между тем, сложившийся между традиционной художественной культурой и учащимися стиль взаимоотношений, как это ни парадоксально, неминуемо ведет к деградации современной культуры и активному противодействию со стороны личности. Преклонение перед эталонами искусства, как писал Я. Корчак, лишает человека возможности регенерировать культуру, одновременно отталкивая его от навязываемых ценностей. По словам Ю.М. Лотмана, безмолвное принятие образцов художественной культуры мешает ее перевоссозданию с целью актуализации и изобретения новых форм и примеров, связанных с изменением содержания жизни[84].

Второй момент связан с огромным влиянием средств массовой информации, с помощью которых сравнительно узкий круг людей – “элита” – достаточно успешно навязывает вкусы и интересы растущему поколению. Результатом воздействия явились те изменения, которые произошли в художественном мышлении людей. Оно стало отрывистым, дискретным, пассивным, всеядность потребления не коррелируется с избирательностью. Это приводит к девальвации художественных ценностей и как итог – стремление к наслаждениям и времяпрепровождению [77, С.22]. Рациональное отношение к искусству, уводящее от решения социальных и внутренних проблем [92],[2], вызывает напряженность во взаимоотношениях между культурой и человеком [74], что отнюдь не способствует субъектному росту личности.

Между тем, эстетическое развитие, как и развитие вообще, не может считаться целостным без включения в него субъектности индивидуума. С философской точки зрения, быть субъектом эстетического развития значит быть им не в качестве части культуры, а в качестве участника бесконечной созидательной работы в искусстве, обязывающей индивидуума саморазвиваться и развивать мир вокруг себя [14, С.104].

Формирование субъектных свойств индивидуума является высшим показателем эффективности в образовательном и воспитательном процессе [25, С.7] По словам Слободчикова В.И., субъективность – есть «сердцевина сущности в природе человека» [140, С.11] и поэтому, прежде всего в соответствии с ней требуется преобразовать состояние эстетического развития учащихся. Не случайно созданный недавно «Центр эстетического воспитания» ставит задачу: обосновать новые формы и содержание художественного образования как основы гуманизации, открыть новые модели эстетического воспитания, переосмыслить традиционные взгляды на проблему художественно-эстетического воспитания, пересмотреть теорию становления и развития эстетической культуры учащихся [144].

Решить эту задачу можно, учтя все стороны культурно-социального процесса. Так, в искусстве необходимо усилить его преобразовательную роль [91,15], подарив каждому учащемуся право изменять себя и мир средствами художественной культуры. Не менее важным представляется принципиально изменить отношения учащегося с искусством, поскольку именно своим отношением к окружающему миру, к общественному окружению определяется личность.

В свою очередь «отношения результируются в деятельности человека» [130, С.243-245]. Из всех видов эстетической деятельности: теоретической, эмоционально-интеллектуальной, художественно-практической и практической [28], последняя сторона имеет превалирующее значение для субъектного роста учащегося. Практической деятельности принадлежит ведущая роль в самодвижении субъекта. Она представляет собой волевой поступок, выражающий выбор ребенка, а также способствует преодолению разделения когнитивного и эмоционального в учебном процессе; “голова”, “сердце”, “рука” должны в одинаковой степени принимать участие в нем. [131].

Эстетическая практика имеет двойную функцию: предметная деятельность с одной стороны ведет к активизации чувственного восприятия и к уяснению опыта через символическое изображение, с другой стороны, эстетическая деятельность дает возможность для выражения субъекта, его фантазий, эмоций и т.д. Без эмоциональной идентификации с практической деятельностью и желания что-то “сотворить” нельзя научиться думать.

Таким образом, практическая деятельность в искусстве - необходимое условие, которое вместе с определенным типом взаимоотношений определяет субъектное развитие учащегося в мире художественной культуры.

Современное музыкальное образование еще не располагает целенаправленной и единой системой практической деятельности учащихся, ориентированной на раскрытие созидательных сил человека, его способностей и дарований. На долю музыкальной практики приходится в среднем лишь десять процентов учебного времени. Более того, существует тенденция к вытеснению ее за рамки урока в форме факультативных занятий, репетиций, кружковой работы. Которые не могут задействовать большое количество учащихся. Дефицит практики не позволяет детям удовлетворить потребность в самореализации и самовыражении. В своем традиционном виде она представлена как исполнительская деятельность, помогающая закрепить теоретические знания; как способ снятия напряжения или как творчество учащихся. Нужно признать, что то новое, что было привнесено в последнее время в практику урока музыки относится, в большинстве своем, к творческим заданиям и к созданию проблемных ситуаций на уроке, которые базируются на синтезе искусств, прочно вошедшем в образовательный процесс. Однако признать такую практическую деятельность максимально способствующей субъективному росту учащихся полностью нельзя. Связано это с сохраняющейся установкой на единое для естественнонаучных, гуманитарных и эстетических предметов понимание практики, как репродуктивной, закрепляющей теоретические знания деятельности. Декларируемое на словах творчество, по сути, лишено свободы, без которой личность, осуществляющая деятельность, не может самоопределиться, а значит и не может развиваться как субъект [133]. Отсутствует и межсубъектное общение школьников. Большинство творческих задач адресовано отдельно каждому ребенку, что входит в разрез с современным пониманием истинного творчества, рассматриваемого уже «не как деятельность, а как развивающееся взаимодействие» [114]. Наконец, творчество носит произвольный характер, затрагивающий душу и сердце ребенка. Его нельзя сводить к выполнению извне заданных готовых содержаний. Это чревато подменой способностей навыками и утратой вообще всей креативности субъекта [14, С.124]. Сложившееся положение можно охарактеризовать как желание «загнать» творчество (как специфическую особенность предметов эстетического цикла) в рамки традиционной, приемлемой для естественно-гуманитарного цикла предметов, практической деятельности. Кроме того, весь учебный процесс ориентирован преимущественно на получение профессиональных знаний по музыкальному искусству, что, по сути, является прерогативой специального музыкального образования. Таким образом, интерес, поднимаемого здесь вопроса, в том и состоит, что нам предстоит решить, какой должна быть практическая деятельность современного урока музыки, чтобы максимально способствовать субъектному росту учащихся. Изучение практики, пересмотр ее целей, задач, содержания и форм организации действительно приблизят нас к решению вопроса о личностном эстетическом развитии школьников.

Данные, которые мы предполагаем получить, являются необходимыми для образовательной практики уроков музыки, поскольку глубочайший кризис, в котором находится эстетическое образование в массовой школе характеризуется падением престижа предмета и удручающим состоянием, при котором оценка по музыке никого не волнует. Это вынуждает искать выход из создавшегося положения именно в практике, как западающем звене урока.

О недостаточном исследовании этой области говорит тот факт, что учеными, занимающимися данной проблемой (Борев Ю.Б., Юдина Е.И. и др.), до сих пор не определена сущность музыкальной практики. Между тем, процесс накопления знания об этой сфере идет с начала двадцатого века и связан с именами таких ученых, музыкантов и педагогов как К. Орф, Э. Жак-Далькроза, О. Кодай, М. Монтессори, Судзуки и др. Благодаря им практическая деятельность на занятиях музыкой была обогащена и расширена. Особую гордость урока и сегодня представляет творчество школьников. Между тем, нельзя не замечать недовольство учителей по поводу падения интереса у учащихся к творчеству. Они медленно входят в состояние творческого подъема, заменяют творчество на деятельность репродуктивного характера, «скатываясь» к известным мелодиям и ритмам. Все эти вопросы остаются открытыми, а это значит, что остается актуальным противоречие между необходимостью эстетического развития личности учащегося, как субъекта и относительно узкой, в основном, теоретической направленностью учебного процесса, ориентированного преимущественно на достижение целей профессионального характера

Гипотеза исследования - музыкально-практическая деятельность влияет на эстетическое развитие младшего школьника в том случае, если она обеспечивает в своих средствах развитие всех компонентов эстетической деятельности учащегося как субъекта культуры. Это может быть достигнуто на основе построения музыкальной практики как среды жизнедеятельности учащегося в микрокультуре класса и школы, создаваемой им по аналогии с культурой общества, в процессе включения учащегося в решение специально разработанного комплекса нравственно-эстетических проблем в музыкальном обучении.

В задачи исследования входило:
1. Определить сущность проблемы эстетического развития младших школьников в новых социально-культурных условиях жизни, в условиях личностно-ориентированного образования.
2. Выявить принципиальные возможности организации музыкальной практики как культурно-деятельностной среды.
3. Выявить и проверить основные условия эффективности музыкально-практической деятельности для эстетического развития учащихся.
4. Определить и методически обосновать способы повышения эффективности содержания и способов использования музыкально-практической деятельности как среды в музыкальном образовании.

Базой исследования явились школа №21 города Батайска, школы №104, №70 города Ростова н/Д и Городского Дома Творчества.

В исследовании использовались методы: анализ педагогической, философской, психологической литературы по проблеме эстетического развития в современных социокультурных условиях; исследования по эстетике и культурологии; анализ педагогической практики, изучение содержания и особенностей эстетического развития на уроках музыки; педагогический эксперимент, изучение результатов деятельности учащихся, опрос, наблюдение, беседы, аналогии, анкетирование, тестирование.

Методом проверки достоверности научных результатов явилась опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению музыкально-практической деятельности, направленной на субъектное развитие младшего школьника в искусстве.

Научная новизна. В работе на основе субъектно-деятельностной концепции разработан подход к организации в условиях музыкально-практической деятельности культурно-деятельностной среды, представляющей прообраз культурной жизнедеятельности общества и заключающейся в единстве целеполагания и целевыполнения, а также представленности всех сторон видовой структуры эстетической деятельности в дидактически определенных этапах урока. Это позволило выявить основные условия ее педагогической организации. В связи с этим в диссертации:
- обоснованы и показаны пути включения учащихся в культурную среду класса и школы посредством разрешения учащимися нравственно-эстетических проблем.
- установлены особенности проявления музыкально-практической деятельности учащегося в единстве целеполагания и целевыполнения.
- определено основное содержание и комплекс методических приемов использования средств музыкально-практической деятельности при личностно-эстетическом развитии учащихся.

Теоретическая значимость исследования:
- разработано понятие личностно-эстетического развития в ракурсе философской концепции Всеобщего соразвития систем мира;
- конкретизировано общетеоретическое представление о трех сторонах основной видовой структуры эстетической деятельности и, в частности, о музыкально-практической деятельности, имеющей превалирующее значение в субъектном росте индивидума;
- разработаны педагогические основы эстетического развития и организации среды музыкально-практической деятельности учащихся;
- принципиальное значение имеет гипотеза о вероятностной роли музыкальной практики как культурной среды жизнедеятельности школьников в их личностно-эстетическом развитии.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученный материал способствует реализации субъектного роста учащихся в рамках урока музыки. Новая форма организации музыкальной практики как жизнедеятельности школьников в специально созданной культурной среде, разработанной автором и апробированной в опытно-экспериментальной и практической педагогической работе предназначена для учителей музыки, методистов, организаторов воспитательной работы, осуществляющих эстетическое развитие в личностно-ориентированной парадигме. Организация подобной культурно-деятельностной среды может быть реализована как внутри класса, так и в школьном коллективе на всех возрастных уровнях.

Разработанное содержание музыкально-практической деятельности может быть использовано в подготовке студентов музыкально-педагогических колледжей.

На защиту выносятся следующие положения:
1. Культурно-деятельностная среда эстетического развития предусматривает формирование единства компонентов целеполагания и целевыполнения, а также представленность всех сторон основной видовой структуры эстетической деятельности. Педагогически целесообразной формой эстетического развития младшего школьника как субъекта учебного процесса выступает музыкально-практическая деятельность, в которой с одной стороны с необходимой полнотой реализуется единство компонентов целеполагания и целевыполнения, а с другой – представлены все виды эстетической деятельности. Этот процесс строится как культурная жизнедеятельность учащегося в среде класса и школы.
2. Условия достижения целостности культурной жизнедеятельности учащегося как субъекта музыкально-практической деятельности предусматривают:
- самостоятельность в определении и реализации нравственно-эстетической проблемы средствами музыкальной практики, ее взаимосвязь с другими этапами урока.
- повышение возможностей развития учащегося как субъекта на основе использования последовательной цепи нравственно-эстетических проблем, построенных на взаимосвязи теоретического и практического обучения, содержания и способов его освоения, закрепления и контроля овладения учащимися учебным материалом.
- принятие самим учащимся ценности культурно-деятельностной среды, своей субъектной роли в ней, личностное самоопределение, саморазвитие и самоадаптация, осмысление жизненных ситуаций в их художественной представленности, осознанность целей эстетической деятельности, активность в их постановке, уточнении, построении соответствующих способов их достижения в актуализированном развертывании всех сторон эстетической деятельности.
3. Целостное освоение эстетической деятельности происходит при включении учащихся в разрешение комплекса нравственно-эстетических проблем, предусматривающих задействование всех сторон практической деятельности.
4. Критерием сформированности единства целеполагания и целевыполнения в музыкально-практической деятельности учащихся является степень проявления в ней таких черт как созидательность, нравственная свобода, личностная и социальная значимость.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством научных докладов, публикаций, обсуждений на кафедре педагогики, на педагогических чтениях в школах №70, №104.

Основные положения и выводы докладывались на научных конференциях, проводившихся в Ростовском Государственном Педагогическом Университете, на областной научно-практической конференции «Культурно-созидательная гуманистическая миссия русской школы».

Полученные в процессе исследования результаты использовались при проектировании пособия для учителей музыки, а также в работе детского эстетического центра «СамШоу» на базе Городского Дома Творчества.

Структура диссертационной работы соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и трех приложений.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам
X