Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Новости
Поиск
СУПЕРОБУЧЕНИЕ

«Таким образом, на сегодняшний момент этот вопрос для нас совершенно ясен, что говорит о слабой его изученности».

(Н.В. Тимофеев-Рессовский)

 

Введение

 

Данное руководство адресовано прежде всего тем аспирантам, которые приступили к обучению сразу после окончания ВУЗа. Однако эти нехитрые рекомендации могут оказаться полезными и другим молодым ученым. Вероятно, наибольшую пользу из данного руководства извлекут аспиранты гуманитарных и естественных специальностей.

Приведенный здесь текст будет мало полезен недобросовестным диссертантам, для которых не имеет значение качество их работы, а важно лишь получение диплома кандидата наук.

Что такое аспирантура

 

По собственному опыту знаю, что, поступив в аспирантуру, молодые ученые (ведь аспиранты являются именно молодыми учеными) сталкиваются с большим числом проблем. Эти проблемы связаны прежде всего с тем, что аспиранты не достаточно хорошо представляют себе, чем конкретно им предстоит заниматься в ближайшие 3 года. По своей психологии они еще являются студентами, привыкшими к институтской системе обучения - посещениям лекций, практических занятий, системам зачетов и экзаменов.

Однако, аспирантура - это самостоятельная форма получения образования, цель которой - научиться заниматься научной работой. Аспирант должен сам определить интересующее его (или просто актуальное) научное направление, выбрать тему исследования, изучить литературу, касающуюся этой темы, организовать эксперимент, получить и обработать данные, сравнить свои результаты с уже имеющимися в науке и сделать выводы. В сущности, диссертация похожа на добросовестно выполненную курсовую или дипломную работу, но должна содержать больше научной новизны и практической (и/или теоретической) значимости.

Логичным завершением обучения в аспирантуре является написание и защита кандидатской диссертации. Успешно закончившим обучение считается аспирант, написавший диссертацию и прошедший ее предварительную защиту. Предварительная защита - это своего рода официальная репетиция защиты диссертации. Она происходит не на Ученом Совете, а на расширенном заседании кафедры, на которое приглашаются представители других кафедр и/или учебных заведений.

Трудности, с которыми сталкивается молодой ученый, и о которых он зачастую даже не подозревает, часто являются причиной неуспешного окончания аспирантуры, когда проучившись 3 года, аспирант не заканчивает написание диссертации. Практика показывает, что диссертация, завершение которой отложено «на потом» - когда появится время, средства и т.д. - так и остается незавершенной никогда.

Что за зверь научный руководитель?

 

Для того, чтобы не растеряться в огромном количестве информации, у каждого аспиранта есть научный руководитель - опытный педагог и ученый, который может помочь определиться с темой, выбрать методики исследования, дать советы по организации эксперимента, а возможно, порекомендовать некоторую необходимую литературу. Однако научный руководитель лишь направляет аспиранта, помогает ему сориентироваться, но не делает работу за него.

Итак, научный руководитель - это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться к намеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых сбирается получить аспирант). Но в исключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук. Советую Вам иметь официальным научным руководителем все-таки доктора наук - зачем лишние проблемы при оформлении документов.

Научных руководителя может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям, как сейчас модно. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Обычно, им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь в подготовке диссертации.

Научные руководители утверждаются Ученым Советом ВУЗа в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.

Существуют два типа научных руководителей.

Первый тип наиболее удобен для аспиранта - такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д.
Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но при этом от него требуется и меньше творчества. В результате такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.

Второй тип научных руководителей можно назвать ленивыми - они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общими советами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы (например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будет значительно превосходить аспиранта, которого три года водили за ручку.

Лучше, конечно, если Ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.

Имейте в виду, что научное руководство диссертантами официально дает научному руководителю оплачиваемые рабочие часы (в среднем - 50 часов в год на каждого диссертанта). В эти часы входит не только непосредственное общение с аспирантом, но и чтение материалов его исследований и прочее. Поэтому, в случае острой необходимости, если Ваш научный руководитель совсем позабыл о Вашем существовании, Вы можете в корректной форме напомнить ему о себе. Советую, быть просто вежливо настойчивым, а не качать права, в конце концов, научный руководитель имеет полное право в любой момент отказаться от научного руководства особо склочным диссертантом. И вообще, правила хорошего тона в высшей школе предусматривают предельно вежливые отношения между коллегами (и не коллегами тоже).

Если научный руководитель пользуется Вашим уважением, либо оказывает Вам существенную помощь, либо является видным ученым, общение с которым ценно само по себе, либо и то, и другое, и третье - не забывайте о проявлении к нему знаков внимания. Поздравляйте его с Новым Годом, Днем Рождения, началом учебного года, 8 марта (или 23 февраля), Днем Победы (если это актуально). Букетик цветов, коробка конфет, сувенир, открытка будут весьма уместны в качестве подарка. В крайнем случае, ограничьтесь устными поздравлениями или звонком по телефону.

Что делать сразу после окончания вступительных экзаменов в аспирантуру?

 

Учебный год аспирантов начинается с декабря, в то время как результаты вступительных экзаменов в аспирантуру становятся известными еще в октябре (возможно, в Вашем ВУЗе месяцы другие, но суть от этого не меняется). Часто в эти два месяца аспирант слоняется как неприкаянный, не зная чем заняться, зато потом ему приходится выполнять огромное количество непривычной работы в условиях острой нехватки времени. Цените свое время, 3 года - не так уж много. Берегите нервную систему от перенапряжений, которые будут неизбежны при нерациональной организации обучения.

Поэтому сразу после окончания экзаменов приступите к работе в библиотеке, где необходимо, во-первых, собрать картотеку литературных источников по теме диссертации, а во-вторых, изучить эту литературу. Если тема исследований неизвестна Вам даже приблизительно, начинайте трясти по этому поводу научного руководителя (см. раздел «Определение темы диссертации»).

Работа с литературой

 

Изучение литературы на начальном этапе обучения имеет целью осведомить Вас о том, в каком состоянии в современной науке находится Ваша проблема, что сделано другими авторами в этом направлении, а что еще не достаточно ясно, либо вообще не рассматривалось. После получения экспериментальных данных и формулировки предварительных (рабочих) выводов, Вы должны будете сопоставить полученными Вами данные с уже имеющимися в науке.

Начав работу с литературой, сразу формируйте картотеку изученных литературных источников. То есть на каждый литературный источник заведите учетную карточку, аналогичную библиотечной, в которую впишите полное библиографическое указание источника, а на обратной стороне - краткую аннотацию, а также место, где находятся выписки их этого источника, если Вы таковые делали. Расположить такие карточки в собственном картотечном ящике можно по алфавиту, либо по крупным темам и по алфавиту.
Сразу же правильно (по ГОСТу) заполняйте эти карточки, чтобы в дальнейшем не пришлось повторно брать книгу для уточнения, например, количества страниц в ней. Сбор картотеки важен для последующего оформления списка литературы, а также для того, чтобы в короткий срок найти интересующий Вас источник, с которым Вы уже работали, например, чтобы сослаться на него при написании научной статьи.

Пример карточек с литературными источниками

При работе с литературой имеет смысл делать выписки с указанием страницы книги (журнала), на которой Вы нашли нужную Вам информацию. Это необходимо для того, чтобы не иметь проблем в дальнейшем при написании литературного обзора - первой главы Вашей диссертации.

Целесообразно также иметь картотеку изученных литературных источников на компьютере (если он у Вас есть) с указанием файла, в котором помещены краткие выписки из каждого источника (если таковые имеются). Тщательно продумайте, как систематизировать файлы с выписками из литературы, и как их назвать. Это очень важно для возможности быстро найти нужную Вам информацию. Обязательно делайте резервные копии важных данных!

Если научный руководитель не порекомендовал иначе, начать изучение литературы можно с просмотра журналов последних лет, касающихся Вашей специальности. Найдя статью, относящуюся к теме вашего исследования, посмотрите список литературы в ее конце - так Вы узнаете, какие еще публикации имеются на эту тему и можете приступить к их изучению. Целесообразно также просмотреть «Реферативный журнал» - те его разделы, которые касаются Вашей специальности. В этом журнале собраны все статьи за определенный период времени, изданные по тем или иным научным вопросам. Для каждой статьи имеется аннотация, кратко рассказывающая о ее содержании и основных выводах. Также дано полное и точное библиографическое описание статьи, и при желании, Вы можете найти сборник, в котором она опубликована. Однако, к сожалению, в последнее время «Реферативный журнал» перестал издаваться, так что Вы можете пользоваться только относительно старыми его номерами.

Помимо литературы, касающейся темы Вашей диссертации, необходимо также изучить все, что связано с показателями, которые Вы будете снимать у своих испытуемых, и методиками исследования. Вы должны четко представлять, что скрывается за каждым показателем и уметь их правильно интерпретировать (Грамотно интерпретировать показатели Вы научитесь только тогда, когда начнете получать собственные данные, но примерное представление нужно иметь заранее). Если Вы проводите свой эксперимент на людях, будьте готовы к тому, что человеку всегда интересно узнать результаты своих измерений. Испытуемые часто просят ответить на вопросы типа: «Ну, что у меня?» Не пренебрегайте ответами. Это не только научная этика или проявление уважения и интеллигентности, это и практика интерпретации данных. В то время как Вы пространно объясняете испытуемому, как можно расценивать тот или иной показатель, Вас может неожиданно осенить, что же этот показатель обозначает на самом деле.

Помните, что наиболее «ценными» для Вашей диссертации являются литературные источники последних лет. Их можно найти, в основном, в научных журналах, соответствующих Вашему профилю. Кроме того, в диссертации должны быть приведены и иностранные литературные источники (не менее 20-25, для технических наук - меньше).

Как бы Вы ни относились к точным наукам, обязательно изучите 2-3 умные книжки по математической статистике (статистической обработке данных или чего-то похожего). Вы научитесь оперировать соответствующими терминами, что придаст Вашим докладам солидность и вес. Возможно, Вы даже поймете, как обрабатываются данные. Не исключено, что эти книги помогут Вам лучше осмыслить полученные результаты.
Математика на том уровне, на котором Вы будете ею пользоваться, не сильно изменилась за последние 30-40 лет. Поэтому, если кто-то порекомендует Вам хорошую книжку 1964 года выпуска, не пренебрегайте прочесть ее. Математики-педагоги рождаются крайне редко.
Но хотя бы одну свежую книжку по математическому анализу необходимо прочитать обязательно. Только в литературе последних лет учитывается мощность современных компьютеров, с помощью которых обработка данных, ранее занимавшая месяцы, сводится к набиванию таблиц с последующим нажатием кнопок на панели инструментов.

Существенным моментом работы с литературой является просмотр диссертаций и изучение авторефератов. Причем, автореферат нужен в основном для получения информации о результатах работы и полученных выводах, а диссертация - чаще для просмотра структуры работы, способов оформления данных, литературных источников, применяемого шрифта, и других нюансов стандарта. В информационном плане диссертация может быть полезна, только если она очень близка к Вашей теме (в этом случае Вы даже можете взять оттуда часть литературного обзора). Иногда (но редко) бывает полезно посмотреть в диссертациях методики исследования. В остальных случаях, достаточно изучить автореферат - и времени меньше, и пользы больше. Советую просмотреть несколько диссертаций в самом начале обучения - чтобы иметь представление о том, к чему нужно стремиться, и в конце обучения - когда Вы уже готовите к оформлению собственную работу.

Для того, чтобы получить доступ к работе с диссертациями, аспирант должен написать заявление на имя проректора по научной работе (и подписать у него) с просьбой разрешить пользоваться диссертационным фондом библиотеки. Такое разрешение необходимо оформлять каждый год.

Научиться эффективно работать с литературой непросто (не отчаивайтесь, если сразу не получается - Вы не одиноки!), но очень важно. Работа с литературой будет продолжаться в течение всего обучения в аспирантуре и после его окончания, если Вы будете работать по специальности.

Определение темы диссертации

 

Подразумевается, что человек поступает в аспирантуру, имея готовую тему работы, которой он планирует заниматься все 3 года. Однако, для молодых аспирантов, только что окончивших обучение в ВУЗе, это вовсе не характерно.

Постарайтесь приложить максимум стараний, чтобы как можно быстрее определиться с темой Вашей диссертации или хотя бы научным направлением, которым Вы будете заниматься. Это поможет быстрее приступить к работе с литературой и к организации эксперимента. Трясите Вашего научного руководителя, если не помогает - начальника кафедры, профессоров кафедры, словом, добейтесь того, чтобы Вашим усилиям была задана определенная направленность.

В настоящее время на выбор темы большое влияние оказывает возможность организовать исследование (найти испытуемых, готовых участвовать в эксперименте, и аппаратуру для их изучения).

Учтите, что сразу после Вашего официального зачисления в аспирантуру, от Вас потребуют название темы диссертации, и обоснование ее выбора - то есть актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, а также цель, задачи, методы исследования, объект, предмет, рабочую гипотезу. Тема диссертации после обсуждения указанных вопросов утверждается сначала на заседании кафедры (рекомендую позаботиться о том, чтобы в повестку дня заседания кафедры включили вопрос об обсуждении Вашей темы), а затем - на Ученом Совете учебного учреждения, в аспирантуре которого Вы обучаетесь. Протокол этого заседания Ученого Совета в дальнейшем служит одним из документов, подготавливаемых для отправки в Москву в ВАК для утверждения присужденного Вам звания кандидата наук (возможно, сейчас этот орган называется по-другому, а раньше назывался Высшей Аттестационной Комиссией или Комитетом - в разные времена по разному).

Как правило, аспиранту самому приходится заботиться о подготовке своих документов. Поэтому, после заседания Ученого Совета, на котором утвердили Вашу тему, проконтролируйте, чтобы соответствующая выписка из протокола попала в вашу личную папку, заводимую на Вас в отделе аспирантуры. Если этими действиями Вы вызовете гнев секретарей и методистов, вежливо, корректно, с улыбкой и шоколадкой объясните им, что у Вас мания преследования или что-то в этом духе. Этим Вы поможете не только себе, но и своим коллегам по обучению, для которых подгоняемые Вами методисты также вовремя оформят эту нужную бумажку.
Улыбка и шоколадка окупят себя. Эти женщины (методисты и секретари) могут как существенно упростить Вам жизнь, так и сделать ее невыносимой.

Тему исследования, а также цель, задачи и т.д. на первом этапе может в существенной мере помочь сформулировать научный руководитель. Если научный руководитель считает, что Вы должны справиться с этим сами, посмотрите, как это сформулировано в других диссертациях (или авторефератах - их проще получить в библиотеке). Для этого выбирайте работы по своей специальности, только последних лет, изданные в Москве или Питере.

Если Вы все же совсем растеряны по поводу выбора темы, а все допустимые для этого сроки уже истекли - утвердите любую тему, какая придет в голову. Потом поменяете. Однако, не советую попадать в такую ситуацию. Если Вы утвердите тему «Влияние никотина на детородную функцию лошадей», а затем будете менять ее на «Дистрофические изменения печени у людей старческого возраста» - Вас могут не понять. Ученый Совет сложит о Вас неблагоприятное впечатление (какой-нибудь дотошный профессор вспомнит обязательно - можете не сомневаться), а Вам в нем предстоит защищаться. К тому же и сотрудники кафедры также сочтут Вас несерьезным человеком - а Вам с ними работать по крайней мере 3 года.

Итак, тему можно менять в любой момент и сколько угодно раз. Например, в процессе исследования работа может приобрести направление, отличное от ее первоначального названия, или Вам просто может перестать нравиться формулировка. Однако, советую менять тему только один раз в самом конце обучения, когда диссертация практически завершена - не нужно нервировать кафедру, Ученый Совет и себя. Тему можно менять даже после прохождения предварительной защиты (хотя к тому времени лучше все же иметь окончательный вариант названия).

 

Кто такие испытуемые и где их раздобыть?

 

Испытуемые - это люди или животные, на которых Вы проводите свое исследование. Контингент испытуемых должен определяться исходя из темы диссертации.

Каждая группа исследуемых людей или животных подбирается так, чтобы быть достаточно репрезентативной, то есть ни у кого не должно возникнуть сомнений в правильности и достоверности полученных на данном контингенте результатов. Для этого каждая группа должна быть однородной по своим свойствам (пол, возраст, состояние здоровья и т.д.) и достаточно объемной по количеству. Чем больше испытуемых, тем более достоверными будут результаты и более «солидным» исследование.

В отдельных случаях испытуемых может быть и не много. Например, когда испытуемые уникальны - редкие животные, выдающиеся спортсмены, монозиготные близнецы, индивиды, страдающие редкими заболеваниям. Испытуемых может быть небольшое количество, если Вы используете чрезвычайно сложные и объемные методики исследования: компьютерную томограмму, например. В любом случае, при малом числе испытуемых Вы должны будете использовать современные методы математического анализа данных, которые позволяют оперировать сверхмалыми выборками. В соответствующей литературе по математической статистике поинтересуйтесь, можно ли то количество данных, которое вы получили, обрабатывать с помощью того или иного статистического метода. Будет чрезвычайно обидно, если кто-то поставит под сомнение достоверность всей Вашей работы из-за нехватки экспериментального материала.

В настоящее время чрезвычайно трудно найти контингент для исследования. Если это люди - их нужно как-то заинтересовать принять участие в Вашем эксперименте, так как уже давно ни одно учебное заведение не оплачивает это (поправьте меня, если я ошибаюсь).

Проще заинтересовать студентов, если Вы их преподаватель - они будут рассчитывать на Вашу дальнейшую благосклонность (на самом деле, они ее будут просто требовать!).

Иногда удается завлечь испытуемых перспективой интересной интерпретации данных (особенно это справедливо для психологов - пообещайте мужчине, что расскажите все о его характере и внутренних побуждениях, женщине - о типах мужчин, с которыми у нее психологическая совместимость). Подумайте, что людям интересно узнать о себе, и что из этого Вы можете им рассказать, используя полученные Вами данные.

Можно также найти человека, мало занимающегося наукой, но нуждающегося в публикациях. Им может быть преподаватель, тренер, врач, ветеринар, научный работник, забросивший науку, и другой специалист, в ведении которого находятся люди или животные. Его подопечные (студенты, спортсмены, больные, животные и др.) будут предоставлены Вам на растерзание в обмен на его соавторство в Вашей будущей статье.

Можно выполнять за кого-нибудь практическую работу в обмен на предоставляемую возможность проводить исследование.

Можно устроиться работать в лабораторию, где проводятся исследования, и получить разрешение использовать ее (или один из приборов) в свободное время.

А можно проявить фантазию и предприимчивость и придумать что-нибудь еще.

Если Ваш контингент - животные, скорее всего Вам придется за ними ухаживать и кормить за свой счет (в этом случае предпочтительнее - распространенные насекомые).

Относитесь с теплотой и любовью к Вашим испытуемым - они залог Вашего успеха.
Кроме того, так Вы получите больше удовольствия от самого процесса исследования.

Выбор методов и методик исследования

 

Для начала разберемся с терминологией.

Метод - это довольно широкое понятие. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента.

Методика - это более узкое понятие. Например, в экспериментальном методе исследования Вы можете использовать методику электроэнцефалографии.


Выбор методик исследования - одна из важных и трудных задач аспиранта. Используемые методы и методики должны позволить Вам достичь цели исследования. Например, если Вы хотите изучить изменение умственной работоспособности крыс линии «Вистар» под влиянием различных фармакологических средств, то, как ни крути, придется ставить эксперимент с различными вариантами приема всяких химических гадостей крысами и использовать информативные методики оценки их умственной работоспособности. Если Вы вместо этого будете снимать у крыс кардиограмму, к цели исследования Вы не приблизитесь.

Лучше, если разобраться в методах и методиках, с помощью которых Вы могли бы получить желаемые результаты, поможет Вам научный руководитель. Если научный руководитель не желает оказать Вам такую помощь, придется «перелопатить» огромное количество бессистемно разбросанной по различным библиотечным каталогам литературы, касающейся методик исследования, и попытаться ее изучить.
Крайне редко бывают полезными в этом отношении диссертации Ваших предшественников. Поскольку понять методику можно только, если Вы ее хотя бы уже видели в действии, а изучить - только если Вы ее сами применяете, Ваша задача очень сложна.

Постарайтесь найти того, кто помог бы Вам с этим. В противном случае на предзащите или даже на защите может выясниться, что используемая Вами методика не далее как 5 лет назад была в пух и прах раскритикована каким-нибудь зарубежным ученым, и с тех пор результатам, полученным с помощью этой методики, никто не доверяет. Либо, что используемый метод обработки данных по каким-то причинам нельзя применять именно в Вашей ситуации. Обидно также будет узнать, что те же данные, которые Вы с таким трудом получали, можно быть получить куда проще и с большей точностью, используя более современную и вполне доступную методику.

В любом случае в Вашей работе обязательно должна быть экспериментальная часть (конечно это не имеет отношения к филологическим или историческим наукам), если Вы хоть немного себя уважаете. Диссертации, написанные на основе анализа литературы, по большому счету, являются ничем иным, как рефератом. И каким бы значительным ни был объем проделанной работы, он доступен и студенту, поэтому автору часто бывает стыдно говорить о своей диссертации, и уж точно не чем гордиться.

Чем солиднее проведенный эксперимент, тем проще будет защищаться, отстаивать правильность своих выводов, и тем солиднее будет выглядеть вся работа. В эксперименте должно быть не только как можно большее количество грамотно подобранных испытуемых, но и как можно более серьезные методики. Например, если Вы оцениваете ту же умственную работоспособность крыс, то помимо тестов для ее определения (типа «Лабиринт»), хорошо бы добавить данные энцефалографии.

Как обращаться с данными, получаемыми в ходе исследования

 

Очень бережно относитесь к данным, которые Вы получаете в ходе исследования. До начала эксперимента хорошо продумайте формы протоколов, в которые Вы будете вносить промежуточные результаты. Если эти формы оказались несовершенны - измените их. Храните результаты Ваших исследований так, чтобы Вы могли понять все детали эксперимента, вернувшись к ним спустя несколько лет, проверить их, обработать с помощью других методов. Не надейтесь на свою память, все нюансы фиксируйте на бумаге или на компьютере (а лучше - и там, и там).

Обсудите организацию эксперимента с научным руководителем, со старшими коллегами (уже прошедшими этап защиты диссертации), с другими аспирантами. Хорошенько подумайте, не проводили ли Вы раньше каких-либо исследований (при написании курсовой, дипломной работы, в ходе прохождения практики или в процессе Вашей педагогической работы). Возможно, часть из них можно включить в диссертацию.

Часто в автореферате диссертации приводится объем проведенных исследований. Он указывается в количестве испытуемых, снятых с них показателей, числе измерений, общем количестве часов, затраченных на измерения и т.д. Если исследование несложное, Вам не составит труда подсчитать эти цифры и на заключительном этапе подготовки диссертации. Но если исследование слишком объемное, заранее записывайте подобную информацию, чтобы потом не уменьшать объем проделанной работы из-за забывчивости. Будет очень обидно вспомнить что-то уже после издания автореферата.

Как распределить время обучения в аспирантуре

 

На первом году обучения, когда Вы растеряны и не знаете с чего начать, делайте то, что Вы уже умеете - посещайте занятия по философии и иностранному языку (если, конечно, они организуются Вашим учебным заведением). Поскольку для получения ученой степени кандидата наук экзамен по этим дисциплинам все равно необходимо сдавать, используйте шанс повысить уровень своей эрудиции и общей образованности.

Прослушав курс философии, Вы будете лучше разбираться не только в направлениях современной философской науки, но и в литературе, искусстве, политике, в устройстве общества, особенностях духовности разных стран. Занятия по иностранному языку дадут Вам возможность читать труды зарубежных авторов по Вашей специальности. Даже если Вы не слишком хорошо знаете язык, очень скоро Вы обнаружите, что зарубежные литературные источники по Вашей специальности имеют большое количество одинаковых терминов, конструкций и вообще похожи друг на друга. Особенно легко читать труды, написанные не носителями языка, например, японцами на английском - никаких замысловатых фраз, сложных слов - все просто и понятно.
Некоторые учебные заведения преподают аспирантам также психологию и педагогику. Прослушать эти курсы чрезвычайно полезно и для дальнейшей педагогической практики, и для расширения своих жизненных знаний.

Учтите, что человека с ученой степенью большинство людей считает в высшей степени интеллигентным, для многих Ваше мнение будет авторитетным. В определенной мере это обязывает Вас соответствовать такой высокой оценке. Учитесь, пока Вас учат, по окончании аспирантуры Вас больше никто и никогда учить не будет! Вы должны будите учиться самостоятельно и учить других, но Вашим обучением уже никто не займется.

Помните, что посещение занятий поможет Вам сдать кандидатские экзамены, но мало приблизит к написанию диссертации. Не успокаивайтесь тем, что Ваше время занято.

Уже на первом году обучения необходимо приступить к организации научного исследования!

В конце первого учебного года постарайтесь обязательно сдать экзамены по философии и иностранному языку, так как в дальнейшем у Вас не будет для этого ни времени, ни желания повторно посещать лекции, ни компании Вам подобных аспирантов. Если Вы намерены сдавать экзамен, необходимо заранее подать заявление в аспирантуру в просьбой разрешить Вам это сделать.

Чтобы аспиранты не расслаблялись, по завершении каждого года обучения их обязывают отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры и сдать оформленный и утвержденный отчет в аспирантуру. Позаботьтесь заранее, чтобы было организовано заседание кафедры, на котором Вы будете отчитываться. В аспирантуре никого не волнует, что кафедра не провела подобного заседания по каким-то внутренним причинам. (При окончании учебного года в декабре отчет нужно сдать в ноябре, значит заседание кафедры должно пройти в октябре, а позаботиться о его созыве нужно в сентябре - то есть сразу после выхода из отпуска).

Основной работой на втором году обучения является продолжение проведения собственного эксперимента, сбор данных, их первичная обработка и более углубленный анализ. Целесообразно каждый промежуточный этап работы (исследование - результаты - обсуждение (анализ) результатов - выводы) оформлять в виде научной статьи. Это поможет Вам в дальнейшем при написании текста диссертации, даст необходимый опыт преподнесения Ваших данных.

Второй год обучения должен стать основным по количеству конференций, на которых Вы докладываете свои результаты, и по количеству публикаций. Кроме того, на втором году обучения аспиранты обычно проходят педагогическую практику, выполняя работу преподавателя на кафедре (40-50 учебных часов). После практики Вам будет легко сдать кандидатский экзамен по специальности (во второй половине 2-го года обучения).

К концу второго года целесообразно завершить экспериментальную часть работы или хотя бы львиную ее долю.

На третьем году обучения необходимо завершить проведение эксперимента (если Вы не сделали этого раньше), окончательно обработать данные, проанализировать их и сделать выводы.

Третий год - основной для написания текста диссертации. В начале года необходимо закончить написание главы 3 («Результаты исследования»), тщательно отредактировать ее, оформить рисунками, таблицами, схемами. К этому моменту количество изученной Вами литературы должно быть достаточным для написания главы 4 («Обсуждение результатов»), в которой Вы теоретически анализируете Ваши данные. Глава 1 (представляющая собой обзор и/или анализ литературных источников) может быть начата еще раньше (например, летом после второго года, либо даже на первом году обучения) или может писаться одновременно с главами 3 и 4. Выводы работы должны быть четкими, конкретными, емкими, логично вытекать из результатов исследования.

Не пытайтесь сразу сформулировать окончательный вариант выводов - это та часть Вашей диссертации, которая будет претерпевать многочисленные изменения в редакции. Количество выводов, приводимых в работе (для кандидатской диссертации - 5-8 выводов), обычно, меньше количества реальных выводов. Не огорчайтесь, кандидатская диссертация - это лишь «путевка» в научную жизнь, не пытайтесь с ее помощью оставить неизгладимый след в науке. Даже И.М. Сеченов в свое время написал хотя и весьма ценную, но скромную диссертацию о влиянии алкоголя на организм.

Что необходимо сделать аспиранту помимо написания диссертации

 

Помимо текста диссертации, к моменту защиты у аспиранта должно быть достаточное количество публикаций, выступлений на конференциях и актов внедрения результатов исследования в практику. Аспиранты очной формы обучения еще должны пройти педагогическую практику.

Результаты Ваших исследований, прежде чем оформиться в диссертацию, должны быть доступны для ознакомления научным работникам. Достигается это двумя путями: докладами данных исследования на научных конференциях (семинарах, конгрессах и т.д.) и публикацией научных статей, в которых излагаются основные (или промежуточные) результаты работы. Поэтому обязательными требованиями к соискателям ученой степени кандидата наук (соискателем называется тот, кто желает получить эту степень) являются полнота изложения материалов диссертации в опубликованных научных трудах, а также достаточное количество и уровень (институтский, городской, республиканский, международный) конференций, на которых сделаны доклады по теме диссертации.

Обычно, соискатели имеют не менее 3-4 публикаций (а лучше - 7-9). Хотя официальные требования ВАКа - не менее 2-х работ. При этом важно не только количество статей (тезисов докладов конференций), но и общее число напечатанных страниц и уровень издания. Так, тезисы докладов котируются ниже, чем статья в сборнике научных трудов или журнале. Высоко ценятся публикации на иностранном языке в зарубежных зданиях (дальнего зарубежья, разумеется). Следует помнить, что публикации, вышедшие в свет позже чем за месяц до защиты кандидатской диссертации, не могут указываться в автореферате и не будут засчитываться ВАКом. Подразумевается, что результаты Вашей работы достаточно известны научной общественности и успели подвергнуться ее критике.

Публикации не во всех изданиях признаются ВАКом! Для признания необходимо, чтобы издание имело грамотно оформленные выходные данные (авторское право и т.д.). Публикации во внутренних сборниках учебного заведения могут и не защитаться ВАКом. Поэтому, прежде чем радоваться, что Вы нашли возможность опубликовать, выясните, соответствует ли уровень будущего издания требованиям ВАКа.

Одним из недостатков современного периода является то, что почти все публикации в настоящее время - платные. Правда, сейчас в Интернете появился электронный журнал «Исследовано в России», публикация в котором не только бесплатна, но и официально признается ВАКом. Для публикации статьи в этом журнале необходимо иметь как минимум аннотацию на английском языке (а лучше второй вариант текста на английском языке) и рекомендации к опубликованию от двух докторов наук. Журнал «Исследовано в России» можно найти здесь: http://zhurnal.mipt.rssi.ru/comcept.html

Как только у Вас появилась публикация, необходимо сразу включить ее в «Список публикаций», хранить который удобней на компьютере в отдельном файле. Внести туда полное библиографическое описание публикации нужно не только, чтобы не забыть о ее существовании. Это важно и для того, чтобы названия последующих публикаций не повторялись. Если названия совпадают, то только одна из таких публикаций может быть включена в окончательный «Список трудов по теме диссертации», который Вам будет необходимо подготовить к защите (Ваша покорная слуга потеряла на этом две солидные работы! Не повторяйте моих ошибок). Кроме того, необходимо снять ксерокопию с текста статьи, титульного листа сборника, в котором она вышла, и оглавления, где указана Ваша фамилия. Ксерокопии публикаций Вам будет необходимо представить в Ученый Совет в числе прочих документов, подготавливаемых к защите.

Выступления на конференциях - это не только выполнение обязательного условия, предъявляемого ВАК к соискателям ученой степени, но и хорошая возможность «обкатать» свои данные, научиться их докладывать большому количеству людей, получить опыт общения с аудиторией, уяснить для себя, какие вопросы может вызвать Ваша тема и Ваш доклад, как нужно отвечать на них, как нужно изменить доклад, чтобы преподнести свои данные в более выигрышном свете. Старайтесь использовать любую возможность, чтобы доложить результаты Ваших исследований. Не пренебрегайте конференцией любого уровня и состава участников. Чем больше Вы будете выступать, тем лучше Вы будете уметь это делать. В дальнейшем умение выступать публично поможет Вам не только на защите, но и при необходимости убеждать людей в Вашей точке зрения, доводить до их сознания ход Ваших рассуждений, заставлять соглашаться с Вашими доводами. Вы научитесь строить структуру выступления, делать акценты на значимых моментах, говорить размеренно (а не скороговоркой), кратко, доступно, убедительно, по существу.

Сразу по окончании конференции внесите ее полное название и название доклада в «Список конференций, на которых доложены материалы диссертации». Не надейтесь на свою память - обучение в аспирантуре многих людей доводило до сумасшествия, не говоря уже о проблемах с запоминанием (по статистике, особенно часто сходят с ума соискатели ученой степени математических, физических и технических наук).

Другим требованием к диссертантам является наличие актов внедрения результатов научного исследования в практику (например, в учебный процесс - по месту написания диссертации (на Вашей кафедре), в процесс работы учреждения, где Вы проводили эксперимент и др.). Реже аспиранты оформляют рационализаторские предложения (не исключающие акты внедрения), патенты на изобретения и т.д.

Настоятельно советую полюбопытствовать в патентном отделе (или бюро) вашего учебного заведения о том, какие рационализаторские предложения зарегистрированы Вашими предшественниками. Там Вы сможете обнаружить, что некоторые Ваши неясные мысли вполне могут быть облечены в конкретную форму рац. предложения. Акты внедрения включаются в диссертацию в виде приложений. Примеры актов внедрения можно посмотреть в любой диссертации.

Еще одним требованием к аспирантам является прохождение педагогической практики, то есть Вы должны попробовать себя в роли преподавателя. Обычно аспирантам предоставляется возможность вести практические занятия, реже - читать лекции. Ваша преподавательская нагрузка должна составлять не менее 40-50 часов. Чтобы не работать задаром, деликатно поинтересуйтесь у начальника кафедры или его заместителя по учебной работе, не оплатят ли Вам эту работу, как почасовую нагрузку. Возможно, Вам предложат устроиться в штат кафедры на часть ставки. Но если придется работать задаром - не расстраивайтесь, в конце концов Вам предоставляется возможность получить опыт преподавательской деятельности и никто не берет с Вас за это денег.

Структура кандидатской диссертации

 

Классическая кандидатская диссертация (в виде рукописи), обычно, имеет следующую структуру: титульный лист (страница № 1), оглавление (содержание), список условных сокращений (если таковые имеются), введение, 4 главы, заключение (может отсутствовать), выводы, практические рекомендации (в диссертациях по педагогическим специальностям), список литературы и приложения.

Во введении (3-6 страниц) автор может обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.

Глава 1 (20-40 станиц, должна называться в соответствии с ее содержанием, например: «Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности под влиянием различных фармакологических средств») представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования.
Целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если Ваша диссертация затрагивает несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1.     1.2 и т.д.).
Логичным заключением главы 1 будет формулировка
цели, задач исследования, рабочей гипотезы (что предполагалось получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту. В диссертациях, защищаемых по педагогическим специальностям, обычно приводят также объект и предмет исследования. Объектом исследования является контингент испытуемых (группы людей, животных и д.т. (В постоянно приводимом здесь примере объектом являются крысы линии «Вистар»), а предметом - то, что Вы исследуете у данного контингента (психологические, физиологические или иные параметры. (В нашем примере это - умственная работоспособность). Заключение главы 1 - это та часть Вашей диссертации, которая может претерпевать значительные изменения по мере работы над темой. Окончательно цель, задачи и т.д. будут сформулированы на завершающем этапе написания диссертации и автореферата.

Глава 2 (8-12 страниц, может называться «Методы исследования») обычно содержит описание методик исследования и контингента испытуемых. Достаточно подробно следует изложить организацию эксперимента, описать методики, используемую аппаратуру, дать подробные сведения об испытуемых. Прочитав эту главу, не должно возникать вопросов о том, как Вы получили те или иные данные. Любой прочитавший ее должен понять, как провести аналогичное исследование (например, с целью проверки Ваших результатов). Главу 2 можно разбить на параграфы, отдельно описав испытуемых и каждую методику (если она объемна), либо сгруппировать получаемые показатели по определенным признакам (и назвать параграфы, например: 2.1. Показатели центральной нервной системы. 2.2. Показатели иммунитета. и т.п.).

Глава 3 (60-90 страниц, может называться «Результаты исследования») обычно являет собой изложение собственных результатов исследования. В ней часто размещают таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных. Обычно, эта глава разбивается на параграфы, в соответствии с логикой изложения материала. Иногда (чаще в докторских диссертациях), если исследование слишком объемное и выполнено по нескольким направлениям, изложение собственных результатов занимает 2 главы (главу 3 и главу 4). В этом случае диссертация имеет на одну главу больше, а результаты обсуждаются в главе 5.

В главе 4 (20-30 страниц, может называться «Обсуждение результатов») обычно приводится обсуждение полученных результатов. Оно преследует две задачи. Во первых, необходимо сопоставить полученные Вами данные с результатами исследований других авторов, а во-вторых, предварительно изучив современные научные концепции, определить - с позиции какой из них можно объяснить Ваши данные (либо в какую из них «вписываются» Ваши результаты). Если Вы провели объемное исследование с использованием серьезных современных методик, а Ваши результаты не вписываются ни в одну из известных теорий или противоречат им, и если при этом Вы убеждены, что полученным данным можно верить, то Ваша диссертация «тянет» на докторскую. Отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.

Если Ваша кандидатская диссертация соответствует уровню докторской, рекомендую прочитать соответствующий раздел настоящего руководства: «Работа тянет на докторскую».

Количество выводов в диссертации должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале - представлять собой решение этих задач). Однако, на практике такое встречается редко. Одной задаче может соответствовать два вывода, реже - выводы мало соответствуют поставленным задачам. Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать. Если выводы совсем не соответствуют задачам - измените задачи, никто не заметит, что раньше - при обосновании выбора темы - они были другими. Даже если кто-то и заметит, это считается в порядке вещей, и еще никто к этому не придирался.

В диссертациях на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а также защищаемых по двум специальностям, одна из которых - педагогическая, приводятся практические рекомендации, формулирующиеся исходя из данных эксперимента. Если Вы добросовестно проводили исследование, написать практические рекомендации Вам не составит труда.

Список литературы (обычно, не менее 100, не более 600 источников, в диссертациях по техническим специальностям - меньше) оформляется по текущему ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту - иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно-библиографическом отделе).

Таким образом, по структуре кандидатская диссертация (в виде рукописи) похожа на научную статью, чем, впрочем, она и является в несколько расширенном виде.

В приложения диссертации включают не вошедшие в основной текст таблицы, схемы организации эксперимента, иногда приводятся образцы анкет, тестов (если они разработаны Вами) и т.д. Кроме того, в приложения входят акты внедрения, авторские свидетельства и т.д. Каждому разделу приложений присваивается номер (1, 2, 3 и т.д.). Например, в «Приложение 1» могут входить таблицы оценки умственной работоспособности крыс. Если приложение состоит из нескольких листов, то первый подписывается сверху: Приложение 1, а каждый последующий: Приложение 1 (продолжение) (без кавычек). Если приложения слишком объемны, они могут издаваться в виде отдельного тома.

Объем кандидатской диссертации (без учета списка литературы, приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 120-150 машинописных страниц (1800 знаков на странице - 29-30 строк, 62-64 знака в строке. При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 14 пт, межстрочное расстояние 24 пт). Однако, в настоящее время какие бы то ни было ограничения по объему отсутствуют (учтите, что к моменту Вашей защиты они снова могут быть введены).

Довольно сложным моментом является правильное оформление диссертации. Нужно очень строго выдержать все требования (такой-то отступ от начала главы до текста, такой-то - от начала параграфа до текста и т.д.). Запомнить все требования трудно, к тому же они имеют тенденцию постоянно меняться. Просто имейте в виду, что это важно, и на заключительном этапе подготовки диссертации проконсультируйтесь у знающего человека (секретаря Ученого Совета, сведущего библиографа, свежеиспеченного диссертанта, который на радостях с удовольствием окажет Вам помощь, и др.). Научный руководитель всех последних тонкостей может и не знать. Имеет смысл также посмотреть, как оформлены свеженькие диссертации (защита которых состоялась в ближайшие полгода).

Как приступить к написанию диссертации

 

В любой деятельности трудным бывает первый шаг, особенно, когда не знаешь, с чего приступить. Попробуйте начать с главы 2 (методы исследования) - это проще всего, так как описание методик есть в литературе, а если Вы придумали свою - то уж всяк ее опишете. Главу 2 можно написать на первом году обучения, когда исследование вовсю идет (или во время каникул), а затем только откорректировать.

Главу 1 (литературный обзор) можно писать в течение всего обучения, постепенно углубляя и обобщая.

Главу 3 (результаты собственных исследований) начните писать сразу после обработки Ваших данных, даже если эта обработка еще не окончательная. Имеет смысл начать не с написания самой главы, а с простого описания полученных результатов.
Подумайте, как можно обобщить эти данные, проиллюстрировать их. Покажите это описание научному руководителю. Сравните полученные Вами данные с результатами исследований других авторов, записывайте Ваши мысли по этому поводу отдельно (потом это войдет в главу «Обсуждение»). Если у Вас есть компьютер, можно создать отдельный файл «Для главы 4» и записывать все, имеющее отношение к обсуждению, в него. Не забывайте делать
резервные копии важных данных (мыслей, текстов и др.), чтобы потом не кусать себе локти.

Главу 4 (обсуждение результатов) можно начать после окончательной обработки экспериментальных данных, когда готовы предварительные выводы работы.

Предварительные выводы записывайте сразу, по мере обработки данных. В дальнейшем, используя предварительные, Вы легко сможете сформулировать окончательные выводы.

Практические рекомендации пишите во время проведения эксперимента (либо сразу после его окончания). Это поможет Вам оформить акты внедрения. По окончании написания диссертации практические рекомендации можно отредактировать.

Не забудьте про оглавление (с указанием страниц) и список условных сокращений. Название глав и параграфов в оглавлении четко должно соответствовать им в тексте диссертации. Страницы, с которых начинаются главы, проставляются после распечатки окончательного варианты работы. Список условных сокращений начните сразу, как только ввели сокращение (либо использовали принятое), а в дальнейшем - дополняйте. В противном случае Вы обязательно что-нибудь упустите.

Что необходимо сделать к предварительной защите

 

  1. Полностью завершить написание диссертации, отпечатать ее «чистовой» текст (можно не брошюровать).

Перед предварительной защитой диссертацию необходимо представить для ознакомления двум рецензентам. Рецензенты должны иметь ученую степень не ниже кандидата наук. Цель рецензирования - выявить недостатки диссертации, после устранения которых, она может быть рекомендована к защите на Ученом Совете (на предзащите официально определяется в каком Совете состоится защита диссертации, и кто будут официальные оппоненты). На предварительной защите 1-2 экземпляра диссертации должны находится в аудитории, чтобы присутствующие могли с ней ознакомиться.

  1. Подготовить иллюстрирующий материал: плакаты, слайды, раздаточный материал (таблицы, схемы, рисунки, выполненные на отдельных листах А4 в количестве, равном или чуть меньше количества присутствующих на предзащите).

Готовьте то, что планируете использовать на защите, хотя, возможно, что-то придется переделывать или дополнять.

  1. Подготовить текст доклада и выучить его (или хотя бы основную часть, во время которой Вы демонстрируете плакаты, слайды и т.д.). Продумать, в какой последовательности и с какими словами Вы будете подходить к плакатам. Тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада, чтобы при переходе от плаката к плакату или от описания методик к результатам исследования Вы не терялись и не произносили что-то типа: «Ну... вот...» или «Э-э-э-э», или вовсе замолкали, лихорадочно роясь в бумажках.
     
  2. Пригласить на предзащиту как можно большее число коллег с разных кафедр, которые будут задавать Вам вопросы, делать замечания, выступать с положительной (надеюсь!) оценкой работы.

Протокол предзащиты - важный документ, который подшивается к личному делу, отправляемому в Москву в случае Вашей успешной защиты. Желательно присутствие на предзащите не менее 3-4 докторов наук по Вашей специальности.

Спокойно и даже с благодарностью относитесь к замечаниям на предзащите. Чем больше Вас покритикуют на предзащите, тем легче Вам будет на защите.

  1. Предзащита обычно продолжается около 2 часов. За это время приглашенные гости и сотрудники кафедры утомляются. В знак благодарности за их внимание и терпение к Вам по окончании предварительной защиты диссертанты обычно устраивают небольшое «чаепитие».

Доклад на предварительной защите

 

Данное практическое руководство призвано помочь умным и способным, но растерянным молодым аспирантам, сориентировать их, рассказать в целом о том, с чем им придется столкнуться во время обучения. Оно не преследует целью рассказать все тонкости подготовки к самой защите диссертации, а также нюансы оформления документов. Тот, кто дошел до этапа подготовки документов, уже не пропадет. Но поскольку успешно закончившим аспирантуру, считается тот, кто прошел предварительную защиту, а люди на ней часто «вялятся», ниже приводятся некоторые советы, касающиеся самого доклада.
Учтите, что требования к докладам на предзащите и защите одинаковые.

Итак, к докладу на предварительной защите предъявляются те же требования, что и к докладу на официальной защите. Поэтому, постарайтесь, чтобы доклад на предварительной защите соответствовал всем этим требованиям - репетицию лучше проводить в условиях, близким к реальным.

На доклад отводится 20 минут, но присутствующие будут Вам признательны, если Вы сократите это время (хотя бы до 18 минут размеренно докладываемого материала).

Классическая схема доклада подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования (иногда и задач), гипотезы, положений, выносимых на защиту. Диссертанты, защищающиеся по педагогическим специальностям, часто приводят объект и предмет исследования. Описывается контингент испытуемых (если не докладывался объект), их количество, число проведенных измерений, рассчитанных показателей - это создает представление об объеме проведенных исследований. Коротко излагаются используемые методы (методики) (часто иллюстрируются), основные результаты работы (обычно иллюстрируются плакатами, слайдами и т.д.), заключение.

Выводы, как правило, не докладываются в целях экономии времени, поэтому на предзащите они могут входить в раздаточный материал, либо печатаются в нескольких экземплярах отдельно. На защите этого делать не нужно, так как к ее моменту должен быть готов автореферат, несколько экземпляров которого находятся в зале защиты. Любой присутствующий на защите имеет право знакомиться с авторефератом (а также задать вопрос диссертанту).

Доклад обычно оканчивается словами: «Выводы разрешите не зачитывать, так как они логично вытекают из нашего доклада. Доклад окончен. Спасибо за внимание».
 

Время доклада можно распределить следующим образом

  • Вступление - актуальность, цель, (иногда и задачи) исследования, гипотеза, положения выносимые на защиту (2-3 минуты).
  • Методы исследования - 1-2 минуты, а еще лучше просто проиллюстрировать методы плакатом или слайдом и сказать о них лишь несколько слов.
  • Результаты исследования - 12-13 минут.
  • Заключение - 1-2 минуты.


Иногда помимо актуальности работы докладчик излагает также ее научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Вступительная часть доклада растягивается, занимая половину или даже большую часть времени. Такое происходит, в основном, в случаях, когда нечего сказать о результатах исследования. Присутствующие долго слушают, как же хороша представленная работа, как она актуальна, сколько в ней научной новизны (и как только люди жили без нее раньше!), а до ее сути дело так и не доходит. Если Вы уважаете себя и хотите произвести хорошее впечатление, не нужно хвалить свою работу, а нужно показать ее реальные результаты.

Говоря о себе, в докладе принято употреблять множественное число: «Мы провели исследование, мы получили данные и т.д.» Этим подчеркивается Ваша скромность, а также то, что Вы цените оказываемую Вам помощь.

Постарайтесь докладывать без бумажки (прочитать можно только цель, задачи, гипотезу, положения, выносимые на защиту) - это сформирует о Вас благоприятное впечатление аудитории, создаст представление, что работа выполнена Вами самостоятельно. Если Вы стоите возле плаката или слайда, бумажка в Ваших руках будет выглядеть несолидно. На защите наиболее верный способ докладывать без бумажки - выучить доклад наизусть, причем, очень хорошо. В противном случае, вы непременно растеряетесь. Доклад на предзащите можно не вызубривать.

В докладе должны быть логические паузы, чтобы мысли слушающих могли следовать за Вашими, ударения на наиболее значимых моментах (прорепетируйте, на каких). Во время выступления постарайтесь несколько раз посмотреть в глаза каждому из слушающих.

Вы вряд ли выступите с докладом блестяще, если не прорепетируете его 5-7 раз. Репетиции нужно проводить с плакатами (слайдами) или с тем материалом, который вы будете демонстрировать. В противном случае, даже если Вы выучили доклад, необходимость показать что-то на плакате может сбить Вас. Не смейтесь - подавляющее большинство диссертантов репетирует свои доклады.

По окончании доклада диссертанту задают вопросы. Наверняка есть такой вопрос, ответ на который поможет лучше преподнести Вашу работу. Можно написать этот вопрос на бумажке и договориться, чтобы Вам кто-нибудь его задал.

После ответов на вопросы обычно кто-нибудь из профессоров желает высказаться и оценить в целом работу. Если Вы не уверены, что желающие найдутся, придется заранее договориться об этом с двумя-тремя профессорами, докторами наук (в крайнем случае - кандидатами). Выступления с высказываниями в адрес работы являются крайне желательным условием ВАКа. Каждый из выступающих должен в конце своей речи дать заключение о том, что в целом работа соответствует требованиям, предъявляемым ВАК к кандидатским диссертациям, и может быть рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата таких-то наук по такой-то специальности. Эти заключения (почти дословно) обязательно вносятся в протокол.

О соблюдении формальностей на защите позаботятся и без Вас, а вот на предзащите некоторые моменты лучше самому проконтролировать. Нужно найти человека, который будет вести протокол расширенного заседания кафедры, на котором проходит предзащита. В протоколе перечисляются присутствующие с указанием ученых степеней и званий, а также должностей. Далее он ведется по общепринятой форме (слушали... и т.д. постановили рекомендовать к защите...). Лучше заранее посмотреть форму протокола, чтобы не упустить деталей. Попросите секретаря Ученого Совета или методиста аспирантуры показать Вам несколько примеров. После окончания предзащиты Вы будете переписывать протокол, назовете его «Выпиской из протокола заседания...» Это очень важный документ, который обязательно читают в ВАКе.

Маленькая хитрость, которую можно использовать на защите

 

Для создания о Вас блестящего впечатления, можно использовать маленькую хитрость. Ее мне поведал профессор психологии Г.Д. Горбунов - один из официальных оппонентов моей диссертации. Эту хитрость имеет смысл использовать на защите, предзащита того не стоит.

Итак, наверняка Вам заранее известно, в какой аудитории будет проходить Ваша защита. В этой аудитории наверняка есть кафедра, возле которой диссертант начинает свой доклад.
Еще до начала процедуры защиты, когда аудитория уже открыта, а члены Ученого Совета еще не собрались, положите на эту кафедру листы с текстом Вашего доклада, причем так, чтобы не перелистывать их потом.
Заранее (за день-два - чтобы наверняка) выучите наизусть первые несколько предложений доклада.
Когда Вам предоставят слово для краткого изложения материалов диссертации, выйдите к кафедре с пустыми руками, без каких-либо бумажек. Встаньте не за кафедру, а рядом с ней - чтобы все видели, что Вы ниоткуда ничего не можете читать. Начните доклад, смело глядя в глаза присутствующим (если глаза опустить, сногсшибательного эффекта может не получиться). Когда выученный Вами текст начнет подходить к концу, медленно переместитесь за кафедру. Дальше Вы уже можете опускать глаза и глядеть в Ваши бумажки, но периодически (и почаще) поднимайте взгляд. У членов Ученого Совета создастся впечатление, что Вы весь доклад делаете без бумажки.
Даже если кто-то из них потом и заметит, как Вы добились такого эффекта, благоприятного впечатления о Вас это не испортит.

Если Ваша кандидатская диссертация «тянет» на докторскую

 

Иногда исследования, проведенные в кандидатской диссертации, настолько объемны и глубоки, а полученные выводы настолько значимы, что Ученый Совет может рекомендовать эту диссертацию на степень не кандидата, а доктора наук.

Как уже говорилось, отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.

Рекомендую не рисковать. Попросите Ученый Совет присвоить Вам степень кандидата наук (ученую степень присваивает именно Ученый Совет ВУЗа, а не ВАК, который только утверждает (или не утверждает) решение Ученого Совета). После этого слегка доработайте диссертацию и вновь представьте ее к защите на соискание ученой степени уже доктора наук. Такая страховка хоть и дороже в финансовом отношении (две защиты дороже одной), но необходима потому, что ВАК с очень большим пристрастием рассматривает диссертации, сразу рекомендованные на степень доктора.

ВАК будет ее читать и перечитывать, запрашивать то текст диссертации, то еще что-нибудь, назначать дополнительных рецензентов и т.д. Процедура утверждения Вашей ученой степени может затянуться на год и более и вообще оказаться неуспешной. Затягивание этой процедуры имеет финансовые последствия - пока степень не утверждена, Вы не можете занять приличествующую Вашему новому положению должность или на рядовой должности получать надбавку за ученую степень (Таковая полагается! Но не все учебные заведения ее платят.) В итоге с блестяще написанной диссертацией Вы можете остаться и без степени доктора, которую не утвердили, и без степени кандидата, которую Вам никто и не присваивал. Однако, если Вы полностью уверены в своих силах - попробуйте рискнуть.

Анекдотичная ситуация из жизни Л.Н. Гумилева, любезно предоставленная создателями сайта Gumilevica
 

Лев Николаевич ГУМИЛЕВ (1912-1992) защитил ученую степень доктора наук по географии в Ленинградском Государственном университете в 1974 году, при этом два голоса в Университете были против, 20 ученых были «за». Однако, Высшая Аттестационная Комиссия в Москве не утвердила защиту, мотивируя свой ответ тем, что работа Л.Н. Гумилёва является значительным достижением науки - «выше, чем докторская работа, а потому и не докторская». Поэтому докторскую степень ему не присудили. При этом ВАК принял парадоксальное решение - счел необходимым ввести Л.Н. Гумилёва в докторский совет ЛГУ по защите диссертаций по географии. Таким образом, фактически диплома доктора географических наук Л.Н. Гумилёв не получил, но рассматривал решения о присуждении другим этой ученой степени в Ученом Совете ЛГУ.

 

Дополнительные советы

 

Обучение в аспирантуре дет возможность общаться с умными и опытными интеллигентными людьми (профессорско-преподавательским составом). Используйте шанс перенять их опыт во всех сферах Вашей профессиональной деятельности. Поскольку по окончании аспирантуры Вы скорее всего будете работать преподавателем или научным сотрудником, посещайте лекции вашего научного руководителя, начальника кафедры, профессоров и доцентов Вашей кафедры. Записывайте положительные моменты, которые могли бы использоваться Вами в педагогической работе. Отмечайте, что бы Вы сделали по-другому, так как критическая позиция провоцирует творческое мышление. Слушая лекцию, представьте себя на месте лектора, подумайте, как бы Вы стали преподносить материал.

Не пренебрегайте общением со специалистами других областей, это позволит Вам расширить собственный опыт и кругозор. Рассказывайте о чем Ваша диссертация любому, кто задаст Вам такой вопрос (коротко, чтобы не утомить собеседника). Постепенно Вы научитесь говорить о Вашей теме словами, понятными практически любому. Учтите, что в состав диссертационного совета входят специалисты хоть и одной специальности, но разных ее направлений. Поэтому Ваш доклад должен быт понятным каждому. «Заумные», громоздкие выражения не только трудны для восприятия, но и вызывают у слушателя раздражение (а вовсе не демонстрируют Вашу «ученость»). Если Вы считаете, что собеседник не поймет сути Вашей работы, значит на данном этапе Вы еще не достаточно готовы ее объяснить.

Чтобы получить наглядное представление о том, что ждет Вас в случае успешного окончания обучения, посещайте публичные защиты диссертаций Ваших коллег. Когда Вы - сторонний наблюдатель, легче увидеть достоинства, недостатки, ухищрения, которые можно затем применить на своей защите. Вы увидите, как блекло выглядят некоторые работы, и не захотите оказаться в такой же ситуации и краснеть. Вы будете завидовать достойным работам, удивляться объемам и глубине проведенных в них исследованиях и стремиться быть не хуже.

Если у Вас имеется возможность, после поступления в аспирантуру приобретите компьютер и принтер. Компьютер позволит Вам удобно хранить любую информацию (выписки из литературных источников, результаты исследований, документацию), а также обрабатывать результаты не вручную, а с использованием мощных математических программ. Применение этих программ сделает доступными сложные и трудоемкие методы обработки данных, позволит при необходимости обработать весь Ваш материал за один вечер. Освоив графические программы, Вы сможете рисовать красивые рисунки и таблицы, которые украсят Вашу диссертацию, помогут наглядно представить материал. С этих же рисунков можно заказать слайды, которые проиллюстрируют Ваши доклады на конференциях или защите (поинтересуйтесь, не делают ли это в фотолаборатории Вашего учебного заведения бесплатно). Если слайды Вас не устраивают, можно использовать прозрачную бумагу для кадоскопов (правда, она очень дорогая). С помощью принтера, на этой бумаге можно напечатать рисунок, диаграмму или таблицу, а потом еще и раскрасить маркерами в разные цвета. Во время доклада такой листок кладется на кадоскоп, и изображение проецируется на экран.

На компьютере Вы сможете писать и сам текст диссертации, который будет удобно править, дополнять, изменять и т.д. Современные программы содержат подпрограммы проверки грамматики и орфографии документа. Наличие принтера избавит Вас от проблем распечатывания научных статей, отчетов в аспирантуру, документов, необходимых для сдачи в диссертационный совет, когда Ваш труд будет на стадии завершения.

Имея собственный компьютер, Вы быстро его освоите, научитесь набирать текст, рисовать, что в дальнейшем сэкономит Вам средства: не придется платить за набор Вашей диссертации, выполнение таблиц и рисунков.

Если Вы решили приобрести компьютер, но не знаете какой выбрать, Вам помогут сориентироваться специалисты вычислительного или информационного центра Вашего учебного заведения. Не стесняйтесь попросить у них помощи - это входит в их обязанности.

Умение общаться с компьютером важно еще и потому, что в настоящее время без этого не обойтись ни на одной более или менее приличной работе.

Впрочем, если Вы читаете этот текст, значит компьютер у Вас наверняка есть.

При работе на компьютере не забывайте делать резервные копии данных!
Все, что представляет для вас ценность (выписки из литературы, подготовленные документы, статьи, текст диссертации, рисунки и графики, цифры результатов эксперимента и др.) необходимо защищать от потери.
Конечно, не существует вечного носителя информации, а если таковой и изобретут, то его можно просто потерять. Но если важные данные имеются у вас на двух или трех разных носителях (разные винчестеры, дискеты, CD и др.), то вероятность того, что все разом они выйдут из строя равна вероятности пожара. Чтобы защитить данные и от пожара, можно хранить их копии и дома, и на другом доступном Вам компьютере.
Перед записью данных для резервного копирования их целесообразно заархивировать - в этом случае они занимают меньше места. Используйте распространенные архиваторы, с помощью которых Вы могли бы разархивировать данные на чужом компьютере.
Текстовые документы, документы форматы HTML и некоторые другие при архивировании сжимаются хорошо. Некоторые графические данные (форматы gif, jpeg и др.), сжимаются плохо. Поэтому проверяйте, не занимает ли архив места больше, чем исходные данные.
Сделайте резервное копирование чем-то привычным для Вас. Выполняйте его, например, раз в месяц (или чаще). Не надейтесь на то, что Вы никогда не ошибетесь и безвозвратно не удалите что-то очень нужное (сами или кто-то случайно севший за Ваш компьютер). Не рассчитывайте, что Вас минует участь подавляющего большинства владельцев компьютеров - что-то когда-нибудь непременно «полетит», а не полетит, так отключат свет, произойдет перепад напряжения в сети и ваш винчестер сгорит вместе с сетевым фильтром.
В общем, я предупредила...

Помните, что обучение в очной аспирантуре идет Вам в трудовой стаж - государство ценит Вашу деятельность (хотя делает все, чтобы Вы этого не заподозрили). А юношам, к тому же, на период обучения предоставляется отсрочка от армии. По окончании аспирантуры, не забудьте добиться в отделе кадров учебного заведения, чтобы была сделана соответствующая запись в трудовой книжке. Правда, в настоящий момент при начислении пенсии эта часть трудового стажа не учитывается, но ведь до пенсии еще далеко, и все может измениться.

Конечно, приведенные советы и рекомендации по организации обучения в аспирантуре не являются обязательными. Возможно, у Вас есть свой план обучения, отличный от приведенного и более удобный для Вас. Главное - чтобы этот план позволил Вам успешно и с наименьшими переживаниями завершить обучение, написать и защитить диссертацию.

Если Вы обучаетесь на кафедре, где организация работы с аспирантами поставлена на должный уровень, некоторые рекомендации являются для Вас лишними. Однако, любопытно иногда узнать, в каких условиях учатся другие.

Источник: www.aspirantura.spb.ru

Биология
Педагогика
Филология
Философия
Экономика

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам
X