Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки
СУПЕРОБУЧЕНИЕ
Комната отдыха

Введите слово для поиска

Разов Павел Викторович
Риски социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, к условиям гражданской жизни в России и стратегии их преодоления


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ»


Специальность 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы


Диссертация
на соискание ученой степени доктора социологических наук



Москва-2015

Содержание диссертации
Риски социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, к условиям гражданской жизни в России и стратегии их преодоления

Введение

Глава 1. Методологические проблемы исследования рисков социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, к условиям гражданской жизни в России
1.1. Социальная адаптация уволенных в запас военнослужащих к условиям гражданской жизни в России: теоретические проблемы социологического исследования
1.2. Риски социальной адаптации российских военнослужащих, уволенных в запас, к условиям гражданской жизни: специфика социологической рефлексии и методологические ориентиры исследования

Глава 2. Специфика социальной адаптации и ключевые проблемы уволенных в запас российских военнослужащих в условиях рискогенной социальной реальности
2.1. Российские военнослужащие, уволенные в запас, как специфическая социальная группа в контексте социальной адаптации к условиям гражданской жизни
2.2. Специфика социальной адаптации к условиям гражданской жизни и адаптивной культуры уволенных в запас российских военнослужащих в контексте роста социальной неопределенности и рискогенности
2.3. Ключевые проблемы и детерминанты социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, к условиям гражданской жизни в России

Глава 3. Риски социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих к условиям гражданской жизни в России
3.1. Риски трудоустройства и социально-профессиональной адаптации уволенных в запас российских военнослужащих в условиях гражданской жизни
3.2. Риски в семейной жизни российских военнослужащих, уволенных в запас, в контексте социальной адаптации к условиям гражданской жизни
3.3. Риски в сфере здоровья российских военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей в процессе социальной адаптации к условиям гражданской жизни

Глава 4. Основные стратегии преодоления рисков социальной адаптации уволенных в запас российских военнослужащих к условиям гражданской жизни
4.1. Государственные стратегии управления рисками социальной адаптации российских военнослужащих, уволенных в запас
4.2. Роль общественных организаций в снижении рисков социальной адаптации и интеграции в гражданское общество российских военнослужащих, уволенных в запас

Заключение
Библиографический список
Приложения

Глава 1. Методологические проблемы исследования рисков социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, к условиям гражданской жизни в России

В данной главе с позиций социологического анализа рассматриваются проблемы бывших российских военнослужащих, социальная адаптация которых проходит в условиях новой социальной реальности, характеризующихся высокой социальной динамикой, повышенной рискогенностью и неопределенностью общественного развития.

Далее в главе проводится анализ рисков, формирующихся в ходе социальной адаптации бывших военнослужащих к условиям гражданской жизни в контексте теоретического осмысления имеющихся в социологии мнений и подходов к исследованию данной проблематики. Такой анализ предваряет формирование методологического конструкта исследования рисков социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, что составляет основную цель данной главы.

1.1. Социальная адаптация уволенных в запас военнослужащих к условиям гражданской жизни в России: теоретические проблемы социологического исследования

Современное российское общество, развиваясь к русле общемировой ускоряющейся социальной динамики, определяет необходимость исследования всех социальных явлений и процессов с позиций осознания и понимания новой социальной реальности, в которой место стабильности, определенности и прогнозируемости жизни и социальных процессов заняли всеобщая социальная неопределенность и рискогенность22. С этой точки зрения, социологическая наука призвана объяснять явления и процессы, происходящие в отдельных сферах жизни российского общества и в обществе в целом с позиций современной социальной динамики и усложняющейся общественной жизни, т.е. в условиях новой социальной реальности.

Новая социальная реальность, если рассматривать ее в социологическом контексте, предстает как реальность открытого общества, подверженного сильному влиянию внешних факторов, тон которым задает глобализационный процесс. Если мы посмотрим на российское общество в динамике последних двадцати лет, то увидим значительные изменения, в том числе и негативные, связанные с массовым распространением в российской социальной среде самых различных, прежде не характерных для российского общества или не имевших столь значительный масштаб девиантных явлений: терроризма, экстремизма, наркомании, игромании и даже работорговли.

Складывающаяся социальная реальность в современной России не только рискогенна, но и во многом опасна для жизнедеятельности общества и воспроизводства его социокультурного капитала. Российское общество стало социально небезопасным, но к многочисленным социальным рискам и угрозам в свете украинских событий прибавились риски военно- политического характера. Иными словами, военная безопасность России находится под угрозой, что актуализирует проблему состояния вооруженных сил страны, социального самочувствия военнослужащих, их удовлетворенности военной службой и дальнейших жизненных стратегий, связанных с периодом окончания военной службы и перехода к гражданской жизни.

Ученые отмечают, что в современном российском обществе престиж армии, военнослужащих и статус военных стал резко падать, а профессия военнослужащего ушла на периферию возможного выбора карьеры, и одной из причин этого можно считать, наряду с «непопулярными» войнами советского времени, внутренними проблемами армейских частей, связанными с массовым нарушением прав человека и т.д., множество трудностей, с которыми сталкиваются военнослужащие после увольнения со службы, оборачивающиеся для многих социальной дезадаптацией.

В условиях динамично меняющейся социальной реальности с ее кризисными условиями развития и высокой степенью неопределенности, закономерно встает вопрос о готовности общества и его отдельных социальных и профессиональных групп эффективно адаптироваться к этой реальности. Особенно остро этот вопрос стоит перед бывшими военнослужащими, которые еще «вчера» имели определенный профессиональный статус, профессиональное занятие, выполняли профессиональные функции, причем очень специфичные, определяющие характер и поведение человека на всю оставшуюся жизнь, а «сегодня» стоят на пороге новой, практически незнакомой для них гражданской жизни, к которой им необходимо адаптироваться, заняв определенную нишу.

Процесс адаптации бывших военнослужащих и членов их семей к условиям гражданской жизни в современной рыночной России протекает, как правило, с рядом трудностей, производных от специфики профессии военнослужащего и социальных условий, рискогенный характер которых отражается на эффективности адаптационного процесса тех российских граждан, которые еще «вчера» служили стране, находясь в составе Вооруженных Сил России.

Успешность социальной адаптации бывших военнослужащих, как отмечает В.С. Рубцов, зависит от хорошо сбалансированного соотношения между потребностями этой категории граждан и требованиями социальной среды, а скорость адаптационного процесса определяется внешними (жизненные условия, социально-экономическая обстановка и т.д.) и внутренними (уровень готовности военнослужащих к изменениям, их восприятие реальности и собственных возможностей).

Конец ХХ века ознаменовался глобальным по историческим меркам и социальным последствиям событием, связанным с распадом СССР, который повлек за собой кардинальные процессы в военной сфере постсоветской России. Огромное количество бывших военнослужащих, оказавшихся в условиях гражданской, чрезвычайно кризисной на тот момент жизни, с трудом находили себя в новых условиях. Тяжело приходилось всем российским гражданам, но военнослужащие оказались в еще более сложной ситуации в силу специфики их профессиональной деятельности, применение которой в становящемся рыночном обществе было весьма проблематичным. Именно в это период российские ученых привлекают самым пристальным образом проблемы социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, и интерес к этой проблематике не снижался на протяжении всех 2000-х гг.

Социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей выступает в виде процесса социального перехода личности от одного социального статуса к другому. По сути, сама социальная адаптация представляет собой поэтапно развивающийся ряд оснований, трансформирующий военнослужащего в полноценного гражданского члена общества, способного эффективно выполнять гражданскую социально- профессиональную трудовую функцию. Адаптированный военнослужащий в отставке, в этом смысле представляет собой лицо, оптимизировавшее (модифицировавшее) свои профессиональные знания, умения и навыки применительно к гражданской жизни, интегрировавшись тем самым в систему социально-трудовых и профессиональных отношений в условиях гражданской жизни.

Социологическое изучение проблемы социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих предполагает теоретический анализ социальной адаптации как социологической категории и самих военнослужащих как социально-профессиональной группы.

Среди множества определений социальной адаптации, сформировавшихся в социологической и смежных отраслях социально- гуманитарного знания, можно выделить следующие:

• часть процесса социализации, являющаяся многогранным феноменом очеловечивания индивида, включающим в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду;

• процесс преобразования личностью имеющегося в ее распоряжении культурного опыта с целью вживания в социальную группу или коллектив;

• дискретный процесс, протекание которого обусловлено новыми обстоятельствами жизнедеятельности человека, позволяющий личности в каждой конкретной ситуации устанавливать динамическое равновесие между субъективными желаниями и объективными возможностями в психологической и эмоционально-мотивационной сферах;

• хорошо организованный способ справляться с типическими проблемами, формирующийся путем последовательного ряда приспособлений;

• вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой как важнейшее из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов;

• способ приспособления социального субъекта к социальной среде при взаимном взаимодействии и постепенном согласовании деятельности и средств для их достижения;

• вид деятельности людей, который представляет собой неизбежно складывающиеся объективные нормы и способы человеческого взаимодействия с относительно стабильными и повторяющимися условиями внутренней и внешней среды.

• процесс приспосабливания социальной системы (личности, социальной группы, общности, института, организации, общества) к внутренним и внешним изменениям путем изменения социальных практик, ценностей, стереотипов поведения, способов информационно- интерпретативного отражения реальности, а также внутренней структуры и функций социальной системы.

Конечно же, этот перечень далеко не полный и существует множество других определений данного процесса, который интерпретируется как способ, поведение, состояние, деятельность и т.д., но важно понимать, что существует определенная специфика в понимании социальной адаптации в различных отраслях социально-гуманитарного знания. К примеру, в психологических исследованиях акцентируется внимание на анализе способности человека адаптироваться к ситуациям неполного удовлетворения тех или иных потребностей. Если в обобщенном понимании адаптация отражает степень соответствия между актуализированными и удовлетворенными потребностями социального субъекта, то социальная адаптация рассматривается как социальный процесс взаимодействия личности и макросреды ее жизнедеятельности, в ходе которого реализуются актуальные потребности социального субъекта в контексте институциональной среды.

Социологический уровень исследования социальной адаптации имеет свою специфику, которая к тому же связана с особенностями развития и функционирования конкретного общества. В этой связи нам представляется наиболее оптимальным подход, разработанный российскими учеными специально для изучения адаптационных процессов в трансформирующемся российском обществе. Этот подход получил название структурно- деятельностного подхода (иногда его называют активистским), а его видными представителями являются Т.А. Заславская, И.М. Корель, М.А. Шабанова. Суть данного подхода заключается в признании в качестве важнейшего ракурса исследования социальной адаптации необходимость учета наличия индивидуальной и групповой свободы, что и определяет использование тех или иных ресурсов субъектом адаптации.

Каждый субъект обладает определенным адаптационным потенциалом, формирующимся за счет имеющихся у него ресурсов как совокупности качеств, отражающих его способность к выживанию в тех или иных условиях социальной среды и ее преобразования посредством деятельности, оказывающем влияние на других субъектов. Эти ресурсы включают в себя разнообразные компоненты: материальный капитал, интеллектуальный капитал, уровень образования, возрастные особенности, регион проживания, семейный статус и т.д.

Именно акцент на ресурсной составляющей субъективной деятельности субъекта адаптации составляет специфику структурно- деятельностной парадигмы, причем следует учитывать, что ресурсные возможности включают в себя как субъективные, личностные компоненты, которые индивид в состоянии преодолеть, изменить в случае необходимости, так и объективные, обусловленные социоструктурными факторами, преодолеть которые индивид может далеко не всегда, и тогда они становятся факторами, ограничивающими свободу выбора индивида в процессе его социальной адаптации. Этими факторами выступают ограничения, связанные с особенностями социально-политического, экономического, правового пространства общества, но эти же факторы могут стать и условиями расширения границ деятельности в плане индивидуального и группового выбора в ходе социальной адаптации.

Таким образом, социальная адаптация, согласно структурно- деятельностной парадигме, может принимать добровольный или вынужденный характер.

Добровольная социальная адаптация представлена в ситуации, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту социальной средой, в целом не противоречат его системе ценностных установок и жизненных убеждений, открывая тем самым перед личностью новые перспективы и возможности. Именно принятие происходящих трансформаций без сопротивления позволяет воспринимать неизбежные усилия по освоению новой среды и новых условий жизнедеятельности как «трудности роста», через которые необходимо пройти для получения желаемого.

Вместе с тем, при добровольной социальной адаптации трансформации к условиям социальной среды, к которым субъекту необходимо адаптироваться, с одной стороны, не возникает барьеров в привычной и удобной ему жизнедеятельности, а с другой – изменяются свойственные ранее субъекту ценностные установки, принципы и идеалы, которые без особого сопротивления или напряжения убедили его в достоинствах и преимуществах нового положения. Обратим внимание, что требования, предъявляемые социальному субъекту макросредой, в определенной степени скорректированы таким образом, чтобы быть ему понятными и доступными.

Вынужденная социальная адаптация представляет собой противоположную ситуацию, при которой характеристики и свойства новой для социального субъекта макросреды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, не соответствуют или даже противоречат ценностно- нормативным установкам и ориентациям. Однако реальность такова, что человек или социальная группа не могут не принять эти изменившиеся характеристики, поэтому в отличие от добровольной вынужденная адаптация в весьма жесткой форме заставляет человека принять новые сложившиеся условия, даже противоречащие его внутренним убеждениям. В том случае, когда социальный субъект не склонен этого сделать, он не только не сможет обрести социальную нишу и самореализоваться, но утратит и уже имеющиеся возможности.

В научных исследованиях Л. Филипса акцентируется внимание на «эффективной адаптации личности» с позиции интеракционистского подхода, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным общественным требованиям и ожиданиям. По мнению данного ученого, степень социальной адаптированности граждан может быть выражена двумя типами их ответов на воздействие социальной среды:

– первый вариант предполагает принятие личностью норм и, как следствие, эффективное приспособление граждан к тем социальным ожиданиям, с которыми сталкивается каждый из нас в соответствии со своим возрастом и полом;

– второй вариант предполагает гибкость и эффективность при вступлении в новые и потенциально опасные условия посредством придания происходящим событиям желательного для себя направления.

Сторонники «теории ролей», к которым традиционно относятся Дж. Мид, Дж. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон, Бандура, Шеффильд, Росс и др., иногда рассматривают социальную адаптацию и как следование «нормативному стандарту».

Значительный интерес для раскрытия поднимаемой проблематики в данном диссертационном исследовании представляют концепции процесса социальной адаптации в работах Дж. Симпсона, Г. Селье и ряда других исследователей. В работах исследователей выделяются три фазы данного процесса, а именно предадаптации, инадаптации и постадаптации. В научных работах известного ученого Г. Селье отмечается тот факт, что в обществе с нестабильным, неустойчивым типом развития процесс социальной адаптации индивида протекает согласно смене трех стадий, а именно: социального шока, мобилизации адаптивных ресурсов и ответа на вызов социальной среды.

Акцентируя внимание на общем расстройстве функций социальной системы как ее дезорганизации, «социальный шок» личности проявляется в резком нарушении привычного взаимодействия с внешней средой вследствие социально-экономического потрясения. Психологи склонны в стадии социального шока рассматривать период парализующего страха и бездействия человека, его попытки самого первого осмысления начального этапа социальной адаптации, возникновение осознания адаптивной потребности. И лишь после этого у личности наступает глубокое осмысление сложившейся ситуации и, как следствие, концентрация усилий на осознанный поиск выхода из нее через мобилизацию адаптивных ресурсов.

В отечественных социологических и психологических исследованиях точкой отсчета начала научного осмысления и изучения социальной адаптации граждан принято считать середину 60-х гг. ХХ века, когда широкое распространение получили работы, в которых большое внимание было уделено социализационным аспектам, дальнейшее изучение получившим в работах уже современных исследователей, в частности: А.Н. Осянина, Б.Н. Ананьева, Л.А. Гордона, А.Г. Здравомыслова, О.И. Иванова, С.И. Розум, Л.К. Синцовой, Е.Н. Сметанина, К.В. Рубчевского и др.

В представленных работах в контексте рассмотрения и изучения процесса взаимодействия личности и социума принято выделять два взаимосвязанных и взаимобусловленных социально-психологических феномена, а именно: социализацию и социальную адаптацию. Так, в научных исследованиях Ю.Р. Хайруллиной под социализацией личности понимается как процесс, так и система взаимодействия личности и социальной среды, где через усвоение субъектом норм, ценностных установок, социальных ролей, статусных характеристик и образцов поведения, присущих в данном обществе конкретным социальным группам, происходит формирование его индивидуальной структуры как некоей целостности, которая позволяет социальному субъекту активно реализовывать себя в общественных отношениях.

Проанализировав позиции различных авторов по данному вопросу, выявим общую точку зрения, в соответствии с которой в отечественных социологических исследованиях социализацию рассматривают как процесс включения личности в социум и ее приобщение к разнообразным социокультурным смысловым контекстам, что обуславливает решающую роль общества в социальном развитии индивида, в то время как человек становится личностью и субъектом социальных отношений благодаря социальной адаптации как активному приспособлению к социальным условиям жизнедеятельности.

При этом в рамках процесса социализации происходит выделение социальной адаптации и интериоризации, где социальная адаптация, будучи первой фазой социализации, рассматривается как процесс приспособления социального субъекта к значительному комплексу явлений и процессов социальной реальности, тогда как интериоризация, будучи второй фазой социализации, представляет собой процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир личност.

Военнослужащие являются специфической социальной группой, условия формирования которой значительно отличаются от тех, в которых происходит социализация, профессионализация и жизненная самореализация гражданской личности. В этой связи возникновение противоречий в процессе социальной адаптации этой социальной группы вполне закономерно. Одно из центральных противоречий адаптационного процесса специфических социальных групп заключается в том, что процесс согласования ценностно- нормативных систем, отражающих новые условия жизнедеятельности социальных субъектов, не является однозначным и линейным. В данном случае эффективность процесса интеграции нарушается уровнем социализированности членов специфической социальной группы, что имеет значительное влияние на степень и качество освоения новых отношений и нормативных установок. При этом основу дезадаптационных состояний личности определяет перенос установок и поведенческих стереотипов, сформированных ранее, в новые социокультурные условия, где ориентация социального субъекта на прошлую или новую ценностно-нормативную систему детерминирует особенности его социального поведения и, как следствие, влияет на процесс социальной адаптации. К примеру, дезадаптационный эффект, возникающий в связи с переходом военнослужащих в гражданскую сферу, обусловлен расширением личностной свободы и диапазоном допустимых форм социальной активности, открывающих как широкие перспективы социальной мобильности, так и высокий уровень неопределенности.

Данное положение обуславливает обращение к вопросу об измерении социальной адаптации как целостного, непрерывного и относительно устойчивого процесса установления некоего соответствия между суммарным уровнем наиболее актуальных на данный момент потребностей личности и перспективным уровнем их удовлетворения посредством конкретного вида человеческой деятельности. Социальная адаптация, таким образом, может быть выражена в пяти основных группах ценностей:

1. материальная (ориентация на работу с высокой зарплатой, удобную и красивую квартиру, модную добротную одежду, автомашину, видеоаппаратуру и т.д.);

2. нравственная (потребность в здоровых и послушных детях, в добрых людях рядом, в общественно значимой профессии);

3. эмоциональная (наличие любящего супруга(и), любимых и любящих детей, верных и надежных товарищей);

4. познавательная (стремление много ездить и видеть новое, интересное);

5. интеллектуальная (ориентация на интересную работу, на богатую домашнюю библиотеку, доступ к образовательным и культурным ресурсам сетей интернет).

Мы в данной работе, с учетом современных реалий, предлагаем следующую дефиницию термина «социальная адаптация»: социальная адаптация суть позитивная эволюция адекватности ответов социального субъекта на вызовы и тренды окружающей среды, заключающаяся в успешном усвоении адаптируемым социальных норм и ролей в новой для него системе общественных отношений с целью успешной интеграции в нее.

В данной работе, исходя из положений структурно-деятельностной парадигмы, под социальной адаптацией уволенных в запас военнослужащих предлагается понимать деятельность, связанную с приспособлением к условиям гражданской жизни данной социально-профессиональной группы (субъекта адаптации), целью которой является преодоление маргинального положения и обретение нового социального статуса путем модификации социально-профессионального опыта и интеграции в систему общественных, социально-трудовых и профессиональных отношений.

При этом хотелось бы привести ряд других определений, которые предлагаются учеными, чье предметное пространство пересекается с выбранным нами для данного исследования. Так, Калиничев В.Л.считает, что переход военнослужащего от военной службы к гражданской жизни не может быть функцией только официальных (государственных или общественных) структур, а потому под социальной адаптацией военнослужащих, уволенных с военной службы, предлагает понимать процесс, в котором совместно участвуют как государственные организации, общественные объединения и коммерческие структуры, так и сам военнослужащий, уволенный с военной службы.

С этой позиций связано и его видение комплексной модели социальной адаптации как единства и взаимосвязи объектов, субъектов, принципов и направлений социальной адаптации уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, общих и специфических технологий социальной адаптации, а также условий, формирующих адаптационный потенциал субъектов адаптации, т.е. бывшего военнослужащего и членов его семьи.

В свою очередь, с социологических позиций Михайлова Ю.Я. социальная адаптация бывших военнослужащих предстает как активный процесс по освоению этими субъектами адаптации новой социальной среды, включающий в себя этапы ориентации, оценки и совместимости, а критерием эффективной социальной адаптации, по мнению указанного автора, может считаться продуктивная трудовая и профессиональная деятельность и реализация ценностных ориентаций адаптирующегося. Важное значение имеет также то, насколько субъект адаптации, т.е. бывший военнослужащий, в своем поведении соответствует ожиданиям той социальной среды, к которой он адаптируется.

Иными словами, в процессе социальной адаптации происходит согласование личностных интересов, ценностей и установок с внешними средовыми условиями, ожиданиями, установками. Соответственно, рассогласование ценностных установок в процессе взаимодействия личности с обществом может стать фактором социальной дезадаптации, т.е. обратного процесса, который можно интерпретировать как неудачный результат интеграции индивида в пространство общественных отношений посредством.

Несколько иной подход к определению социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, предлагает Обертенюк В.Г., рассматривая данное понятие как многоуровневое теоретическое обобщение сложного социального процесса и результата гармонизации (активной или пассивной) внешнего и внутреннего мира индивида или социальной группы на основе использования адекватных сложившейся адаптивной ситуации стратегий приспособления, эффективность которых измеряется в процессе обмена социально значимой информацией.

Для Рубцова В.С. социальная адаптация применительно к изучаемой нами социальной группе представляет собой процесс активного приспособления офицера к новым условиям проживания в гражданском обществе с рыночной системой взаимоотношений. При этом им выделяются определенные типы социальной адаптации, детерминированные степенью включенности военнослужащего в новую социальную среду:

– уравновешивание как установление равновесия между индивидом и средой, между индивидуальными ценностями и ценностями среды;

– псевдоадаптация как внешнее приспособление к среде с отрицанием ее норм, ценностей и требований;

– приноровление как принятие новой ситуации, новой ценностной среды путем взаимных уступок;

– уподобление как психологическая переориентация вывшего военнослужащего, трансформация его ценностных ориентаций, взглядов в соответствии с ценностями и требованиями новой ситуации.

Сегодня процессы адаптации протекают в России достаточно сложно для многих социальных и профессиональных групп, но в отношении такой социальной группы, как бывшие военнослужащие, ситуация определяется, по мнению Плещеева В.В., тем, что увольняемые с военной службы граждане оказываются на стыке двух разнонаправленных, но протекающих параллельно друг другу процессов: специфичной консервативной упорядоченной армейской службы и стремительной, динамично изменяющейся гражданской жизни.

Эта ситуация обуславливает повышенную рискогенность адаптационного процесса для тех, кто собирается увольняться с военной службы, и потому так важно на уровне социологической рефлексии понять суть возникающих в процессе социальной адаптации бывших военнослужащих рисков.

С этой целью в следующей части исследования предлагается методологическая матрица исследования рисков социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, как социально-профессиональной группы, которая находится в маргинальном состоянии, поскольку стоит перед проблемой смены социального статуса, а результативность данного процесса зависит от того, насколько эффективным окажется выбранный путь адаптации в условиях гражданской жизни.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам

 

 

 

 

X