Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Новости
Поиск
СУПЕРОБУЧЕНИЕ

Отношения

В новом разделе нашего сайта мы постараемся предложить некоторые описания отношений, так или иначе связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности (произведений, исполнений, фонограмм, телерадиопередач). Мы попытаемся объяснить всем желающим, как правильно передавать и приобретать права на охраняемые авторским правом объекты.

Надеемся, что наши практические советы дадут Вам возможность обезопасить себя и не позволят никому Вас обмануть.

Мы будем по мере наших скромных сил постоянно описывать все новые и новые реалии, складывающиеся в отношениях между писателями и издателями, журналистами и телерадиокомпаниями, фотографами и газетами, композиторами и фонографистами, артистами и продюсерами, художниками и заказчиками, другими авторами и лицами, использующими их произведения.

Что необходимо знать, чтобы не нарушать чужие права.

Чтобы не нарушить чужие авторские права необходимо, прежде всего, знать о том, что они существуют.

Прежде всего, у автора есть так называемые "моральные права" (в российской законодательной традиции они обычно называются "личными неимущественными"), в частности, право быть названным по имени и фамилии на каждом экземпляре и при каждом использовании своего произведения ("право на имя").

Кроме того, благодаря наличию у автора "моральных прав":

  • никто другой, кроме автора, не имеет права называть себя автором произведения (право авторства),
  • никто, кроме автора, не может решать, когда сделать произведения доступными для мировой общественности и каким способом (право на обнародование),
  • никто не должен вносить в произведение искажений, нарушающих честь и достоинство его автора (право на защиту репутации автора),

Существуют также некоторые другие специфические и редко применяемые права (право на отзыв, право доступа и т.д.).

Обратите, пожалуйста, внимание: из всех вышеуказанных правил могут встречаться некоторые исключения.

Желательно также понимать, что почти любое использование охраняемых авторским право объектов (произведений, фонограмм и др.) может осуществляться только на основании договоров с правообладателями (авторами, исполнителями, производителями фонограмм или их правопреемниками, в частности, наследниками - благодарными или неблагодарными в зависимости от наличия наследства, размера, времени ожидания и других факторов). Такие договоры должны заключаться в письменной форме только за исключением использования в периодической печати.

Правда, закон предоставляет пользователям (лицам, использующим произведения, фонограммы) также дополнительную возможность для соблюдения его требований. Вместо подписания договора с каждым обладателем авторских прав или прав на фонограмму можно заключить лицензионное соглашение с организацией, управляющей соответствующими правами на коллективной основе (в интересах всех правообладателей).

В соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" такие организации создаются самими правообладателями и являются специфическими "монополистами" (каждая в своей области).

Например, при использовании произведений на телевидении, радио, при публичном исполнении реализацию авторских прав обеспечивает Российское авторское общество (РАО).

При использовании произведений, исполнений, фонограмм в Интернете и продуктах мультимедиа реализацию авторских прав и прав исполнителей и фонографистов обеспечивает Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

И последнее, с чем нужно смириться: всегда за использование чужого надо платить свое.

ЕСЛИ ПРАВА НАРУШЕНЫ.

Самое распространенное нарушение авторских прав - это использование произведения без разрешения автора (правообладателя) и, соответственно, без выплаты вознаграждения (гонорара). Часто оно сопровождается нарушением личных неимущественных прав автора: неуказанием имени автора, внесением в произведение оскорбительных для автора искажений и т.д. В результате автору причиняется не только материальный, но и моральный вред.

Что делать, чтобы отстоять свои права и покарать нарушителя?

С теоретической точки зрения процедура защиты авторских прав выглядит так: надо запастись доказательствами своей правоты, желательно предъявить претензии - и можно обращаться в суд. Согласитесь, выглядит все очень соблазнительно: редкий случай сочетания краткости и понятности.

На практике все оказывается далеко не так приятно.

Если Вы столкнулись с нарушением Ваших прав, надо, прежде всего, обеспечить доказательства двух обстоятельств: во-первых, обладания авторскими правами, а во-вторых, факта нарушения Ваших прав.

В качестве доказательства авторства (обладания авторским правом) в суд могут представляться экземпляры опубликованных произведений с указанием имени автора, экземпляры свидетельств о регистрации и депонировании произведений в Российском авторском обществе - РАО (www.rao.ru), экземпляры свидетельств Библиотеки Конгресса США и т.д. РАО производит также регистрацию и депонирование авторских договоров (с их предварительной экспертизой), благодаря чему правообладатели, получившие свои права от авторов, также могут быть уверены в документальной "подтвержденности" и обоснованности своих претензий.

Доказательства нарушений могут быть любые, но желательно, чтобы они были и "надежными" (неопровержимыми) и "удобными" для представления в суд. Помощь в их обеспечении в Интернет-сфере (осуществление удостоверительных действий) может оказать Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям - РОМС (www.roms.ru).

Сложив в котомку доказательства и присовокупив к ним решимость бороться можно начинать предъявлять претензии - "качать права" путем направления оппонентам заказных писем с требованиями "навсегда прекратить и все компенсировать".

Результат? Обычно - или гордое молчание, или унизительные оскорбления, или обиженное недоумение. Изредка встречаются оригинальные ситуации (как известно, вселенная неоднородна - плохое в ней чередуется с худшим): один нарушитель в ответе на письмо одного автора заявил, что намерен обратиться в прокуратуру с требованием посадить этого автора по статье "за моральное изнасилование".

Что делать дальше?

Можно посоветовать обратиться, наконец, к специалисту или самому попробовать погрязнуть "борьбе и ссорах, в судах и спорах". Хотя есть некоторые теоретические основания полагать, что человек способен сам удалить у себя аппендикс, но врачи почему-то такой подход не одобряют : Друзья, знакомые, коллеги - это тоже хороший, но не всегда беспроигрышный вариант.

Итак, для защиты своих прав в случае их нарушения, автору необходимо:

  1. заранее позаботиться об обеспечении доказательств своей правоты (в этом Вам многие готовы помочь, но своевременно побеспокоиться об этом можете только вы сами);
  2. быть готовым в случае возникновения сложных ситуаций обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Мы не хотим "навязывать" Вам свои услуги, сейчас в России не мало "корифеев" авторского права - некоторых мы даже знаем, но, пожалуйста, всегда помните, что юриста, в отличие от супруга, надо выбирать тщательно - и это относится не только к бракоразводным процессам:

КАК ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПРАВА.

Чтобы защищать свои права нужно, прежде всего, знать о своих правах.

Авторские права в российском законодательстве делятся на:

  1. личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и т.д.), которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то есть могут принадлежать только самому автору, а защищаться - автором или его наследниками;
  2. имущественные авторские права (право на воспроизведение произведения, право на его распространение, импорт, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на переработку произведения и т.д.), которые могут передаваться по авторским договорам и переходить по наследству.

Чаще всего нарушаются сразу и личные неимущественные, и имущественные права авторов, поэтому об их защите нужно позаботиться заранее.

Для этого желательно:

  1. Заранее принимать меры, необходимые для доказательства своей правоты.

    Так, в случае нарушения Ваших прав Вам придется доказывать суду, что именно Вы являетесь автором произведения или авторские права перешли к Вам по договору. В качестве доказательства авторства (обладания авторским правом) в суд могут представляться экземпляры опубликованных произведений с указанием имени автора, экземпляры свидетельств о регистрации и депонировании произведений в Российском авторском обществе - РАО (www.rao.ru), экземпляры свидетельств Библиотеки Конгресса США и т.п. Кроме того, РАО осуществляет регистрацию и депонирование авторских договоров.
  2. Распространять информацию о своей осведомленности о своих правах.

    Как показывает практика, хорошее знание авторами своих прав и очевидная готовность их отстаивать, как правило, "отпугивают" потенциальных нарушителей. К сожалению или к счастью, но современный человек вынужден интересоваться многим, а знать - все. Надеемся, что наш сайт поможет Вам в ознакомлении с юридическими премудростями авторско-правовых отношений.
  3. Всегда надежно оформлять любые отношения, связанные с использованием произведения или передачей прав на него.

  4. Заранее знать обо всех возможных способах защиты своих прав.

Авторские права в России можно защищать в гражданском или уголовном (статья 146 Уголовного кодекса России) порядке, а в ряде случаев еще и в административном.

Российское законодательство предоставляет автору дополнительные возможности для защиты своих прав. Так, статья 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" устанавливает наряду с обычными мерами воздействия на нарушителя (взыскание убытков, взыскание полученного нарушителем дохода и т.д.) такую дополнительную и весьма эффективную меру ответственности, как уплата нарушителем компенсации, определяемой по усмотрению суда в размере от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, при подаче исков в суды общей юрисдикции авторы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

КАК ЗАРАБОТАТЬ НА СВОИХ ПРАВАХ.

Автор и любой иной правообладатель может заработать, используя свое произведение в коммерческих целях, разрешая это делать другим лицам или передавая им свои имущественные права.

Как при этом уберечь свои деньги и нервы от постоянных капризов судьбы? Можно дать один очень простой совет: надо как можно больше знать о своих правах, пользоваться всей полнотой доступной информации, консультироваться со специалистами, спрашивать у коллег.

Желательно самому разбираться во всех деталях отношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений. Разумеется, это очень тяжело, но кому сейчас легко? "Сверх сил своих стремиться ввысь - на то и небеса:"

В некоторых случаях лучше воспользоваться услугами секретаря, агента или иного квалифицированного специалиста.

Всегда необходимо:

  • знать, где, сколько и за что платят в среднем ("в аналогичных случаях при сходных обстоятельствах"), что можно потребовать и сколько можно получить;
  • всегда внимательно читать предлагаемые договоры, добиваться обсуждения всех деталей, по мере возможности стараться получить независимое юридическое заключение на любой проект договора, не спешить подписывать договор, особенно, если Вас очень торопят поставить свою подпись (пожалуйста, помните, что слишком выгодных только для автора сделок в жизни обычно не встречается);
  • уделять особое внимание возможностям контроля за соблюдением условий договора и вопросам ответственности за нарушение его условий.

Пожалуйста, помните, что авторский договор обладает рядом особенностей, что законодательство об авторском праве предусматривает специальные меры для защиты прав авторов. Не ослабляйте защиту своих прав поспешными и неосторожными действиями.

Во многих случаях для эффективной реализации своих прав необходимо стать членом специализированной организации по управлению имущественными авторскими или смежными правами на коллективной основе. При некоторых способах использования произведений, исполнений и фонограмм это единственно возможный способ реального осуществления авторских и смежных прав (при использовании музыкальных произведений на радио, телевидении, публичных площадках, использовании фотографий, литературных и музыкальных произведений в Интернете и т.д.).

Реализация и защита авторских прав в Интернете и при создании продуктов мультимедиа

Вы можете совершенно бесплатно и абсолютно необременительно для Вас стать членом Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), создание которого получило одобрение и поддержку Правительства Российской Федерации. РОМС стало первой и единственной в России организацией, призванной осуществлять в соответствии со статьями 44 - 47 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" профессиональное коллективное управление при использовании музыкальных произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, а также при создании и использовании продуктов мультимедиа.

РОМС обеспечит надежную охрану авторских прав своих членов в новых сферах, появление которых связано с развитием современных цифровых, компьютерно-сетевых и коммуникационных технологий. В частности, РОМС будет отслеживать использование произведений в Интернете, принимать меры для пресечения незаконного использования, собирать с пользователей и выплачивать причитающееся авторам и их правопреемникам вознаграждение, совершать иные действия по реализации и защите авторских прав своих членов.

Членами РОМС могут стать российские авторы (даже те, которые не могут в настоящее время участвовать ни в одном обществе по коллективному управлению их правами - фотографы, скульпторы и др.), их правопреемники, издательства, а также иные правообладатели - как физические, так и юридические лица.

Члены РОМС не несут никаких обязанностей, кроме права определять политику российских авторов в Интернете.

Более подробную информацию можно получить на сайте Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям www.roms.ru.

Биология
Педагогика
Филология
Философия
Экономика

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам
X