Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Петлеваный Геннадий Федорович.
Система олимпийского образования в многопрофильной школе-комплексе физкультурно-эстетического направления

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Столяров В.И.

Москва - 1997

Содержание диссертации
Система олимпийского образования в многопрофильной школе-комплексе физкультурно-эстетического направления

Введение

Глава I. Теоретические основы системы олимпийского образования школьников
1.1. Общая концепция олимпийского образования детей и молодежи
1.2. Необходимость олимпийского образования школьников, его различных форм, средств и методов

Глава II. Организация олимпийского образования учащихся школы-комплекса
2.1. Основные направления, формы и методы олимпийского образования учащихся школы-комплекса
2.2. Методическое и кадровое обеспечение системы олимпийского образования учащихся школы

Глава III. Эффективность системы олимпийского образования и ее место в учебно-воспитательном процессе школы-комплекса
3.1. Социально-педагогический эффект системы олимпийского образования учащихся школы-комплекса
3.2. Место олимпийского образования в общей системе учебно-воспитательного процесса школы-комплекса

Выводы
Практические рекомендации
Список использованной литературы
Приложения

Глава I. Теоретические основы системы олимпийского образования учащихся школы-комплекса

Уточним прежде всего те исходные теоретические основания, на которые мы опирались при разработке системы олимпийского образования учащихся школы-комплекса.

1.1. Общая концепция олимпийского образования детей и молодежи

Главное теоретическое основание исследования — общая концепция олимпийского образования детей и молодежи.

При этом мы исходили из того, что олимпийское образование — составная часть олимпийского движения. Эта педагогическая деятельность призвана содействовать реализации основных идеалов и ценностей олимпизма. Поэтому любая олимпийская образовательная или воспитательная программа неизбежно опирается на определенную трактовку олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма.

Как отмечается в Олимпийской хартии, "концепция современного Олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 г. в Париже состоялся Международный атлетический конгресс с целью возобновления Олимпийских игр" [ 91, с. 6 ]. Естественно, поэтому, что работы Кубертерна составляют исходный пункт всех исследований, связанных с научным осмыслением современного олимпийского движения.

Кубертену принадлежит огромное множество статей, книг, докладов и т.д., общий объем которых составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр [ 203, p. 25 ]. В последние годы за рубежом переизданы многие из этих работ Кубертена. Среди них особо следует выделить его "Олимпийские мемуары" [ 199 ], в которых собраны все значительные выступления, лекции, эссе Кубертена по вопросам философии и педагогики олимпизма. Основной педагогический труд Кубертена по вопросам физического воспитания "Спортивная педагогика" вышел на французском языке в трех изданиях (в 1919, 1922 и 1934 гг.) и был переиздан на немецком, испанском и венгерском языках [ см. 39 ].

Издано также огромное число работ, посвященных самому Кубертену, его жизни, взглядам, вкладу в олимпийское движение. Одна из самых последних и прекрасных работ в этом плане под названием "Пьер де Кубертен. Олимпийский гуманист" вышла в 1994 году. Ее написал президент Международного комитета Пьера де Кубертена, президент Ассоциации Латино-Американских Олимпийских академий и президент Испанской Олимпийской академии Конрадо Дюранте Коррал. В ней опубликована и библиография работ как самого Кубертена, так и о Кубертене [ см. 203 ].

В настоящее время имеется огромное количество публикаций, посвященных анализу кубертеновской концепции олимпизма и современной трактовке идей олимпизма. К числу наиболее известных относятся, например, такие работы, как К.Дим "Олимпийская идея" [ 201 ], Р.Эспи "Политика Олимпийских игр" [ 205 ], П.Грэхем и Х.Юберхорст "Современный олимпизм" [ 213 ], Дж. Макэлун "Великий символ" [ 231 ] и др.

Можно отметить также научные публикации Андонова [ 4 ], Зухоры [ 43 ], Кахигал [49, 50 ], Кравчика [ 219 ], Лекарской [ 61, 62, 222 ], Попова [109], Фельдеши [ 209 ]и др.

Значительное внимание в зарубежной научной литературе уделяется анализу идеалов и ценностей олимпизма. В этом плане следует отметить прежде всего работы немецкого философа Ленка [ 63, 224-230 ], особенно его монографию "Значение, цели, действительность современных Олимпийских игр" [ 224 ], в которой анализируются основные социально-культурные ценности олимпизма и вместе с тем приведена одна из наиболее полных библиографий по социально-философским и педагогическим проблемам олимпийского движения. Среди статей, посвященных данной проблематике, выделяется статья польского ученого Г.Млодзиковского "Универсальные ценности спорта" [ 236 ], в которой проанализирован генезис основных ценностей олимпизма.

В центре внимания ученых, анализирующих идеалы и ценности олимпизма, его нравственные (моральные) ценности и прежде всего принципы "Фэйр плэй". Уже в конце 20-х, начале 30-х годов появляются первые работы по данной тематике: Рудольф Кирхер "Фэйр плэй. Спортивная игра и спортивный дух в Англии" [218], Г. Индорф "Фэйр плэй и английский спортивный дух" [216] и др.

К числу наиболее фундаментальных работ, написанных в более поздний период времени, можно отнести монографии: П.Макинтош "Фэйр плэй: этика в спорте и воспитании" [ 234 ], Гюнтер А.Пильц и Вольфганг Вевер "Успех или фэйр плэй? Спорт как отражение общества" [ 249 ], Г.Ленк и Гюнтер А.Пильц "Принцип фэйр плэй" [ 230 ], Эрвин Нидерманн "Ценности в спорте? Вклад спортивных наук в философию ценностей в спорте" [ 240 ], Эккард Майнберг "Мораль в спорте. Основы новой этики спорта" [ 235 ], сборник статей, подготовленный и изданный Х.Аллмером и М.Шульцем [ 191 ], и др.

Анализу нравственных идеалов и ценностей олимпизма посвящено огромное множество статей и других научных публикаций [ см. например, 4, 5, 43, 49, 50, 55, 56, 139, 142, 157, 158, 215, 223, 236, 239, 245, 281 и др.]. Ряд из них написан президентом и членами МОК [ см. например, 239, 255 ].

Анализу и разъяснению принципов спортивной этики, "Фэйр плэй" ("Честной игры") посвящены не только научные труды, но и официальные документы различных международных организаций, связанных со спортом и олимпийским движением, например, "Манифест о спорте"(1964 г.) [ 70 ] и "Манифест о честной игре" (1977 г.) [ 71 ], которые были разработаны и опубликованы Международным Советом физического воспитания и спорта (СИЕПС), новый текст "Манифеста о честной игре", который принят на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г. [ 232 ] и др.

Концепция олимпизма и связанные с ней идеалы и ценности активно обсуждаются на научных и олимпийских конгрессах, например: на X Олимпийском конгрессе (Варна, 1973 г.), XI Олимпийском конгрессе (Баден-Баден, 1981 г.) и XII Олимпийском конгрессе (Париж, 1994 г.); на научном конгрессе в Мюнхене "Спорт в современном мире" (август 1972 г.); на научных симпозиумах в Мюнхене (июль 1977 г., июль 1979 г., сентябрь 1980 г.) и Баден-Бадене (май 1981 г.); на I Всемирном научном конгрессе "Спорт в современном обществе" (Москва, 1974), II Всемирном научном конгрессе "Спорт в современном обществе" (Тбилиси, 1980 г.), Международном научном конгрессе "Спорт и международное взаимопонимание " (Хельсинки, 1982 г.), международном научном конгрессе "Современный олимпийский спорт" (Киев, 1993 г.); на олимпийских научных конгрессах в Орегоне (США, 1984 г.) и Сеуле (Южная Корея, 1988 ); на международных социологических конференциях, симпозиумах и конгрессах, например, на XII Всемирном социологическом конгрессе (Мадрид, 1990 г.), XIII Всемирном социологическом конгрессе (Билефельд, Германия, 1994 г.) и др.

Особое внимание философским и социально-педагогичесаким проблемам олимпизма уделяется на сессиях Международной Олимпийской академии [ см., например, 252, 253 ], а также на специальных сессиях Национальных олимпийских академий, созданных во многих странах [ см. например, 130, 131, 186 ].

Активную работу по разъяснению и пропаганде социально-педагогических идей Кубертена ведет Международный Комитет его имени. Комитетом подготовлена и издана целая серия брошюр, посвященная взглядам Кубертена по наиболее актуальным вопросам спорта и олимпизма [ см. например, 246—248 ].

Что касается разработки концепции олимпизма в нашей стране, то, как отмечает некоторые исследователи [см. например, 28, с. 5-6; 146, с. 4 ], в этом отношении существует весьма своеобразный парадокс. С одной стороны, Советский Союз и Россия известны как страны, находящиеся в первых рядах сторонников олимпийского движения, активных борцов за реализацию идей олимпизма. Своими конкретными делами в этом направлении, в частности, активной деятельностью НОК, выдающимися успехами своих спортсменов на Олимпийских играх и т.д. они завоевали высокий авторитет в международном олимпийском движении.

Но на этом фоне успехи отечественной науки в разработке проблем олимпизма и олимпийского движения менее весомы. Основную массу публикаций по этим проблемам в течение длительного времени составляла популярная литература, освещающая отдельные периоды и факты истории олимпийского движения, достижения спортсменов Советского Союза в сопоставлении с результатами спортсменов других стран на Олимпийских играх и т.п. Весьма слабо разрабатывалась теория ("философия") олимпизма. В течение длительного времени эта проблематика вообще не привлекала особого внимания ученых.

Ситуация постепенно начала меняться в 70-х—80-х гг. В работах Агеевца [ 1 ], Бугрова [ 11 ], Деметра [ 30-31 ], Егорова [ 35, 36 ], Парфеновой [ 94 ], Родиченко [ 117-119 ], Столбова [ 136, 137 ], Столярова [139, 141-146, 148, 152, 155 и др. ], Талалаева [ 163 ] и ряда других ученых дан анализ социальной сущности олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма, истории олимпийского движения и Олимпийских игр, обсуждены вопросы истолкования важнейших понятий теории (философии) олимпизма.

Начинают регулярно проводиться научные конференции, семинары, симпозиумы, специально посвященные обсуждению важнейших социальных проблем олимпийского движения и общей концепции олимпизма [ см. например, 20—23, 32, 84, 87, 133 и др. ]. Начиная с 1991 г. ежегодно проводятся специальные научные и научно-практические конференции по проблемам олимпизма и олимпийского движения [ см. 20; 88—90 ]. Защищен и ряд диссертаций по этим проблемам [см. например, 3, 28, 38, 132, 177 и др. ].

Нельзя не отметить, однако, тот факт, что до сих пор в нашей стране отсутствуют фундаментальные труды, комплексно анализирующие теорию и историю олимпизма, актуальные социальнофилософские проблемы современного олимпийского движения. Некоторые научные публикации по социальным проблемам олимпизма и олимпийского движения имеют не столько научный, сколько ярко выраженный “идеологический характер” [ см. например, 78 ]. В нашей стране до сих пор не изданы работы Кубертена. Крайне мало и публикаций, специально посвященных его жизни, деятельности, воззрениям. В основном это небольшие статьи публицистического плана [ см. например, 39, 107, 166 ].

В целом, однако, как отмечалось выше, существует огромная литература по проблемам олимпизма. И тем не менее, как известно, среди ученых и специалистов до сих пор существуют определенные разногласия в истолковании целей и задач олимпийского движения, а также идеалов и ценностей олимпизма. Поэтому уточним то понимание этих явлений, которое было положено диссертантом в основу при разработке модели олимпийского образования на базе многопрофильной школы-комплекса физкультурно-эстетического направления.

Иногда олимпийское движение просто отождествляется со спортивным движением. Его основная задача усматривается во всемерном развитии спорта, спортивных контактов и связей, в поощрении и пропаганде высоких спортивных достижений, рекордов, побед, особенно на Олимпийских играх. Эти высокие достижения, рекорды, победы и рассматриваются как основная ценность олимпийского движения, а идеалом считается спортсмен высокого класса, рекордсмен, победитель Олимпийских игр, чемпион.

Такой подход к пониманию целей и задач олимпийского движения, основных идеалов и ценностей олимпизма не всегда формулируется в явном виде (по крайней мере, четко и определенно), но, как правило, именно он чаще всего реализуется на практике. Во многом это связано с тем, что, как записано в Олимпийской хартии, "стремление олимпийского движения" выражает олимпийский девиз "Citius, Altius, Fortius" ("Быстрее, выше, сильнее"). На реализацию этого девиза прежде всего и направлена деятельность современного олимпийского движения. В соответствии с ним осуществляется подготовка к центральному событию — Олимпийским играм, определяются участники Игр, вручаются олимпийские награды победителям. Олимпийской хартией предусмотрены, правда, и другие награды: олимпийский орден, кубки и др. Но и они, согласно положению, вручаются прежде всего тем, кто добился выдающихся заслуг в спортивном мире или кто оказал существенные услуги делу олимпизма личными достижениями или своим вкладом в развитие спорта.

Исключение составляет, пожалуй, лишь Токийский кубок, который, согласно положению, присуждается спортсмену, "чье поведение во время Олимпийских игр должно быть признано в качестве образца спортивного духа, независимо от исхода спортивных соревнований". Но этот Кубок был вручен лишь трем спортсменам, причем, последний раз в 1968 г. В 1974 г. на 75-й сессии МОК было принято решение приостановить присуждение ряда олимпийских наград, в том числе и Токийского кубка.

Бесспорна связь олимпийского движения со спортивным, поскольку это движение, особенно на современном этапе развития, тесно связано со спортом и особенно со спортом высших достижений. Но вместе с тем ошибочно упускать из виду тот факт, что олимпийское движение, как обосновано в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых [ см., например, 1, 2, 4, 13, 35, 36, 49, 50, 81, 86, 94, 109, 122, 146, 158, 159, 163, 198-205, 213, 223, 224, 231, 255, 266-272, 276, 281 и др. ], с момента своего возникновения всегда объединяло в первую очередь тех людей, которые не ограничивают свои цели и задачи чисто спортивными, а стремятся реализовать с помощью спорта идеалы гуманизма.

Гуманизм представляет собой систему воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека. Гуманным признается все то, что в деятельности общества и личности "работает" на человека — на его полноценное развитие, на его потребности, на его здоровье. И в то же время даже самая высокоорганизованная, технически совершенная деятельность, если она направлена против человека (его существования, его счастья, его самореализации), рассматривается как антигуманная — в какой бы форме и в какой бы сфере она ни проявлялась — военной, производственной, досуговой, спортивной и т.д. [ 12, с. 26 ].

Гуманизм всегда воспринимался и воспринимается, следовательно, как “культивирование человечности”, studium humanitatis, в самом человеке. Не случайно еще в эпоху римской республики “человечный человек”, homo humanus, противопоставлялся “варварскому человеку”, homo barbarus. К числу таких “человечных качеств человека”, которые представляют наибольшую ценность для гуманизма, относятся свобода, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности и т.д. Фундаментальными ценностями в рамках гуманистического мировоззрения считаются также мир, дружбу, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение людей и т.п.

Сама идея олимпийского (а не просто спортивного) движения основана на признании того, что в спорте, спортивных соревнованиях и целенаправленной подготовке к ним заключены огромные возможности для реализации гуманистических ценностей, а вместе с тем спорт может и негативно влиять на людей, на их культуру, личностные качества, отношения между ними. Олимпийское движение как раз и объединяет людей, которые учитывают огромный гуманистический, социально-культурный потенциал спорта, направляют свои усилия на развитие спорта как важного элемента человеческой культуры, на максимально полную реализацию в спорте и посредством спорта общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей и предотвращение возможности его использования в антигуманных целях.

Такой подход характерен и для современного олимпийского движения, хотя, как отмечают, например, Визитей [ 13 ], Кахигал [ 49, 50 ], Cараф [ 128 ], Столяров [ 139, 141, 142, 144—160, 266—272 ], Фромм [ 175 ], Хейнила [ 214 ], Ленк [ 224-230 ] и некоторые другие исследователи, оно недостаточно последовательно в этом отношении, а иногда и прямо противоречит им.

Увязывание целей и задач олимпийского движения с гуманистическими идеалами особенно характерно для основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.

Возрождая древние Олимпийские игры, он преследовал две основные задачи. Первая из них была связана с тем, что для периода зарождения современного олимпийского движения (вторая половина XIX века) характерна неразвитость спорта и спортивных контактов — как в рамках отдельных стран, так и особенно — в международном масштабе. Международное спортивное движение еще только складывалось и зарождалось. Международные встречи спортсменов разных стран были крайне редкими. Регулярное проведение Олимпийских игр, по мнению Кубертена, должно было стимулировать интерес к спорту, всемерно способствовать развитию спортивных контактов, содействовать тому, чтобы “эти контакты стали периодическими и завоевали себе неоспоримый авторитет”. Как отметил в одном из своих интервью лорд Киллонен (вскоре после своего избрания на пост президента МОК), “во времена барона де Кубертена спорт не пользовался поддержкой в школе, и целью олимпийского движения было заинтересовать людей спортом”.

Вместе с тем Кубертен считал, что олимпийское движение не может ограничивать свои цели и задачи чисто спортивными. При разработке концепции олимпизма он учитывал огромный гуманистический, социально-культурный потенциал спорта, а вместе с тем возможные негативные явления, которые с ним могут быть связаны. Спорт может способствовать сохранению и укреплению здоровья человека, его физическому совершенствованию, формированию и развитию высокой нравственности, эстетической культуры, укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, преодолению националистических предрассудков и т.д. Вместе с тем спортивные тренировки и соревнования могут — при определенных условиях — отрицательно влиять, притом весьма существенно, на здоровье человека, на его личностные качества, в том числе, культуру, способны развивать в человеке жестокость, чувство мнимого превосходства над другими.

Спорт может использоваться в качестве средства одурманивания масс, разжигания межнациональных конфликтов, решения узкокорыстных политических целей и т.д. "Спорт может возбуждать самые благородные и самые низменные страсти. Он может вызвать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие; может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким".

Поэтому задачу олимпийского движения Кубертен усматривал не просто в развитии спорта, а в том, чтобы всемерно содействовать максимально полной реализации в спорте и посредством спорта общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей [ см. 1, 2, 4, 13, 35, 36, 49, 50, 81, 86, 94, 109, 122, 146, 158, 159, 163, 198-205, 213, 223, 224, 231, 255, 266-272, 276, 281 и др. ].

Кубертен полагал, что именно спорт, спортивные соревнования и подготовка к ним способны внести огромный вклад в реализацию гуманистических идеалов и ценностей, в совершенствование человека, человеческих отношений и общества в целом. По его мнению, спортивные связи могут вдохнуть в человечество “дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства”, способствовать воспитанию молодежи, гармоничному развитию личности, культурному сотрудничеству народов, укреплению дружбы и взаимопонимания между ними. На решение этих задач, считал Кубертен, и должны быть направлены усилия олимпийского движения.

С такой позицией Кубертена связаны его идеи о личности и поведении олимпийцев, его идеал гармонично и разносторонне развитого спортсмена-олимпийца [ см. 146, 158, 159, 160 ].

Кубертен исходил из того, что картезианское разделение тела и души — двух элементов единого, целостного человеческого бытия, рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов ведет к дисгармонии человека. "Поэтому, — подчеркивал он, — эти два фактора должны быть интегрированы в единое гармоничное целое, чтобы достигнуть эйритмии" [ цит. по 204, p. 88 ]. Данное слово "эйритмия" ("eurhythmy") Кубертен часто использовал для обозначения своей идеи, которая восходит к древнегреческому идеалу калокагатии (греческое слово kalakagathia от kalos — прекрасный и agathos — добрый): гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств.

Опираясь на эту идею, Кубертен выдвигал определенные требования к личности олимпийского атлета. По его мнению, активные занятия спортом и высокие достижения в спортивных соревнованиях не должны приводить к одностороннему, уродливому развитию человеческой личности. Олимпийский атлет должен гармонично сочетать физическое совершенство с высокой духовной культурой. В своей речи на торжественной церемонии 17 апреля 1927 г. по случаю возрождения Олимпийских игр на земле Олимпии Кубертен подчеркнул: "В современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей, губительного разрушения, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы" [ цит. по: 19, с. 130 ].

Олимпийцу, считал Кубертен, должны быть присущи совершенные физические качества, здоровье, красота ("поэзия) физически развитого тела и движений, а вместе с тем сила духа, интеллект, эстетический вкус, художественный талант, культура речи и общения, высоконравственные качества: честность, великодушие, бескорыстность и др. В одном из своих выступлений в июле 1908 г. он сказал: "Мы считаем, что олимпийская идея — это идея высокой мышечной культуры, вытекающей, с одной стороны, из рыцарского духа, который так красиво называют "честной игрой", а с другой стороны — из эстетической концепции, воплощение которой в жизнь является таким приятным и благоданным занятием". В другом своем выступлении Кубертен подчеркивал, что "культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к родине, благородство, дух рыцарства, контакты с живописью и литературой — все это является фундаментом олимпизма".

Кубертен выступал за поддержку стремления олимпийцев к высшим достижениям в спорте, возражал против "чрезмерного сдерживания" результатов, видя в их постоянном росте "притягательность" спорта и его "право на существование". Вместе с тем он подчеркивал, что существует определенная граница, которую нельзя переходить в рамках олимпийских соревнований, как бы ни была желанна победа или установление рекорда. Такой границей Кубертен считал прежде всего этические соображения. Олимпиец, по его мнению, не должен стремиться к победе любой ценой. Он должен отдавать предпочтение честному, благородному, рыцарскому поведению в спортивных поединках, придерживаясь убеждения в том, что самое главное — не победа над соперником, а отвага, мужество, проявляемые в ходе борьбы за эту победу, сам дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. С таким представлением Кубертена о спортсмене-олимпийце связаны и слова в его “Оде спорта”: “Трижды сладостна победа, одержанная в благородной, честной борьбе”.

Для характеристики личности олимпийского атлета, соответствующего идеалу олимпизма, Кубертен чаще всего использовал специально придуманный им девиз: "Возвышенный дух в развитом теле!" ("Mens fervida in corpore lacertoso!", “A glowing spirit /mind/ in a physically strong body!”), конкретизирующий его идею "эйритмии".

Это связано и с идеей Кубертена о необходимости укрепления связи спорта с искусством [ подробнее см. 159 ]. В своих работах он неоднократно указывал на необходимость укрепления такой связи, подчеркивал, что "искусство должно соседствовать со спортом", "должно быть связано с практикой спорта", что "спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства". В "Олимпийских письмах", которые публиковались в "Ла Газет де Лозан" 26 октября 1918 г. Кубертен писал: "Олимпийское движение... предполагает всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, отличается мужественностью и рыцарским духом и в совокупности с эстетическими и литературными занятиями является движителем национальной жизни и очагом гражданственности".

В укреплении союза между спортом и искусством Кубертен усматривал одно из важнейших средств разностороннего, гармоничного развития человеческой личности, преодоления все усиливающегося разрыва между физическим и духовным развитием людей.

Эту мысль он четко выразил, в частности, в своем выступлении в Париже в 1906 году 23 мая на открытии конференции по вопросам науки, искусства и спорта. "Мы должны, — подчеркнул Кубертен, — заново объединить узами законного брака давно разведенную пару — Тело и Разум. Их взаимопонимание длилось долго и было плодотворным. Но неблагоприятные обстоятельства разлучили их. Наша задача — снова соединить их... Искусство должно быть связано с практикой спорта, чтобы из этого получилась взаимная выгода".

В современной трактовке олимпизма особенно важное значение придается идее Кубертена о том, что олимпийский атлет непременно должен соблюдать принципы "честной игры", демонстрировать рыцарское поведение в соревнованиях [ см. 5, 61, 62, 71, 110, 156—159, 194, 206, 215, 222, 232, 234 и др. ].

Не случайно и в Олимпийской хартии неоднократно упоминаются принципы "честной игры". Цель олимпийского движения, согласно Хартии, — "способствовать построению мирного и лучшего мира посредством воспитания молодежи занятиями спортом без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, что включает в себя взаимопонимание, дух дружбы, солидарности и честной игры" [ 91, с. 6 ].

При перечислении основных задач МОК в Хартии отмечается, что этот Комитет: "... 5) способствует соблюдению и поощряет соблюдение спортивной этики; 6) посвящает свои усилия тому, чтобы дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них" [ 91, с. 7 ].

В тексте “Манифеста о честной игре”, принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г., отмечается, что “принципы Честной игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизм)” [ 232, р. 10 ].

При характеристике идеалов олимпизма, целей и задач воспитательной работы в рамках олимпийского движения в научных публикациях, в выступлениях видных государственных и общественных деятелей, представителей руководящих органов олимпийского движения, а также в официальных документах часто упоминается и идея Кубертена о необходимости разностороннего, гармоничного развития личности спортсмена-олимпийца [ см. например, 4, 5, 33, 43, 61, 81, 109, 139—160, 198—204, 223, 224, 236, 239, 265 — 276 и др. ].

Эта идея постоянно обсуждается и пропагандируется на сессиях Международной Олимпийской академии и Национальных олимпийских академий [ см. например, 20, 21, 32, 74, 84, 88-90, 130, 131, 186, 252, 253 и др. ].

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


подарки руководителю

Пишите нам

X