Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница

Новые диссертации
Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска


Панкрушина Анна Михайловна.
Философско-педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования

Нижегородский государственный педагогический университет

Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А.А. Фролов

Нижний Новгород – 2004

Содержание диссертации
Философско-педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования

Введение

Глава I. Философско-педагогические идеи Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского в контексте представлений русского космизма о мире, человеке и его воспитании
1.1. Теоретико-мировоззренческие основы русского космизма в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского
1.2. Связь научно-философских идей Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и их педагогической деятельности
1.3. Идеалы, цели, содержание воспитания и обучения в воззрениях представителей русского космизма Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского
Выводы по первой главе

Глава II. Освоение и развитие философско-педагогических идей русского космизма в современных основах, направлениях и формах ноосферного образования
2.1. Идеи русского космизма в разработке содержания современного ноосферного образования, духовно-нравственного развития человека
2.2. Ноосферная направленность мировоззренческих основ и ведущих целей современного экологического образования
2.3. Реализация идей ноосферного образования в современных учебно-воспитательных учреждениях разного типа
Выводы по второй главе

Заключение
Литература
Приложения

Глава I. Философско-педагогические идеи Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского в контексте представлений русского космизма о мире, человеке и его воспитании

1.1. Теоретико-мировоззренческие основы русского космизма в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского

Русский космизм как социокультурный феномен. Понятие «космизм» получило распространение в науке в 60-е годы ХХ века в связи с началом освоения космического пространства. Это вызвало, в частности, рост интереса к научно-философскому наследию К.Э. Циолковского, основоположника теории ракетного движения, а также трудам его единомышленников.

В 70–90-е годы в трактовке этого понятия учеными, представляющими естествознание, наметились две тенденции: 1) понимание космизма как научного мировоззрения; 2) трактовка его в общеметодологическом плане с научно-теоретических позиций. В последнем случае космизм выступает как «принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами» (277, с. 240).

В философском понимании космизм включает в себя «совокупность представлений о картине мира, о бытие человека и макрокосма природы, о характере взаимосвязей в мироздании» (73, с. 6). Взгляд на мир с позиций космизма присущ любой культуре. Космическое мироощущение присутствует в восточной модели понимания мира, выраженной в религиозно-философских учениях (древнеиндийской философии, буддизме, даосизме, конфуцианстве). Ощущение единства микро- и макрокосма было характерно и для античного мировоззрения. Так, стоики (III в. до н. э. – III в. н. э.) были убеждены, что весь космос, - в том числе и человек, - это единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Законы бытия неподвластны человеку. Идеи космизма нашли свое отражение в мировоззренческом сознании славян. Например, языческие боги олицетворяли для них природные и космические силы. Дом славянина – строгий образец упорядоченной Вселенной.

Наиболее полное воплощение идеи космизма нашли в русской культуре конца ХІХ – начала XX вв. Этот период ознаменовался появление целой плеяды ученых, философов, которые поднимали проблему взаимоотношений человека и природы (в широком смысле этого слова – вселенной, космоса). Это работы Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Умова, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, В.Н. Муравьева, А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского. Тема космизма нашла свое воплощение и в литературе (И. Бунин, В. Брюсов, Б. Зайцев, Н. Заболотский, И. Шмелев), и в музыке (П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов), и в живописи (Н. Рерих, С. Нестеров).

В 1972 году Н.К. Гаврюшин использовал термин «русский космизм», который закрепился за космическим направлением научно-философской мысли.

Родоначальником русского космизма был писатель, ученый В.Ф. Одоевский (1803-1869). В работах «Русские ночи», «Два дня в жизни земного шара», «4338 год» он развивал представление о человечестве как активной, творческой силе универсума, мысль о связи человека всей природной и космической судьбы (228, с.34). Эту тему продолжили Н.В. Бугаев (1837-1902), А.В. Сухово-Кобылин (1817-1903).

Анализ работ по истории отечественной философско-педагогической мысли (58, 134, 143 и др.) позволяет отметить, что русский космизм формировался под влиянием многих предшествующих социально-философских и педагогических идей. Особую роль сыграла идея славянофилов о едином развитии мира, целостности человеческой личности и общества.

Влияние экономических, социальных и культурных процессов, происходивших в период формирования русского космизма и его педагогических идей (бурный научно-технический прогресс, изменение характера общественных связей, дух глобальных перемен), подталкивало ученых к поиску новой системы мировоззрения, новых ориентиров воспитания (167, с. 9). Переосмысливались идеалы, цели развития общества, роль образования в этом процессе. Происходило противоборство тенденций: бездуховного прагматизма и нового, целостного мировоззрения, стремления к всекосмическому единству и утверждения космоэволюционной роли людей. Последняя тенденция прослеживается в творчестве русских космистов.

Русский космизм, сформировавшись в русле европейских традиций, явился частью мирового космизма. Однако он обладает специфическими чертами. По словам А.И. Субетто (211, ч. 1, с. 133), его отличает высокий гуманизм и оптимизм, убежденность в особом космическом предназначении человека, глубокая преемственность идей космизма с культурами Востока и Запада, экологическая «тревога» и активные поиски путей экологического развития человечества, широкие культурологические основания синтеза, энциклопедизм оснований космических воззрений, высокий уровень предвосхищения будущего.

В.П. Казначеев (111, с. 64) характеризует его как «универсалистский тип мировоззрения, выкристаллизовавшийся к рубежу XIX – XX вв. и отражающий бытие мира и человека в их единстве, в нерасторжимой взаимосвязи микрокосма человека и макрокосма природы».

«Русский космизм, – отмечает О.Д. Куракина, – это тысячелетняя отработка в Российской метакультуре мировоззрения живого, нравственного Всеединства человека, человечества и вселенной» (299, с. 4). Такое определение встречается в ряде работ современных исследователей (73, 75, 121) и достаточно полно отражает сущность русского космизма.

Наряду с приведенными выше определениями существует мнение о том, что космизм как развивающаяся теория еще не имеет сложившейся системы четких понятий, отсутствует его общепринятое понимание (14, с.67).

Широкая трактовка русского космизма потребовала выделения в нем ряда направлений. Ф.И. Гиренок разделяет русский космизм на три течения: 1) религиозно-философское (Н.Ф. Федоров); 2) естественнонаучное (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный); поэтико-художественное (В.Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин) (52, с. 6-8).

С.Г. Семенова(228), О.Д. Куракина (143) в общем, придерживаясь этой классификации, к религиозно-философскому направлению относят также Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского.

А.Ф. Замалеев выделяет следующие направления русской философии космизма: религиозное, евгеническое и ноосферное, соответственно представленные Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским и В.И. Вернадским. Исследователь отмечает (96, с. 319), что в их трудах «космическая философия» в России достигла своей окончательной научно-философской концептуализации.

Г.П. Аксенов (6), В.М. Мапельман (159) к русскому космизму относят только представителей естественнонаучной ветви «космической философии» (В.И. Вернадский, Б.Л. Личков, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский).

Все русские космисты подчеркивали идею свободы личности, ее высокого нравственного и исторического предназначения; отмечали, что одним из условий развития мирового процесса является человек и его деятельность, обращали самое пристальное внимание на воспитание человека, его гармоничное умственное, нравственное и физическое развитие.

В русском космизме представлены «социокосмизм», «софиокосмизм», «астрокосмизм», «энергокосмизм», «теокосмизм» и др. Для каждого из этих космизмов характерна ориентация на собственные бытийные основания, соответствующий гносеологический принцип и целеполагающий идеал, которые лишь в совокупности образуют цельное знание и цельное творчество, реализуемое через древо целей (227, с. 240).

Религиозно-философское течение русского космизма исходит из представления о боге как абсолютном начале и софийной основе бытия (софиология), которая не только понимается как «Душа мира», или «Премудрость Божия» о мире, но целеполагается как «идеальное человечество», или «богочеловечество» в софийном завершении космического процесса (227, с. 240).

Представители этого направления рассматривают идею всеединства с позиций антропоцентризма, согласно которому человек есть «центр вселенной и конечная цель мироздания» (293, с.25).

Наряду с этими взглядами в русле русского космизма развивалось представление о человеке, связанное с идеей активно-творческой эволюции, согласно которой он становится действующим лицом, неотделимом от космоса, его составной частью.

В результате взаимодействия философско-гуманитарной мысли и работ представителей естественного направления русского космизма возникло новое мировоззрение – антропокосмическое, основанное на убежденности в наличии смысловой установленности космического целого и определенной (космической по природе и значению) миссии человека.

Исследования С.Ф. Кравченко (262), И.И. Мочалова (179), В.Ю. Татур (262), А.Д. Урсула (274), Ю.А. Школенко (274), К.Х. Хайруллина (294) свидетельствуют о том, что представителей естественнонаучного космизма характеризует антропокосмическое мировоззрение.

Понятие «антропокосмизм» ввел в 1944 году украинский академик Н.Г. Холодный. В своей работе «Мысли дарвиниста о природе и человеке» он отмечал, что в антропокосмическом отношении к природе самое характерное – это постоянное ощущение человеком своей неразрывной и действенной связи с ней, со всем космосом. «Эта связь распространяется на все стороны человеческого существа и имеет двусторонний характер в том смысле, что человек, испытывая разнообразные и сложные воздействия со стороны природы, и сам в то же время может влиять на нее различными способами» (187, с. 339).

Согласно современным представлениям, антропокосмизм (от греч. «antropos» – человек и «kosmos» – мир, Вселенная) – «мировоззренческая система, представляющая в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) сторону объективной реальности» (299, с.114).

В настоящее время развитие антропокосмизма связано с ноосферологией, дисциплиной, осмысливающей единство мира, исходя из концепции биосферы и перехода ее в ноосферу. А.М. Буровский (21, с. 37) выделяет несколько направлений ноосферологии, каждое из которых базируется на одной из ее принципиальных, сущностных сторон.

«1.Рассмотрение глобального с позиций естественнонаучной картины мира.

2.Глобальная эволюция рассматривается как последующие стадии планетогенеза – биогенеза – ноогенеза, закономерно сменяющие друг друга (А.Л. Яншин, В.А. Зубаков).

3.Живому и неживому придаются свойства мыслящего, а мыслящее рассматривается в категориях и средствах естественных наук. Стирается грань между естественными и гуманитарными науками (Л.Н. Гумилев, А.М. Буровский).

4.Прочные «вертикальные» связи между ноосферологией и частными научными дисциплинами хорошо прослеживаются в естественных науках, где концепция биосферы привела к рождению конкретизирующей ее концепции биогенеза и всей «вернадскологии с лицом Сукачева». В области гуманитарных наук прослеживаются много слабее, но уже предприняты отдельные попытки к осмыслению «Земного шара с мыслящим веществом».

5.Непосредственная связь с образом жизни, способность стать философской основой для экологизации сознания и социального поведения современного человека; базой для формирования идеологии «зеленых», движений разного рода, для сложения эколого-сообразных субкультур в современных обществах.

6.Проектирование вероятного будущего человечества, исходя из анализа развития современного общества. В этом направлении выделяется, во-первых, анализ перспектив развития современной информационной цивилизации в сторону ноосферы или глобальной катастрофы (А.Д. Урсул). Во-вторых, ведется анализ перспектив выхода человека за пределы Земного шара, и перехода ноосферы в космосферу».

Взгляды Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского о единстве человека и космоса. Открытия современной науки и угроза экологической катастрофы продемонстрировали цивилизации необходимость фундаментальных, обладающих внутренним единством и целостностью целей, выбор которых должен основываться на множественных посылках, включая антропокосмические. Анализ основных тенденций развития науки показывает, что проблема единства мира, неявно присутствующая во всех формах и способах познавательной деятельности человека, в последнее время начинает занимать одну из ведущих мировоззренческих регулятивных позиций.

В работах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского идея целостности мира находит единое с точки зрения целей и в то же самое время отличное, по онтологическим и этическим предпосылкам, понимание, что, связано, по-видимому, с принадлежностью их к различным областям знания.

Н.Ф. Федоров (1829-1903) – «необыкновенный библиотекарь» Румянцевского музея, московский Сократ, оригинальный мыслитель, в творчестве которого затрагиваются проблемы религии, философии, искусства, библиотечного дела. К.Э. Циолковский (1857-1935) – педагог, ученый-самоучка, изобретатель ракеты и автор «космической философии». В.И. Вернадский (1863-1945) – естествоиспытатель, основатель нескольких научных дисциплин, академик, крупный общественный деятель.

Одно из центральных мест идея единства человека и мира занимает в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова. Под таким названием посмертно были изданы его работы (Т.1 – 1906 г., Т. 2 – 1913 г.). Еще ранее они получили высокую оценку Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.И. Достоевского, В.И. Ильина, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, оказав на них глубокое влияние. К.Э. Циолковский называл его «изумительным философом», а В.И. Вернадский – «искателем истины».

«Философия общего дела», по словам самого Н.Ф. Федорова, есть философия синтеза, «синтеза двух разумов (теоретического и практического) и трех предметов знания и дела (Бог, человек и природа, из которых человек является орудием Божественного разума и сам становится разумом вселенной)», «синтеза науки и искусства в религии» (279, т.1, с. 339).

Он рассматривает человека в трех аспектах: в природно-родовом, социальном и космическом. В философско-антропологических взглядах Н.Ф. Федорова отражена, прежде всего, родовая сущность человека. По его мнению, в Троице обожествлен идеальный родовой коллектив (отец, Сын и Дух Святой, условно уподобляемый Федоровым дочери), поэтому каждый отдельный человек не может быть в полной мере образом и подобием Бога, как считает традиционное православие, а может быть им только в единстве всего человеческого рода.

Идее «всемирного гражданства» выдвинутой еще стоиками, философ предпочитал «народное представление всечеловеческой семьи», ибо первое «всемирно, так сказать, по пространству, а не по времени» (280, с. 191). Все человечество для него – большая семья, связанная узами общих предков и единой натурально-онтологической судьбы.

Достижение единства человеческого рода возможно, по мнению Н.Ф. Федорова, не только нравственным, мысленным воскрешением всех умерших, но и физическим, и материальным. Речь идет о воскрешении всех умерших при помощи средств науки, «всем сердцем, всею мыслию, всеми действиями, то есть всеми силами и способностями всех сынов человеческих».

Человек рассматривается Н.Ф. Федоровым не только как часть социума в своем многовековом единстве, но и в контексте природно-космических связей, как звено космоса. Задолго до А.Л. Чижевского (1897-1964), основателя гелио- и космобиологии, проследившего зависимость биологических и психических сторон жизни от физических явлений космоса, Н.Ф. Федоров утверждал земнокосмическую взаимосвязь явлений, «единство метеорического и космического процессов».

В центре размышлений К.Э. Циолковского о проблеме единства человека и космоса оказываются принцип атомического панпсихизма и принцип монизма. Они обосновываются философом во многих статьях и брошюрах: «Этика или естественные основы нравственности» (1902, 1904), «Нирвана» (1918), «Живая Вселенная» (1923), «Причина космоса» (1925), «Монизм Вселенной» (1925-1931), «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы»(1928), «Любовь к самому себе, или Истинное себялюбие» (1928), «Научная этика» (1930), «Космическая философия» (1935).

Согласно представлениям К.Э. Циолковского, вся вселенная состоит из «первичных атомов» («атом-дух»). «Первичный атом» – это некий гипотетический конечный элемент, являющийся, «неделимой основой или сущностью мира». Он скорее соответствует атому в демокритовском смысле и отличается от элементарных частиц в современном физическом понимании. Атомы-духи порождают те или иные формы жизни, от неорганической материи, до сознательных высших существ.

Атомы обладают минимумом жизни, и соответственно, некоторым минимумом чувствительности, или ощущения. К.Э. Циолковский писал о всеобщей одушевленности всех частей космоса и космоса в целом. Такой взгляд на мир характеризуется как панпсихизм (от греч. pan – все, psuch – душа).

Каждый атом постоянно перемещается и переходит из одних сложных тел в другие. Он «блуждает по всей Вселенной и каково его состояние, ... какова же участь одного атома, такова участь и всех». К.Э. Циолковский писал (304, с.144), что счастье вселенной «есть счастье атома, то есть мое счастье зависит от счастья Вселенной. Если атом может попасть только в совершенное вещество, если во Вселенной могут быть только такие, если в ней нет никакого зла, никаких страданий – то, как же атом может быть несчастлив?».

Размышляя о путях достижения «непрерывной радости», «счастья», «совершенства жизни» каждого человека, К.Э. Циолковский фактически отрицал личностную основу человеческого «Я». «Я» для него – это ощущение «атома-духа».

Единство субстанциональной основы мира, образуемой «первичными атомами» заключено у К.Э. Циолковского в принципе монизма: «материя едина и основные свойства ее во Вселенной должны быть одинаковы». Это означает: а) единство материального и духовного начал Вселенной; б) единство живой и неживой материи («материя едина, также ее отзывчивость и чувствительность»); в) единство человека и Вселенной, то есть включенность его в ритмы космической эволюции («судьба человека зависит от судьбы Вселенной»).

Вселенная, по Циолковскому, бесконечно протяженна в пространстве и времени. Ее структура включает в себя бесконечную иерархию космических структур – от атомов до «эфирных островов» (в современной терминологии – метагалактик) разного уровня сложности.

К.Э. Циолковский, в отличие от Н.Ф. Федорова, признает широчайшее распространение жизни в космосе, в разных формах и на различных ступенях ее развития вплоть до самых совершенных, высоко сознательных и бессмертных ее представителей. «Сказать, что вселенная пуста, лишена жизни, на том основании, что мы ее не видим, есть грубое заблуждение» (304, с. 159). По мнению К.Э. Циолковского, жизнь возникает и продолжается в любых условиях.

«…Вселенная полна разумными, могущественными и счастливыми существами» (304, с. 171). Он писал об иерархической организации организмов в космосе.

Научно-философские работы В.И. Вернадского, русского естествоиспытателя, историка науки, основателя биогеохимии, радиогеологии, учения о биосфере и ноосфере, послужили огромным и конкретным вкладом в антропокосмизм. В.И. Вернадский поставил на почву реальности дерзновенные идеи и проекты Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского. В понимании преодоления отчуждения человека и природы он выступал с позиций рационализма и сциентизма.

В.И. Вернадский один из первых стал рассматривать живые организмы в единстве с окружающей средой. «Человек, как и все живое, – по его мнению, – не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом» (37, с. 13). «...Самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе. Научным эмпирическим путем он приходит к сознанию единства всего живого - от микробов (и даже вирусов) и до человека» (44, с. 141).

В.И. Вернадский обратил внимание на глубокое отличие – энергетически материального характера явлений жизни от других процессов, идущих на Земле. Это положение легло в основу его учения о биосфере («Биосфера», 1926).

Термин «биосфера» буквально означает «сфера жизни». Он был введен в науку Э. Зюсом в 1875 году. В работе «Лик Земли» ученый определил биосферу как «совокупность организмов, ограниченную в пространстве и времени и обитающую на поверхности Земли».

В.И. Вернадский, в отличие от своего коллеги, различал в биосфере живое вещество («совокупность живых организмов»), косное (горные породы, минералы) и биокосные вещества (например, почвы и поверхностные воды). Он установил непрерывную связь между телами биосферы, которая осуществляется посредством биогенной миграции атомов из косных веществ в живые и обратно в ходе дыхания, питания и размножения организмов.

Свободная энергия живого вещества, связанная движением атомов была названа ученым в 1925 году биогеохимической энергией. Среди ее источников он выделял энергию солнечных лучей (световая, тепловая, химическая) и энергию химических элементов, строящих тело живого вещества (энергия химическая и тепловая), допускал участие в ней и радиоактивных элементов.

В.И. Вернадский рассматривал биосферу «как планетное явление космического характера» (44, с. 324). Различные формы космической энергии, по его мнению, неразрывно связывают земной монолит жизни с космическим целым. «Кругом нас, – писал ученый, – в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь ... идут излучения различной длины волн» (35, с. 8).

Роль природной среды как физиологического и социального фактора отмечалась Л.Н. Гумилевым, И.И. Мечниковым, И.М. Сеченовым, А.Л. Чижевским и др. «Организм, – по мнению И.М. Сеченова, – без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить среда, влияющая на него» (240).

В.И. Вернадский не отрицал возможности существования жизни вне Земли. В письме Б.Л. Личкову в 1940 году он писал: «Допускаю в Космосе существование живого вещества (может быть с «разумом») и полагаю, что наш человеческий разум не есть конец – (венец) – эволюционного процесса» (40, с. 13).

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru


Пишите нам
X