Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Крымчанинова Марина Владимировна.
Образ организации как фактор воздействия на корпоративную культуру

Специальность 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва – 2004

Работа выполнена на кафедре социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Базаров Тахир Юсупович

Официальные оппоненты:
доктор психологических наук, профессор Болотова Алла Константиновна
кандидат психологических наук, доцент Баранова Виктория Анатольевна

Ведущая организация: Институт психологии Российской академии наук

Содержание диссертации
Образ организации как фактор воздействия на корпоративную культуру

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к формированию корпоративной культуры
1.1 Концептуальные подходы к пониманию феномена “корпоративная культура”
1.2 Социально-психологические проблемы управления корпоративной культурой
1.3 Социально-психологические факторы воздействия на корпоративную культуру

Глава 2. Организационные коммуникации как социально-психологический фактор формирования образа организации
2.1 Социально-психологическая сущность организационных коммуникаций
2.2 Влияние коммуникативного процесса на конструирование образа организации
2.3 Символические аспекты организационных коммуникаций

Глава 3. «Опыт эмпирического исследования образа организации

Заключение

Общая характеристика работы

Актуальность исследования: Бурные процессы, происходящие сегодня в экономике – ускорение оборота капиталов, появление транснациональных корпораций, рост числа диверсифицированных компаний, продолжение рыночных реформ на постсоветской территории, развитие новых сфер деятельности, и прочее – создают новое жизненное пространство, новую среду обитания для современных организаций, оказывают серьезное влияние на происходящие в них процессы и организационное поведение сотрудников. Особую важность в управлении организациями приобретают интегративные процессы на базе определенной культурной парадигмы: новая философия должна быть не только заявлена, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни организации, будучи основой психологического контракта работников с компанией.

Корпоративная культура может играть решающую роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение целей, но также может стать тормозом ее дальнейшего развития, поэтому особую актуальность приобрел вопрос возможности воздействия на процессы формирования, поддержания или изменения корпоративной культуры.

Ведущую роль в процессах воздействия на культуру организаций играют организационные коммуникации. Они обеспечивают реализацию всех основных функций управления, но главное – за счет использования массива внутриорганизационной информации в процессе социального дискурса – формируют систему социальных представлений членов организации. Осмысление окружающих социальных объектов и ситуаций приводит к построению целостного образа организационного мира и выражается в едином видении членов данной социальной общности. Поскольку способ видения мира обуславливается широким социально-психологическим контекстом, важно понять, чем отличаются образы организаций, рождающиеся в разных корпоративных культурах, и как эти образы влияют на стиль организационного поведения персонала.

Отсюда вытекает ряд задач, связанных с проблемой повышения эффективности организационных коммуникаций – и шире – функционирования организации в целом: во-первых, создание условий, продуцирующих организацию коммуникативной сети, способствующей интеграции внутренней среды организации; во-вторых, обеспечение непрерывности передачи ключевых элементов культуры членам организационного сообщества. Актуальность исследования данных процессов обуславливается необходимостью достижения единого понимания работниками целей и задач организации, повышения уровня доверия во внутренней среде организации, а также обеспечения личной вовлеченности сотрудников в процесс организационных изменений.

Цель исследования: изучение образа организации как социально-психологического фактора воздействия на корпоративную культуру.

Задачи исследования:
1. Анализ теоретических подходов к пониманию феномена «корпоративная культура» и методологических подходов к управлению культурой организации.
2. Анализ социально-психологических факторов воздействия организационных коммуникаций на конструирование образа организации.
3. Определение структурных компонентов, формирующих образ организации.
4. Разработка концептуальной модели и методического инструментария для исследования образа организации и их эмпирическая апробация в организациях с разными типами корпоративных культур.
5. Разработка программ организационного развития по внедрению предложенных моделей в управленческую практику организаций.

Объектом социально-психологического исследования являются корпоративные культуры организаций различных типов деятельности. Эмпирическим объектом исследования выступили члены трех организаций, а также клиенты одной из фирм. Общее число респондентов – 160 человек.

Предметом исследования являются особенности процессов порождения и функционирования образа организации у представителей разных корпоративных культур.

Основная гипотеза: Образ организации является важнейшим социально-психологическим фактором воздействия на корпоративную культуру, поскольку именно образ преимущественно определяет содержание и характер социальных представлений членов организации о ее ценностях и нормах поведения.

Дополнительные гипотезы:
1. Образ организации может быть раскрыт через социальные символы – визуальные и вербальные концептуальные конструкты, составляющие его структуру и отражающие особенности корпоративной культуры. Целостность образа организации свидетельствует о силе культуры и интенсивности процесса внутренней интеграции.

2. Степень совпадения образов организации, присущих ее внутренней (персонал) и внешней (клиенты и партнеры) общественности, отражает процесс внешней адаптации и помогает наметить зону ближайшего развития для организации.

3. Программа организационного развития, опирающаяся на адекватные для новой культурной парадигмы социальные символы (визуальные, вербальные и ситуационные концептуальные конструкты), транслируемые через адекватным образом выстроенные коммуникационные сети, вероятно, способствует консолидации персонала на ее базе.

Методологическую основу исследования составили системный подход к культуре организаций (Э. Шейн, Р. Лайкерт, Р. Харрисон, Ч. Хэнди, В. Сате, Р. Дж. Маршак), положения российской психологической школы в области организационных исследований (Т.Ю. Базаров, О.С. Виханский, А.И. Наумов, П.Н. Шихирев, С.А. Липатов), основные положения психологии социального познания и вошедших в нее концепций (Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Дж. Брунер, Р. Арнхейм, С. Московиси, И. Гоффман, Э. Кассирер), когнитивный подход в коммуникационных исследованиях (Р. Мертон, Ф. Биокка, Т. Шефф, Дж. МакЛеод, У. Шрамм, Дж. Грюнинг) и современные разработки в области организационных коммуникаций (Ч. Барнард, С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум, А.Б. Зверинцев, Г.Л. Тульчинский).

Методики исследования: В работе сочетались качественные и количественные методы, направленные на выявление образа организации. Для получения общих сведений об организации использовались нестандартизированные фокусированные интервью. Для качественного исследования социальных представлений сотрудников об особенностях своей организации, ее нормах и ценностях, использовалась авторская методика – «Ассоциативный тест корпоративной культуры», направленная на изучение визуальных и вербальных концептуальных конструктов.

Для количественной оценки состояния коммуникативной среды и ключевых параметров корпоративной культуры использовались методики: «Исследование тенденций поведения личности в коллективе» (К. Томас); «Исследование психологической атмосферы в группе» (Ф. Фидлер); «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто). Сбор информации проводился методом фокус-групп и экспертных интервью. Для обработки данных применялись методы статистического и лингвистического анализа, а также анализа графических изображений (анализ рисунков и диаграмм).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной социальной психологии образ организации изучается в качестве социально-психологического фактора воздействия на ее культуру. Специальному изучению подвергнут феномен конструирования и функционирования образа организации во взаимосвязи с типом корпоративной культуры. Проанализирована коммуникативная деятельность социальных психологов в организационной среде, что позволило обосновать их роль в качестве «менеджеров по культуре», в ситуации организационных изменений принимающих на себя функции «трансформационных лидеров». Предложена концептуальная диагностическая модель корпоративных культур, включающая их вербальные и визуальные аспекты, и авторская методика по изучению образа организации.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в анализе базовых факторов, формирующих образ организации. В качестве компонентов структуры образа организации выделены и проанализированы визуальные (символы), вербальные (метафоры) и ситуационные (обряды) концептуальные конструкты, составляющие символический уровень корпоративной культуры, что позволило сформировать концептуальную модель символических аспектов организационных парадигм. Осуществлено также сопоставление коммуникативных моделей, ролей и ведущих функций практических социальных психологов, адекватных для разных типов корпоративных культур. Таким образом, раскрыты как содержательный, так и функциональный аспекты организационных коммуникаций, воздействующих на присвоение сотрудниками определенного образа организации.

Практическая значимость: состоит в возможности применения разработанных моделей диагностики и управления корпоративной культурой в практике социальных психологов, работающих в организациях. Приведенный в диссертационной работе материал может также использоваться в программах обучения руководителей организаций, специалистов по управлению человеческими ресурсами, консультантов по организационному развитию.

Положения, выносимые на защиту:
1. Образ организации является важнейшим социально-психологическим фактором воздействия на ее культуру, влияя на поведение персонала через систему социальных представлений о нормах и ценностях организации. При проведении организационных изменений именно образ организации можно рассматривать как решающий фактор успешности их осуществления.

2. Образ организации формируется и функционирует посредством системы организационных коммуникаций. Организационные коммуникации играют ведущую роль в процессах внутренней интеграции и присвоения корпоративной идентичности.

3. Структуру образа организации составляют визуальные, вербальные и ситуационные концептуальные конструкты, которые могут быть использованы как эффективные средства организационной диагностики и проектирования образа организации с прогнозируемым комплексом свойств.

4. В ситуации организационных изменений в качестве агентов перемен наиболее адекватно рассматривать ответственных за организационные коммуникации практических социальных психологов, роли, функции и модели деятельности которых, в свою очередь, нуждаются в адаптации к особенностям корпоративной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования: Диссертационная работа прошла обсуждение на кафедре социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Основные результаты исследования обсуждались на III Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003), VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология бизнеса: Москва – Питер» (Санкт-Петербург, 2003), Международном конгрессе Международной академии психологических наук «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2002), V Всероссийской научно-практической конференции Российского психологического общества «Социальная психология и ее приложения» (Москва, 2002). Теоретические и методологические материалы диссертации включены в учебные курсы профессиональной переподготовки слушателей факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и кафедры «Управление персоналом» ИПК ГС РАГС при Президенте РФ, а также Международного института рекламы. Использованные в работе методические приемы применялись в практике консультирования и обучения на базе ряда организаций, а эмпирические результаты диссертационной работы были внедрены в управленческую практику участвовавших в исследовании организаций.

Структура работы: Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Объем основного текста диссертации составляет 149 страниц. Библиографии насчитывает 191 наименования, из которых 94 – на иностранных языках.

Запрос на полный текст автореферата диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
География
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X