Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки
СУПЕРОБУЧЕНИЕ
Комната отдыха

Введите слово для поиска

Коваль Петр Ростиславович.
Формирование этнической толерантности в многонациональных воинских коллективах

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Специальность 22.00.08 - Социология управления

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Носкова Антонина Вячеславовна

Москва – 2014

Содержание диссертации
Формирование этнической толерантности в многонациональных воинских коллективах

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания изучения формирования этнической толерантности в воинских коллективах
§1.1. Социологический подход к исследованию этнической толерантности в воинских коллективах
§1.2. Факторы формирования этнической толерантности в воинских коллективах
§1.3. Управленческий подход к формированию этнической толерантности в воинских коллективах

Глава II. Состояние этнической толерантности военнослужащих и особенности ее формирования в воинских коллективах инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации
§2.1. Воинский коллектив инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации как объект социологического анализа
§2.2. Социологическая диагностика этнической толерантности в воинских коллективах
§2.3. Оценка этнических взаимодействий в воинских коллективах инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации

Глава III. Деятельность органов военного управления по оптимизации формирования этнической толерантности в воинских коллективах
§3.1. Управленческие технологии формирования этнической толерантности в воинских коллективах инженерных войск
§3.2. Деятельность органов военного управления инженерных войск по оптимизации формирования этнотолерантных отношений в воинских коллективах инженерных войск

Заключение
Библиография
Приложение 1. Модель формирования этнической толерантности у военнослужащих

Глава I. Теоретико-методологические основания изучения формирования этнической толерантности в воинских коллективах

§1.1. Социологический подход к исследованию этнической толерантности в воинских коллективах

Интерес к изучению толерантности как научной и общественной проблеме заметно вырос с середины 1990-х годов. Импульсом к активному продвижению дискурса толерантности в общественное и научное сознание стал рост этнической напряженности во всем мире (националистские процессы в странах постсоветского пространства, разделение Югославии, миграция в Россию, Европу и Северную Америку, пропаганда этнических различий в качестве доминирующих признаков).

Глобализация социально-экономических процессов привела с начала ХХ века к глобализации войн, превратившихся из региональных в мировые, что повлияло на признании идеи о необходимости создания международных политических институтов и разработке международных юридических норм, кающихся свободы совести и прав личности, к которым была близка и проблема этнической толерантности. Первой попыткой стала Лига Наций, организованная после Первой мировой войны В.Вильсоном. Однако эта попытка не оказалась удачной. Особая роль в практической разработке новых подходов к принципу свободы совести и правам личности принадлежит Организации Объединенных Наций, созданной после Второй Мировой войны.

Тщательная разработка принципа свободы совести, фиксация ее гарантий, правовых и нравственных особенностей, отражены в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – Хельсинки 30 июня – 10 августа 1976 года, Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Декларация об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями – принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 года, Пражская Хартия для новой Европы – 1990 год. Таким образом, проблема толерантности получила достаточно глубокий анализ и правовую разработку в юриспруденции, особенно в отрасли международного права.

Общественной международной реакцией на новую этническую реальность стало объявление Организацией объединенных наций 1995 года годом толерантности. 16 ноября 1995 года была принята Декларация принципов толерантности. В этой декларации содержится определение толерантности, включающей такие компоненты, как: «обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и социальными группами; уважение и разнообразие различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

В дальнейшем, в связи с произошедшим усилением межэтнической интеграции, открытой демократической политикой многих государств, в том числе и России, возникающие параллельно с этим межэтнические напряженные настроения, перерастающие в конфликты, лидеры Европейских государств, осознав существование и наращивание проблемы этнической толерантности определили ежегодный День толерантности – 16 ноября, подчеркнув, таким образом, актуальность этой проблемы. Современное состояние этнической и межкультурной толерантности послужило основанием для выступления Европейского совета по толерантности и взаимоуважению с инициативой создания общеевропейского университета толерантности, специализированного телеканала, группы интернет-ресурсов, а также выпуска специальных методических пособий для преподавателей и тренинговых курсов.

Само понятие толерантности во многих на разных уровнях понимания отождествляется с позициями терпимости, самоограничения, намеренного невмешательства и просто терпения. Кроме того, толерантность понимается как стремление к взаимодействию на принципах равноправия и согласия. Это свидетельствует о неустоявшейся терминологии, тем более что понятие «толерантность» заимствовано из англоязычной литературы без должного этимологического анализа своего содержания. Данное понятие, образованное от латинского «tolerantia», активно использовалось в период Возрождения, когда оно рассматривалось как веротерпимость, а позже стало обозначать уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого, к чужим обычаям, со временем прочно войдя во все европейские языки. В русском языке аналогом латинского «tolerantia» является существительное «терпение», эквивалентом английских «tolerance», «toleration» выступает «терпимость». В связи с этим толерантность определяется, в частности, как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, особое умонастроение, жизненно-психологическая установка, которая позволяет ценить другое национальное «они» равнозначно собственному «мы».

Понятие «этническая толерантность» заимствовано из западной научной терминологии. Многие российские ученые скептически относятся к исследованию этнической толерантности в силу отсутствия единого понимания ее сущности.

Само понятие «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. С точки зрения управления, толерантность является средством установления и поддержки активного коммуникативного пространства.

В социологической справочной литературе понятие «толерантность» определяется как: 1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. В обыденном представлении понятие толерантность отождествляется с понятием терпение. Однако это далеко не так, потому что терпение предполагает признание какого-то факта или каких-то условий, но через лишение себя комфортного существования. Как правило, терпение не может продолжаться бесконечно долго и не является категорией, развивающей этническое взаимодействие. Результатом терпения в какой-то момент может стать агрессия или конфликт. Поэтому терпение никогда не было элементом толерантности. С другой стороны, в некоторых словарях, научных публикациях и монографиях толерантность отождествляется с терпимостью.

Действительно, анализ научной литературы позволяет сформулировать выводы о смысловой близости этих двух понятий. Однако и они различаются. Терпимость, как категория, предполагает солидарность и взаимопонимание, однако не акцентирует внимание на активной коммуникативной позиции, готовности и желания к межэтническому взаимодействию. Существует позиция, согласно которой в русской этике терпимость оценивается плохо, поскольку предполагает обычно терпимость к плохому, и связана с понятием прощать. Толерантность, в отличие от терпимости, не оперирует категориями «хорошо-плохо», а основана на противопоставлении «свой-чужой» при отсутствии враждебности.

Поэтому часто понятие этнической толерантности рассматривается учеными через этимологию этого слова, то есть через терпимость. Приведем пример: в работе С.Т. Баранова говорится, что этническая толерантность – это терпимость, которая должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности. В связи с этим толерантность – не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон. Однако такая позиция не способна раскрыть сущность этнической толерантности объективно. По мнению некоторых исследователей этнической толерантности, сведение ее проявления исключительно к терпимости, а, следовательно, и к пассивному равнодушию, снисходительности, плоскому мультикультурализму, снижает когнитивную сложность в понимании этнической толерантности как одной из движущих сил развития устойчивого разнообразия российского общества, его Вооруженных Сил.

Для любой коллективной деятельности сплоченность коллектива является непосредственным условием ее успешного выполнения. Воинский коллектив, как особый вид коллектива особенно нуждается в высоком уровне сплоченности, согласия, взаимной поддержке, наставничестве и координации. Этническая толерантность выступает как показатель сплоченности воинского коллектива.

Деятельностный подход к субъекту этнической толерантности основан на активном отношении человека к своему существованию и сосуществованию с другими и позволяет найти наиболее существенные механизмы распространения толерантных отношений в обществе и, в соответствии с этим – механизмы эффективной адаптации человека к социальной среде. Субъектом этнической толерантности выступает саморефлексирующая саму себя личность, готовая к восприятию всего многообразия окружающей социальной действительности. Целесообразность введения данного понятия обусловлена тем, что данный субъект должен быть равным к другому при санкционированном равенстве. Востребованность индивидом толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Демократическая личность формируется в процессе социализации и характеризуется отсутствием этнических предрассудков, толерантным мышлением, признанием равенства людей, открытостью, приоритетом рационального начала, чувством ответственности за других. Исходя из этого, этническая толерантность как норма поведения для субъекта на первое место выдвигает такие характеристики как открытая мировоззренческая позиция, дисциплинированность и ответственность.

В отечественной социологии есть примеры отхода от этимологии в определении толерантности. Один из таких подходов связывают с деятельностью В.А. Тишкова, который трактует толерантность как уважение и невмешательство. Он же утверждает, что этническая толерантность определяется отнюдь не только историческими аскетами взаимодействия, а в первую очередь состоянием общества и множеством других факторов. Другой подход, которого придерживаются большинство современных российских исследователей, предложен Л.М. Дробижевой. Она определяет этническую толерантность как готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. По мнению автора, целесообразно учесть оба подхода с тем, чтобы расширить поле действия этнофоров, которые можно трактовать в качестве толерантных, что позволит не только шире, но и глубже изучить механизмы формирования как этнической толерантности, так и интолерантности.

Общественные науки, изучающие толерантность, апеллируют такими категориями, как менталитет толерантности, мировоззрение толерантности, толерантное поведение. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости этнической толерантности, и о необходимости социологического изучения этого феномена. Он определил, что этническая толерантность выражается как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, а также как действие или осуществленная норма.

Современными учеными В. П. Зинченко, Б. Ф. Поршневым, В. С. Сафоновым, Г. У. Солдатовой, в развитие теории солидарности рассматривается этническая толерантность как отсутствие или очень слабое реагирование сторон на конфликтогенный фактор. Этническая толерантность предполагает, что субъект допускает или относится терпимо к сосуществованию с другими, отличия которых он считает отклонением от принимаемой им нормы, и эти различия для субъекта являются значимыми.

Этническая толерантность в современном обществе выступает как его неотъемлемая ценность. В современных условиях этническая толерантность обнаруживается как интенция общечеловеческих интересов и потребностей. Она заявляет о себе в качестве необходимой предпосылки в разнообразии социальных связей и новых формах коммуникативно-целесообразных отношений, является одной из форм реагирования цивилизованного общества на межэтнические противоречия. В своем роде, этническая толерантность выступает ключевым фактором социальной мобильности.

Применительно к воинским коллективам, этническую толерантность необходимо анализировать не через этимологию, а через этнические подходы. Рассмотрим эти подходы.

этническая толерантность как деятельность;

В научных исследованиях феномен толерантности исследуется с позиции деятельностного подхода, на базе которого толерантность рассматривается как общественная поведенческая характеристика. Указанный подход позволяет рассматривать этническую толерантность как поведенческую характеристику индивида и группы с установкой на восприятие общественной жизни отдельного этноса как позитивного целого. Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и сопряжены со всей системой общественных отношений.

этническая толерантность как коммуникация;

Некоторые социальные качества любого члена общества не являются врожденными, они формируются в процессе практического общения людей и выражают исторический опыт социальных представлений и установок. Этническая толерантность формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим этносам, их традициям, ценностям, принятие всего этнического многообразия мира. Этническая толерантность как императив взаимодействия народов основывается на существовании различий в человеческих сообществах и уважении тех различий, которые являются результатом естественно- исторического развития, и не предполагает абсолютной терпимости к социальному неравенству. Там, где групповая принадлежность совпадает с классовой, то есть с социальным неравенством, терпимость определенно исключена, а когда различия культурного порядка совпадают с классовыми различиями, социальным неравенством, нетерпимость приобретает особенно ожесточенный характер.

Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что многообразие этнических особенностей индивида или группы – это лишь одна из многих особенностей, выступающих как условие сохранения отличий, как право на уникальность. При таком подходе восприятие чужого этноса происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир других культур.

этническая толерантность как действие;

Взаимосвязь этнической толерантности с другими свойствами социальной системы в ситуации межэтнического взаимодействия наиболее удачно обосновал М. Вебер в своей теории социального действия, согласно которой в процессе интеракции человек сочетает сразу несколько типов действия, один из которых является более выраженным по отношению ко всем остальным и позволяет определить тип действия: является ли оно целерациональным, ценностно-рациональным, традиционным или аффективным. Деление людей на толерантных и интолерантных является условным. При межэтническом взаимодействии наряду с толерантностью существуют такие проявления субъективизма, как альтруизм, конформизм, эгоизм, интолерантность, ресентимент. Объяснить место и роль этнической толерантности в системе социального действия позволяет также теория Т. Парсонса. Для совершения социального действия, необходимо наличие актора – действующего лица, ситуации действия и ориентации актора на ситуацию. Единицы действия комбинируются в системы. Эти системы являются органическими в том смысле, что у них есть структуры и аналитически важные эмерджентные свойства, которые исчезают при членении систем на единицы и части.

этническая толерантность как солидарность;

Используя основы теории Э. Дюркгейма можно предположить, что этническая толерантность обеспечивает органическую социальную солидарность, а также выполняет нравственную функцию в коллективе. Органическая социальная солидарность в коллективе, основанная на этнической толерантности противостоит механической солидарности, основанной на схожести и растворении индивидуального сознания в коллективном.

Другим основанием солидарности является социальное доверие, которое интегрируется во взаимодействии индивидов или групп и проявляется в ощущении коллективной безопасности, отсутствии угрозы со стороны другой группы. Также этническая толерантность может и не проявлять себя в тех отношениях, где имеет место социальное доверие, и наоборот. Наличие у социального субъекта свойства толерантности вовсе не указывает на его готовность к отношениям сотрудничества с представителями иноэтнической группы. Толерантный субъект может иметь низкий уровень социального доверия, допуская терпимость в отношении к присутствию на своей территории культурных и этнических различий, но опасаться вступать с носителями этих различий в какие-либо доверительные отношения.

Неоднозначный подход к определению этнической толерантности в современной социологической науке подчеркивается продолжающимися научными дебатами, касающимися определения сущности, структуры, типологии этнической толерантности. В силу этого, в рамках диссертационного исследования под этнической толерантностью военнослужащих понимается система функциональных бесконфликтных этновзаимодействий военнослужащих, основанная на толерантной предрасположенности, компетентности, доверии и активной коммуникативной позиции в условиях достижения целей и решения задач военной службы.

Этнотолерантная предрасположенность является субъективным параметром, характеризующим личность. Она чаще всего выражается латентно, а действия или открытые высказывания могут быть вынужденными в силу различного рода обстоятельств. Наибольшую озабоченность вызывают ситуации, когда действия и поступки совершаются в пользу этнической толерантности, но не соответствуют предрасположенности.

Концептуально этнотолерантная предрасположенность состоит из следующих элементов:

1. Конформизм. Высокая степень проявления конформизма свидетельствует о полном принятии личностью общественно-допустимых способов достижения целей. Низкий уровень характеризуется деятельностным принятием существующих способов достижения целей, но в глубоком противоречии с личностными установками. В данном случае при определенных обстоятельствах личность будет стремиться к нарушению общественно приемлемых правил.

2. Взаимопонимание и доверие – помощь и поддержка членов социальных групп, которая основывается на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей. Служебная деятельность не имеет однобоких параметров. Офицер и подчиненный связаны взаимными обязательствами и ответственностью. Проявление высокого уровня взаимной солидарности очень полезно для достижения общих групповых целей и является основой для возникновения эффекта положительной синергии.

3. Активная коммуникативная позиция представляет собой желание участвовать в информационном обмене. В социальных системах, в том числе и воинских коллективах, позиции коммуниканта и рецепиента занимают индивиды. Информационный обмен не ограничивается только передачей информации, он также включает в себя обратную связь, разнообразие используемых кодов: невербальная коммуникация, диалог, дискурс. При этом следует различать личностную и ролевую коммуникацию. Ролевая коммуникация формализована, ее содержание и форма определена правами и обязанностями. Личностная коммуникация не ограничивается формальными рамками и имеет индивидуализированный и ситуативный характер. Активность коммуникации проявляется в постоянном стремлении к участию в процессах информационного обмена, органическому синтезу личной и ролевых форм.

4. Оценка других национальностей является элементом, отличающим этническую толерантность от культурного релятивизма. На предрасположенность будут оказывать воздействие факторы, не основанные на практике взаимодействия с представителями других этнических групп.

Этнотолерантная компетентность – это совокупность знаний и опыта о сущности этнической толерантности, способах ее формирования и проявления, проявляющиеся через когнитивный уровень познания этнически толерантных взаимодействий, мотивационных ориентациях и конкретного толерантного межэтнического поведения.

Структура этнотолерантной компетентности включает в себя следующие элементы: когнитивный компонент, основу которого составляют межэтническая информированность, представления и знания способов понимания и принятия себя, представления и знания способов понимания и принятия другого и этнические установки; мотивационный компонент, выражающийся во взаимном интересе к иноэтнической культуре, ценностных ориентациях, потребности в межэтническом общении – устойчивость эмоциональных реакций, эмпатия, этнические стереотипы, этническая идентичность, этнические экспектации, и поведенческий компонент, основанный на умении регулировать эмоциональное состояние, гибкости в преодолении этнических стереотипов, опыте этнотолерантного поведения в условиях военной службы.

В современной военной социологии вопросы профессиональной готовности, профессиональной предрасположенности и подготовленности рассматривались в диссертациях В.Л. Примакова, В.В. Шалупенко, как необходимые качества военного профессионала.

Степень практической реализации этнической толерантности на государственном, институциональном уровне остается низким. Опыт последнего десятилетия доказал несостоятельность как отечественных, так и многих западных этнополитических доктрин, постулировавших стирание этнических различий и затухание этнического самосознания народов под воздействием индустриализации, урбанизации и глобализации. Напротив, этническое самосознание лишь обостряется в результате сопротивления указанным унифицированным тенденциям. Например, в Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», которая закончилась преимущественно методическими разработками и не переросла ни в общественную кампанию, ни в практическую деятельность.

В дальнейшем, в 2012 и 2013 годах вступили в силу отдельные нормативно-правовые акты, акцентирующие внимание на обострение проблемы состояния этнической толерантности в обществе: Федеральный закон от 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» от 15.10.2013 г.; Концепция общественной безопасности, утвержденная указом Президента РФ 20.11.2013 г., Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666.

Вышеуказанные нормативно-правовые акты не только указывают на существование проблемы межэтнических отношений, но и признают просчеты в государственной национальной политике Российской Федерации, однако, реализация предлагаемых в них механизмов требует длительной процедуры разработки конкретных технологий и их апробации.

Исследование характера и содержания межэтнических отношений позволяет выделить несколько подходов, определяющих типы этнической толерантности. Первый подход предложен С.Т. Барановым и предполагает следующие типы:

1. Активная этническая толерантность – открытость, готовность к межэтническим контактам.

2. Пассивная этническая толерантность – нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп.

3. Избирательная этническая толерантность – межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку.

4. Вынужденная этническая толерантность – межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер.

5. Интолерантность – категорическое нежелание взаимодействовать на межэтническом уровне, которая также может подразделяться на:
этноцентризм – дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в превосходстве одних над другими;
агрессивный национализм – мнение, что одна нация превосходит в правах другую.

Второй подход предложен социологом М. С. Мацковским, в котором он предлагает выделить следующие типы этнической толерантности:

1. Протекционистская толерантность. Суть отношения к объекту толерантности состоит в том, что субъект толерантности – институт, организация или индивид, не только абсолютно непредвзято относится к объекту, но и делает все возможное, чтобы помогать тем группам людей, которые, по его мнению, подвергаются интолерантному отношению со стороны общества в целом или его отдельных сегментов. Если субъектом данного типа толерантности выступает индивид, то можно говорить о его высоких моральных качествах, высших проявлениях эмпатии, сострадания. Если же субъектом протекционистской толерантности является государство или отдельные его институты, прежде всего те, которые распределяют материальные блага, то здесь могут возникнуть серьезные дискуссии, связанные с противоречием между принципами толерантности и социальной справедливости.

2. Ценностная толерантность. Система ценностей и образцов поведения, связанная с неукоснительно жестким следованием принципам толерантности. Система ценностей должна включать непредвзятое отношение к представителям других этнических групп и готовность принятия высказываний и поведенческих актов, отличных от собственных. В рамках конструкции идеальных типов предполагается, что субъект не подвергает сомнению принципы толерантности ни во внутреннем диалоге, ни в коммуникациях, носящих непубличный характер.

3. Скрытая интолерантность. Субъект понимает важность принципов толерантности и опасность или моральную неадекватность декларации идей интолерантности или интолерантных действий, но в силу внутренних симпатий и антипатий, собственных установок и взглядов относится предвзято к представителям различных этнических групп, может думать о нетерпимом отношении или даже действии по отношению к этим группам. В то же время его отношение и высказывания носят явно непубличный характер и не могут влиять на общественные настроения и действия.

4. Вербальная интолерантность. Субъект считает возможным и иногда даже необходимым публичные высказывания по отношению к представителям тех или иных социально-демографических групп. Он считает невозможным для себя какие-либо публичные действия: насилие, запреты, но не считает необходимым скрывать свои взгляды.

5. Агрессивная поведенческая интолерантность. Субъект считает оправданным подготовку и совершение определенных действий, направленных на запрет, ограничение деятельности или насилие по отношению к объекту интолерантности. Эти действия объясняются его пониманием социальной справедливости, сильной степенью отчуждения от объекта, низким уровнем правовой культуры. Нередко такое поведение связано с определенным уровнем социализации или даже установками на девиантное или криминальное поведение.

Третий подход предложен А.Л. Темницким, в котором предлагается выделять:

1. Профессиональную толерантность, под которой понимается тип отношений, характеризующийся уважением к выбранной профессии (чувством ответственности, преданностью, профессиональным патриотизмом), отсутствием желания сменить ее при более выгодных условиях.

2. Коммуникативную толерантность, под которой понимается тип социальных отношений, проявляющихся в межличностных взаимоотношениях, сложившихся нормах и практиках повседневной жизнедеятельности и коллективных идентификациях. Толерантность в общении предполагает не только терпимость к другому человеку, но и уважение, эмпатию, доброту, переходящие в полноценное культурное взаимодействие. Именно в коммуникативной толерантности выделяется этнический компонент.

В диссертационном исследовании в качестве методологической основы типологии этнической толерантности выступает подход, предложенный С.Т. Барановым. Однако, специфика воинских коллективов, решаемых служебно-боевых задач, особенностей повседневной деятельности, сопряженных с риском для жизни и повышенной ответственностью, даже достижение активной этнической толерантности у военнослужащих не является достаточным условием.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам
X