Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Новости
Поиск
СУПЕРОБУЧЕНИЕ

Что такое интеллектуальная собственность.

Выражаясь на чугунно-туманном юридическом языке можно отметить, что под интеллектуальной собственностью обычно понимают совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (произведения, фонограммы, изобретения и др.) и средства индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование и т.д.).

Объекты интеллектуальной собственности часто делят на несколько групп:

  1. объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства, в том числе базы данных, программы для ЭВМ);
  2. объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, телевизионные и радиопередачи,);
  3. объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
  4. средства индивидуализации (товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров);
  5. нетрадиционные объекты (не в смысле "ориентации", а в смысле относительной новизны законодательного оформления - селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, открытия, рационализаторские предложения).

Данный перечень, естественно, является неполным и во многом напоминает древнекитайскую классификацию собак на "нарисованных на посуде, принадлежащих императору и летящих в виде облаков по небу", поэтому все вышесказанное имеет лишь "предварительное", "разминочное" значение.

Как возникло авторское право.

Как только появилась возможность торговать романами и поэмами, возник соблазн их "воровать". То, что плохо лежит, вводит в искушение тех, кто еще не сидит.

Первый издатель, оплачивавший труд автора и выпускавший в свет первый тираж произведения, нес наибольшие затраты по сравнению со всеми последующими "подражателями". Пока книги переписывались от руки на бересте или телячьих шкурах, возможность бесконтрольного копирования произведений не составляла большой проблемы для автора. Но как только наступила эпоха мануфактур, у издателей возникла настоятельная потребность защитить свои доходы и сделать так, чтобы никто не собирал урожай там, где ничего не посеял. Увы, такова печальная участь здравого смысла: подмечать меркантильные причины внешне бескорыстно-благородных действий!

Постепенно издателям, а вместе с ними и авторам, удалось добиться закрепления за собой определенных "привилегий", которые и стали основой современного авторского права.

Из чего состоит законодательство об авторском праве?

В России ситуация очень проста и изящна - с 1993 года действует специальный Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Он определяет, "что льзя, а что неможно", и кто кому обязан давать на колбасу, а кто кому на чай.

Об интеллектуальной собственности упомянуто даже в Конституции Российской Федерации.

Кроме того, действуют многочисленные международные соглашения, которые появляются довольно часто, но выглядят намного привлекательнее и заслуживают отдельного рассмотрения.

Вопросы авторского права затрагиваются (иногда "вскользь", иногда "в лоб") во многих законах - "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "О средствах массовой информации" и т.д. В этой области действует также ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, в том числе определяющих "минимально-рекомендуемые" ставки авторского вознаграждения.

Авторское произведение

Когда человек видит что-то съедобное и радуется этой возможности - он просто созерцает. Когда он хочет все увиденное съесть - он вожделеет. Но когда он вдруг осознает недоступность предмета своих грез и выражает свое отчаяние в виде гениального порядка обычных слов - он творит и создает результат творческой деятельности - произведение.

Такой результат, если он действительно оригинален, то есть не может быть получен по какому-то стандартному алгоритму, заслуживает того, чтобы не исчезнуть мгновенно, а стать достоянием общественности, истории и культуры.

Понятие произведения определяется по-разному и еще чаще по-разному понимается. Можно только с уверенностью отметить, что охрана произведению предоставляется независимо от назначения (реклама, челобитная или украшение), достоинства (злободневности или вечности избранной темы), способа выражения (с использованием голосовых связок, жестами или на бумаге), выражения лица автора в момент получения гонорара и других сопутствующих обстоятельств.

Под произведением обычно понимается некий нематериальный объект, то есть его нельзя потрогать, нельзя уничтожить даже путем усиленного рукоприкладства.

В каждом материальном носителе может быть заключено бесконечное множество таких творческих результатов, как произведение: фразы из книги, формы у статуи: Мало того, произведение может быть вообще не связано с материальным носителем: охраняются выраженные устно, жестами или напетые интеллектуальные ценности.

Так авторское право обеспечивает охрану любой творческой формы выражения человеческих индивидуальностей.

Регистрация авторских прав.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" авторское право возникает с момента создания произведения (литературного, художественного, музыкального и т.д.). Для "приобретения" авторских прав или их осуществления какой-либо регистрации произведения не требуется.

Однако в большинстве случаев при возникновении спора авторы испытывают серьезные затруднения в связи с необходимостью обеспечения достаточных доказательств своего авторства. В связи с этим Российское авторское общество (РАО) организовало работу по депонированию и регистрации произведений.

Проводимая РАО регистрация имеет добровольный характер и осуществляется только по обращению самого автора, которому выдается специальное Свидетельство о депонировании и регистрации произведения в РАО. Кроме того, в архиве РАО сохраняется копия произведения, что позволяет в случае возникновения любого спора обеспечить достоверные и весомые доказательства, необходимые и достаточные для разрешения почти любого конфликта.

Авторские права

Современное авторское право закрепляет за автором:

  1. личные неимущественные права ("моральные права"), которые у автора отобрать нельзя и которые позволяют автору гордиться собственной гениальностью:
    • право авторства - права признаваться в качестве автора;
    • право на имя - право использовать или разрешать использование произведения под подлинным именем автора, псевдонимом или анонимно;
    • право на обнародование - право предоставить публике возможность узнать о существовании произведения; право на обнародование включает в себя также
    •  право на отзыв - если автор сочтет необходимым прекратить "хождение" произведения во внешнем по отношению к нему мире, он имеет право (с соблюдением установленных законом условий) отозвать свое произведение, что равносильно полному прекращению его существования;
    • право на защиту репутации автора - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора;
    • ряд других личных неимущественных прав, гораздо более "специфических" (право доступа и пр.).
  2. комплекс имущественных прав, позволяющий автору и его правопреемникам контролировать использование произведения, дающий возможность доводить произведения до истосковавшейся по нему благородной публики, а также обеспечивающий автору средства на покупку хлеба, йода и чернил.

Имущественные права позволяют автору разрешать (получая за это вознаграждение) или не разрешать в отношении его произведений:

  • воспроизведение в газетах, журналах, книгах, на пластинках, на компакт-дисках, на видеокассетах, на промышленных изделиях и т.д.;
  • распространение экземпляров произведений путем продажи, безвозмездной передачи другим лицам, прокат произведений, их импорт (ввоз на российскую территорию в любом виде),
  • публичный показ (на выставках, в витринах), публичное исполнение (в театрах, концертных залах);
  • передачу в эфир (показ по телевидению, передачу по радио);
  • сообщение для всеобщего сведения по кабелю (сообщение по проводному радио, по кабельному телевидению, использование в цифровых интерактивных сетях, в частности, в Интернете);
  • перевод или переработку произведения (аранжировку музыки, создание сценария по роману, использование фотографии при создании коллажей и т.д.).

Это означает, что почти для любого использования произведения (кроме немногочисленных исключений, существующих в основном в "образовательных" и "информационных" целях) должно быть получено согласие и обладателю авторских прав (автору, его наследнику или иному правопреемнику) должно быть выплачено вознаграждение.

Свои имущественные права автор может использовать не только для получения дохода, но и для запрещения несоответствующего его намерениям и взглядам использования своего произведения. Так, например, кубинский фотограф Альберто Корда, сделавший в 1960 году знаменитую фотографию Че Гевары и всегда разрешавший использовать ее бесплатно, именно на основании своих авторских прав выиграл иск у производителей водки Smirnoff и запретил использовать фотопортрет для рекламы алкоголя.

Для произведений, созданных "в служебном порядке", установлен особый правовой режим: имущественные права на них по общему правилу признаются принадлежащими работодателю (правда, при заключении трудового договора может быть оговорен иной подход), но личные неимущественные права все равно в полном объеме остаются за автором.

Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации об авторском праве во многом аналогично самым современным зарубежным образцам и "почти" соответствует высшему уровню авторско-правовой охраны, закрепленному в ряде новых международных договоров.

Следует ожидать, что с принятием внесенного депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Я. Комиссаровым проекта изменений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" слово "почти" из предыдущего предложения можно будет исключить.

Передача авторских и смежных прав

Сразу оговоримся, что личные неимущественные права (так называемые "моральные права" - право на имя, право авторства и т.д.) принадлежат непосредственно автору (исполнителю) и никому передаваться не могут.

Что же касается имущественных авторских и смежных прав, то они могут передаваться по договору, переходить по наследству, по "трудовым" и по другим гражданско-правовым основаниям.

Способы использования произведения могут быть разными, но с юридической точки зрения почти всякому использованию должно предшествовать получение согласия от правообладателя, то есть заключение с ним договора о передаче имущественных авторских прав. Такой договор называется "авторским" и обладает весьма существенной спецификой.

Специальные требования к авторскому договору установлены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (в частности, статьями 30 - 32 этого Закона). Поэтому если Вы где-то встретите упоминание о "купле-продаже" авторских прав, "продаже песни по расписке" и т.д. - это повод насторожиться, развернуться и убежать.

Согласно законодательно установленным требованиям авторских договор должен заключаться в письменной форме и содержать указание:

  1. о конкретных передаваемых правах (разрешаемых способах использования произведения);
  2. сроке, на который передаются права;
  3. территории, на которой произведение разрешается использовать и т.д.

К сожалению, для всех случаев даже основные положения об авторских договорах изложить в краткой форме не представляется возможным.

Общий принцип для начала рассуждений достаточно прост и подобен известному древнегреческому софизму: "Все, что ты не терял, ты имеешь. Хвост ты не терял. Следовательно, ты хвостат". Все, что автор никому не отдавал, остается принадлежать ему, но:

Обратите, пожалуйста, внимание, что для "служебных произведений" установлен особый правовой режим.

Кроме того, в Законе установлен ряд презумпций - "законодательных предположений", которые будут действовать, если иное не будет прямо указано в договоре.

Так, переданными считаются только те права, которые указаны в договоре. Предполагается, что предоставляются только неисключительные права, если из содержания авторского договора не следует, что переданы права исключительные.

Уважаемые авторы! Пожалуйста, будьте осторожны и бдительны: если Вы передадите кому-либо все Ваши исключительные права, то это будет означать, что даже Вы сами вообще не сможете использовать Ваше произведение. Мало того, если получившее Ваши права лицо не будет доводить произведение до сведения просвещенной публики, то оно так и останется неизвестным общественности в течение всей Вашей жизни и долгие годы после нее (желательно оговаривать в авторских договорах обязанности правопреемника осуществлять использование произведения).

Очень тревожащую позицию занял Высший Арбитражный Суд РФ: при обобщении судебной практики были даны формально допустимые, но "рискованные" для авторов рекомендации при судебном толковании содержания авторского договора исходить из "предполагаемого смысла", а не буквального содержания использованных выражений. А это означает, что теперь суд может посчитать, что договор "предполагает" передачу исключительных прав даже в том случае, если в нем вообще не употребляются слова "исключительные", "эксклюзивные" или синонимичные им.

Действуют также презумпции о сроке передачи прав (пять лет с "автоматическим" продлением в случае непредъявления своевременных возражений), о территории использования (вся Российская Федерация) и т.д.

При предоставлении неисключительных прав должен быть оговорен тираж произведения (объем использования).

Как видите, не так уж все просто в этом мире.

При подготовке авторского договора особенно важна тщательная проработка каждого слова, каждого. Каждая неточность - это зерно для будущей проблемы, ведь "от падения лепестка розы миры содрогаются".

Правильное оформление договорных отношений позволяет не погрязнуть в дальнейшем "в борьбе и ссорах, судах и спорах".

К несчастью, даже "профессиональные продюсеры" не уделяют внимания нормальному юридическому оформлению отношений с творческими работниками, точному закреплению в договорах перечня и объема передаваемых прав. В результате возникает правовая неопределенность, никто не может определить, кто на что имеет право и кому за что нужно еще платить.

Что касается договоров с исполнителями, с обладателями прав на фонограммы, с телерадиовещательными организациями, то хотя применимые к ним подходы во многом аналогичны, но сложных законодательных узелков для них наплетено еще больше.

И последнее: когда Вы наконец сядете (точнее присядете) за стол, на котором лежит готовый договор и Вам в правую руку вложат роскошный "паркер", а также придержат листик (чтоб Вы лишний раз не напрягались), на котором должна будет появиться Ваша подпись, задумайтесь сможете ли Вы разобраться во всех тонкостях и нюансах договора. Ведь поставив свою подпись, Вы уже не сможете что-либо изменить:

Биология
Педагогика
Филология
Философия
Экономика

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам
X