Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки
СУПЕРОБУЧЕНИЕ
Комната отдыха

Введите слово для поиска

Ильина Дарья Алексеевна
Формирование коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку


БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА


Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А.О. Бударина


Калининград
2015

Содержание диссертации
Формирование коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
1.1. Сущность досуговой деятельности людей пожилого возраста
1.2. Сущность коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
Выводы по первой главе

Глава II. Экспериментальная проверка эффективности модели формирования коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
2.1. Партисипативный подход к формированию коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
2.2. Модель формирования коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
2.3. Результативность экспериментальной работы по формированию коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
Выводы по второй главе

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО–АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В первой главе выявляется сущность досуговой деятельности людей пожилого возраста, ее основные виды, функции и условия реализации; категориально – понятийный аппарат коммуникативно–адаптивной компетенции; рассматривается ее структура и выделяются показатели сформированности коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста; анализируются педагогические особенности формирования коммуникативно–адаптивной компетенции.

Логика исследования заключается в следующем. Прежде чем приступать к исследованию особенностей формирования коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку, необходимо раскрыть сущность досуговой деятельности как ведущей в данный возрастной период, а также раскрыть содержание понятия «коммуникативно–адаптивная компетенция» как смысловой границы исследования и процесс ее формирования – этой задаче посвящен второй параграф главы.

Полученные результаты послужат для последующего определения педагогических условий и факторов формирования коммуникативно–адаптивной компетенции в процессе обучения людей пожилого возраста иностранному языку в гетерогенных группах в современной России.

1.1 Сущность досуговой деятельности людей пожилого возраста

Демографы называют наше время веком постаревшего населения. Возникновение данного понятия связано с увеличившимся в последнее десятилетие количеством населения пенсионного возраста. В связи с этим возникает не только демографическая проблема, но и, непосредственно для людей пожилого возраста, психологическая, поскольку пожилые люди вынужденно сталкиваются со многими трудностями: рост технического прогресса, смена социальных ролей, отношение общества к пенсионерам [100, c. 9].

Дж. Биррен предложил рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов: биологический (ведет к возрастанию уязвимости организма и высокой вероятности смерти; изменение в социальных ролях; психологическое старение – выбор адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями [26, c. 51].

Согласно Федеральному закону от 2 августа 1995 г. № 122–ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», граждане пожилого возраста – это женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет [188].

Статья 7 этого закона «Права граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг» предоставляет право на следующее: уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания; выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации; информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг; согласие на социальное обслуживание; отказ от социального обслуживания; конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке [188]. Перечисленные услуги не удовлетворяют запросы современных пенсионеров, которые, помимо социальных услуг в области здоровья нуждаются также в услугах досугово–образовательного толка, что на государственном уровне можно найти в федеральном законе «О дополнительном образовании» от 12 июля 2001 года [189].

Взгляды на досуговую деятельность в пожилом возрасте различаются в зависимости от социального контекста: досуговая деятельность, помогающая найти новую социально значимую деятельность, должна быть представлена в разных формах; досуговая деятельность является своего рода социальной службой; досуговая деятельность выполняет социально значимые функции [30, c. 25].

В Европе осмысление процесса обучения людей пожилого возраста иностранному языку как один из видов досуговой деятельности было начато недавно, но за это время возникло большое количество общественных объединений, народных университетов, которые работают в форме обучающего развлечения, их работа уводит от стереотипа «доживания» и формирует новую жизненную ориентацию [178, c. 369].

Главный критерий досуговой деятельности в третьем возрасте — это изменение качества жизни, которое выражается в удовлетворении своей жизнью, общением, контактом с другими людьми [28, c. 15; 29 c. 12].

Теоретический анализ сущности и роли досугово–образовательной деятельности людей пожилого возраста, начатый в 70–е гг. 20в. показал, что выход на пенсию, нередко психологически неожиданный и принудительный, – острый и быстродействующий стресс, под действием которого пожилой человек постепенно реабилитируется, зачастую средствами именно досугово–образовательной деятельности, которая также помогает преодолеть перманентный стресс, обусловленный разрывом пожилого человека с обществом. Он означает постепенное осознание человеком неотвратимого отделения от его социальной группы. Этот стресс связан с потерей важной социальной роли и значимого места в обществе, с утратой источников социально–психологических стимуляций, с разрывом сложившихся профессиональных и межличностных отношений.

Следует отметить, что данный кризис переживается пожилыми людьми по–разному, в зависимости от принадлежности к одной из следующих групп:

1. Желающие выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Данное желание может проявляться в освоении нового вида деятельности или знания. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей;

2. Испытывающие страх при выходе на пенсию, который может быть связан с чувством бесполезности для общества, если не могут заработать достаточное, с их точки зрения, количество денег;

3. Равнодушные, не работающие с полной отдачей, и выход на пенсию не рассматривается как существенная потеря [1, c. 24].

Последний тип в психологии пожилого возраста описывается с помощью понятия эгоистической стагнации – это явление растущей социальной изоляции, когда человек сам развивается в направлении растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от многих функций и ролей в обществе. Он характеризуется обострением в человеке его личностных качеств, положительных или отрицательных.

Некоторые пенсионеры в 60–65 лет выглядят старше из–за «умирания личности»: социальной неполноценности. Явления деперсонализации приводят к функциональным нервным и сердечно–сосудистым заболеваниям. Расширение круга общения в данном возрасте часто происходит в связи с необходимостью обучить «молодое поколение», что рассматривается данной категорией граждан положительно, в связи с желанием поделиться наработанным опытом и быть полезными обществу. Данное желание является следствием развития диалогичности сознания в контексте «Я–концепции», которая предполагает рефлексивность сознания, что способствует осуществлению внутреннего диалога, который основан на осознании жизненного пути и собственной «Я–концепции»[8, c. 29].

Как указывал Б.Г. Ананьев, в пожилом возрасте важным является умственная активность. Валидизация этого фактора, по мнению автора, зависит от социального и психологического опыта пожилого человека. Активность интеллекта в пожилом возрасте определяется не только уровнем развития интеллекта, но и уровнем развития личности, как таковой, так как здесь есть прямая связь с мотивацией. Изучение иностранного языка обеспечивает умственную активность, выполняет социализационную функцию и коммуникативную.

Включенность людей пожилого возраста в активную интеллектуальную деятельность в посттрудовой период напрямую зависит от их социальной активности, участия в различных видах досуговой деятельности, так как именно это дает им возможность ресоциализации и адаптации к изменяющимся условиям жизненной среды.

В современных условиях образовательно–досуговая деятельность предстает как общественно осознанная необходимость. Общество готово эффективно использовать свободное времени – в целях социально–экономического развития и духовного обновления социальной действительности. Примером могут сложить многочисленные возникающие волонтерские организации и площадки для проведения совместных мероприятий. Это служит стимулом социального заказа на практико–ориентированное освоение свободного времени, на проектирование досугово–образовательных программ, центров и зон досуга [9, c. 70].

Досуговая деятельность подразумевает свободу волеизъявления и реализуется в контексте интересов пожилого человека, которые выходят за рамки деятельности, организованной для них государством. Несмотря на бурно изменяющиеся внешние условия, досуговая сфера в отношении людей пожилого возраста расширяется медленно и на данный момент готова предложить компьютерные курсы, учитывающие специфику данного возраста, другие сферы остаются неизменны: садоводство, рукоделие, киноклубы. Хотя новое поколение пожилых людей отличается от предыдущего жизненным опытом, возможностями и готовностью продолжать активную жизнь в пенсионный период [2, с.148].

Главное в досуге для пожилого человека – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных бытовых обязанностей, реализация потребностей в социализации [11, c. 50].

В ходе опроса пожилых людей г. Калининграда определились приоритетные, по мнению респондентов направления деятельности социальной защиты по обеспечению досуговой деятельности: учет мнения и интересов пожилых людей при организации занятий; организация большего количества интеллектуальных клубов: по изучению иностранного языка, дискуссионных, страноведческих и исторических.

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации. В современном обществе считается, что посттрудовой жизненный период включает в себя только лишь отдых, и нет нужды организовывать дополнительные виды активности, хотя даже в пожилом возрасте необходимо разнообразие жизненной активности [13, c. 45].

Характер досуговой деятельности зависит от потребностей, которые человек реализует в ее процессе. Базовые потребности, выделенные А. Маслоу, можно определить как первичные, или врожденные (физиологические потребности, физические, материальные и др.; социальные (потребности в общении, социальном обслуживании и др.); культурные (потребности в образовании, духовном развитии и др.).

Первичные потребности во многом не зависят от человека, а даны ему при рождении, социальные и культурные потребности наоборот формируются обществом. Именно социальные и культурные потребности являются ведущими в пожилом возрасте, имея пластичный характер, они меняются в течение всей жизни, а в поздний период жизни выходят на первый план неудовлетворенные по разным причинам потребности: чтение, посещение кружков и клубов, в том числе изучение иностранного языка и т.д.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей реализуются либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, посещая курсы иностранного языка языка, пожилой человек одновременно испытывает нужду в общении (социальная), интеллектуальном развитии (культурная) и др.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

- непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает пожилой человек, удовлетворяя свои потребности через досуговую деятельность;

- осмысление пожилым человеком воспринимаемой информации, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания;

- оценка собственной деятельности во время процесса досуговой деятельности.

В досуге пожилой человек ищет положительные эмоции, возможность сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить удовлетворение от своей деятельности.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком в досуговой деятельности своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции, нахождением новых целей. Досуговая деятельность позволяет пожилым людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

Люди пожилого возраста люди склонны к пассивным формам проведения досуга: чтение, просмотр кино или телевидение, различные радиопередачи. Данная тенденция объяснима возможным наступлением дезадаптации, ухудшением психического и физического состояния [3, с.121]. Среди пожилых людей, имеющих какое–либо увлечение, доля лиц, удовлетворенных жизнью, значительно выше, чем среди тех, у кого любимого занятия нет [там же, с. 122].

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуется социализационная функция, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора, а вопросы вторичной социализации или ресоциализации весьма актуальны [5, c. 44].

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций: коммуникативная, адаптивная, аксиологическая и социализационная. Без их реализации затруднено преодоление пенсионного кризиса людей пожилого возраста, возможен повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни [160, c. 444; 161, c. 11, 161, c. 46].

Исходя из вышесказанного, мы определяем досуговую деятельность людей пожилого возраста как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности пожилых людей, обладающий обособленностью и относительной самостоятельностью, она представляет собой совокупность норм, труда и быта, права, морали, обычаев, традиций, обрядов, правил поведения [там же, с.92].

Таким образом, досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Также, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Досуговая деятельность придает жизни смыслоориентированность, особенно в пожилом возрасте.

Индивидуальное развитие человека изменяет его социально-культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени.

Разные возрастные группы исходят из разных потребностей, выбирая направление досуговой деятельности, поэтому очень важно при организации культурно–досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения [там же, с.121].

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться: место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях [там же].

Организаторы досуговой деятельности принимают во внимание предпочтения, особенности психологии и здоровье. В пожилом возрасте люди нередко связывают цели отдыха с рекреационными нуждами, высоко ценят устоявшиеся социальные связи. Но привычки и целевые ориентации не должны стать непреодолимым препятствием для организации новых видов досуга среди пожилых людей [4, c. 34; 83, с. 55; 84, с. 100].

При правильном определении содержания и соответствующих методов работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно–досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры, т.е. стать волонтерами по работе с людьми своего возраста, как люди, хорошо понимающие нужды данного возраста. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью [там же].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: важнейшим принципом досуговой деятельности людей пожилого возраста является организация людей пожилого возраста как одно из необходимых условий доходчивости и действенности культурно–досуговых программ.

Обобщив сказанное о понятии «досуг», определив функции досуговой деятельности в жизнедеятельности пожилого человека и рассмотрев специфику досуговых занятий и предпочтений пожилых людей, отметим следующее: культурно–досуговая деятельность, являясь одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально–культурной среды, окружающей его, имеет гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, предоставляя свободу реализации тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики.

В целом досуговая активность способна оздоровить психику пожилого человека, развить его внутренний мир, расширить индивидуальную жизненную среду. Таким образом, досуг соединяет множество разрозненных аспектов жизни пожилого человека в единое целое, формирует у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь пожилого человека в современном обществе была бы лишена ведущей деятельности, соответственно, и жизненного смысла.

Важнейшим принципом культурно–досуговой деятельности является дифференцированный подход к различным слоям населения. Этот принцип означает организацию культурно–досуговой деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения как одно из необходимых условий доходчивости и действенности досуговых программ.

Досугово-образовательная деятельность для людей пожилого возраста должна быть организована так, чтобы он опирался не на абстрактные знания, а на критерии мудрости пожилого человека, описанные Ж. Смитом и П. Балтесом: обладание богатым и процедурным знанием жизненных вопросов, контекстуализм (способность учитывать прошлые, настоящие и будущие обстоятельства, породившие жизненную проблему, учитывать социоисторические, возрастные и иные контексты рассмотрения проблемы). Активное обсуждение получаемой информации поможет пожилому человеку применить к себе разные жизненные роли, осознать себя в новом качестве, осуществить попытку продуктивного изменения своей жизни, систематизировать свой жизненный опыт и переосмыслить его в плане открытия новых смыслов и достижения новых целей в своей жизни [22, с. 8].

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки
Рассылка 'Новости библиотеки диссертаций'


Пишите нам

 

 

 

 

X