Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница


Новые диссертации
Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска


Гордейко Сергей Васильевич.
Анализ формирования и распределения финансовых результатов государственных унитарных предприятий в современных условиях (на примере строительных организаций министерства обороны РФ)

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРИ ФИНАНСОВОЙ АКАДЕМИИ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель:
кандидат экономических наук Маштаков Н. Д.

Москва – 1997

Содержание диссертации
Анализ формирования и распределения финансовых результатов государственных унитарных предприятий в современных условиях

Введение

Глава 1. Финансовые результаты деятельности строительных организаций МО РФ в современных условиях
1.1. Характеристика строительного комплекса Министерства обороны Российской Федерации
1.2. Прибыль – основной показатель результатов деятельности военно-строительной организации
1.3. Порядок и условия формирования финансовых результатов военно-строительных организаций
Выводы по главе

Глава 2. Методология анализа формирования и распределения финансовых результатов в подрядных строительных организациях МО РФ
2.1. Методические основы анализа формирования и распределения финансовых результатов подрядных строительных организаций МО РФ
2.2. Обоснование необходимости применения принципов системы "директ-костинг" в военно-строительных организациях
2.3. Инструменты анализа финансовых результатов военно-строительной организации
2.4. Методика формирования налогооблагаемой прибыли подрядной строительной организации МО РФ
Выводы по главе

Глава 3. Практическая апробация методологии анализа формирования и распределения финансовых результатов военно-строительной организации на примере фактических данных
3.1. Анализ возможностей улучшения финансовых результатов за счет выбора вариантов учета по элементам учетной политики
3.2. Комплексный анализ финансовых результатов и корректировка балансовой прибыли для целей налогообложения военно-строительной организации
Выводы по главе

Запключение
Список литературы
Приложения

Глава 2. Методология анализа формирования и распределения финансовых результатов в подрядных строительных организациях МО РФ

2.1. Методические основы анализа формирования и распределения финансовых результатов подрядных строительных организаций МО РФ

Особенности подготовки исходных данных для анализа формирования финансовых результатов и структуры затрат строительных организаций МО РФ

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий связан с обработкой обширной информации, данных, характеризующих самые разнообразные аспекты функционирования предприятия как производственного, финансового, имущественного, социального комплекса. Чаще всего эти сведения сосредоточены в документах бухгалтерской отчетности, учетных регистрах. Таким образом, документально-информационной основой анализа финансового состояния и хозяйственной деятельности предприятий служат данные бухгалтерского учета и отчетности.

В современных условиях бухгалтерский учет на предприятиях осуществляется не только в целях отражения осуществляемых данным предприятием хозяйственных операций и сделок, фиксации наличного имущества, доходов, источников их формирования. Другим направлением использования бухгалтерской информации является применение данных бухгалтерской отчетности в процессе выработки, обоснования, принятия управленческих решений. [114, с. 29].

Система бухгалтерского учета бывшего Советского Союза создавалась в условиях командно-административной, централизованно управляемой экономики. Эта система находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и была направлена на обеспечение руководства всей деятельностью предприятий со стороны вышестоящих органов управления, а также их контроля за выполнением государственных планов и за сохранностью государственной собственности.

Она полностью отвечала господствовавшей модели функционирования экономики и была достаточно эффективной в ее условиях, но оказалась неприспособленной для отражения новых экономических отношений, формирующихся в России в связи с переходом на рыночную модель. Это проявилось в отсутствии или недостаточной обоснованности методики формирования в бухгалтерском учете многих показателей, характеризующих реальное финансовое положение предприятия, ликвидность его активов, эффективность использования ресурсов, состояние платежеспособности, результаты хозяйственной деятельности.

Оторванность нашей системы бухгалтерского учета от мировой практики явилась осложняющим обстоятельством для интеграции экономики России в мировую систему. Все это привело к осознанию необходимости проведения коренных преобразований системы бухгалтерского учета.

В соответствии с этим считаем необходимым остановиться на двух проблемах, входящих, по нашему мнению, в ряд наиболее важных проблем, стоящих перед отечественным бухгалтерским учетом в настоящее время. Первая из указанных проблем – совершенствование системы учета затрат на производство и финансовых результатов, вторая – взаимовлияние друг на друга системы бухгалтерского учета и системы налогообложения. От решения данных проблем во многом зависит и решение задачи совершенствования анализа финансовых результатов предприятий и организаций в нашей стране. Исследуя первую проблему необходимо рассмотреть богатый международный опыт накопленный в этой области и оценить возможности его использования при совершенствовании системы отечественного бухгалтерского учета.

Как уже было отмечено, управление невозможно без информации. По отношению к предприятию информация бывает внешней и внутренней.

Одна из важнейших частей внутренней информации – информация об издержках производства, которая в нашей стране традиционно аккумулировалась в системе бухгалтерского учета.

По мнению многих современных экономистов [7, 10, 56, 64, 147 и др.] процесс создания системы рыночной экономики России неизбежно должен привести к разделению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, повышению роли последнего в оперативном, тактическом и стратегическом управлении производством.

В настоящее время в Российской Федерации не существует подразделения бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Все разделы учета имущества, издержек производства и обращения, выпуска и реализации продукции, расчетных и кредитных операций, финансовых результатов, фондов и резервов традиционно охвачены единым бухгалтерским учетом.

Отсутствие разделения системы учёта на финансовую и управленческую бухгалтерии тесно связано с традиционно использовавшимся в СССР, а затем и в России, подходом к регулированию учёта, когда предметом (объектом) регулирования выступал любой вопрос, так или иначе относящийся к организации и ведению учёта, начиная от методических принципов и заканчивая кадровым и материальным обеспечением.

В странах с развитой рыночной экономикой государство (или группа государств в лице соответствующих межправительственных органов) регламентирует организацию только финансовой бухгалтерии в целях создания единой системы отражения финансового и имущественного положения предприятия, оценки статей актива и пассива баланса, методики определения прибыли и т.д. Организация управленческой бухгалтерии определяется самими предприятиями. Формируемые финансовой бухгалтерией отчётные данные являются открытыми для публикации, тогда как данные управленческой бухгалтерии составляют коммерческую тайну предприятия и закрыты для внешних пользователей [8, с. 13].

Например, в Англии и других странах Запада в функции бухгалтеров входят не только ведение бухгалтерского учёта, но и руководство, и координация работы по составлению смет издержек производства, подготовка отчётной информации и ее интерпретация при принятии решений, не говоря уже об анализе данных и участии в выборе решения на базе различных вариантов.

Известно, что в практике наших предприятий, в том числе и военно-строительных организаций, большинство из этих функций выполняют плановая или планово-производственная служба, хотя в 20-х начале 30-х годов все эти функции выполняли работники бухгалтерии. По мере развития в нашей стране социалистической системы хозяйствования и укрепления централизованного планирования произошло постепенное "отпочкование" от бухгалтерской службы на предприятиях сметно-нормализованного и даже финансового дела. На крупных, а потом и на средних предприятиях были созданы плановые службы, финансовые отделы и в отдельных случаях службы (бюро) экономического анализа. За бухгалтерией оставлены только бухгалтерский учёт (в основном техническая работа по поставке информации администрации и составлению бухгалтерской отчётности) и неосуществимый в идеальном объёме финансовый контроль за законностью совершающихся хозяйственных фактов и операций. В этих условиях призывы как со стороны государственной власти, так и общественности о поднятии роли и престижа бухгалтеров не достигли желаемой цели: значение бухгалтерского учёта неуклонно снижалось [19, с. 45].

В условиях "выполнения плана любой ценой" не придавалось должного значения не только исчисленной себестоимости продукции, определению эффективных методов и приёмов её изготовления, но и определению её рентабельности, учёту реализации продукции и конечных финансовых результатов.

В современных условиях создание рыночной системы управления затратами, обеспечивающей постоянную направленность на конечный результат деятельности предприятия, позволяет решать на двух уровнях комплекс задач, связанных с эффективным использованием ресурсов. В соответствии с этим строится и система бухгалтерского учёта.

Первый уровень учёта затрат предполагает создание финансовой бухгалтерии, обеспечивающей отражение затрат, выпуска готовой продукции и результатов по производственной и финансовой деятельности. На этом уровне решаются проблемы взаимоотношения предприятия с государством, акционерами, банками и другими внешними звеньями экономической инфраструктуры.

Второй уровень учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции обеспечивает решение внутренних управленческих задач предприятия на основе соизмерения затрат, выпуска и результатов в разрезе изделий, центров ответственности, сегментов деятельности, что возможно лишь в условиях создания и совершенствования управленческой бухгалтерии [144, с. 29].

Мировое сообщество преодолело многие проблемы управленческого учёта и сориентировало его в первую очередь на конечный результат работы предприятия. Постепенно произошла интеграция прогнозирования и учёта. Это привело к тому, что сейчас в управленческом учёте активно используются стандарты, сметы, нормы, благодаря чему одновременно с определением результатов по изделиям, заказам, центрам ответственности, сегментам деятельности, включающим маркетинговые образования - зоны и каналы реализации, категории клиентов, можно проводить оперативный анализ отклонений от заранее рассчитанных показателей.

Для более глубокого раскрытия сущности управленческого учета рассмотрим его в сравнении с финансовым учетом.

В чем же заключается различие между финансовым учетом и управленческим учетом? На этот вопрос в разных работах отвечают многие экономисты [28, 49, 73, 81, 123 и др.]. Однако, их ответы, хотя и имеют много общего, полностью все-таки не совпадают. Наиболее общую классификацию различий между финансовым и управленческим учетом по нашему мнению дают американские экономисты Б. Нидлз, Х. Андерсон и Д. Колдуэлл. Они рассматривают указанные различия по следующим критериям [73, с. 256]:
1) основные потребители информации;
2) виды систем бухгалтерского учета;
3) свобода выбора;
4) используемые измерители;
5) основной объект анализа;
6) периодичность составления отчетности;
7) степень надежности;
к этому перечню можно добавить еще один критерий, сформулированный английским экономистом К. Друри:
8) временная соотнесённость информации [28, с. 362].

Содержание указанных различий по перечисленным областям сравнения раскрыто в таблице 2.1.

Расширение управленческих функций учёта привело к изменению аналитической бухгалтерии и превращению её в управленческую. Основной особенностью управленческого учёта является использование его данных в системе управления. Основа управленческого учета – учет затрат, реализации (выпуска) и результата по сегментам деятельности. Сегмент деятельности – это экономическая и информационная единица, в рамках которой регулярно соизмеряются возможности и фактическая их реализация по доходам, расходам и результатам. Сегментами деятельности наряду с традиционными (готовые изделия, центры ответственности, заказы) выступают типы и классы покупателей, каналы распределения, географические зоны реализации, потребность в продукте и др.

Практически во всех ранних системах учёта (операционной, на основе единого счёта товаров, на базе счёта "Производство", интегрированной производственной, аналитической и управленческой) затратами и себестоимостью управляли по данным о полной себестоимости.

Оксфордская школа экономистов впервые, в период между 1935 и 1940 гг., провела исследование категории себестоимости, обобщая концепции экономистов и практиков. На основании анкетирования представителей деловых кругов и бизнесменов учёные установили, что классический маржинальный анализ не был известен на предприятиях, и в связи с этим цену реализации определяли исходя из полной себестоимости [146, с. 12]. С этого времени проводились многочисленные исследования, убедительно доказавшие, что нет точных, не вызывающих сомнения методов распределения постоянных затрат между изделиями. Так, постоянные затраты распределялись между центрами деятельности (ответственности) пропорционально следующим базам:
а) количеству часов работы основных производственных рабочих;
б) пропорционально количеству машино-часов;
в) стоимости или количеству сырья;
г) стоимости обработанного сырья, материалов;
д) стоимости или количеству произведённой продукции.

Общезаводские расходы распределялись постатейно; для каждой статьи выбиралась своя база распределения: мощность станков с учётом времени их работы; количество потребляемой энергии на освещение, количество ламп; отапливаемая площадь помещения, кв. м.; численность рабочих и служащих; количество часов обслуживания по центрам ответственности; занятая производственная площадь; численность персонала.

Судя по многочисленным исследованиям экономистов, не может быть точных методов распределения косвенных затрат, а в связи с этим их необходимо относить на уменьшение маржи.

Маржа (в определённом сегменте деятельности) – это разница между реализацией (доходами) и переменной себестоимостью. Она отличается от прибыли тем, что калькулируется только с учётом переменной себестоимости.

В 1953 г. в США появился метод усечённой себестоимости, или директ-костинг, получивший в Европе название маржинальной бухгалтерии [74, с. 83]. Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость выпускаемой продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например "Прибыли и убытки".

Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости продукции, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
География
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X