Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Гильмутдинов Булат Римович.
Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе

Казанский Государственный Педагогический Университет

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Научный руководитель -кандидат педагогических наук, доцент М.Сойлемез

Казань - 2002

Содержание диссертации
Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе

Введение

Глава I Историко-теоретические предпосылки развития педагогической мысли в учении Ислама
1.1 Тенденции развития прогрессивных педагогических мыслей в различных течениях Ислама
1.2. Особенности нравственного воспитания в Исламе
1.3. Мысли об эстетическом воспитании в учении Ислама
1.4. Умственное воспитание как одно из составных требований этической системы Ислама
1.5. Значение труда в Исламе как средства воспитания

Глава II Педагогические условия реализации прогрессивных мыслей Ислама в современной школе
2.1. Возможности и особенности использования педагогической мысли Ислама в общеобразовательной школе
2.2. Формы организации учебно-воспитательной работы с учащимися на основе учения Ислама во внеурочное время
2.3. Опытно-экспериментальная работа по использованию прогрессивных идей Ислама в учебно-воспитательном процессе современной школы

Заключение
Список литературы

Введение

Проблема поиска новых социально-нравственных ориентиров в российском обществе конца XX - начала XXI веков как показатель его глубинного социально политического и идеологического переустройства стоит остро по сей день и требует взвешенного отношения к имеющимся в его распоряжении источникам и возможностям духовного возрождения. Активную позицию духовного «исцелителя» нравственного сознания граждан, в частности, все последние годы занимала религия. Активно пропагандируя как само учение, так и включаясь в разнообразные социальные акции, религиозные организации, отдельные духовные деятели представляют собой влиятельное крыло в системе общественного воспитания.

В этих условиях свою позицию ценностного отношения к нравственно-воспитательному потенциалу религиозной культуры, самой религии должна занять и общеобразовательная школа как главный социальный институт воспитания будущих граждан России. Данную проблему пытается осмыслить и отечественная педагогическая наука. В частности, продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовном развитии подрастающего поколения рассмотрены в научных публикациях М.Г.Тайчинова, Б.Т.Лихачева, Г.Р.Балтановой и других.

Вопросы использования религиозно-культурологических традиций как воспитательного средства поднимались в работах В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова и других.

Религиозная культура, являясь многозначным социальным феноменом, естественно, предрасполагает к ее изучению с самых разных сторон. Интерес, в частности, может быть связан с изучением определенной конфессии. В нашем исследовании мы обратились к богатой кладези прогрессивной педагогической мысли, содержащейся в учении Ислама.

На наш взгляд, есть ряд моментов, которые остались несправедливо обойденными вниманием со (ГГОроны педагогов-исследователей когда-либо обращавшихся к изучению его воспитательных возможностей. В частности, это можно отнести к неизученности опыта работы в религиозных школах, содержащего немало интересного и полезного в плане подходов к воспитанию личности. В связи с этим можно говорить о назревшей необходимости проведения целостного историко-педагогического анализа развития системы воспитания человека на базе нравственного учения Ислама. В свете последних событий в мире, отражающих резкое обострение этнических, политических, экономических противоречий и несогласий между Западом и Востоком, а также связанных возрастанием проявлений экстремизма со стороны ряда представителей мусульманского мира, представляется особенно важным показать здоровую, глубоко гуманную сущность богатейшего наследия педагогической мысли народов Востока, что ещё не получило достаточного развития.

Об этом свидетельствует тот факт, что в учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики не отведено должного места освещению истории педагогики народов Востока, в частности, истории педагогической мысли народов мусульманских стран, в которой имеется богатый опыт воспитания.

В связи с этим огромный интерес представляет исследование научно-педагогического наследия ведущих мыслителей, просветителей и писателей мусульманства.

Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои работы вопросам исламской морали, можно в первую очередь назвать исследования Мухаммада Фарук аль Набхана, Инайат Хан Хазрата, Дахлян ас Сайд, Ахмад ибн Зайний, Али Мансура Абдаллах Мурси, Сухи аль Салиха.

Заметный вклад в исследование религии мусульман внесен такими учеными как Пиотворский М.Б., Левин З.И., Фильштинский И.М., Дорошенко, Мавлютов P.P., Амиров Н., Шифдар Б.Я.

Важное значение для изучения религии Ислама имеют труды академиков Гордлевского, Семенова. Эти работы явились историческими источниками по изучению мусульманских школ. Ценным источником для исследования учения Ислама являются работы Е.А.Беляева, И.П.Петрушевского, Н.А.Смирнова, Л.И.Климовича, О.Сухаревой. В них содержится богатый фактический материал по истории возникновения течений и их место в структуре Ислама.

Общие вопросы духовной культуры проанализированы в работах А.А.Арнольдова, В.М.Межуева, С.В.Боголюбова, С.А.Кучинского, А.Н.Ипатова.

Вопросы исламоведения глубоко изучены в работах известных зарубежных ученых: А.Меца, Р.Роузенталя, Монтгомери, А.Массе.

Немаловажное значение в изучении Ислама как религиозной системы имеет монографии Керимова Г.Н., в которой дан анализ и показана социальная сущность мусульманского учения в процессе его исторического развития.

Особый интерес представляют ряд трудов и диссертационных работ. Это работы Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М., которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о воспитании.

Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования, посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций Юнусова В.Н., Нигматова З.Г., Ханбикова Л.Й., Гатилова А.Ш., Камалова Т.Р., Хайрутдинова А.Г.

Сегодня, когда учебные заведения вновь получили возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед нами встала огромная задача: раскрыть богатейшую сокровищницу религиозной жизни во всей полноте и красоте. В общеобразовательных школах возникают кружки по изучению священных книг, открываются частные религиозные школы, где дети, особенно младшего школьного возраста, приобщаются к религиозной морали, развивают духовные и общечеловеческие нормы поведения.

Ислам - вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедует около 900 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах Ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и другие). В нашей стране последователи Ислама составляют вторую по численности этноконфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Татарстана, Башкортостана, республик Северного Кавказа.

Ислам - государственная религия мусульманских стран, что дает ему сильную культурную и политическую базу. Она регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что Ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Дети - наиболее уязвимая часть общества. У детей есть великая тяга к добру, но они с легкостью тянутся и к злу. Если их тяга к добру, любви не будет удовлетворена, то их легко склонить к злу. Ребенок должен услышать об истине в период формирования своих взглядов, что победит в детском сердце - добро или зло? Это зависит от нас, взрослых.

Мусульманские традиции воспитания включают в себя власть, основанную на любви; постепенное усиление самодисциплины и ответственности; родительское руководство, учитывающее интересы ребенка; уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи; разумные рамки поведения, и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях. Эта система существует более 14 веков.

Эта краткая характеристика Ислама позволяет увидеть его духовно-нравственный потенциал, его влияние на светскую общественность. Когда у учащихся возникают вопросы на религиозные темы или о религиозных общинах, то некоторые учителя пожимают плечами, удивляясь подобным вопросам. Беседы о нравственности, морали зачастую оттесняются на задний план по воспитательной программе. А ведь это сказывается не только на школьной дисциплине, но и на успеваемости по учебе.

По определению В.Даля, просвещать - это даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовывать ум и сердце. Просвещенный человек - книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге. Данное определение служит хорошим напоминанием всем педагогам о важной миссии, которую они выполняют, несмотря на политические, экономические и социальные потрясения в нашей стране.

Позитивные изменения в государственной политике в отношении религии, а также коренные перемены в образовательной сфере позволяют обсуждать широкий круг вопросов связанных с религиозным просвещением, нравственным воспитанием, осмыслением общечеловеческих ценностей. Эти вопросы с интересом обсуждаются на научных конференциях, рассматриваются на страницах специальных газет и журналов.

Ценностная позиция школы относительно вопроса как учить детей добру: с Богом, духовным путем, или остаться при прежних ориентирах решения соответствующих воспитательных задач, определенно начинает меняться в сторону признания многих достоинств религиозной культуры, особенно в отношении ее нравственно-духовного компонента.

Именно в этом русле ведется ныне дискуссия педагогической общественностью как на уровне практики, так и в научной литературе.

Характеризуя позиции специалистов религиоведов, следует отметить, что сегодня возрос научный интерес к изучению социально-психологических механизмов влияния религии на человека.

Учитывая ориентацию современной школы на развитие регионального принципа в организации образования, а именно с опорой на культурные, национальные особенности каждого региона, следует отметить, что, очевидно, в зависимости от таких особенностей можно говорить о возможности акцентированного внимания к культуре определенной религии, которая соответствует духовной направленности, истории, традициям народонаселения этого региона.

Актуальность избранной темы объясняется прежде всего задачами научной разработки истории религиозно-педагогической культуры в учении Ислама, что в свою очередь предполагает вычленение исторически прогрессивных направлений этой проблемы и определение их значимости в распространении и внедрении на современном этапе развития общества. Значительный интерес представляет раннеисламский и современный этапы социального развития, когда круг нравственных идей начинает определять основные направления теоретических поисков, обретая все более отчетливое социально-религиозное звучание.

Актуальность обусловлена также потребностями общественной практики, требующей научного осмысления процессов, происходящих в духовной жизни общества. В современных условиях ширится и становится более глубоким интерес граждан к имеющимся в распоряжении общества возможностям духовного возрождения общества. Минувшие годы показали, что теоретическое религиоведение не смогло в достойной мере удовлетворить растущий интерес к его проблематике. Тем более следует отметить, что внимание самых широких кругов населения направленно не столько на собственно религиозные идеи (загробного мира, бессмертия души и т.п.), сколько на проблемы нравственности, гуманизма, высшего смысла существования, на отношение к культурному наследию.

Дискуссии, развернувшиеся вокруг этих вопросов, выявили широкий спектр мнений, по которым можно судить о состоянии духовной жизни общества. Недостаточная изученность влияния религии на духовную жизнь общества стала одной из побудительных причин обостренного интереса широких кругов общественности к изучению данной темы. Помимо вышесказанного актуальность обусловлена и задачами совершенствования общественных отношений, развития и обновления нашего общества, что невозможно без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала, обращенности к человеку, внимания к его реальному облику, потенциальным возможностям, потребностям.

Анализируя степень разработанности исследуемой темы еще раз отметим, что в современной историко-педагогической науке она ещё не изучена достаточно полно, а в-советское время считалось нецелесообразным ее изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. Сегодня ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы школьного воспитания по отношению к различным видам культур, в том числе и религиозной как источнику, способствующему утверждению духовных ценностей в сознании людей. Духовно-нравственный потенциал во многом присущ и Исламу.

В результате обнаруживается противоречие между возможностями благотворного влияния на духовное развитие детей, заложенными в нравственно-педагогической культуре Ислама, и неподготовленность школы к их разумному применению в рамках ценностей своей воспитательной системы. Все сказанное позволяет дать следующую формулировку проблемы: каковы тенденции развития и условия использования прогрессивной мысли, содержащейся в учении Ислама в современной школе? Объективная оценка, понимание истинной ценности воспитательного потенциала Ислама потребовали проведения анализа и синтеза педагогических знаний, накопленных к настоящему времени в педагогической науке по данному вопросу.

Тема диссертационной работы: «Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе».

Цель исследования - выявить и охарактеризовать особенности и тенденции развития прогрессивной мысли Ислама и определить педагогические условия их применения в отечественной школе как средства воспитания личности.

Объектом исследования выступает духовно-нравственное развитие учащихся школ на основе воспитательного потенциала религиозных культур.

Предметом исследования является выявление тенденций развития, возможностей, форм и методов использования прогрессивных мыслей Ислама в современной школе.

В соответствие с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвинуты следующие задачи:
1. Провести историко-педагогический анализ и научное обобщение развития прогрессивной мысли и воспитательного потенциала учения Ислама и мусульманского просвещения.

2. Раскрыть роль течений Ислама в развитии мусульманского просвещения и определить их научно-педагогическое значение.

3. Выявить наиболее важные тенденции развития педагогической мысли в учении Ислама.

4. Вскрыть возможности и условия, методы и формы использования педагогической мысли Ислама в современной школе.

Методологической основой исследования являются:
- постановления Госдумы России и Республики Татарстан о свободе совести;
- законы об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан;
- основные положения концепций ведущих исследователей в области теории и практики нравственного воспитания;
- принципы единства логического и исторического, системности, последовательности, научности, объективности в изучении истории прошлого.

В диссертации использованы материалы социологических исследований, проведенных кафедрой педагогики гуманитарных факультетов Казанского государственного педагогического университета, многолетние личные наблюдения, рукописные фонды, газеты, журналы.

Для исследования указанной темы использовались следующие методы: сравнительно-исторический, теоретический анализ, методы изучения документов, критическое осмысление и обобщение литературных и публицистических источников, систематизация выявленных исторических факторов. Одним из основных был педагогический эксперимент. В ходе исследования проанализированы архивные материалы г.Москвы, г.Казани, г.Каира (Египет), г.Лондона (Англия).

Историковедческую базу диссертации составили: дореволюционные теолого-этические трактаты и современные теологические сочинения на татарском, английском, русском и арабском языках; работы мыслителей средневековья и труды современных отечественных - европейских теоретиков Ислама; мусульманская периодика; выступления представителей мусульманского духовенства на страницах педагогических и научно -аналитических журналов и газет; тексты священных книг Корана и Сунны; исследования истории общественной мысли отдельных зарубежных стран; многочисленные труды по культуре религии; труды российских востоковедов, исламоведов, философов и педагогов. Изучению зарубежных источников-оригиналов способствовало знание автором английского и арабского языков в совершенстве.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
1. выявлении и систематизации историко-педагогических знаний, созданных в рамках учения Ислама;
2. раскрытии разнообразия теоретических подходов и особенностей организации религиозного просвещения в мусульманских странах;
3. раскрытии особенностей влиянии источников Ислама, с учетом их прогрессивного потенциала, на нравственное воспитание учащихся как оригинальной педагогической системы;

4. выявлении основных тенденций развития прогрессивной педагогической в мысли, порожденной исламской культурой: в условиях общества, демократического типа, религия как сфера духовного обогащения личности претендует на самостоятельную позицию в системе социального воспитания граждан; гуманизация образования как приоритетное направление его развития повысило авторитет традиционных религий (в особенности христианства и ислама) по признакам насыщенности идеями гуманистического отношения к человеку; время «переходности» вызвало у граждан России состояние отчужденности, растерянности, социального неверия и в этих условиях идеи ислама и христианства оказываются весьма востребованными как фактор идеологической компенсации, позволяя заполнить душевные «пустоты» человека; в условиях военных конфликтов, экстремистских проявлений со стороны отдельных религиозных группировок, углубления настроения недоверия между народами Востока и Запада возрастает значимость активных действий религиозных представительств и использования благотворного влияния мировых традиционных конфессий в целях укрепления между людьми отношений консолидации, взаимопонимания, милосердия, веротерпимости; обострение проблем семьи как главного места воспитания детей повышает роль религиозных традиций, в частности, Ислама с его развитой семейной этикой, основанной на взаимоуважении и высокой ответственности за воспитание детей; для социокультурной жизни последних десятилетий России стали привычными праздники и обряды религиозного происхождения («Ураза байрам», Курбан байрам», «Науруз», «Маулюд» и другие), следование религиозным обрядам и предписаниям способствует физическому и духовному здоровью народа, стремлению личности к самосовершенствованию, выступает средством экологии души; стратегия свободного развития образования в России проявляет себя в новой позиции отношения школы к религии - на замену конфронтации пришли отношения общности по критерию уважения к нравственным ценностям.

5. определении условий: проведение систематизации источников Ислама (текстов Корана, хадисов, художественных текстов, научных работ) с целью популяризации и усиления воспитательных смыслов, содержащихся в учении; создание специальных курсов нравственно-просветительского характера с применением воспитательных смыслов Ислама; активное применение положительного исторически сложившегося опыта мусульманских образовательных учреждений в воспитании гуманистически ориентированной, трудолюбивой личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию; приоритетное внимание в организации воспитания на устоях ислама в формах совместной деятельности школы и семьи во внеурочное время (коллективное чтение текстов Корана и хадисов с комментированием, воспитание на примере личности пророка Мухаммада, праздники, связанных с исламскими канонами и других); установление интеграционных связей в системе изучения школьных знаний о человеке (история, литература, музыка) с образной и этической парадигмой воспитания на ценностях Ислама; следование в приобщении детей к нравственной культуре Ислама принципу индивидуально-личностных особенностей, .отслеживание динамики личностно-духовных изменений под влиянием культуры Ислама; форм и методов использования в воспитании школьников передовых нравственных заповедей, содержащихся в источниках Ислама.

Практическая значимость состоит в получении системного представления о развитии педагогической мысли Ислама, что содействует приращению к историко-педагогической науке. Предложенные в диссертации материалы будут способствовать повышению воспитательного потенциала уроков, общекультурологического, интеллектуального уровня развития личности учащихся. Содержащиеся в ней положения, выводы и практические рекомендации найдут применение при составлении тематических планов лекций и бесед, учебных планов и программ по педагогике, при создании новых поколений учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся, в курсе лекций по педагогике учебных заведениях, в институтах повышения квалификации, при подготовке лекторов-религиоведов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на методологию изучения проблемы; совокупностью эмпирических, исторических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, разнообразием использованных историко-педагогических и архивных источников; убедительными результатами экспериментальной работы.

Автор считает своим долгом выразить искреннюю благодарность профессору Нигматову З.Г. и другим сотрудникам кафедры педагогики гуманитарных факультетов Казанского государственного педагогического университета за оказанную помощь и полезные советы при написании работы.

На защиту выносятся:
1. Системная характеристика воспитательного потенциала педагогической мысли в учении Ислама, составленная на основе историко-теоретического анализа столпов ее развития.

2. Основные тенденции развития педагогической мысли в учении Ислама к началу XXI века.

3. Педагогические условия реализации нравственно-педагогического потенциала ислама в воспитании учащихся.

4. Формы и методы использования прогрессивных педагогических мыслей Ислама в воспитании учащихся.

Основные положения и результаты проведенного диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции молодых ученых и студентов КГПУ «Актуальные проблемы гуманизации образования», Казань, 1999; на VII Международной научно-практической конференции «Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений», Казань, 2000; на Межвузовской научно-методической конференции «Педагогическое образование в современном обществе», Казань, 2001; на практической конференции молодых ученых и студентов КГПУ, Казань, 2001.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа иллюстрирована таблицами.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветерин ария
География
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X