Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Объявления
Конференции
Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Герасимова Светлана Викторовна.
Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

ДИССЕРТАЦИЯ
На соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент, Сингина Надежда Федоровна

Москва – 2001

Содержание диссертации
Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами

Введение

Глава 1. Общие проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Характеристика ДЦП
1.2. Физиологические основы нарушений при ДЦП
1.3. Особенности мыслительной деятельности детей с ДЦП
1.4. Особенности личности учащихся детей с ДЦП
1.5. Проблемы педагогического воздействия на детей с ДЦП
1.6. Пространственное мышление

Глава 2. Принципы, методы и организация исследования
2.1. Принципы исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования

Глава 3. Предварительный эксперимент
3.1. План эксперимента
3.2. Результаты предварительного эксперимента
3.3. Педагогические условия социально-психологической адаптации
3.4. Обоснование методики
3.5. Планирование занятий

Глава 4. Результаты итогового эксперимента
4.1. Описание эксперимента
4.2. Результаты тестирования
4.3. Психолого – педагогическая характеристика

Заключение
Выводы и рекомендации
Библиография
Приложения

Глава 1. Общие проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.1 Характеристика ДЦП.

Термин «церебральные параличи» объединяет группу двигательных расстройств, возникающих в результате недоразвития или повреждения головного мозга во внутриутробном (пренатальном) или на первом году жизни (в раннем поснатальном периоде), т.е. в период его интенсивного развития. Наибольшее значение в возникновении детского церебрального паралича (ДЦП) придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.

При детском церебральном параличе ведущим дефектом являются двигательные расстройства, которые связаны как с повреждением двигательных зон и проводящих путей головного мозга, так и с нарушением развития центральной нервной системы. Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно взаимосвязаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений движений ( кинестезий).

В литературе уделяется много внимания описанию двигательных нарушений у детей с ДЦП (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, 1959; К.А. Семенова, 1968; К.А. Семенова, Н.М. Махмудова, 1979 и др.). На сегодняшний момент установлено, что в школьном возрасте ДЦП проявляется в виде следующих основных форм.

Спастическая диплигия (синдром Литтля) – наиболее часто встречающаяся форма ДЦП в специальной школе наблюдается у 45-50% учащихся. Характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги поражены бывают больше, чем руки. Степень поражения рук может быть различной – от выраженных ограничений объема и силы движений до легкой неловкости, которая выявляется при тонких дифференцированных движениях в процессе овладения актом письма, трудовыми операциями.

Основным признаком здесь является повышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений. Поражение двух конечностей называют диплигией.

При спастической диплигии повреждение двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути нарушает проведение импульса преимущественно к нижним конечностям, которые оказываются парализованными. Таким образом, паралич, или плегия, - это отсутствие движения в мышце или группах мышц в результате перерыва двигательного рефлекторного пути. Неполная утрата движения (ограничение его объема и силы) называют парезом. При спастической диплигии повреждается центральный двигательный нейрон и развивается центральный паралич или парез.

Гемипаретическая форма характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается при этом более тяжолое поражение руки. В специальной школе эта форма наблюдается у 20-25% учащихся.

При гемипаретической форме имеют место случаи одностороннего повреждения двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути. При этом в силу перекреста пирамидного пути поражение возникает на противоположной очагу поражения мозга стороне тела.

Гиперкинетическая форма характеризуется двигательными расстройствами, проявляющимися в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов, что и определяет его название.

Гиперкинезы возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. Они могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Проявляются гиперкинезы в различной форме. У учащихся с ДЦП наиболее часто наблюдаются следующие виды гиперкинезов:

Хореоформные – быстрые, размашистые, неритмичные движения, наблюдаемые в разных частях тела. Отмечаются непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуриванье глаз, высовывание языка, порывистые беспорядочные движения конечностей. Проявляются эти движения на фоне низкого мышечного тонуса.

Атетоидные, медленные, червеобразные движения – наблюдаются преимущественно в пальцах рук, реже – в мышцах лица: выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком.

Хореатетоидные – сочетание хореоформных и атетоидных движений, которые захватывают нередко всю конечность, нарушая процесс формирования основных функций.

Спастическая кривошея – судорожные сокращения мышц шеи. Голова непроизвольно повернута в сторону и наклонена к плечу, что может сочетаться с непроизвольными движениями – откидывание головы назад, пожимание плечами и т.д.

При гиперкинетической форме ДЦП поражаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осуществлении произвольного двигательного акта, путем регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокращений. При участии подкорковых образований мозга осуществляется также автоматизация движений, происходит формирование индивидуальных эмоциональных особенностей ребенка.

Поэтому при гиперкинетической форме ДЦП произвольные движения маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно навыков письма.

В специальных школах детей с этой формой заболевания примерно 15-20%.

Атонически-астатическая форма характеризуется низким мышечным тонусом (атония), трудностью формирования вертикализации (астазия), что определяет ее название. При данной форме отмечаются нарушения ощущения равновесия и координации движений. В силу этого походка длительное время остается неустойчивой, дети затрудняются поворачиваться, перешагивать через препятствия, часто падают, не могут свободно, без поддержки прыгать, бегать. В специальных школах учащихся с атонически-астотической формой заболевания – 10-15%.

Двигательные нарушения при ДЦП определяются сложным патогенезом заболевания. Поражение двигательных зон и проводящих путей незрелого мозга замедляет и изменяет последовательность этапов его созревания. В связи с этим происходит нарушение процесса формирования всей функциональной двигательной системы и как следствие нарушение в становлении познавательной деятельности.

Двигательные нарушения тесно связаны у детей с ДЦП с нарушениями речи. Это проявляется, прежде всего, в характере нарушений общей и речевой моторики. Также характерны для этих детей нарушения зрительно-моторной координации, которые проявляются в том, что ребенок не может фиксировать взор и плавно прослеживать движения своих рук. Это затрудняет процесс научения ходам фигур. Ребенок не может переместить фигуру по горизонтали, диагонали и вертикали. В ряде случаев состояние детей утяжеляется нарушениями зрения и слуха.

Особое место в клинической картине заболевания отводится особенностям интеллектуальной деятельности детей с ДЦП. По данным М.В. Ипполитовой дети с нормальным интеллектом составляют среди учащихся 40-50%; у 40-50% была выявлена задержка психического развития; только 7-10% составляют учащиеся с умственной отсталостью в стадии дебильности.

Проводимые исследования показывают большой полиморфизм клинических проявлений задержки психического развития детей с ДЦП как по степени выраженности, так и по качественной структуре дефекта. Общим признаком задержки психического развития является задержка логического мышления, неравномерность развития различных психических функций, выраженность органического психосиндрома.

Задержка развития логического мышления проявляется с самого начала обучения. Дети с трудом, часто по несущественным признакам, устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего мира; классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуационных связей; у них не сформированы многие обобщающие понятия. Однако в обучении наблюдается положительная динамика психического развития. Дети могут воспользоваться оказываемой им помощью, усваивают принципы выполнения задания, могут перенести способы решения на аналогичные задания. Задержка развития логического мышления сочетается у них с низким уровнем сформированности познавательных процессов, с преобладанием игровых интересов. Неравномерность развития различных психических функций проявляется в задержке формирования пространственных представлений, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса и других высших корковых функций.

Органический психосиндром проявляется в замедленности психических процессов, плохой переключаемости в интеллектуальной деятельности, повышенной раздражительности с чертами однообразия выполняемых действий, назойливости, повышенной истощаемости, сопровождается частыми нарушениями памяти, внимания, проявлениями гипертензионного синдрома (головные боли, головокружения и т.д.). Характерны также различные эмоционально-волевые и другие расстройства.

Исследования показывают, что задержка психического развития у детей в ряде случаев обусловлена двигательными и речевыми нарушениями. Дети, ограниченные в передвижении, не могут приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, которым овладевают их здоровые сверстники; кроме того, это задерживает развитие манипулятивной, игровой деятельности, являющейся необходимой основой для формирования оптико-гностических функций, пространственных представлений и мыслительных операций. Речевые нарушения ограничивают контакт и общение этих детей со взрослыми и здоровыми сверстниками и отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.

Выявлены характерные особенности задержки психического развития при каждой форме заболевания. Так при гиперкинетической форме задержка психического развития проявляется в первую очередь в недостаточности вербального мышления, возникающей вследствие действия слухоречевых расстройств, в нарушении оптико-пространственного гнозиса, обусловленных несформированностью зрительно-моторной координации, кроме того, у этих учащихся отмечаются выраженные расстройства внимания, памяти; характерным для них является низкий уровень работоспособности.

Для спастической диплигии гемипаретической формы ядром задержки психического развития является нарушение формирования высших корковых функций, таких, как пространственные представления, оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, чтение.

При атонически-астатической форме ДЦП в структуре задержки психического развития большое место занимают нарушения целенаправленной деятельности, темпа и последовательности мышления.

Качественные особенности задержки психического развития при разных формах ДЦП обусловлены спецификой поражения мозга.

Неравномерность развития различных психических функций при задержке психического развития у детей с ДЦП проявляется в первую очередь в задержанном или нарушенном формировании высших корковых функций. Степень и качество их проявлений различны в зависимости от формы заболевания. Прежде всего, у этих детей отмечаются различные гностические расстройства – трудности в анализе и синтезе зрительной, слуховой и кинестетической информации. Известно, что у здорового ребенка первое знакомство с предметами окружающего мира происходит путем ощупывания предметов руками. Узнавание предметов путем манипулирования с ними носит название стереогноза. Ограниченность предметно-практической деятельности у большинства детей с ДЦП обуславливает задержку формирования стереогноза, что неблагоприятно сказывается на развитии их познавательной деятельности в целом.

Анализ особенностей структуры интеллектуального дефекта детей с ДЦП позволяет разделить их на три группы. Задержка психического развития у детей первой группы характеризуется структурой интеллектуального дефекта с более выраженным недоразвитием таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет. Этот вариант осложняется иногда выраженными цереброастеническими нарушениями, сочетающимися с повышенной истощаемостью и крайне низкой работоспособностью. Нарушения оптико-пространственного гнозиса проявляются в трудности узнавания и воспроизведения фигур, затруднении в рисовании, сличении позиций. У них затруднено формирование понятий, отражающих положение предметов в пространстве; испытываются затруднения при складывании из частей целого, конструктивном праксисе.

Недоразвитие абстрактного мышления проявляется при усвоении счета. При проведении наблюдений можно отметить, что, несмотря не преодоление детьми нарушений в восприятии пространственных отношений, трудности в усвоении ими счета остаются стойкими. Так же дети с трудом справляются с заданиями на сравнение предметов и явлений.

Среди форм ДЦП у учащихся первой группы преобладает спастическая диплигия, которая в отдельных случаях осложнена гиперкинетическим синдромом. Ведущим в патогенезе этой формы задержки психического развития является неравномерное постнатальное формирование коры головного мозга с наиболее выраженным недоразвитием, а иногда и повреждением теменно-височно-затылочных ее отделов.

Характерной особенностью задержки развития у второй группы детей является выраженность психического дефекта с преимущественным нарушением целенаправленной деятельности, поведения, эмоционально-волевой сферы. Этим детям свойственны, как правило, непоследовательность в изложении мыслей, трудности в выделении главного содержания задания. Такие дети затрудняются в раскладывании серии картинок, иногда испытывают специфические трудности в конструктивном праксисе, всегда затрудняются в счете. Однако структура проявления этих трудностей иная, чем у детей первой группы: в их основе лежит, прежде всего, несформированность целенаправленных действий. Для учащихся этой группы характерны выраженная неравномерность при усвоении знаний по отдельным предметам, но им всегда бывают трудны задания на установление смысловых связей между предметами и явлениями по их существенным признакам, на установление причинно-следственных связей, на понимание смысла логических задач.

Для этой формы задержки развития характерны выраженная неравномерность в проявлениях работоспособности, слабость активного произвольного внимания, эмоционально-волевые нарушения, некритичность, эмоционально-личностная незрелость, которая может проявляться в неадекватных формах той или иной ситуации поведения. Дети этой группы плохо адаптируются в окружающей среде.

Патогенез этой формы, тек же как и предыдущей, в первую очередь определяется неравномерностью развития коры головного мозга с преимущественным недоразвитием лобных ее отделов. Подобный вариант задержки развития был впервые описан М.С.Певзнер (1959,1974, 1982).

Среди форм ДЦП у учащихся второй группы преобладают осложненные формы (спастическая диплигия, осложненная атонически-астатическим синдромом; атонически-астатическая форма, осложненная пирамидной недостаточностью). Отмечается у них также частое осложнение всех форм ДЦП гидроцефально-гипертензионным синдромом.

Структура задержки развития у детей третьей группы характеризуется неравномерностью психического развития за счет выраженности сенсомоторных нарушений и низкого уровня проявлений мотивации к любым видам деятельности. Так, отклонения в развитии моторного аппарата глаз и зрительного восприятия вызывают характерные для них оптико-гностические нарушения. Недостаточность в развитии органа слуха приводит к возникновению проявлений слуховой агнозии. При нарушениях слуха структура дефекта в развитии интеллекта приобретает еще более тяжелый характер. Отмечается выраженное недоразвитие словесно-логического мышления; дети данной группы даже после специального обучения затрудняются в выделении существенных признаков понятий, в понимании скрытого смысла рассказа, в установлении причинно-следственных связей и отношений. Отмечаются также случаи нарушения формирования таких корковых функций, как письмо, чтение, счет.

Низкий уровень развития работоспособности, повышенная утомляемость, отвлекаемость сочетается у этих детей со своеобразными расстройствами памяти, проявляющимися в виде недостаточно развитой избирательностью воспроизводимого материала.

Характерными для этой группы детей являются проявления некритичности, недоучета ими ситуации, импульсивности в действиях, однако все эти проявления (в отличие от детей второй группы) характеризуются непостоянством. Обычно они усиливаются одновременно с утяжелением неврологической симптоматики. Кроме того, у учащихся третьей группы чаще преобладают проявления тормозных форм поведения, сочетающиеся у них со слабостью побуждений, низким уровнем развития мотиваций. Особенности дефекта в развитии интеллекта при этом варианте задержки развития в первую очередь связаны с нарушениями нейродинамики психических процессов.

Таким образом, для детей с задержкой психического развития характерны проявления нарушений психической деятельности. Нарушения у большинства детей с ДЦП обнаруживаются в виде функционально-динамических расстройств интеллектуальной деятельности, затрудняющих процесс обучения.

Приведенная выше характеристика детей с ДЦП позволяет наметить пути исследования и адекватно решать задачи воспитания и обучения детей данной категории. Учет индивидуальных особенностей личности учащихся, зависящих от формы заболевания, позволяет разработать методику занятий шахматами и наметить пути коррекционной работы с каждым конкретным ребенком.

1.2 Физиологические основы нарушения высших психических функций при ДЦП.

Решение задач исследования особенностей психического развития детей с ДЦП коренным образом связано с развитием представлений современной науки о мозге и, в частности, с разработкой научных идей А.Р. Лурия и его школы о структуре и локализации высших психических функций человека. Как доказано еще Л.С. Выготским, отправной точкой многих нарушений, дисгармоний и отклонений в психическом развитии детей являются аномалии в развитии их организма, тех или иных его подсистем или отдельных органов, как основы определенных нарушений нейрофизиологических, психофизиологических и других механизмов. В результате анализа общих принципов функционирования мозга как целого, как субстрата высших психических процессов, А.Р. Лурия удалось найти новые подходы к изучению работы мозга. Им выявлены общие принципы мозговой организации высших психических функций человека, позволяющие анализировать и предвидеть различные формы их нарушений в зависимости от локализации поражения.

Он считал, что психологические феномены должны сопоставляться с физиологическими феноменами – сложными функциональными образованьями типа функциональных систем П.К. Анохина и его последователей.

В работах А.Р. Лурия (1970, 1973, 1975) анализируется системное строение мозга и раскрывается роль каждой из системных единиц в осуществлении сложных форм психической деятельности.

Нам представляется интересным провести краткий анализ нарушений психической и интеллектуальной деятельности, связанных с поражением отделов головного мозга, так как основной причиной ДЦП является их поражение.

При поражении височных долей головного мозга наблюдается следующая картина заболевания. При сохранении непосредственного «усмотрения отношений» (в равной мере наглядно-пространственных или логических) эти больные оказываются не в состоянии выполнить дискурсивные операции, (последовательный устный счет), для осуществления которых необходима опора на систему дифференцированных словесных связей и их прочных следов. Попытка включить развернутую речь не улучшает, а ухудшает процесс и делает выполнение требуемой задачи невозможным. Частичная компенсация этого дефекта может быть достигнута только при использовании ряда наглядных зрительных опор, заменяющих нарушенные словесные следы. Сохранность общего плана предложенной задачи при невозможности осуществить ее решение с помощью ряда последовательных операций составляет своеобразное нарушение мышления.

При поражении задних отделов нижнетеменной области (39 поле Бродмана), непосредственно переходящих в затылочные отделы мозга наблюдаются нарушения связанные с пространственной ориентировкой и отношениями. Они представляют собой одну из наиболее поздних корковых формаций, связывающих центральные аппараты кинестического, вестибулярного и зрительного анализаторов.

Нарушения пространственного мышления встречаются как при поражении левого (ведущего), так и правого полушарий затылочно-теменных отделов. Больные с поражением теменно-затылочно-височных отделов левого полушария проявляют признаки нарушения пространственных синтезов и ориентировки в пространстве не только в наглядном восприятии и действии, но и при построении речи. Имеются в виду затруднения в логико-грамматических операциях, в операциях счета, которые по своей психологии связаны с пространственными отношениями.

Больные данной группы хорошо справляются с отвлеченными операциями, основанными на абстрактных понятиях. Выполнение операций типа подыскивания к предъявленным словам противоположных или выбора слов, выражающих отношение рода и вида, причины и следствия не встречают затруднения. Основные трудности возникают в том, что они не могут осуществить операции, которые требуют выделения наглядных признаков и пространственной ориентации.

При поражении лобных отделов головного мозга богатой оказывается картина нарушений психических процессов. Эти нарушения принимают различные формы в зависимости от тяжести поражения, степени вовлечения в паталогический процесс подкорковых образований и выраженности общемозговой симптоматики.

При относительно легких поражения префронтальных отделов мозга клиницисты отмечают, что при сохранности формального интеллекта у больных выступают заметные затруднения в их поведении. Иногда вся картина заболевания протекает на фоне угнетения, тогда больные лишаются инициативы, круг их интересов суживается и наступает дефект активности. Если заболевание протекает с эффектами раздражения, эта картина осложняется неконтролируемыми, импульсивными поступками, которые больной совершает без нужного предвидения результатов, без учета их последствий.

Наряду с нарушениями организованного, целенаправленного поведения у данных больных наблюдается эмоциональные изменения. Как указывают клиницисты, у больных исчезают стойкие переживания, неудачи не вызывают длительных, эмоциональных реакций.

Как уже отмечалось, ведущим клиническим признаком детского церебрального паралича является нарушение движения, поэтому представляет интерес формирование механизмов движения и связанные с ним интеллектуальные процессы.

Школой И.П. Павлова было введено понятие «корковых отделов двигательного анализатора». Согласно этому представлению в корковые отделы двигательного анализатора входит большой комплекс корковых зон, работа которых обеспечивает ту или иную сторону подготовки двигательного акта. При ДЦП мы видим клиническую картину, которая характерна при нарушении посцентрального и прецентрального отдела двигательного анализатора. Премоторная кора и тесно связанные с ней подкорковые экстрапирамидные образования играют ведущую роль в центральной организации движений.

Вследствие нарушения пирамидного пути наблюдаются различные параличи и парезы, а при поражении экстрапирамидного пути наблюдаются насильственные движения – гиперкинезы.

При поражении этих отделов головного мозга для больных характерна следующая картина протекания интеллектуальных процессов. У них нарушается не столько содержание мыслительной деятельности, сколько динамика мыслительного процесса. Изменение динамики интеллектуальных процессов с нарушением свернутых умственных действий, с фрагментарностью решений и патологической инертность обнаруживается очень четко у таких больных, хотя в некоторых не тяжелых случаях у них относительно сохранен пространственный синтез и логико-грамматические операции.

Эти клинические описания позволяют при наблюдении за детьми с ДЦП наиболее полно раскрыть специфику нарушений деятельности, причины ее вызвавшие, а также учесть индивидуальные особенности при построении эксперимента и составлении психолого-педагогической характеристики.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
География
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X