Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки
СУПЕРОБУЧЕНИЕ
Комната отдыха

Введите слово для поиска

Геращенко Владимир Михайлович.
Технология социальной паспортизации населения в управлении социальной сферой региона

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальность 22.00.08 – социология управления

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: кандидат социологических наук Надуткина И. Э.

Белгород - 2007

Содержание диссертации
Технология социальной паспортизации населения в управлении социальной сферой региона

Введение

Раздел первый. Концептуальные основы социальной паспортизации населения

Раздел второй. Сфера применения технологии социальной паспортизации населения региона

Раздел третий. Реляционная модель социального паспорта как инновационный управленческий проект

Заключение
Библиографический список
Приложения

Раздел первый. Концептуальные основы социальной паспортизации населения

Рассмотрение технологии социальной паспортизации населения в системе управления социальной сферой региона осуществляется нами с позиций структурно-функционального подхода. В его рамках социальный паспорт населения исследуется и описывается согласно двум точкам зрения: во-первых, в качестве инструмента, позволяющего повысить уровень информационного обеспечения системы управления социальной сферой региона; во-вторых, в виде продукта социальной технологии регионального управления. Проводимый в рамках работы социологический анализ основывается на базовых принципах типологического подхода в «понимающей» социологии М. Вебера, «синтетического подхода» Й. Шумпетера, в котором представлены методологические подходы к трактовке действия социальных механизмов и синтетического анализа как средства исследования сложных систем.

Одна из основных социальных потребностей современного общества состоит в необходимости совершенствования системы организации управления. Управление в любых его проявлениях в общественной жизни – производстве, в деятельности административных органов региона и государства в целом, должностных лиц – представляет собой воздействие одних людей управляющих (т.е. реализующих полномочия и функции управления) – на других, выступающих объектом этого воздействия. Однако, процесс управления обусловлен не только воздействием управляющей системы на управляемую, но и наоборот. В связи с этим выделим существующий феномен социального взаимодействия, которым пронизана и непосредственно интересующая нас в данном случае управленческая деятельность. Изучением социальных взаимодействий занимается одна из многочисленных отраслей социологической науки – социология управления, изучающая различные виды общественных взаимодействий и социальных феноменов.

Взаимодействие между управляющей и управляемой системами, в качестве которых нами рассматриваются система управления социальной сферой региона и, непосредственно, социальная сфера, происходит на основе постоянного обмена информацией. Чтобы предпринять какие-либо управленческие действия, управомоченный на то субъект должен, прежде всего, получить, обработать и осмыслить информацию об объекте намечаемого воздействия, в том числе и чисто социальную информацию, характеризующую качества управляемой системы. Затем управляющий субъект для решения поставленной задачи оказывает необходимое воздействие, что осуществляется с помощью информационных сигналов, которые теперь идут сверху вниз. После выдачи указания субъекту управления необходимо убедиться сначала в том, что оно получено, корректно интерпретировано тем, кому адресовано, а затем – выполняется ли оно и так ли, как нужно, что, по сути, представляется в виде мониторинга состояния управляемой системы. Следовательно, снова возникает необходимость получения информации, характеризующей процессы в социальном пространстве региона, вызванные тем или иным управленческим решением. В дальнейшем протекании управленческого воздействия циклично повторяется информационное воздействие «сверху вниз», координирующее, при необходимости, ход процесса управления. Таким образом, на всем протяжении управленческой деятельности происходит социальное взаимодействие между управляющей и управляемой системами на основе информационного обмена между ними. Различные виды информации, значительно возросшее количество информационных носителей, применение разнообразных методов хранения данных в процессе информационного обеспечения управленческой деятельности создают необходимость оптимизации действия информационной подсистемы.

Социальное взаимодействие, на наш взгляд, связывает систему, осуществляющую функции управления, включающую разные организационные образования, учреждения, занимающиеся совместно управлением одним и тем же объектом с управляемой системой. При этом фактором, обеспечивающим эффективность процесса управления, является информационная обеспеченность органов управляющей системы, предполагающая исчерпывающую характеристику состояния управляемой системы на основе мониторингового представления и интерпретирующих характеристик.

Поскольку в качестве управляемой системы нами рассматривается социальная сфера региона, отметим, что социальная сфера общества остаётся слабо регулируемой нормами права, трудно поддающейся управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. Большое внимание в представленной работе уделено понятию «социальная сфера региона», поскольку социальная паспортизация населения является технологией управления, ориентированной на решение проблем вышеозначенной сферы. Следует указать, что применительно к рассматриваемой теме социальная сфера региона определятся нами как совокупность отраслей общественного взаимодействия, предприятий, организаций, структур управления, непосредственным образом связанных и определяющих благосостояние, образ и уровень качества жизни людей.

Помимо этого социальная сфера включает в себя совокупность отношений, возникающих между членами общества, участниками социального взаимодействия. В самом широком смысле это сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, включающая условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосостояния, образования, воспитания и здоровья.

В представленной работе социальная паспортизация рассматривается нами как инновационный проект в рамках социальной сферы региона. Общепринятый термин «регион» следует отнести к универсальным, поскольку в качестве региона могут пониматься социально-территориальные образования различного масштаба – от регионов мира до административных районов государства. В российской науке и практике под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В представленной работе регион рассматривается в соответствии с установленными в РФ принципами административно-территориального деления, т.е. регион – часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ. Социальная сфера региона как структурообразующий фактор также может рассматриваться на разных уровнях – (от микро- до макро-), но применительно к системе управления целесообразно обозначить подход, характеризующийся как макро-, с учетом индивидуальных особенностей жителей региона.

В целом, при исследовании системы управления социальной сферой региона использован функционально-типологический подход, который означает исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества при минимальных затратах на управление или производство, а также предполагающий изучение и типологизацию функциональных особенностей отдельных элементов системы управления социальной сферой региона. Учитывая, что объектом предлагаемой технологии управления – социальной паспортизации населения – является социальная сфера региона, обратимся к анализу её текущего состояния.

Детальное изучение социальной сферы региона, с одной стороны, позволит обоснованно представить структуру взаимодействия различных элементов системы управления, способы их воздействия на происходящие в обществе процессы и составит теоретическую основу для проведения социологического исследования. С другой стороны, выявление тенденций и закономерностей, существующих в системе управления, даст возможность представить концептуальные варианты интеграции социального паспорта населения региона в действующий механизм управления.

В контексте рассматриваемой нами проблемы – оптимизации процесса управления социальной сферой региона – особенность социальной сферы заключается в онтологическом статусе человека – в статусе цели, а не средства. Целевой статус человека отличает социальную сферу и от других сфер общественной жизни – политической, правовой, религиозной, нравственной.

Существенное отличие социальной сферы oт других сфер общественной жизни состоит в том, что в ней человек принимается как целостная личность в многообразии его потребностей и притязании. Социальная сфера ориентирована на человеческие индивидуальности и, соответственно, возникающие потребности. Другие сферы общественной жизни ориентированы на человека в унифицированных категориях, таких как: работники, граждане, физические лица и т.п.

На основании приведенного описания сущности социальной сферы региона определим, что человек в ней принимается и выступает в статусе цели, в качестве целостной личности и индивидуальности. Это еще раз подчеркивает значимость индивидуализации как подхода в современном управлении, на что направлено внедрение социального паспорта.

С другой стороны, заметим, что необходимость мониторинга, направленного на выявление основных тенденций и закономерностей социальной сферы как управляемой системы, обусловлена продолжающейся трансформацией российского общества. Последствия периода 90-х годов XX века наиболее болезненно отразились на социальной сфере государства. Сейчас состояние социальной сферы выражает условия жизнедеятельности населения, сохранения его здоровья, роста образовательного, профессионального и культурного уровня, а также степень социального благополучия. В нынешнем состоянии социальной сферы сохраняется тенденция неполноценного воспроизводства человека, хотя следует отметить наметившиеся позитивные тенденции в российском социуме: постепенное повышение уровня качества жизни, стабилизация экономической активности, формирование так называемого «среднего класса» в условиях закрепляющейся социальной стратификации.

Среди отрицательных процессов, сохранившихся в обществе на настоящий момент, можно выделить депопуляцию (сокращение численности населения в трудоспособном возрасте), ухудшение общего состояния здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), нарастающая инвалидизация, падение трудовой морали и этики, падение уровня квалификации и образования. Наряду с этим усиливается поляризация доходов населения, чрезвычайно высокой остается доля обедневших россиян, что дает возможность говорить о неблагоприятных условиях воспроизводства качественного потенциала населения России. Более половины детей находится в группе семей с доходами ниже прожиточного минимума, т.е. в бедных и нищих семьях, еще одна треть – в домохозяйствах мало- и среднеобеспеченных и только остальные 15-17% имеют удовлетворительные (или хорошие) условия жизни. В достаточно сложном положении оказались отрасли социальной сферы, связанные с образованием, здравоохранением, пенсионным обеспечением населения. Серьезно подорванная в 90-е годы социальная инфраструктура регионов России постепенно восстанавливается, но этот процесс требует значительных усилий как со стороны структур системы управления, так и со стороны населения.

Совокупность наиболее значимых социальных проблем, представленная в аналитических работах и результатах крупных социологических исследований, выглядит следующим образом: жители России считают главными социальными проблемами бедность, низкие зарплаты и безработицу. К такому выводу пришли эксперты фонда «Общественное мнение» по результатам опросов населения в рамках проекта «ГеоРейтинг», проводимого в 2003-2005 годах. В рамках данного исследования «мегаопросы» населения проводились в 65 субъектах Российской Федерации (91% взрослого населения России). В каждом субъекте РФ репрезентативная выборка составила 500 респондентов. Таким образом, было опрошено 32500 человек. Россияне назвали такие проблемы, как низкий уровень жизни (17%), низкая зарплата (15%), безработица (15%), маленькие пенсии (13%), высокие цены (8%), большие коммунальные платежи (6%), жилищные проблемы (8%), проблемы ЖКХ (8%), проблемы в сфере здравоохранения (6%), проблемы со здоровьем (4%), терроризм и преступность (4%), наркомания (4%).

При этом проблема бедности больше всего волнует жителей Брянской области (30% респондентов из этого региона назвали эту проблему среди важнейших), а также Чувашской (29%) и Ульяновской областей (25%). Вопросы безработицы острее всего ощущаются в Ставропольском крае (32%), Тамбовской области (25%), Калмыкии (25%) и Оренбургской области (24%). Проблема маленьких пенсий наиболее заметна в Брянской (21%) и Липецкой (21%) областях, а также Краснодарском (20%) и Приморском (20%) краях. Самые высокие цены оказались в Липецкой (19%), Брянской (16%) и Нижегородской (16%) областях, а больше всего жилищных проблем – в Хабаровском крае (21%), Санкт-Петербурге (16%), Орловской (21%) и Ленинградской областях (20%).

Приведенная статистика свидетельствует о том, что наиболее значимые социальные проблемы формируются на региональном уровне. Следовательно, вопросы их решения также находятся в сфере компетенций региональных органов власти и управления. Практика разработки подходов к решению социальных проблем в условиях стремительных преобразований в системах муниципального и регионального управления свидетельствует о необходимости внедрения инновационных элементов, позволяющих повысить эффективность управления социальной сферой.

Обращая внимание на широкий круг имеющихся проблем, укажем, что в процесс обеспечения оптимального функционирования социальной сферы региона включено значительное количество элементов: объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные учреждения, объекты физкультуры и спорта, объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения и т.д., направления и содержание деятельности которых рассматривается далее. С учетом функций социальной сферы, опираясь на функционально-типологический подход, выделим и рассмотрим ее основные отраслевые компоненты, приведенные в схеме, которым соответствуют различные структурные подразделения системы управления социальной сферой региона.

Каждый из этих компонентов, на наш взгляд, может быть «разложен» на более мелкие составляющие. Так, социально-трудовая сфера включает такие элементы, как оплата труда, охрана труда, защита трудовых прав граждан, социальное партнерство. В сферу социальной защиты населения входят социальное обслуживание нетрудоспособных граждан, социальная интеграция инвалидов, социальная помощь населению, социальная поддержка женщин, семьи, молодежи и т.д.

В рамки социально-бытовой сферы как одного из элементов социальной сферы традиционно включают социальные отношения в быту, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное обслуживание. Имея в виду важность социализации подрастающего поколения, жизненного самоопределения молодежи, целесообразно выделить отдельно сферу работы с молодежью. Усиление миграционных процессов в постсоветском пространстве и возникновение в этой связи ряда новых социальных проблем дают основание для выделения сферы миграции населения.

Следует особо отметить значимость в современных условиях социально- культурной сферы, в которой удовлетворяются культурные потребности населения. Если сфера культуры выступает больше как сфера производства и распространения культурных ценностей, то социально-культурная сфера рассматривается больше как сфера массового потребления ценностей. Итак, обратимся к рассмотрению роли федеральной службы занятости населения в процессе управления социальной сферой региона. Следует отметить, что значимость данного направления неоспорима, поскольку, несмотря на наметившуюся тенденцию снижения численности безработных, она остается все-таки значительной, что вызывает необходимость разработки и внедрения более эффективных механизмов регулирования занятости населения и снижения безработицы. Среди проблем, присутствующих в рассматриваемой сфере общественных отношений, следует выделить значительные масштабы скрытой, т.е. нерегулируемой безработицы. Из-за неокончательно преодолённого экономического кризиса сохраняется неполная занятость. Неиспользованной остается большая часть человеческих ресурсов общества, что тормозит процесс экономического роста и достижения общественного благосостояния в регионе. Основным объектом управления федеральной службы занятости населения является рынок труда или рабочей силы, который представляет собой сложную, многогранную, неоднородную, динамичную систему рыночных отношений воспроизводства производительных сил населения. Он является одной из важнейших сфер социально-экономической жизни общества и в связи с этим становится объектом пристального изучения экономистов и социологов.

Следующим важным элементом, включенным в систему управления социальной сферой региона, является Управление социальной защиты населения Белгородской области. Социальная защита населения касается всех уровней власти: федерального, регионального и местного. Система социального обеспечения, к примеру, целиком входит в компетенцию федеральной власти (как и утверждение государственных стандартов социального обслуживания, финансирование общероссийских социальных программ). В компетенции субъектов Российской Федерации находятся формирование и развитие сети социальных служб в государственной системе социального обслуживания, финансовое, материально-техническое, научно- методическое и кадровое обеспечение их деятельности. На местном уровне осуществляется обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения. Если оценить нынешнее соотношение трех уровней власти по их участию в социальной защите, социальном обслуживании населения, то основная нагрузка ложится на федеральный уровень власти, затем – на региональный, и на последнем месте оказывается местный уровень власти.

Такое соотношение функций и компетенций существует хоть и не бесспорно, но закономерно в силу, по меньшей мере, четырех обстоятельств.

Во-первых, задачи социальной защиты населения традиционно связываются с социальным обеспечением и в наши дни – также с безработицей и содействием занятости населения. Эти задачи решаются на федеральном уровне. Вклад региональной и местной власти в их решение невелик как, впрочем, и в повышение жизненного уровня населения. Поэтому вполне понятно, что задачи социальной зашиты населения воспринимаются чуть ли не как исключительная прерогатива федеральной власти.

Во-вторых, социальная защита понимается как такое взаимодействие, где одна сторона (государство, общественная организация) защищает другую сторону (человека, группу людей, население в целом). Одна сторона занимает активную позицию, другая – пассивно-выжидательную. Из традиционного понимания социальной защиты выпадает самозащита, субъектами которой выступают не государство или общественная организация, а сам человек, группа, население.

В-третьих, из традиционного понимания социальной защиты выпадает бесконечное множество проявлений социальной поддержки, где субъектами выступают опять-таки не государство или общественная организация, а семья, друзья, соседи, сослуживцы, религиозная община и многое другое.

В-четвертых, местная власть остается до сих пор инструментом проведения федеральной или региональной власти на местах, имеет самостоятельное значение в недостаточной степени.

Деятельность управляющей системы в процессе социального взаимодействия рассмотрено нами с точки зрения реализации социальной политики. Нынешний этап развития системы управления социальной сферой регионального уровня характеризуется состоянием формирования новой стратегии социальной политики и ее реализации в современных условиях, продиктованной укрепляющейся социальной неоднородностью общества.

С древнейших времен государства проводили социальную политику в интересах рационального распределения ресурсов, поддержания социальной стабильности. Следует обратить внимание, что термин «социальная политика» состоит из двух компонентов, которые сами по себе предполагают сложное, многозначное понимание. Это, прежде всего, относится к понятию «политика», тяготеющему к сложной смысловой иерархизации и как минимум разделяющемуся на внешнюю и внутреннюю. Наибольший интерес при изучении социальной политики имеет внутренняя политика государства, затрагивающая интересы всех проживающих в нем граждан, охватывающая экономическую, социальную, культурную, техническую политику и другие ее виды. Если представить классификацию видов политики в иерархической форме, то социальная политика будет находиться на третьем уровне в системе «политика – внутренняя политика – социальная политика».

Социальная политика может быть рассмотрена как одна из сфер политической деятельности государства, целью которой является развитие образующих классов общества, социальных групп, слоев, этнических общностей, а также развитие человека. Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества и отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития, и предполагает в качестве объекта особого внимания социальное обеспечение, системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам
X