Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки
СУПЕРОБУЧЕНИЕ
Комната отдыха

Введите слово для поиска

Евсюк Александр Владимирович
Условия эффективного обеспечения психологической совместимости субъектов воинской деятельности


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика


Диссертация
на соискание ученой степени кандидата психологических наук


Научный руководитель: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор СЕКАЧ Михаил Федорович


Москва – 2014

Содержание диссертации
Условия эффективного обеспечения психологической совместимости субъектов воинской деятельности

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования психологической совместимости субъектов воинской деятельности
1.1. Психологическая совместимость как научная и практическая проблема
1.2. Особенности психологической совместимости в воинских формированиях
1.3. Критерии, показатели и уровни эффективного обеспечения психологической совместимости субъектов военной службы
1.4. Подход, методы и организация экспериментального исследования психологической совместимости субъектов воинской деятельности

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективного обеспечения психологической совместимости деятельности военных профессионалов
2.1. Оптимизация состава групповых субъектов военной службы на основе индивидуально-психологического подхода
2.2. Развитие психологической готовности субъектов воинской деятельности в особых условиях
2.3. Совершенствование профессиональной компетентности военных специалистов
2.4. Актуализация психологического обеспечения воинской деятельности групповых формирований

Заключение
Библиографический список
Приложения

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СУБЪЕКТОВ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эффективность выполнения боевых задач в современных условиях зависит не только от уровня развития профессиональных качеств и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, но и самым непосредственным образом связана со специфическими функциональными характеристиками групповой деятельности.

Совместная воинская деятельность, коллективным субъектом которой выступает подразделение (боевой расчет, экипаж, личный состав караула и т.п.), представляет собой систему групповой активности, объединяющую индивидуальные деятельности военнослужащих и регулируемую групповыми социально-психологическими процессами (состояниями, образованиями).

Важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Это означает, что практически любые действия, повседневная жизнь и служба, различные виды боевой деятельности военнослужащих осуществляются как процессы их взаимодействия. Социальное взаимодействие военнослужащих (их гpупп) побуждается индивидуальными, гpупповыми и общественными потpебностями жизнедеятельности.

К явлениям, сопровождающим и, что важно отметить, регулирующим социальное взаимодействие, могут быть отнесены: процессы взаимовосприятия, взаимовлияния, взаимоотношения различного типа - симпатия, антипатия, лидерство, слухи, мода, традиции, паника и т.д. Такие явления, сопровождающие человеческую жизнь, интуитивно или осознанно всегда учитывались людьми в целях более успешного общения и совместной деятельности. Эти феномены, возникающие в социальном взаимодействии, называются социально-психологическими явлениями.

В их числе выделяются и приобретают в настоящее время особо важное научное и прикладное значение такие социально-психологические феномены как совместимость, сплоченность, взаимоприемлемость членов коллектива, эффективность их взаимодействия.

1.1. Психологическая совместимость как научная и практическая проблема

Проблема совместимости стала активно разрабатываться с 60-х годов в рамках проблематики межличностных отношений в малых группах А.В. Петровским, А.А. Бодалевым, В.А.Бодровым, В.М.Мясищевым, Г.М.Андреевой и др. Ее актуальность для прикладной социально- психологической науки была обусловлена практическими потребностями в военной области, авиации, космонавтике, энергетике и пр., в групповом обслуживании сложных технических и социотехнических систем. Самый тщательный индивидуальный отбор кандидатов по их психофизиологическим, личностным и профессиональным качествам не обеспечивал надежный прогноз эффективности их группового функционирования в составе единой группы.

Возникшая как ответ на решение практической задачи данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение как проблема повышения эффективности совместной деятельности. Несмотря на ее приоритетное место в военной психологии, на существование различных (как правило, достаточно продуктивных) теоретических направлений ее исследования, на значительную разработанность ее отдельных сторон и наличие эмпирического (в том числе экспериментального) материала, можно с определенной уверенностью указать на ряд трудностей (как теоретического, так и практического характера), которые сдерживают ее решение и, тем самым определяют теоретическую и практическую актуальность.

В многочисленных исследованиях было установлено, что успешность групповой деятельности имеет многофакторную природу и обусловлена целым комплексом взаимосвязанных причин, среди которых можно упомянуть такие как численность, половозрастной состав, «композиция» (структура) группы, профессиональная подготовленность, характер межличностных отношений, содержание и характер выполняемой деятельности и пр. Подобная многофакторность в значительной мере затрудняет выделение критериев эффективности совместной деятельности, на основе которых осуществляется комплектование групп. В связи с этим проблема комплектования и отбора групп на практике в основном сводится к задаче формирования групп на основе совместимости.

Методологической основой психологического исследования проблем совместимости людей в совместной деятельности выступают принципиальные теоретические положения, обоснованные отечественными и зарубежными исследователями малых групп (коллективов) - А.В.Петровским, В.Н.Мясищевым, А.А.Бодалевым, Г.М.Андреевой, С.А.Багрецовым, Н.В.Бахаревой, В.А.Бодровым, М.И.Дьяченко, В.Д.Шадриковым и др.

Одной из наиболее полно разработанных теорий, рассматривающих закономерности межличностных отношений и совместной деятельности, является теория деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровского, нашедшая свое продолжение в работах А.А.Бодалева, В.Н.Мясищева, В.А.Бодрова, Г.М.Андреевой, В.Д.Шадрикова и пр. Анализ содержащихся в них материалов и выводов позволяет сформулировать базовые методологические принципы психологического исследования совместимости военнослужащих боевых расчетов, к которым относятся принципы деятельности, системности и развития.

Принцип деятельности состоит в следующем:

1. Деятельность военнослужащих боевых расчетов рассматривается как совместная деятельность, имеющая определенные:

- формы организации, т.е. субординационно-координационные связи между военнослужащими, отражающие степень их взаимозависимости в процессе совместной деятельности;

- уровни эффективности совместной деятельности, определяющиеся сформированностью личностно-профессиональных качеств военнослужащих боевых расчетов и слаженностью их действий;

- содержание (основной предмет деятельности: вид деятельности, а также тип групповой задачи).

2. Деятельность боевого расчета рассматривается в реальном контексте военной службы, в конкретных социально-политических и экономических условиях, в которых каждый военнослужащий, и группа в целом, реализуют профессиональные функции и осуществляют определенные социальные (профессиональные, морально-правовые и проч.) отношения.

3. Боевой расчет рассматривается как совместный (коллективный) субъект деятельности, побуждаемый групповыми потребностями, мотивами, активность которого регулируется групповыми нормами (целями, ценностями, ролевыми ожиданиями и др.).

4. Совместная деятельность понимается как главный, ведущий, системообразующий, причинный фактор групповой динамики – развития групповой структуры, интеграции, дифференциации межличностных отношений в боевом расчете.

Принцип системности заключается в следующих положениях:

1. Существуют специфические системные групповые образования (нормы (функциональные обязанности по несению боевого дежурства), групповое мнение, групповое настроение, традиции, направленность и т.д.).

2. Индивидуальные социально-психологические характеристики военнослужащих боевых расчетов должны быть соотнесены с групповым деятельностным контекстом.

3. Особую роль выполняют интегрирующие боевой расчет факторы - руководство и лидерство.

4. Социально-психологические явления в боевом расчете многомерны и многоуровневы (изучаются как минимум две сферы - деятельностно-деловая и эмоционально-межличностная).

5. Боевой расчет - открытая система (учитывается экология, среда, общество).

6. Все внутригрупповые социально-психологические феномены взаимозависимы, образуют целостную систему регуляторов существования боевого расчета как функционирующей системы (это не просто явления, но процессы, обеспечивающие относительную устойчивость коллектива военнослужащих как системы).

7. Групповые явления имеют вероятностный характер, т.е. проявляются не как жесткие законы, а тенденции, требующие математико-статистического подхода (корреляционного, факторного, кластерного анализа) к их описанию, использования соответствующих средств анализа исследовательских данных.

8. Параметры описания боевого расчета имеют системный характер, т.е. требуют множества разнородных показателей (индикаторов) для своего исследования (типа: эффективность совместной деятельности; социально- психологическая устойчивость; организованность; мотивированность; структурированность; сверхнормативная активность военнослужащих боевых расчетов и т.п.)

Принцип развития включает следующие основные положения:

1. Развитие боевого расчета как малой группы определяется развитием совместной деятельности всех номеров, разрешением противоречий, возникающих в его психологической структуре.

2. Может существовать неравномерность развития основных сфер совместной деятельности в расчете - межличностные отношения могут отставать от развития деятельности и наоборот.

3. Развитие слаженности расчета определяется наличием и отражением каждым военнослужащим перспективных направлений совершенствования совместной деятельности.

4. Существуют специфические внедеятельностные детерминанты группового развития (внутригрупповое общение, межгрупповое взаимодействие, внешняя среда и т.п.).

5. Существуют регрессивные тенденции в развитии любой группы.

В соответствии с отмеченными и другими принципиальными положениями совместная деятельность, во-первых, порождает, творит межличностные отношения её участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; в-третьих, реализация межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития боевого расчета как социальной группы.

Межличностные отношения рассматриваются в современной отечественной психологии как субъективно переживаемые связи между людьми. Объективное проявление эти отношения находят в различных способах межличностного взаимодействия в процессе совместной деятельности и общения. По своему содержанию межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. Межличностные отношения устанавливаются в различных сферах жизнедеятельности индивида: работа (деловые), досуг (приятельские), семья (супружеские, родительские), общественная деятельность (товарищеские отношения). Особое значение для решения задач психологического обеспечения имеет изучение межличностных отношений, складывающихся в процессе совместной профессиональной деятельности специалистов.

Социальная группа, достигшая высокого уровня развития, рассматривается как коллектив. А.В.Петровский, А.А.Бодалев, В.М.Мясищев характеризуют межличностные отношения в коллективе (группе) как многоуровневое образование. Например, А.В.Петровский выделяет следующие уровни (страты):
- совместная деятельность;
- отношение каждого члена группы к совместной деятельности (целям, мотивам, порожденным самой деятельностью);
- феномены межличностных отношений в группе, опосредованные содержанием совместной деятельности;
- поверхностные проявления межличностных отношений типа симпатий и антипатий, возникающие, преимущественно, в ходе непосредственного эмоционального контакта между членами группы.

Результаты исследований показывают, что важнейшими внутренними факторами совместной воинской деятельности являются групповое взаимодействие (взаимное содействие), состязательность (соревнование), подражание, внушение, эмоциональное взаимозаражение. Перечисленные феномены определяются характером межличностных отношений в воинских коллективах, как групповых субъектах военно-профессиональной деятельности. Межличностные отношения влияют на цели, мотивы, особенности планирования, организации, оптимизации и другие составляющие совместной деятельности, при этом, не являясь чем-то внешним для неё. Они включены в совместную деятельность военнослужащих органически, являются ее особым измерением.

Эффективность совместной военно-профессиональной деятельности во многом зависит от уровня психологической совместимости членов воинских коллективов. Важное значение для успешной адаптации и последующей деятельности нового человека в любом воинском подразделении имеет изучение отношений, складывающихся между индивидом и коллективом как целостным организованным объединением военнослужащих. В этом случае рассматривается феномен совместимости личности и группы. В целом, совместимость понимается как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимной дополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик. То есть совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной военно-профессиональной деятельности, так что данная группа (воинское подразделение, боевой расчет) представляет собой определенную целостность.

При анализе совместимости военнослужащих боевых расчетов можно условно выделить различные уровни ее проявления - низкий, критический, стабильный и высокий. Низкий уровень совместимости проявляется через психологическую несовместимость большинства или отдельных членов малой группы (военнослужащих боевого расчета), которая может выражаться в их взаимной неприязни (эмоциональные компоненты), неспособности в критических ситуациях понимать и принимать друг друга, несинхронности психомоторных реакций (поведенческие компоненты), различиях в уровне развития внимания, мышления и других свойствах личности (когнитивные компоненты психологической несовместимости). Наличие этих расхождений неизбежно препятствует эффективной совместной деятельности по несению боевого дежурства. Психологическая несовместимость в некоторых случаях может привести к прекращению деятельности отдельных военнослужащих и в значительной мере снизить эффективность коллективного воинского труда.

При удовлетворительном уровне психологической совместимости обеспечивается в основном успешное выполнение боевых задач. Однако во взаимоотношениях между военнослужащими боевого расчета имеют место существенные противоречия. Все эти характеристики предстают на качественно новом уровне, когда обеспечивается стабильность в межличностных отношениях, характеризующаяся достаточным уровнем взаимопонимания и отсутствием явных противоречий. И, наконец, при высоком уровне психологической совместимости каждый военнослужащий боевого расчета и расчет в целом выполняют функции как целостный организм на высоком профессиональном уровне. Здесь преобладают творчество, профессионализм и продуктивность в деятельности, которые обеспечиваются гармоничными взаимоотношениями между военнослужащими.

Современные исследования совместимости, основанные на теории деятельностного опосредования межличностных отношений осуществляются в рамках следующих методических подходов:

Структурный подход. В основе данного подхода, начало которому положено в зарубежной социальной психологии, лежит теоретическое положение о том, что совместимые группы характеризуются определенными индивидуально-психологическими особенностями ее членов и их сочетанием. Уровень психологической совместимости военнослужащих боевых расчетов с использованием этого подхода может быть спрогнозирован на основе подбора критериев по диагностируемым в процессе психологического тестирования качествам. Комплектование же боевых расчетов на основе структурного подхода предполагает поиск такого сочетания индивидуально- психологических характеристик членов группы, которое обеспечивало бы устойчивость и гармонию межличностных отношений и эффективное их взаимодействие на основе принципа «гомогенности» или «гетерогенности» состава группы по выделенным качествам. В русле этого направления проведено большое количество исследований и накоплено много разрозненных сведений относительно оптимального сочетания психологических свойств партнеров.

На основе их анализа можно выделить два основных направления исследований в рамках данного подхода:

1. Соотношение индивидуальных и личностных характеристик:
а) влияние гомогенности-гетерогенности на продуктивность групповой деятельности в зависимости от индивидуально-психологических характеристик, релевантных ее результатам и содержанию. В качестве последних выделяются следующие характеристики: мотив достижения, компетентность, уровень притязаний, специальные способности, общие способности (интеллект).
б) изучение связи успешности деятельности группы и однородности - неоднородности по нерелевантным деятельности качествам, но влияющим на организацию взаимодействия в группе при ее осуществлении. Среди наиболее значимых отмечаются: экстраверсия-интроверсия, нейротизм, сила нервной системы, коммуникативные способности, общительность, склонность к доминированию, искренность, тенденция к лидерству и др.

Так, при исследовании взаимодействия партнеров по игре в теннис установлено, что наличие в паре двух лидеров отрицательно сказывается на общих результатах, даже если они индивидуально сильные игроки. Аналогичная закономерность установлена для дружеских и супружеских пар, членов летных экипажей. На примере спортивных команд показано, что наиболее оптимальным является сочетание игроков с разным уровнем самооценки: в сыгранных командах наблюдается иерархия самооценок членов команды от высокой до низкой.

В малых группах имеется тенденция к уравновешиванию представителей различных типов личности. В дружеских парах обнаружено сходство по выраженности эмоциональной стабильности-нейротизму и различие по уровню показателя силы-слабости нервной системы. В совместной сенсомоторной деятельности с дифференциацией ролей партнеров наиболее успешно сотрудничают пары «подвижный» лидер - «инертный» ведомый, «инертный» лидер - «инертный» ведомый. К сложным педагогическим ситуациям приводят сочетания: «инертный» студент - «подвижный» учитель и наоборот. В исследовании В.М. Русалова изучалась зависимость успешности деятельности операторов, работающих в паре, от соотношения базальных (формально-динамических) свойств партнеров7. Наиболее благоприятным оказалось сочетание у членов диады противоположных типов темперамента: лабильный экстраверт-стабильный интроверт, лабильный интроверт-стабильный экстраверт, стабильный экстраверт-лабильный интроверт, стабильный интроверт-лабильный интроверт.

При исследовании интеллектуальной деятельности было установлено, что задачи мыслительного типа лучше решают партнеры, имеющие сходную речевую и моторную активность.

В ряде исследований совместимости отмечается большое значение сходства ценностных ориентаций и основных интересов, сходства в интерпретации своей личности и личности партнера. Неадекватное отображение (несогласие относительно «Я») и различия в оценке этого образа являются фактором конфликтности. Общность значимых переживаний, ценностных ориентаций и установок, оценок и мнений можно обозначить как общность культуры партнеров. Сходство культуры, как сходство специфических представлений об окружающем мире и самом себе, является объективной основой взаимопонимания.

В исследованиях, проводимых в условиях непрерывной трехсуточной деятельности, установлено, что успешность деятельности экипажей обусловлена ценностными ориентациями и эмоционально-мотивационным стилем взаимодействующих людей. В случае сходства ценностных ориентаций и взаимодополнительности эмоционально-мотивационных стилей членов экипажа наблюдается не только высокая эффективность совместной деятельности, но и улучшение исходных межличностных отношений.

Среди прикладных работ, выполненных на воинских коллективах можно отметить исследования влияния психологических свойств на формирование сплоченности летных экипажей. Анализ результатов исследований, проведенных в рамках данного направления, показывает, что, во-первых, не существует однозначного соответствия исследуемых признаков успешности групповой деятельности, во-вторых, что эта зависимость опосредуется особенностями совместной деятельности, такими, как сложность задачи, репродуктивный и творческий ее характер, уровень взаимосвязанности, способ взаимодействия и т.п. Например, было установлено, что «гетерогенные» группы проявляют себя лучше по сравнению с «гомогенными» при изменении (возрастании) степени взаимосвязанности членов при выполнении задачи, а при ее снижении лучше работают «гомогенные» группы.

2. Совпадение-несовпадение мнений, отношений к себе и другим, предметному миру в группе. В рамках данного направления совместимость определяется соотношением (в том числе и сходством) потребностей и интересов, ценностных ориентаций, установок. Наиболее полно данное направление отражает потребностная концепция совместимости В.Шутца и его последователей. Автор теории постулирует наличие трех межличностных потребностей, определяющих мотивацию и поведение индивида в социальных отношениях: потребность во «включении» в групповую деятельность, потребность в контроле со стороны других членов группы и потребность в любви (тесных эмоциональных отношениях). «Включение» он понимает как потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими. Межличностная потребность в контроле относится к аспекту власти в межличностных отношениях. Межличностная потребность в любви определяется как потребность построения эмоциональных связей, потребность нравиться и быть любимым.

По В. Шутцу, две личности совместимы, если они могут работать в гармонии. Он выделил 3 типа совместимости: основанную на взаимном обмене, инициирующую, реципрокную, и разработал специальные шкалы и формулы подсчета индексов совместимости. В них используются 3 основных измерения:
- мера совпадения выражаемого и желаемого поведения партнеров;
- мера совпадения величины потребностей во включении, контроле и любви;
- дополнительность в проявлении потребностей.

Первый показатель отражает насколько поведение партнера отвечает ожиданиям индивида и, соответственно, насколько его собственное поведение является желаемым для партнера. Второй показатель характеризует иерархию 3 потребностей по их силе. Совпадение иерархий у партнеров свидетельствует о их высокой совместимости. Третий показатель отражает проявление межличностных потребностей на поведенческом уровне.

Данная концепция служит теоретическим основанием для выделения ряда принципов и методов комплектования групп. Так, например, исследователями НАСА США сформулирован следующий принцип комплектования экипажей: принцип комплементарности и конгруэнтности (соответствия) потребностей, комплементарности навыков, знаний и общности ценностных ориентаций. Эти принципы стали следствием методологических положений определения совместимости, разработанных Дж.Альтманом и В.Хоторном. По их мнению, межличностная совместимость-несовместимость оценивается по индивидуальным потребностям (в твердом руководстве, в достижении цели, в сближении) и их соотношении: конгруэнтные отношения (сходство потребностей диады; взаимная удовлетворенность общением), дополняющие (различные, но поддерживающие друг друга), конкурентные (оба члена диады доминируют).

В данном подходе имеются конструктивные положения и выводы в отношении факторов совместимости, а также в выборе диагностических средств выявления уровня ее проявления. Все они полезны для проводимого диссертационного исследования и учитываются в нем.

В отечественной социальной психологии значение сходства мнений и ценностных ориентаций для успешной деятельности группы, ее совместимости, показано в работах последователей А.В. Петровского - Р.С.Вайсмана, А.И.Донцова, Ю.В.Синягина, Н.И.Шевандрина. Ими установлено, что ценностно-ориентационное единство группы является одним из наиболее существенных показателей уровня успешности и совместимости группы. Практический интерес данная концепция в рамках задач комплектования боевых расчетов представляет в связи с разработанными методическими приемами и процедурами оценки совместимости группы в зависимости от степени выраженности данного показателя. Подробное описание существующих методов оценки ценностно-ориентационного единства группы содержится в работе Н.И. Шевандрина.

Подводя итог, можно сказать, что в исследованиях, выполненных в рамках данного подхода, установлен ряд конструктивных закономерностей, учет которых необходим при комплектовании групп на основе оценки психологической совместимости. Прежде всего, необходимо отметить, что основным этапом любой процедуры комплектования группы является диагностика индивидуально-психологических и личностных свойств членов группы (особенно при подборе диад и триад, что имеет место при комплектовании боевых расчетов). Причем важным моментом является не столько момент сочетания их по признаку однородности-неоднородности, сколько общая выраженность определенного индивидуально- психологического или личностного показателя.

При этом в диссертации учитывается влияние характера выполняемой деятельности на совместимость военнослужащих боевых расчетов, в связи с чем основное внимание было обращено на анализ военно-профессиональной деятельности в системах труда «человек - знаковая система» и «человек – человек». Иначе говоря, поле исследования очерчивается операторской и управленческой деятельностью военнослужащих боевых расчетов.

Так, например, установлено, что для операторской деятельности важными являются характеристики психомоторных реакций членов группы. Совпадение диапазона индивидуальной скорости работы партнеров удерживает совместный диапазон в пределах индивидуальных значений. Сходство партнеров по различным параметрам скорости вызывает сближение индивидуальной и совместной деятельности, различие - наоборот. Вместе с тем, личностные и индивидуально-психологические характеристики военнослужащих боевых расчетов вне контекста и условий выполняемой деятельности не могут служить надежной основой для прогноза их поведения в составе расчета и эффективности совместной деятельности.

При выполнении управленческих функций в системе воинского труда «человек – человек» особое место отводится сформированности адекватной самооценки, эмпатии, коммуникабельности, сочетанию педантичности и креативности и др. Это обеспечивает в боевом расчете гармонизацию взаимоотношений между руководителями и подчиненными, утверждению конструктивных традиций, общественного мнения, настроения и полезной групповой направленности в совместной деятельности.

«Социометрический» подход. Главным, что объединяет исследователей, представителей разных теоретических направлений в рамках данного подхода, являются межличностные отношения в качестве приоритетного фактора при решении проблемы совместимости группы. Основная цель комплектования боевых расчетов на основе «социометрического» подхода заключается в формировании оптимальных (бесконфликтных) межличностных отношений, определяющих высокую эффективность и удовлетворенность совместной деятельностью. В этой связи в качестве характеристик бесконфликтных групп, как правило, диагностируются: формальная и неформальная структура группы и их соответствие, межличностные предпочтения, сплоченность группы, отношения доминирования и подчиненности (лидерство).

Среди факторов, характеризующих формальную структуру группы и влияющих на эффективность ее деятельности, выделяют численный состав и функционально-ролевую структуру. Под официальной структурой группы понимают упорядоченность функционально-ролевой дифференциации ее членов, а также совокупность официальных связей между ними.

В многочисленных зарубежных исследованиях установлено непосредственное влияние величины группы на успешность ее деятельности. Например, в работах Р. Зиллер и О. Келер, проведенных на группах военнослужащих (от 2 до 12 человек) ВВС выявлена положительная взаимосвязь величины группы и качества выполнения задачи. Вместе с тем, в ряде отечественных и зарубежных работ установлено, что оптимальная численность группы определяется спецификой конкретного задания (деятельности) и ее функциональной организацией (в том числе адекватным распределением обязанностей внутри группы).

Разработан ряд методических процедур определения оптимальной численности групп специалистов, а также формирования групп с учетом их функциональных отношений.

Большое значение для эффективности групповой деятельности имеют также психологические особенности официального лидера и его взаимоотношения с подчиненными.

Особое значение при комплектовании групп в рамках данного подхода придается изучению структуры межличностных отношений в группе как основы ее совместимости. Традиционно данное направление связано с исследованием межличностной привлекательности (симпатий-антипатий) в группе. Основными методами диагностики отношений людей друг к другу выступают методы взаимных и групповых оценок, социометрия, методы опроса. В практике комплектования совместимых групп в качестве ее основы наиболее широкое распространение получил метод социометрии и его модификации. Применение социометрического метода в целях подбора группы обосновывается авторами следующими соображениями. Прежде всего, социометрический опрос является достаточно простым и оперативным способом диагностики межличностных предпочтений и отвержений в группе. Во-вторых, позволяет дать психологическим отношениям количественную оценку, т.е. измерить их. В-третьих, имеет стандартизированный аппарат математической обработки данных. В-четвертых, он дает возможность выделить в коллективе более или менее четко очерченные микрогруппы, которые могут стать исходными для подбора первичных коллективов. В-пятых, общая картина межличностных предпочтений и отвержений, обнаруживаемая социометрическим методом, в совокупности с другими социально-психологическими приемами позволяет комплектовать коллективы с некоторыми наперед заданными параметрами, с более благоприятной исходной социально-психологической структурой.

Вышеназванные соображения обусловили тот факт, что значительная часть конкретных методик и программ комплектования групп базируется на социометрическом методе. Наиболее широко они применяются с целью комплектования летных экипажей и воинских коллективов, а также спортивных и трудовых коллективов. Например, в работе В.И.Евдокимова, посвященной вопросам социально-психологического отбора в системе профподготовки пилотов, социометрический опрос предлагается в качестве основы для формирования как групп курсантов, так и комплектования летных экипажей в системе «летная группа - летчик – инструктор».

В.А. Бодров, Н.В. Третьяков разработали методику диагностики психологической совместимости летного экипажа, в которой увеличение прогностичности социометрического теста усиливается за счет качественного анализа характера направленности выбора и функциональной структуры группы. Это достигается посредством использования количественного показателя авторитета должностного статуса (весовой коэффициент социометрического выбора), в социометрической матрице.

А.И. Шкилем разработана процедура комплектования учебных подразделений курсантов на основе непараметрической социометрии. Формирование групп рассматривается им как задача на оптимизацию, предполагающая пошаговый подбор членов группы на основе вычисления индексов социометрической когерентности и напряженности.

Аналогичный подход применительно к комплектованию трудовых коллективов предложен Ю.Г.Алексеевым27. Значительный интерес в целях социально-психологического отбора представляет оригинальная методика С.Е.Поддубного по диагностике совместимости членов воинских коллективов. Данная методика позволяет оценить не только традиционные социометрические показатели совместимости, но и выявить уровень совместимости каждого члена с группой в целом. А.Д.Глоточкиным, Г.В.Спасенниковым разработана методика оперативного формирования малых групп для решения различных операторских задач на основе техники социометрических измерений. Отличительной особенностью данной методики является комплексный учет показателей межличностных отношений членов малых групп и их квалификационных характеристик, а также соответствие формальных и неформальных групповых структур. Формализованное описание процедуры комплектования позволяет в сжатые сроки обрабатывать информацию о социально-психологических и квалификационных характеристиках взаимодействия специалистов на основе использования вычислительных средств.

Отмечая определенную продуктивность подхода к комплектованию малых групп на основе социометрического метода, следует указать на ряд существенных ограничений в его использовании для решения прикладных задач социально-психологической диагностики. Прежде всего, это те ограничения теоретического и методического характера, которые заложены в технике социометрического опроса. Во-первых, социометрический выбор отражает в основном эмоционально-оценочную структуру взаимоотношений в группе и не содержит мотивационной характеристики выборов. Кроме того, межличностные предпочтения характеризуют лишь внешнюю ситуационную сторону межличностных отношений без учета их динамического, развивающегося характера. Во-вторых, недостатком социометрии является слабая опосредованность межличностного выбора содержанием и задачами совместной деятельности.

Поэтому комплектование групп на основе социометрии позволяет в значительной степени прогнозировать удовлетворенность межличностными отношениями и в меньшей степени успешность групповой деятельности. В-третьих, прогноз групповой совместимости основан на диадическом выборе, т.е. отсутствует целостная интегральная оценка группы. И последнее, комплектование групп на основе социометрии возможно лишь в случае наличия у «потенциальных» членов группы продолжительного опыта межличностного взаимодействия.

Учитывая то, что использование социометрического метода дает возможность достаточно объективно и полно охарактеризовать взаимоотношения в боевом расчете, он нами будет активно использоваться в исследовательско-развивающей технологии. Анализ полученных с его помощью многими исследователями эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что взаимоотношения в боевом расчете существенно влияют на эффективность совместной деятельности. Следовательно, гармоничность взаимосвязей и эмоциональных отношений в боевом расчете может служить одним из критериев совместимости. Его содержательная сторона раскрывается через социально-перцептивные характеристики - восприятие, понимание и оценивание социальной реальности в боевом расчете каждым военнослужащим.

Функциональный подход заключается в рассмотрении совместимости с точки зрения выполнения боевым расчетом основных функций. В соответствии с этим, военнослужащие боевых расчетов изучаются как носители определенных ролей, как субъекты военно-профессиональной деятельности. При таком подходе показателем совместимости является степень согласованности внутригрупповых ролей и соответствие каждого номера расчета своей роли. Преимущество данного подхода заключается в обращении к деятельностному аспекту совместимости. Недостатком функционального подхода является игнорирование индивидуально- психологических характеристик членов группы, выполняющих те или функции.

В современной психологии сложились и эффективно применяются и другие подходы, в том числе из арсенала зарубежных исследований. Многие положения бихевиоризма и необихевиоризма, когнитивной психологии и других научных направлений и школ полезны для нашего исследования.

Необихевиористский подход наиболее явно представлен теориями социального обмена. По мнению Д.Тибо и Г.Келли, сущность совместимости заключается в справедливом и взаимовыгодном обмене вознаграждениями и потерями между партнерами. Авторы полагают, что взаимодействующие стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов. Наилучших результатов группа достигает при условии дополнительности (комплементарности) партнеров. В комплементарном отношении каждый партнер может обеспечить то, в чем нуждается другой, но сам этого обеспечить не может. Эти выводы можно использовать при обеспечении совместимости номеров боевых расчетов.

Для когнитивистского направления социальной психологии характерно обращение к познавательным характеристикам личности. Социальное взаимодействие понимается как последовательность коммуникативных актов, основное содержание которых состоит в поддержании или повышении собственного когнитивного соответствия. Совместимость трактуется как межличностный когнитивный баланс. Этот баланс достигается при условии однотипности, сходства установок и отношений. Согласованность этих характеристик повышает взаимопонимание, согласие, межличностное притяжение, а их несогласованность приводит к межличностному конфликту, вплоть до распада отношений. Наиболее известны балансные модели Ф.Хайдера и Г.Ньюкомба, отображающие основную когнитивистскую схему взаимодействия субъектов. Основными элементами схемы являются: 1-й субъект, 2-й субъект и объект (предмет) их коммуникации. В качестве характеристик субъектов исследуются установки, мнения, ориентации относительно объектов коммуникации.

В диссертационном исследовании учет данных положений будет способствовать продуктивному использованию возможностей и потребностей в развитии каждого военнослужащего боевого расчета для достижения гармоничных взаимосвязей между ними.

«Интегративный» подход. Данный подход базируется на интегральной оценке групповых и деятельностных параметров. Основные его идеи находят признание как в отечественной, так и зарубежной психологии. Они были сформулированы Б.Г. Ананьевым, В.М. Бехтеревым, Ф.Д. Горбовым и их последователями. В их работах среди других конструктивных идей были предложены принципы группового отбора:

1. Принцип интегративной оценки. Согласно данному принципу группа рассматривается как единый, синтетический организм, что предполагает ряд теоретических следствий. Во-первых, оптимальное комплектование малых групп невозможно только на основе заранее составленных индивидуальных характеристик. Во-вторых, эффективность деятельности группы не может быть спрогнозирована только по индивидуальным критериям: успешность решения задач определяется не столько активностью каждого члена группы, сколько характером их взаимодействия.

Комплектование групп требует обязательного учета характеристик групповой взаимосвязанной деятельности. Интегративная оценка группы требует широкого использования аппаратурных методов, моделирующих групповую деятельность.

2. Принцип соподчиненности. Данный принцип предполагает необходимость оптимального распределения функциональных обязанностей в группе при решении задач, требующих совместных действий.

3. Принцип психологической совместимости. Совместимость рассматривается как взаимное соответствие свойств участников группы: взаимная симпатия, положительные взаимные установки, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций, отсутствие эгоцентрических интересов.

4. Принцип гомеостатического равновесия. Совместимая группа должна обладать характеристиками ультрастабильной системы с гомеостатическими чертами адаптации.

Дальнейшее развитие данный подход получил на основе широкого использования различных приборов-моделей групповой деятельности в работах М.А.Новикова, Н.Н.Обознова, Р.Б.Богдашевского, Э.С.Замалетдинова, Л.И.Уманского и др. М.А.Новиковым была разработана концепция психофизиологической совместимости, положенная в основу комплектования космических экипажей. Им был выделен ряд факторов психофизиологической совместимости, таких, как: подготовленность к целевой деятельности; заинтересованность в совместной деятельности; выраженность процессов взаимной индукции и взаимоподражания; динамическая сонаправленность в изменении эмоционально-вегетативной реакции и др.

Отбор групп предлагается проводить на основе выявления обучаемости групп во взаимосвязанной деятельности, феномена синхронизации изменений психофизиологической реакции, адекватной функциональной соподчиненности членов группы. Важным этапом процедуры целевого отбора групп является экспериментальная групповая изоляция, в процессе которой воспроизводится реальная совместная деятельность. Это позволяет сформировать у членов группы необходимые взаимосвязи, взаимопонимание, нормы поведения. Применяются следующие модели подготовки: спортивно- игровая деятельность, профессиональные тренажеры.

Отмеченные положения ориентируют в диссертационном исследовании на необходимость смещения акцента при комплектовании боевых расчетов длительного функционирования (в том числе в условиях изоляции) с проблем отбора членов группы с рядом заранее заданных свойств на поиск оптимальных методов групповой подготовки с целью формирования совместимых групп. Специальная подготовка отобранных групп обеспечивает развитие навыков совместных действий, обучение групповому взаимодействию, совпадение неформальных и формальных структур управления и, тем самым, компенсирует возможные недостатки предварительного отбора, а также упрощает его процедуру.

С учетом опыта решения данной проблемы в различных видах и родах войск, а также практики комплектования экипажей космонавтов в системе обеспечения космических полетов в НАСА (США) можно выделить основные направления данной подготовки боевых расчетов. В их числе: повышение образовательного уровня военнослужащих расчета в области выхода из конфликтных ситуаций межличностного взаимодействия, обучение по вопросам межличностного взаимодействия и взаимоприемлемых отношений, стратегии поведения в затруднительных ситуациях; развитие творческого подхода в деятельности и общении и др.

Вместе с тем, следует отметить, что групповая подготовка в практическом плане требует дополнительных материальных и временных затрат, что не всегда является возможным, а также разработки специальной методологии и конкретных социально-психологических методов подготовки, адекватных решаемым задачам.

В целом, результаты проведенного анализа указывают на то, что выделение основных подходов к рассмотрению проблемы совместимости военнослужащих боевых расчетов актуально для теории и практики военного строительства. На теоретико-методологическом уровне в отечественной и зарубежной психологии сформулированы общие положения, которые требуют конкретизации в частно-научном плане для разработки концепции слаживания боевых расчетов воинских формирований.

В практике комплектования боевых расчетов наилучшие результаты, как показало исследование, могут быть достигнуты с использованием комплекса методических приемов и принципов формирования психологической совместимости, базирующихся на интеграции различных теоретических подходов. Подобная интеграция обеспечивает возможность наиболее полного использования потенциала современной теории и практики при разработке модели, синтезирующей положительный опыт, накопленный в различных подходах, и позволяет сформировать общие принципы обеспечения психологической совместимости военнослужащих боевых расчетов, составляющие основу для разработки эффективной методической процедуры решения прикладной задачи.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки
Рассылка 'Новости библиотеки диссертаций'


Пишите нам

 

 

 

 

X