Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Конференции | Авторефераты Новые диссертации

Комната отдыха

Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Новости
Поиск
СУПЕРОБУЧЕНИЕ Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Слесаренко Наталья Владимировна. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института

Слесаренко Наталья Владимировна

 

 

АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

 

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

Подписано в печать 11.10.2004 г.

Бумага для множительных аппаратов.

Гарнитура Times New Roman. Печать RISO. Объем    1,1  п.л.

Тираж 100 экз.

Заказ №755

 

Печатный цех

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Хабаровский государственный педагогический университет»

680000, г. Хабаровск, ул. К. Маркса, 68

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. В период демократического преобразования общества, переоценки всей системы общественно-личностных ценностей возрастает потребность в человеке не только разумном, но и высоконравственном, духовно богатом, осознающем смысл своей жизни, верящем в возможность его реализации. Это обусловливает необходимость антропологизации как образования в целом, так и профессионального, в том числе военного. Военный вуз, ставя своей целью подготовку будущего офицера как командира и одновременно воспитателя защитников страны, должен сегодня направлять свой образовательный процесс на формирование его как творчески активной, самомобилизующейся, психологически устойчивой личности, способной к гуманистическому самоопределению и продуктивному, личностно и социально значимому проживанию, к ответственному выполнению гражданского и профессионального долга. Такой уровень личностной и профессиональной зрелости может сформироваться у человека, прежде всего, в результате целенаправленного саморазвития. Потребность и опыт саморазвития осознанно приобретаются в юности, и образовательный процесс вуза, если он будет специально нацелен на активизацию личностного саморазвития курсанта, может этому способствовать.

Однако в практике высшего военного образования задача активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного вуза решается слабо. Одной из причин этого является отсутствие целостной педагогической теории, раскрывающей содержание образовательного процесса в военных вузах, способствующего личностному саморазвитию курсанта.

С целью определения степени изученности данной проблемы и обоснования ее актуальности мы обратились к анализу философской, психологической и педагогической литературы.

Анализ литературы показал, что эта проблема не была предметом специального исследования, однако в философии, психологи и педагогике наработан существенный задел для изучения данной концепции.

Основой нашего исследования стали философские представления о человеке как экзистенциальном целостном единстве (С.Л. Франк, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.); о диалогической природе человека (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, М. Бубер и др).

Саморазвитие, на основе ряда философских концепций, может быть понято как свободное творческое самовыражение (Н.А.  Бердяев,  В.В. Розанов,  В.С. Соловьев, и др.); как проектирование самого себя, самосозидание своей целостности в творческой деятельности (И.А. Ильин, М. Хайдеггер и др.). Важным для понимания сущности процесса саморазвития стал для нас анализ работ Л.Н. Когана, И.С. Кона, Е.Н. Трубецкого и др., рассматривающих осознание, обретение личностью смысла жизни.

Рассмотреть процесс саморазвития личности как реализацию стремления к внутренней свободе, являющейся универсальным принципом деятельности и развития человека, позволили нам работы  Г.С.  Батищева,  М.М.  Бахтина,  Н.А. Бердяева и др.

Психологические основы процесса развития личности, дающие подходы к пониманию саморазвития, отражены в трудах А. Адлера, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А. Маслоу, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман и др.

Установить связь саморазвития с такими психологическими характеристиками, как воля, самоуважение, самооценка, «Я-концепция», нам помогли работы Б.Г. Ананьева, Р. Бернса, Л.С. Выготского, А.Б. Орлова, В.А. Петровского, Д.Б. Эльконина и др.

Юношество как особый период в процессе развития личности рассматривается в психологических трудах К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Кона, А. Маслоу и др.

В педагогике признание в качестве высших духовных ценностей права человека на свободное развитие, самоопределение, самореализацию выразили Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и др.

Сущность и специфику процесса педагогического обеспечения саморазвития личности помогли понять исследования В.И. Андреева, О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой, Л.Н. Куликовой и др.

Особое значение приобретают идеи влияния свободного, саморазвивающегося коллектива сверстников, где создаются благоприятные условия для саморазвития личности (Л.Н. Куликова, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский и др.).

Личностное саморазвитие рассматривали во взаимосвязи с идеями развития  достоинства  и  самозащищенности   Н.Г.  Григорьева,  Л.П.  Лазарева,  Е.В. Шишмакова и др.

Исследования развития личности студента в процессе получения высшего образования можно найти в работах А.А. Вербицкого, Е.Л. Горбатюк, Т.Л. Журавлевой и др. Личностно-профессиональное саморазвитие рассматривается во взаимосвязи с идеями фасилитирующего, субъективно-развивающего педагогического общения (Е.Г. Врублевская, Е.В. Глухих, Л.И. Малыгон и др.); творческой самореализации (А.С. Косогова, Т.В. Самодурова и др.); педагогической рефлексии (Г.П. Звенигородская, О.И. Лапицкий и др.).

Значительный вклад в осмысление личностного саморазвития обучающихся внесли педагогические исследования Н.Г. Григорьевой, Л.П. Лазаревой, О.И. Лапицкого, Е.Ю. Лукиной, О.Л. Подлиняева, Е.Л. Федотовой, Е.В. Шишмаковой и др.

В военной педагогике и психологии вопросам воспитания и самовоспитания посвящены работы А.В. Барабанщикова, В. И. Вдовюка, А. М. Герасимова, П.Н. Городова, В.П. Давыдова, М.И. Дъяченко, Н.Ф. Феденко и др. Идеи  воспитания  личностных качеств в воинском коллективе рассматриваются в работах В.П. Иванова, В.П. Каширина, В.К. Луценко и др. Вопросы нравственного и патриотического воспитания военнослужащих решаются в ряде исследований В.Н. Герасимова, В.Г. Михайловского и др.

Вопросам профессионального развития и саморазвития посвящены работы Н.Г. Григорьевой, А.Т. Иваницкого, И.А. Шаршова и др.

Базовыми для нашего исследования являются работы Л.Н. Куликовой, хабаровской научно-педагогической школы, раскрывающие сущность и механизмы саморазвития личности в рамках ценностно-личностного подхода, педагогическое обеспечение личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов.

В своей совокупности работы вышеуказанных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, но в них не ставилась цель рассмотреть процесс активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института.

Таким образом, имеет место противоречие между объективной необходимостью подготовки высоконравственных, способных к сознательному, целеустремленному личностному саморазвитию офицеров, с одной стороны, и сложившейся педагогической подготовкой специалистов, ориентированной на абстрактного человека, неразработанностью данного аспекта в педагогической теории и практике, с другой.

Проблема исследования заключается, в связи с этим, в разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизацию личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, личный интерес автора обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института».

Объектом исследования является образовательный процесс военного института, как фактор личностного саморазвития курсантов.

Предмет исследования – пути и средства активизации личностного саморазвития курсанта военного института.

Цель исследования – теоретически обосновать совокупность педагогических условий, активизирующих личностное саморазвитие курсанта военного института, и разработать соответствующую педагогическую практику в условиях образовательного процесса военного вуза.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-выявить сущность и специфику процесса активизации личностного саморазвития курсанта военного института;

-теоретически обосновать совокупность концептуальных положений активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института;

-разработать для практики высшего военного образования научно-методические рекомендации по активизации процесса личностного саморазвития курсанта военного института.

В основу исследования положена следующая гипотеза.

Личностное саморазвитие курсанта военного института – необходимое условие развития личностных и профессиональных качеств будущего офицера. Опора военного образования на личностное саморазвитие его субъектов выступает в виде одной из наиболее значимых задач высшего военного образования.

Активизация личностного саморазвития курсанта станет возможной, если в образовательном процессе военного вуза будет:

-актуализирована педагогами для курсанта деятельность саморазвития;

-организовано включение курсанта в творческую самодеятельность, рождающую мотивацию и опыт личностного саморазвития;

-осуществлено повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития.

Методологической основой исследования являются: философские концепции о сущности человека как автора самого себя и его становлении как самосозидании; теоретические положения мировой гуманистической философии и психологии, раскрывающие категории «развитие», «саморазвитие»; идеи об имманентной человеческой потребности в познании и созидании; о взаимосвязи познания бытия, смысла жизни, самопознания, самовыражения, профессионального самоопределения и саморазвития человека.

Опорными для нас стали психологические идеи о личности как субъекте деятельности; психолого-педагогические концепции гуманизации и гуманитаризации высшего образования на основе личностно-деятельностного подхода; признание суверенитета личности студента, необходимости воспитания духовно-нравственных качеств молодого человека и педагогической поддержки его стремления к личностно-профессиональному саморазвитию в процессе обучения в вузе.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме; психолого-педагогическая диагностика (анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение); контент-анализ, обобщение независимых характеристик; опытно-экспериментальное исследование: проведение констатирующих срезов и преобразующего эксперимента, создание экспериментальных ситуаций, педагогическое моделирование, математическая обработка полученных данных; наблюдение за процессом обучения, анализ учебно-воспитательных программ; изучение педагогического опыта высших военных учебных заведений; эмпирическое обобщение; ретроспективный анализ собственного опыта.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в течение шести лет и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1997-1998г.г.) проводился анализ философских и психологических источников по проблеме исследования; изучалась степень разработанности проблемы в педагогических теориях и практике; разрабатывались общие подходы решения проблемы; выявлялось фактическое состояние профессиональной подготовки офицеров; определялся научный аппарат исследования, общие очертания будущей концепции; разрабатывались методика эксперимента и программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1999-2002г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой подтверждалась актуальность работы, выверялись основные положения гипотезы; продолжалось изучение литературы, осуществлялась корректировка концепции.

На третьем этапе (2002-2003г.г.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий личностного саморазвития курсанта военного института; были сформулированы основные выводы исследования; оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Автором решена актуальная научная задача, которая состоит в том, что разработана совокупность концептуальных положений, включающая теоретические основы процесса активизации личностного саморазвития курсанта военного института, в том числе:

-определены сущность и специфика процесса активизации личностного саморазвития курсанта военного института;

-установлены следующие факторы активизации процесса личностного саморазвития курсанта военного института: убежденность курсанта в значимости личностного саморазвития; способность к творческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности и самого себя в ней; ориентированность образовательного процесса военного вуза на личностное саморазвитие курсанта;

-выявлена и теоретически обоснована совокупность оптимальных педагогических условий, активизирующих личностное саморазвитие курсанта в образовательном процессе военного вуза, а именно: актуализация педагогами для курсанта деятельности саморазвития; включение курсанта в творческую самодеятельность, рождающую мотивацию и опыт личностного саморазвития; повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития;

-изучена совокупность предпосылок успешности этого процесса: опора на приоритетность личностного достоинства курсанта; насыщенность культурного пространства вуза; атмосфера сопереживания, взаимоуважения, взаимного доверия;

-определены критерии, сформулированы закономерности и принципы активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института;

-диссертация является базой для дальнейшего исследования в этой области.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

-основные идеи исследования, в том числе и разработанные педагогические условия, являются, по своей сути, универсальными для высших учебных заведений любого профиля и могут послужить основой для активизации процесса личностного саморазвития студентов в различных учебных заведениях;

-разработанный нами комплекс педагогических условий, активизирующих личностное саморазвитие курсанта в образовательном процессе военного вуза, лег в основу научно-методических рекомендаций для использования в военных вузах при проведении методических семинаров и сборов преподавателей и офицеров, а также в практической работе командиров подразделений;

-идея активизации личностного саморазвития курсанта военного института определяет возможность и необходимость корректировки учебно-воспитательных планов преподавателей и офицеров;

-формы и методы, используемые для активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института, позволяют совершенствовать теоретическую подготовку будущих офицеров, повысить их личную ответственность в получении знаний, развитии умений и навыков, осознании личной ценности деятельности саморазвития.

Достоверность исследования обусловлена современным методологическим подходом в науке, единым для гражданской и военной образовательной практики; использованием комплекса методов, адекватных предмету исследования; длительностью эксперимента и многократной проверкой статистических данных. Результаты работы были получены в процессе анализа большого количества практического материала, а также на основе собственного опыта работы исследователя в качестве преподавателя военного института.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института является процессом и результатом педагогической поддержки становления будущего офицера, которая обусловливает его личностный рост и обеспечивает актуализацию его внутренних потенциалов. Активизация процесса личностного саморазвития возможна как создание педагогических условий, вследствие которых курсант способен самостоятельно и ответственно выстраивать цели, задачи, планы и деятельность саморазвития.

2. Важными факторами активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института являются: убежденность курсанта в значимости личностного саморазвития; его способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней; ориентированность образовательного процесса военного вуза на личностное саморазвитие курсанта.

3. Совокупность педагогических условий, активизирующих процесс личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института, включает: актуализацию педагогами для курсанта деятельности саморазвития; вовлечение курсанта в творческую самодеятельность, рождающую мотивацию и опыт личностного саморазвития; повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития.

4. Критериями эффективности педагогических усилий по активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института являются: подготовленность курсанта к личностному саморазвитию; творческий потенциал личности курсанта; ценностное отношение курсанта к профессии.

5. Успешность процесса активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института в значительной мере обусловлена учетом его частных закономерностей и опорой на сформулированные на их основе педагогические принципы.

Апробация и внедрение результатов исследования по активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института проходили с 1997 по 2003 г. на базе Дальневосточного военного института. Основные результаты и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры естественнонаучных дисциплин Дальневосточного военного института, кафедры математического анализа Благовещенского государственного педагогического университета, докладывались на заседаниях научно-исследовательской лаборатории проблем гуманистической педагогики, на сборах преподавателей и командиров, на межкафедральных семинарах, на заседаниях кафедры педагогики Хабаровского и Благовещенского государственных педагогических университетов, на научно-практических конференциях, в том числе на конференциях «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры» (Благовещенск, 2000); «Проблемы реализации государственных стандартов содержания образования в преподавании физики и математики» (Благовещенск, 2001); «Гуманизм современной педагогики. Открытая лаборатория» (Благовещенск, 2001); «Опыт и проблемы реализации государственного образовательного стандарта ВПО» (Благовещенск, 2002); «Организация ценностно-ориентированной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза» (Благовещенск, 2003); на международной конференции «Открытое образование и его роль в развитии местных сообществ» (Благовещенск, 2002); на международной конференции «Современные технологии образования и воспитания в высшей школе» (Благовещенск, 2002); на международной конференции "Новые технологии в обучении физике и математике" (Благовещенск, 2003); на международной конференции "Профессиональная деформация специалиста образовательного учреждения: проблемы и пути их решения. Основные результаты и выводы по проблеме исследования сформулированы в одиннадцати статьях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во введении обосновывается проблема и ее актуальность, формулируется объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, раскрываются теоретические и методологические основы, научная новизна, практическая и теоретическая значимость данной работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института» анализируется состояние проблемы в философской, психологической и педагогической литературе, раскрываются сущность и источники активизации личностного саморазвития курсанта, выявляются факторы, условия, предпосылки, критерии, частные закономерности и принципы активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного вуза.

Совокупность идей, наработанных в философии, психологии и педагогике по проблеме личностного саморазвития, помогла нам в создании педагогической концепции активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института.

Анализ философских исследований позволил выявить методологическую основу и разработать подходы, которые должны определять содержание процесса активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института.

В общефилософском плане исследования проблемы большое значение для нас имели размышления о человеке и его сущности. Идея самоценности человека, его уникальное право быть творцом самого себя занимает в русской философии особое место. М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев и др. говорят о самосозидающей, самоутверждающей роли самого человека в процессе его развития. Современная гуманистически ориентированная философия рассматривает становление человека как двусторонне детерминируемый процесс. С одной стороны, на развитие человека влияет окружающий мир – образование, воспитание, а с другой, внутреннее целеполагание является источником самодвижения. То есть человек, руководствуясь своими ценностями и целями, овладевает способностью определять путь собственного развития, осуществлять его как свободную личностно значимую деятельность.

Важное значение в осмыслении личностного саморазвития в аспекте такого феномена, как смысл жизни, имели для нас труды философов Л.Н. Когана, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка и др.

Для понимания личностного саморазвития как процесса особенно ценными стали философские идеи о том, что свобода является целью, условием и результатом развития личности, что личностный рост активизируется в условиях выбора и свободы, что интенсивность личностного роста определяется внутренней свободой личности и ее стремлением к творческому самовоплощению, самореализации (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили, В. Франкл и др.).

Мы опираемся на положения феноменологии о внутреннем мире субъекта как неповторимого и уникального феномена самосозидания, недоступного для понимания без акцента на индивидуальный опыт, переживания личности в каждом конкретном случае (Э. Гуссерль, В. Дильтей и др.).

Выстраивая гуманистическую концепцию активизации личностного саморазвития, мы опирались на философские подходы, объединенные общей гуманистической идеей о приоритетности интересов личности, добровольности и самодеятельности ее решений над задаваемыми извне интересами (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М.С. Каган и др.). Такая позиция имеет для нашего исследования особую ценность, ибо она указывает на важность теоретического осмысления значения самоценности личности, ее способности к саморазвитию, рефлексии в конструктивном решении тех противоречий, которые сопровождают процесс личностного саморазвития.

Психологический анализ проблемы активизации личностного саморазвития курсанта военного института фиксирует наше внимание на социокультурном подходе (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, И.С. Кон и др.), на фоне которого происходит переосмысление их ценностных ориентаций и жизненных смыслов. Образование в данном случае рассматривается не как трансляция готовых форм культуры, а как творческое освоение самим курсантом культурных ценностей и смыслов.

Особую значимость в раскрытии психологических механизмов процесса личностного саморазвития приобретают труды представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Анализ их работ позволяет считать, что в природе человека заложены потенции к непрерывному саморазвитию. В своей работе мы выделяем психологические механизмы процесса личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института. Основными из них являются рефлексия, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя (И.С. Кон, С.Ю. Степанов, В.В. Столин и др.); неадаптивная активность субъекта (В.А. Петровский); "Я-концепция" (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, К. Роджерс и др.); самовоспитание, как сознательная деятельность человека по совершенствованию воли, характера, высший уровень самоизменения; самоопределение, саморегуляция как проявление сдержанности, самообладания, готовности к анализу собственных действий, возможностей (Б.Г. Ананьев и др.); самоактуализация как стремление к совершенству (А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм и др.); поиск смысла жизни, реализация собственного потенциала, самосознание (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский и др.).

Выделить юношество как особый период в процессе личностного саморазвития нам позволил анализ работ К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Кона и др. Самоценность юношеского возраста как особого периода становления человека состоит в том, что это период наиболее полного, непрерывного, сознательного личностно-профессионального саморазвития человека, поскольку к этому возрасту могут сформироваться, при гуманном воспитании, основные предпосылки ответственного самотворчества.

Обращение к понятию «активизация» объясняется необходимостью побуждения к активности, что предусматривает создание системы целенаправленных педагогических условий, обусловливающих личностный рост и обеспечивающих актуализацию внутренних потенциалов, «нормальное развитие личности» (Б.С. Братусь).

Переосмысление философско-психологических оснований процесса личностного саморазвития помогло выяснить собственное отношение к проблеме.

Личностное саморазвитие – это процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбор целей, путей и средств самосовершенствования сообразно жизненным ценностям.

Личностное саморазвитие курсанта военного института – это детерминируемый условиями обучения в военном вузе и характером будущей службы процесс духовно-нравственного самостроительства, сознательно управляемый личностью и направленный на активную деятельность по развитию у себя личностно значимых качеств, установлению своих собственных духовных начал.

Нами активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института рассматривается как побуждение его к активности, как процесс целенаправленных усилий со стороны педагогов по актуализации его внутренних потенциалов. Активизация процесса личностного саморазвития протекает на основе создания педагогических условий, вследствие которых курсант способен самостоятельно и ответственно выстраивать цели, задачи, планы личностного саморазвития.

Специфика процесса личностного саморазвития курсанта военного института связана с особым положением армии как социальной подсистемы общества; с ростом внутренней противоречивости социальных процессов в армии; с изменением целей и задач военной реформы в связи со сменой внутри- и внешнеполитических ориентиров государства и общества; с реформой системы образования вообще и военного в частности; со снижением статуса военнослужащих в обществе.

Рассмотрение личностного саморазвития с позиций философии и психологии позволило нам выстроить педагогические основы активизации данного процесса в образовательном процессе военного вуза.

Для понимания сущности процесса личностного саморазвития нам важно было рассмотреть антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский и др.), в основе которого - вера в возможности творческой самореализации личности и внимательное отношение к ее интересам, потребностям и мотивам в процессе образования и развития. В центре внимания гуманистической педагогики стоит уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации свих возможностей (самоактуализации), она открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Проблема активизации личностного развития через создание особых педагогических условий, побуждающих воспитанника к желаемым изменениям, рассматривается в работах О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой и др.

В  своем  исследовании  мы  опирались на  концепцию  саморазвития  Л.Н. Куликовой, в основе которой лежит учет глубокой взаимосвязи психического развития и воспитания ребенка, а также совокупность закономерностей и принципов воспитания, которые ориентируют педагога на духовную поддержку личности в процессе взаимодействия с ним и обеспечивают непрерывный личностный рост юноши за счет пробуждения внутренних сил на основе развития механизмов сознательной саморегуляции. В результате юноша как субъект деятельности самостоятельно выстраивает свою Я-концепцию и стратегию жизни на основе интериоризированных социокультурных ценностей и смыслов.

Указанные выше педагогические основания в своей совокупности доказывают возможность успешной активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института.

По нашему мнению, личностное саморазвитие курсанта в образовательном процессе военного института обусловлено следующими факторами: убежденностью курсанта в значимости личностного саморазвития; способностью курсанта к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней; ориентированностью образовательного процесса военного вуза на личностное саморазвитие курсанта.

Анализ концепций Ю.К. Бабанского, А.А. Бодалева, М.А. Данилова и др., в которых убежденность определяется как особое качество личности, как регулятор нравственного поведения, как направленность личностно-профессиональной позиции, позволяет нам вывести один из важных факторов активизации личностного саморазвития курсанта военного института – его убежденность в значимости личностного саморазвития.

Для развития убежденности человека, по мнению А.В.  Петровского,  М.Г. Ярошевского и др., необходим его личностный опыт, который порождает определенные чувства, переживания, отношение к окружающему.

Анализируя концепции В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Л.Н. Куликовой, С.В. Кульневича и др., в которых потребность в творческой преобразующей деятельности выделяется как ведущая характеристика человека, влияющая на процессы творческого самовыражения и личностно-профессионального роста, созревания личностного достоинства и рефлексивных способностей, мы выводим следующий фактор, способствующий эффективному личностному саморазвитию, – способность курсанта к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней.

Многие исследователи подчеркивают, что студенческий возраст является  сензитивным периодом для формирования потребности в новых действиях и деятельностях, потребности в обогащении их содержания и совершенствования способов (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, В.А. Сухомлинский и др). Поэтому способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самих себя в ней является необходимым условием «выращивания новых личностных структур сознания».

Анализ работ педагогов-классиков К.Н. Вентцеля, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого и др., а также педагогов-современников О.С. Газмана, Л.Н. Куликовой, Н.Е. Щурковой и др., рассматривающих организацию педагогически целесообразной среды воспитания в вузе, в условиях которой возможно духовно-нравственное саморазвитие, позволил нам вывести еще один фактор рассматриваемого нами процесса – ориентированность образовательного процесса военного вуза на личностное саморазвитие курсанта.

Этот феномен позволит обозначить «актуальное будущее поле» свободной развивающейся личности курсанта, где он может осуществлять в субъект-субъектном взаимодействии с преподавателем сознательную социально-одобряемую деятельность, в которой социальный опыт превращается в личностные качеств, т.е. образовательный процесс выступает как «творец смыслов саморазвития».

Взаимообусловленность и взаимодействие названных факторов являются основой для активизации процесса личностного саморазвития курсанта военного института.

Действенность указанных факторов обеспечивается наличием соответствующих педагогических условий и предпосылок.

Педагогические условия – это обстоятельства, создаваемые педагогом, способствующие образованию внутренних психологических условий, побуждающих к саморазвитию. Актуализация педагогами для курсанта деятельности саморазвития есть оказание помощи в овладении продуктивной творческой самодеятельностью, при ее самомотивации, создание атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, взаимного доверия, вследствие чего происходит развитие его рефлексивных способностей, в основе которых свободное личностное суждение, развитие и укрепление чувства собственного достоинства. Этому служат и ситуации «точечного взаимодействия» преподавателей с курсантами, при которых процесс личностного саморазвития будет протекать как имманентный, приобретать личностно-ориентированный характер. Он будет осуществляться самостоятельно, накапливая у курсантов положительный личностно-значимый опыт, анализируя который, они утверждаются в ценности выбранного направления.

Опираясь на работы К.А. Абульхновой-Славской, В.И. Андреева, Н.Б. Крыловой и др., мы пришли к выводу, что активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института будет наиболее успешной, если будет актуализирована педагогами для курсанта деятельность саморазвития, что является важным условием нашей гипотезы.

Актуализирующая роль педагога состоит в том, чтобы регулярно создавать для курсантов ситуации «интеллектуально-эмоционального напряжения, будирующие личностное саморазвитие». Словом, важно пробуждать такие отношения и взаимоотношения, благодаря которым побуждающая сила мышления будет опосредована активизирующей силой переживаний - своего рода сигналом изнутри, преобразующим внешние источники активности во внутреннюю работу курсанта над собой.

Необходимость создания условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений отмечают Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик и др.; исходя из этого, следующим условием активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института является включение курсанта в творческую самодеятельность, рождающую мотивацию и опыт личностного саморазвития.

Все исследователи, подчеркивая важность личностных факторов, сходятся во мнении, что чем выше уровень творчества личности, тем сильнее «внутренняя» мотивация творчества (Е.В. Бондаревская, Л.Н. Куликова и др). Таким образом, задача педагога состоит в создании ситуаций, требующих творческих решений, помощи в творческом саморазвитии и обеспечении необходимых педагогических условий для эффективности реализации соответствующего процесса. Активность личности, ее адекватная реакция на внешнее воздействие, самодвижение и саморазвитие в переменчивых условиях – это и есть проявление особенностей и возможностей творческой личности. Развитие творческости, таким образом, представляет собой одну из центральных линий личностного развития. Творчество подразумевает создание чего-то нового, поэтому саморазвитие личности можно рассматривать как творческий акт, внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего.

Анализ работ о роли знаний по вопросам психологии ребенка и способов его обучения (П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.) позволил нам сформулировать следующее условие – повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития.

Высокая психолого-педагогическая компетентность является главным и постоянным требованием к личности педагога, без которого успешная педагогическая работа невозможна или малоэффективна (Р.С. Немов). Это в полной мере относится к военным педагогам, преподавателям и командирам.

Профессиональная компетентность педагога рассматривается многими исследователями как важнейшее условие активизации процесса личностного становления (Ю.К. Бабанский, В.А. Кан-Калик и др.).

Главными чертами педагогической компетентности являются: отказ от приоритетности знаний и ориентация на личностный рост студента; социально-психологические установки на ценностное, эмоционально-принимающее отношение к студентам, на их духовно-нравственное развитие; овладение методами воспитания, органично включающими студентов в подлинно человеческие связи.

Совокупность выявленных нами педагогических условий позволит обеспечить активизацию личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного вуза, его результативность.

Процесс личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института будет активизирован, если для этого созданы предпосылки, главными из которых мы считаем опору на приоритетность личностного достоинства курсанта; насыщенность культурного пространства вуза; атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, взаимного доверия между педагогами и курсантами.

Для того чтобы выявить динамику активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного вуза, нам важно было определить ее критерии: подготовленность курсанта к личностному саморазвитию; творческий потенциал личности курсанта; ценностное отношение курсанта к профессии.

Эффективность педагогических условий личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного вуза обусловлена учетом частных закономерных связей: чем выше уровень психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров, тем эффективней процесс личностного саморазвития курсанта; чем больше в учебной и внеучебной деятельности курсантов присутствуют элементы творческой самодеятельности, тем выше уровень креативности и рефлексивных умений; чем актуальнее для курсанта деятельность саморазвития, тем выше степень убежденности в значимости и личной ценности процесса личностного саморазвития. На их основе сформулированы принципы личной значимости, единства личностного и профессионального развития, творческой активности, «взращивания».

Тем самым определены основные концептуальные положения, которые служат гуманизации образовательного процесса военного вуза и активизируют процесс личностного саморазвития курсанта.

Во второй главе «Пути и средства активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института» проведена проверка достоверности теоретически обоснованных нами педагогических условий, при которых происходит активизация личностного саморазвития курсанта.

Экспериментальная работа проводилась поэтапно в течение 1998–2002гг. Экспериментальной базой явился Дальневосточный военный институт. В целом, в эксперименте приняли участие курсанты двух курсов обучения (около 300 человек), 10 командиров и 17 преподавателей. Учитывая требования к формированию выборки, для проведения опытно-экспериментальной работы нами были определены экспериментальная (54 человека) и контрольная (60 человек) группы (взвода) различных подразделений (рот) первого года обучения.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали различные методы педагогического исследования. Была проведена углубленная диагностика курсантов контрольной и экспериментальной групп, включающая работу как с самими курсантами, так и с командирами подразделений и преподавателями, работающими с данными группами.

Целью констатирующего эксперимента было определение исходного уровня активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института. Констатирующий замер показал преобладание низкого уровня личностного саморазвития: 50,2 % – в экспериментальной группе, 46,5 % – в контрольной.

Полученные результаты позволили уточнить и откорректировать ранее намеченные пути активизации личностного саморазвития курсантов и перейти к преобразующему эксперименту.

Согласно первому условию гипотезы, активизация процесса личностного саморазвития курсанта военного института эффективна при актуализации педагогом для курсанта деятельности саморазвития. Для замера эффективности данного условия нами был выделен критерий – подготовленность курсанта к личностному саморазвитию. На начало работы над этим условием преобладал низкий уровень по данному критерию (58,1 % – эксп. гр., 56,7 % – контр. гр.).

Актуализация деятельности саморазвития предполагала педагогические действия, направленные на информированность, оказание помощи в осмыслении сущности данного процесса – ее ценностного аспекта и значимости в становлении личности. Она осуществлялась посредством погружения курсантов в обозначенную проблему путем проведения специальных занятий, которые включали в себя проблемные диалоги, дискуссии, беседы, анкетирование, совместное обсуждение различных проблем, касающихся личностного саморазвития.

В итоге проведенной работы высокий уровень подготовленности курсанта к личностному саморазвитию в экспериментальной группе повысился на  11,1 %, средний на 33,5 %, тогда как в контрольной группе рост составил 4,4 % и 4,5 % соответственно (Таблица 1). Более позитивные изменения произошли в экспериментальной группе, что обусловлено целенаправленной деятельностью педагогов и офицеров.

Таким образом, реализация данного условия подтверждает эффективность активизации личностного саморазвития курсантов при актуализации педагогом для курсантов деятельности саморазвития.

Задачей следующего этапа опытно-экспериментальной работы являлась проверка второго условия гипотезы, теоретически нами обоснованного, состоящего в том, что процесс личностного саморазвития курсанта военного института будет наиболее результативным, если он будут включен в творческую самодеятельность, рождающую мотивацию и опыт личностного саморазвития.

Перед началом работы над этим условием мы замерили исходный уровень творческого потенциала личности курсанта и выяснили, что преобладает низкий уровень по данному критерию – 50,6 % в экспериментальной группе, 47,6 % – в контрольной.

Осуществляя реализацию данного условия, мы на первом этапе стремились активизировать процесс самопознания, самоорганизации рефлексии. Нами было организовано совместное с курсантами обсуждение успехов и неудач в различной деятельности; создавались условия, в которых курсанты анализировали свои действия, оценивали как способ действия, так и достигнутый результат. С целью самопознания мы использовали метод «Интервью с самим собой». Самоинтервьюирование мы рассматривали как одно из проявлений самосознания, рефлексии. С целью рефлексии профессиональных ценностей нами использовался учебный диалог. Во время учебных занятий творческая самодеятельность была организована через проведение бинарных занятий. Учебно-познавательной деятельности мы придавали характер проблемности и исследовательского поиска, активно использовали метод диалоговой вовлеченности, проблемное обучение.

Повторный замер творческого потенциала личности курсанта показал, что рост по данному критерию составил в экспериментальной группе 38,2 % (высокий и средний уровни), в контрольной – 9,8 %. Сопоставление итоговых замеров экспериментальной и контрольной групп показало, что позитивные изменения возможны при целенаправленной опытно-экспериментальной работе.

Таким образом, подтвердилось положение гипотезы о необходимости творчества для всех курсантов. Оно становится возможным при изменении подхода к воспитанию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к действию стимулирует заложенные в каждом курсанте творческие потенциалы, что способствует развитию творческой личности, стержнем которой становится самодеятельность как реализация не чужих, а своих интересов.

Следующей задачей опытно-экспериментальной работы была проверка положения гипотезы о психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития как условии активизации данного процесса.

Уровень профессионализма и педагогического мастерства преподавателей и офицеров военного вуза характеризуется тем, насколько успешно они способствуют развитию у будущих специалистов профессиональных интересов и ценностей, поэтому для оценки эффективности данного условия нами был выделен критерий – ценностное отношение курсанта к профессии.

Критерий ценностного отношение курсанта к профессии был замерен по следующим показателям: мотивация учебной деятельности, ценностные ориентации, содержание жизненных смыслов. На начало эксперимента преобладал средний и низкий уровень по данному критерию (79 % – экспериментальная группа, 78,9 % – контрольная).

Программа преобразующего эксперимента по реализации данного условия включала два этапа: 1)психолого-педагогическое просвещение преподавателей и офицеров по вопросам активизации процесса саморазвития; 2)анализ и совершенствование индивидуального стиля деятельности.

С этой целью в Дальневосточном военном институте мы провели серию спецсеминаров с преподавателями и офицерами. Они включали лекции, на которых излагалось общее теоретическое представление о концепции воспитания и саморазвития личности курсантов; лекции-беседы, лекции-семинары по частным вопросам активизации процесса личностного саморазвития курсанта; практические занятия, на которых преподаватели и офицеры учились применять различные психолого-педагогические диагностики для выявления индивидуальных особенностей курсантов, для изучения психологического микроклимата в курсантских подразделениях с последующим конструированием различных видов и способов педагогической поддержки процесса личностного становления курсанта.

Также в процессе психолого-педагогического просвещения преподавателей и офицеров использовались тренинги, способствующие развитию у педагогов внутренних средств саморазвития своей личности. Для повышения компетентности преподавателей мы старались привлечь их к участию в семинарах и конференциях, не только внутри-, но и межвузовских, а также нами было организовано проведение открытых занятий, самоанализ индивидуального стиля деятельности.

При проведении второго этапа преобразующего эксперимента по этому условию мы обучали преподавателей анализу своего индивидуального стиля деятельности и приемам его совершенствования, показывали, что каждый преподаватель должен выбирать те приемы и способы профессиональной деятельности и то содержание, которые максимально способствовали бы развитию его индивидуальности.

Завершающий замер показал, что улучшились показатели ценностного отношения курсантов к профессии. Высокий уровень в экспериментальной группе увеличился на 10,5 %, тогда как в контрольной – лишь на 4,4 %. Количество курсантов с низким уровнем ценностного отношения к профессии в экспериментальной группе уменьшилось на 20,5 %, а в контрольной их количество существенно не изменилось (3,3 %).

Итак, организованная на данном этапе опытно-экспериментальная работа подтвердила положение гипотезы о том, что повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития позволит повысить эффективность данного процесса.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа доказала справедливость выдвинутых нами и теоретически обоснованных положений гипотезы. Анализ результатов показал, что прослеживается наибольший рост критериев в экспериментальной группе (Таблица 1). Высокие результаты критериев личностного саморазвития у курсантов экспериментальной группы объясняются реализацией педагогических условий, активизирующих данный процесс. Незначительные изменения в контрольной группе, по сравнению с экспериментальной, свидетельствуют о том, что личностное саморазвитие курсанта в образовательном процессе военного вуза осуществляется гораздо эффективнее при целенаправленной работе педагогов и офицеров по активизации данного процесса.

Таблица 1

Динамика уровней активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института

 

Критерии

гр

результаты в %

выс. ур.

ср. ур

низк.ур.

до

после

до

после

до

после

Подготовленность курсанта к личностному саморазвитию

э

9,9

21

32

65,5

58,1

13,5

к

10

14,4

33,3

37,8

56,7

47,8

Творческий потенциал личности курсанта

э

12,3

38,3

37,1

49,3

50,6

12,4

к

11,3

15,7

41,1

46,5

47,6

37,8

Ценностное отношение курсанта к профессии

э

21

31,5

37

47

42

21,5

к

21,1

25,5

43,3

42,2

35,6

32,3

 

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы следующие выводы:

1. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института является процессом и результатом педагогической поддержки личностного становления будущего офицера, которая обусловливает его личностный рост и обеспечивает актуализацию его внутренних потенциалов. Для активизации процесса личностного саморазвития необходимы педагогические условия, вследствие которых курсант способен самостоятельно и ответственно выстраивать цели, задачи, планы личностного саморазвития.

2. Основными факторами, способствующими активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института, являются: убежденность курсанта в значимости личностного саморазвития; способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней; ориентированность педагогического процесса военного вуза на личностное саморазвитие курсанта.

3. Совокупность педагогических условий, активизирующих процесс личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института, включает: актуализацию педагогами для курсанта деятельности саморазвития; включение курсанта в творческую самодеятельность, рождающую мотивацию и опыт личностного саморазвития; повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития.

4. Важнейшими предпосылками успешности процесса активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института, являются: опора на приоритетность личностного достоинства; насыщенность культурного пространства вуза; атмосфера сопереживания, взаимоуважения, взаимного доверия.

5. Критериями эффективности активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института являются: подготовленность курсанта к личностному саморазвитию; творческий потенциал личности курсанта; ценностное отношение курсанта к профессии.

6. Эффективность влияния педагогических условий на личностное саморазвитие курсанта обусловлена учетом конкретных закономерных связей и опорой на педагогические принципы.

Таким образом, на основе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы мы подтвердили состоятельность нашей гипотезы относительно эффективности выявленных нами педагогических условий активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института. Это позволит изменить характер высшего военного образования, сориентировав его на личностное саморазвитие курсанта, что внесет определенный вклад в гуманизацию общества, которая актуализируется сегодня в условиях его демократизации. Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы, а лишь рассматривает один из ее важных аспектов. Неисследованными остались такие вопросы, как особенности личностного саморазвития после получения высшего образования (в воинских частях и подразделениях), координация преподавателями, командирами подразделений и руководством военного вуза деятельности по активизации личностного саморазвития курсантов и др. Разработка этих аспектов перспектива дальнейшей работы.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Слесаренко, Н.В. Саморазвитие личности как необходимое условие формирования будущего офицера / Н.В. Слесаренко // Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры: Материалы конференции. – Благовещенск: Амурский ИППК, 2000. – С. 203–204.

2. Слесаренко, Н.В. Проблемы саморазвития личности курсанта в военном вузе / Н.В. Слесаренко // Гуманизм современной педагогики: Материалы «Открытой лаборатории». – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. – С. 80–84.

3. Слесаренко, Н.В. О проблеме взаимодействия преподавателя и курсанта в образовательном процессе / Н.В. Слесаренко // Проблемы реализации государственных стандартов содержания образования в преподавании физики и математики: Материалы научно-методической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. – С. 3.

4. Слесаренко, Н.В. Идея саморазвития личности как основание обновления математического образования / Н.В. Слесаренко // Проблемы реализации государственных стандартов содержания образования в преподавании физики и математики: Материалы научно-методической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. – С. 4.

5. Слесаренко, Н.В. Технологическая культура педагога / Н.В. Слесаренко // Современные технологии образования и воспитания в высшей школе: Материалы международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002. – С. 37–38.

6. Слесаренко, Н.В. Формирование ценностного отношения к собственному "Я" как необходимое условие саморазвития личности / Н.В. Слесаренко // Опыт и проблемы реализации государственного образовательного стандарта ВПО: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2002. В 2-х ч. Ч. 2. – С. 118–119.

7. Слесаренко, Н.В. Педагогические условия саморазвития личности студента военного института / Н.В. Слесаренко // Открытое образование и его роль в развитии местных сообществ: Материалы конференции. – Благовещенск. Открытый институт муниципальных проблем, 2002. – С. 110–115.

8. Слесаренко, Н.В. Организация творческой самодеятельности студентов вне учебных занятий / Н.В. Слесаренко // Новые технологии в обучении физике и математике: Материалы конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – С. 102–103.

9. Слесаренко, Н.В. Организация многогранной творческой самодеятельности студентов / Н.В. Слесаренко // Организация ценностно-ориентационной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – С.67–70.

10. Слесаренко, Н.В. Культурное пространство вуза как фактор саморазвития личности / Н.В. Слесаренко // Организация ценностно-ориентационной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – С.156–157.

11. Слесаренко, Н.В. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов – необходимое условие профилактики их профессиональной деформации   / Н.В. Слесаренко // Профессиональная деформация специалиста образовательного учреждения: проблемы и пути их решения: Материалы международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – С.100–104.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки
Рассылка 'Новости библиотеки диссертаций'

Пишите нам
X