Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Комната отдыха

Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Новости
Поиск
СУПЕРОБУЧЕНИЕ Полезные ссылки

Введите слово для поиска

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В.Ломоносова.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАЗАКОВ Михаил Михайлович

 

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

В IV ВЕКЕ

 

 

Специальность 07.00.03 – всеобщая история

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

 

Диссертация выполнена на кафедре истории древнего мира Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

 

Официальные оппоненты:

 

доктор исторических наук, профессор А. И. ПАВЛОВСКАЯ

доктор исторических наук, профессор И. А. ДВОРЕЦКАЯ

доктор исторических наук, профессор И. C. ЧИЧУРОВ

Ведущая организация — Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра истории древнего мира

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ И
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Диссертация посвящена изучению процесса христианизации Римской империи в IV в., его основных аспектов и исторического значения.

Возникнув в I в., христианская религия медленно распространялась в римском мире, и до начала IV в. христианизация носила преимущественно спонтанный и латентный характер. Она протекала в условиях нелегального или полулегального статуса христианской религии в римском государстве, и влияние христианства на различные стороны и сферы жизни римского общества было незначительным, как и количество самих христиан.

В IV в. происходит «обращение» Римской империи в христианство и «обращение» христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V в. Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, типичного для последующих веков. C конца
IV в. христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества, становится мировой религией и важнейшим фактором исторического развития. Таким образом,
IV в. сыграл огромную роль для судеб христианской религии, античного мира и последующего развития европейской цивилизации. И эта роль в значительной степени определялась процессом христианизации Римской империи, который составлял, пожалуй, главное содержание этой эпохи с точки зрения перспектив исторического развития и влияния на будущий облик Европы. Изучение христианизации Римской империи в IV в. представляет огромный научный интерес и является очень важным для понимания особенностей глобального исторического перехода человечества от античности к средневековью.

Отправной точкой настоящего исследования является так называемая «Константинова революция»[1], так как заданные ею модели христианизации были использованы на протяжении всего столетия. Но как всякий исторический процесс христианизация не представляла собой ровного и прямолинейного движения, испытав в IV в. взлеты и падения. Логичное завершение процессов, начатых Константином, приходится на время правления Феодосия. Поэтому мероприятия Константина и Феодосия в отношении христианства могут рассматриваться как начальный и завершающий этапы одного процесса. Таким образом, хронологические рамки исследования включают период с конца III в. – времени реформ Диоклетиана, когда созрели основные предпосылки «Константиновой революции» и христианизации, до конца IV в. – окончания правления Феодосия, при котором завершились основные процессы, начатые Константином. Такие хронологические рамки представляются наиболее интересными для исследования ввиду того, что в этот период христианизация носила всесторонний характер и протекала наиболее интенсивно. Кроме того, в это время христианизация проходила на общем фоне религиозной веротерпимости со стороны государственных структур и относительного паритета религий.

 Территориальные рамки исследования определяются в основном границами Римской империи, хотя в ряде случаев, особенно, когда речь идет о распространении христианства, затрагивается варварская периферия и некоторые страны за пределами Римской империи. Изучение христианизации варваров имеет особое значение в связи с их ролью в исторических судьбах Европы после крушения Западной Римской империи, а изучение распространения христианства за восточными границами Римской империи важно для понимания исторических особенностей развития Византии.

 Общей целью исследования является изучение христианизации Римской империи IV века как исторического феномена в наиболее ярких и характерных ее проявлениях и определение сочетания новаций и традиций в этом процессе. Для реализации этой цели нам представляется необходимым решение следующих задач:

 Во-первых, изучение предпосылок христианизации на широком историческом фоне, начиная от возникновения христианства и заканчивая реформами Диоклетиана и Константина, ознаменовавшими преодоление империей всестороннего кризиса III в., который, по нашему мнению, был главной предпосылкой «Константиновой революции».

 Во-вторых, анализ темпов распространения христианства в IV в., как по различным регионам Римской империи, так и в различных социальных прослойках. Решение этой задачи должно способствовать пониманию реальных размахов христианизации и ее влияния на различные стороны общественной и частной жизни позднеантичного общества.

 В-третьих, рассмотрение хода христианизации от Константина до Феодосия, включая религиозное законодательство Империи и взаимоотношения христианства с другими религиями, а также рассмотрение политического аспекта христианизации, который включает формирование церкви, как политического института Римской империи, с одной стороны, религиозную политику римского правительства, с другой, и взаимодействие между церковью и государством, с третьей. Именно изучение этих сторон политического аспекта христианизации позволит выявить действительную ее роль в судьбах Римской империи и, шире, позднеантичного мира.

В-четвертых, изучение процесса формирования церкви не только как религиозного, но идеологического и политического института позднеантичной цивилизации, которое происходило на фоне борьбы внутри самой церкви, направленной на достижение единства.

В-пятых, определение значения христианизации Римской империи IV в. и влияния этого процесса на последующее историческое развитие.

Диссертация состоит из введения, семи глав и заключения, в котором излагаются основные выводы исследования. Диссертация содержит также списки источников, литературы и сокращений.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Введение посвящено обоснованию основной проблемы диссертации – христианизации, как исторического феномена, и христианизации Римской империи IV в., как конкретного исторического явления, оказавшего огромное влияние на последующие судьбы европейской цивилизации.

По нашему мнению, можно дать следующее определение христианизации: христианизация представляет собой процесс взаимодействия и взаимовлияния всех структур позднеантичной цивилизации (экономики, социальной сферы, государства, идеологии и культуры) и христианской религии со всеми ее институтами (церкви, как политического и экономического организма, христианской идеологии и культуры). По сути, христианизация, как процесс взаимодействия христианства с различными светскими структурами в разные исторические эпохи, является главным содержанием всей истории христианства. Однако в этой истории были особые этапы, в частности IV век, которые оказали наибольшее влияние на историю мировой цивилизации и которые заслуживают особого внимания. Как всякий исторический процесс христианизация имела не только религиозную сторону, но и социальную, политическую, экономическую и культурную стороны.

Особую важность для решения задач, направленных на достижение цели настоящего исследования, представляет вопрос о выборе методологии исторического исследования. Господствовавший до недавних пор практически безраздельно в советской исторической науке марксистско-ленинский формационный подход к истории подвергся в последние годы не только обоснованной, но и в ряде случаев неоправданной критике. Вместе с тем и увлечение историков цивилизационным подходом имело не только свои положительные стороны, но и недостатки. Автор настоящего исследования склонен считать, что оба подхода представляют собой в определенном смысле крайности, которых следует избегать в серьезной исторической работе. Оставаясь материалистом и признавая диалектику исторического развития, автор отвергает строгую материальную детерминированность исторических явлений и событий, особенно в том, что касается религии и культуры. Вместе с тем и цивилизационный подход, предполагающий определенную аморфность экономических и социальных структур на каждом этапе исторического развития, не дает достаточно полной и ясной картины эпохи и общества, существовавшего в ней, а также не позволяет вывести исторических закономерностей, если каждая цивилизация представляется замкнутым циклом.

На наш взгляд, наиболее плодотворным может стать сочетание обоих подходов. Нам представляется, что общество, как и сам человеческий индивид, имеет две сущности – материальную и духовную. Материальная сущность позволяет человеку и человечеству существовать как биологическому виду и воспроизводить себя в последующих поколениях. Духовная сущность выделяет человека и человечество из мира животных, создает социум и воспроизводится в культуре каждой исторической эпохи. В связи с этим, формационный подход позволяет определить структуру, каркас общества на определенном этапе истории, выявить объективные факторы его существования и изучить основные тенденции влияния этих факторов на исторический процесс. Цивилизационный подход позволяет акцентировать внимание на духовную сферу общества, на субъективные факторы его развития и увидеть, как эти факторы влияли на реальный ход истории.

И еще в одном автор придерживается комбинированного подхода. Советская историческая наука, находясь в узких рамках концепции общественно-экономических формаций, имела своей тенденцией создавать некие схемы и стремилась к выведению общих, а порой и глобальных исторических законов. В силу этого большая часть исторических исследований в советской историографии отличалась широтой тем и поставленных проблем. Западная историография, напротив, стремится избегать обобщений, и большая часть исследований западных историков отличается узостью тем и конкретностью решаемых проблем. Нам представляется целесообразным сочетать оба подхода – обобщающий и конкретно-исторический – в отношении проблематики настоящего исследования. Заявляя очень широкую тему и осознавая ее необъятность, мы вместе с тем намерены внести в нее конкретно-исторические исследования по отдельным аспектам, которые позволят сделать конечные выводы более аргументированными, а саму работу более интересной.

 Христианизация является в определенной степени универсальным явлением, встречающимся в самых различных уголках мира на протяжении последних двух тысячелетий истории человечества, поэтому данная тема представляется весьма актуальной. Причем, распространение христианства в наши дни делает эту тему актуальной не только в академическом, но и в практическом плане. Шире, изучение процесса христианизации позволяет выявить некоторые общие закономерности распространения любой религии, особенно если она имеет мировой характер. Актуальность темы определяется также и тем, что христианизация, будучи многосторонним и многогранным явлением, позволяет выявить многие исторические связи разных аспектов общественного бытия, а применительно к истории Поздней античности помогает понять процесс перехода к средневековью, который не утрачивает своей актуальности на протяжении многих столетий. Изучение процесса христианизации позволяет приблизиться и к пониманию другого важнейшего философско-исторического вопроса о том, что является движущей силой исторического развития – внешние божественные силы или общество само по себе содержит потенциал и двигатель собственного развития.

Научная новизна работы определяется, прежде всего, тем, что проблема христианизации Римской империи в IV в. в данной нами трактовке никогда не была предметом специального исследования ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Исследовались лишь ее отдельные аспекты и только некоторые из проблем, обозначенных в настоящем исследовании, причем преимущественно в зарубежной историографии.

В ГЛАВЕ I рассматриваются источники и историография. Проблема христианизации, а вернее, различных ее аспектов, освещена в источниках очень широко. Обилие источников по истории античного христианства заставляет в первую очередь попытаться их классифицировать. Автор приводит собственную классификацию, давая характеристику каждой группе и определяя степень полноты соответствующих источников для изучения поставленных проблем. Устоявшийся в источниковедении подход делит все источники на монументальные и письменные памятники.

I. Монументальные памятники, или памятники материальной культуры, по христианизации Римской империи включают 4 группы: 1) данные археологии; 2) произведения христианского искусства; 3) христианская эпиграфика; 4) данные нумизматики

II. Письменные памятники по проблеме христианизации Римской империи автор делит на три класса, каждый из которых подразделяется на несколько групп:

1) христианские письменные памятники включают: 1) канонические источники; 2) неканонические источники; 3) официальные церковные источники; 4) литургии, предписания культа, молитвы и гимны; 5) агиографические источники; 6) произведения отцов и учителей церкви и христианских писателей IVV вв. (дается характеристика основных произведений следующих авторов: Арнобий, Лактанций, Арий, Осий, Афанасий Великий, Юлий I, Либерий, Фирмик Матерн, Викторин Афр, Иларий, Люцифер Калаританский, Зенон, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Дамас, Оптат, Кирилл Иерусалимский, Амвросий, Филастрий, Сириций, Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст, Пруденций, Синезий, Иероним Стридонский, Августин); 7) церковные историки IVV вв. (Евсевий, Сократ, Созомен, Феодорит, Руфин, Сульпиций Север, Орозий, Филосторгий)

 2) нехристианские письменные памятники включают: 1) «атеистические» источники (Порфирий, Гиерокл); 2) источники, написанные авторами, придерживавшимися традиционной римской языческой религии (Фемистий, Юлиан, Либаний, Симмах, Аммиан Марцеллин, Евтропий, Аврелий Виктор, Евнапий, Зосим); 3) иудейские источники; 4) источники, написанные авторами, исповедовавшими восточные религии и культы.

3) юридические и официальные документы.

Ценность произведений перечисленных авторов, независимо от их религиозной ориентации, заключается в том, что они жили в эпоху христианизации, являляясь в большинстве своем непосредственными участниками религиозно-политический борьбы, противоборства язычества и христианства, никейства и ересей, внутрицерковных столкновений и коллизий церкви и императорской власти. В силу этого в трудах этих авторов содержатся уникальные сведения, совершенно необходимые для анализа самых разных сторон истории Римской империи IV в. и процесса христианизации.

Несомненную ценность как исторический источник по христианизации представляет ранняя церковная историография. Именно распространение христианства было в центре внимания церковных историков, и именно с точки зрения влияния христианства на все сферы жизни Римской империи они трактовали все в ней происходившее. Ценность этой группы источников состоит и в том, что авторы церковных историй были либо современниками описываемых ими событий, либо были близки к ним по времени. Они использовали оригинальные источники и свидетельства очевидцев и, несмотря на очевидную тенденциозность, церковные истории можно рассматривать как главный источник по теме настоящего исследования.

Особое внимание в исследовании уделяется публикациям источников в электронном виде: базам данных (CETEDOC и Patrologia Latina Database) и Интернет-ресурсам, а также методам их обработки с помощью компьютера.

В качестве общего вывода о состоянии источниковой базы по проблеме христианизации Римской империи в IV в. можно отметить, что мы располагаем самыми разнообразными источниками и в достаточно большом количестве для изучения практически всех аспектов исследования. Вместе с тем, обилие источников заставляет тщательно подходить к их отбору и искать наиболее оптимальные методы их обработки, в том числе и компьютерные. В подавляющем большинстве источники по интересующим нас проблемам тенденциозны и необъективны, поэтому их анализ требует самого внимательного отношения и критической работы, а также максимально возможной проверки исторических сведений и фактов, содержащихся в них.

Запрос на автореферат присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки
Рассылка 'Новости библиотеки диссертаций'

Пишите нам
X