Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Новости
Поиск

Введите слово для поиска

Бутаков С. А. Структурирование учебного материала в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному

Скачать диссертацию

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Состояние современной отечественной системы образования характеризуется некоторыми чертами, которые можно считать кризисными. К ним, в первую очередь, мы относим неразработанность методологии отбора и структурирования учебного материала, соответствующих выработанным современным подходам к организации процесса обучения. В связи с этим наблюдается развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в области образования с целью создания такой системы обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика. В этой ситуации возникает дисгармония между сложившимися традиционными, стереотипными методами обучения и новаторскими изысканиями, способными существенно повлиять на ход педагогического процесса.

Необходимо отметить, что начавшаяся реформа образования направлена на переход к 12-летнему обучению. В связи с этим будет пересматриваться содержание образования в области естественнонаучных дисциплин. В связи с направленностью на гуманитаризацию школьного образования четко просматривается тенденция на сокращение числа часов, отводимых на их изучение. Однако при сокращении объема учебного материала не должно произойти снижение уровня научности учебных курсов и снижение качества знаний учащихся. Это противоречие можно разрешить с помощью построения учебных курсов на основе правил и законов диалектической и формальной логик.

Таким образом, важнейшей проблемой при переходе к новой системе образования должна являться проблема отбора и структурирования содержания учебных курсов, придания им четкости и логической обоснованности. Тем более, что в русле технологического подхода к образованию структурированию учебного материала отводится одно из главных мест.

Проблема отбора и структурирования содержания учебных курсов занимает одно из центральных мест в современной дидактике и привлекает к себе внимание широкого круга исследователей. Различные подходы к решению данной работы раскрыты в работах В.А. Беликова, М.А. Данилова, Ю.И. Дика, Л.В. Занкова, Л.Я. Зориной, А.Н. Крутского, В.Н. Мощанского,  В.Г. Разумовского, К.М. Сосницкого, А.М. Сохора, А.И. Уман, А.В. Усовой, В.Ф. Шаталова, П.М. Эрдниева и других.

Не вызывает сомнений высказывание о том, что учебный материал всегда должен удовлетворять определенным стандартам. Но, помимо стандартов, которые задаются учреждениями, руководящими образованием, и касаются, как правило, содержания образования, учебный материал должен соответствовать критериям, предъявляемым к научной теории. На основе этих критериев должны осуществляться разработка и структурирование учебных курсов. Однако многими авторами как «старых», так и «новых» учебных курсов эти требования зачастую игнорируются.

В большинстве случаев изучение учебных предметов школьниками происходит, как правило, от частного к общему. Как показывает практика, внимание учащихся при этом зачастую концентрируется на конкретных фактах, определениях, законах, но не на их взаимосвязях. Обобщения знаний, их систематизации, осознания структуры в данном случае не происходит. Обучаемый не понимает, что является главным, а что - второстепенным, что есть причина, а что следствие, какой закон - фундаментальный, а какой - частный, верный лишь при определенных условиях, допущениях, упрощениях, наконец, какова иерархия элементов и блоков информации.

Знание, которым в этом случае овладевает обучаемый, является статическим, в отличие от динамического знания, когда система дисциплины прочувствована, когда взаимосвязи и взаимовлияния установлены. Для того, чтобы собрать разрозненные и хаотичные знания учащихся воедино и сделать более стройной их систему, образовавшуюся в голове у учеников, необходимо выбирать формы работы, при которых движение мысли происходит не только от частного к общему, но и от общего к частному.

Проблема сжатия учебной информации и представления ее в лаконичном и доступном виде сейчас является очень актуальной. В эпоху информационной насыщенности проблемы представления знания и мобильного его использования приобретают колоссальную значимость. В области информационных технологий сейчас очень активно ведутся поиски, связанные с проблемами приобретения, представления и практического использования знаний. Эта отрасль получила название «инженерия знаний». Создаются всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом, компактном, удобном для использования виде (логические модели, семантические сети, продукционные модели и др.). Однако для школьников знакомство и тем более овладение этими новыми информационными технологиями на данный момент времени оказывается непосильным.

Наряду с этим эффективные способы сжатия учебной информации содержатся в известных психолого-педагогических теориях содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев) и, вообще говоря, формирования системности знаний (Л.Я. Зорина, А.В. Усова). В этом случае используются следующие приемы: моделирование в предметной, графической и знаковой форме, структурная блок-схема темы, опорные конспекты и т.д. Следует учитывать и тот факт, что при сжатии программного материала прочность усвоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: графическом, числовом, символическом и словесном.

Необходим словарь понятий по отношению к каждой из дисциплин, изучаемых в средней школе. Он позволит обосновать содержание учебников и учебных пособий, раскрыть новые возможности для их создания, а также для контроля за результатами образования. Одновременно он поможет создать более высокую степень интеграции содержания образования и дать методическую свободу.

В проблеме, связанной с систематизацией и структурированием учебной информации можно выделить несколько аспектов, которые проявляются в следующем:

1)     сложность создания логически непротиворечивой системы информации как по отдельным учебным предметам, так и по содержанию всего школьного образования в целом;

2)     относительная недолговечность существования созданной системы информации, что связано с появлением новых научных знаний, их развитием; что, несомненно, должно вести к реорганизации построенной системы, однако на основе заданных ею норм;

3)     преодоление некой социальной инертности образования, связанной с противодействием со стороны учителей, которое может быть вызвано необходимостью перехода к новым формам систематического изложения учебного материала.

Поэтому для структурирования учебного материала необходимо вывести ряд принципов, позволяющих упорядочивать учебный материал и структурировать его в соответствии с основными принципами познания. Эти принципы необходимо учитывать при формулировании учебных задач и усвоении школьниками учебного материала, потому что по устанавливаемой в процессе обучения логической структуре теории ученики могут проследить и лучше понять процесс ее формирования.

Логическое структурирование учебных курсов позволяет получить четкую, хорошо организованную структуру, выделение которой позволяет увидеть богатство внутренних связей и их гармоничность и обоснованность. Поэтому проблема научно обоснованного структурирования учебного материала с учетом гносеологических принципов является актуальной.

Можно выделить два подхода в отборе содержания и структурирования материала:

1)     эмпирический (включает в себя личный опыт обобщения и вариативность);

2)     теоретический (является принципиально новым для детей школьного возраста).

Как правило, отбор содержания и структурирования для большинства учебных курсов идет на основе первого подхода. Таким образом, общая проблема исследования может быть сформулирована как проблема реализации диалектико-логического подхода к отбору и структурированию учебного материала. Диалектико-логический подход возможен только в том случае, если есть восхождение от абстрактного к конкретному. В этой проблеме выделяем тему исследования: «Структурирование учебного материала в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному».

Цель исследования заключается в определении дидактического комплекса педагогических требований к структурированию учебного материала на основе восхождения от абстрактного к конкретному и выявлении их дидактической эффективности.

Объектом исследования избрана организация и управление процессом обучения школьников.

Предметом исследования являются требования дидактического комплекса педагогических требований к структурированию учебного материала на основе восхождения от абстрактного к конкретному и выявлении их дидактической эффективности. как объективной основы эффективного развития школьников, которое выражается в создании, развитии и формировании у них таких принципиально новых для школьного возраста психических образований как учебная деятельность и теоретическое мышление.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом: развитие школьников, выражающееся формированием у них учебной деятельности и теоретического мышления, будет происходить более эффективно в том случае, если учебный материал отобрать и структурировать в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, так как в этом случае мы получим объективную основу для разработки дидактических технологий.

В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1.     Изучить состояние проблемы отбора и структурирования содержания учебного знания в дидактической теории и практике обучения, проанализировать подходы к решению проблемы структурирования учебного материала..

2.     Изучить и проанализировать применение принципа восхождения от абстрактного к конкретному к организации научного знания и его применение в педагогике;

3.     Выделить, разработать и обосновать требования диалектико-логического подхода к отбору и структурированию учебного материала;

4.     Проанализировать школьные естественнонаучные курсы географии, химии и физики с точки зрения выделенных требований структурирования учебного материала на основе принципа восхождения от абстрактного к конкретному.

5.     Продемонстрировать применение выделенных требований при отборе материала и структурировании образовательных курсов (на примере раздела «Электростатика»); разработать соответствующие дидактические технологии и проверить их психолого-педагогическую эффективность в формирующем эксперименте.

При решении указанных выше задач были использованы следующие методы исследования:

1.      Теоретический анализ, который проводится с целью всестороннего изучения состояния рассматриваемой проблемы, выявления степени разработанности вопроса и определения круга педагогических проблем для их решения.

2.      Анализ и создание дидактического материала, которые проводятся с целью выявления недостатков в уже сформированных учебных курсах и преодоления их с помощью структурирования учебного материала и разработанной педагогической технологии.

3.      Педагогический эксперимент, который организуется для экспериментальной проверки правильности разработанных принципов структурирования и эффективности педагогической технологии.

4.      Статистические методы обработки, которые используются для первичного и последующего анализа полученных данных, для выявления эффективности проведенного педагогического эксперимента и для математически обоснованной обработки результатов.

Методологической основой исследования являются диалектика процесса познания и принцип восхождения от абстрактного к конкретному как важнейший гносеологический принцип. Эти важнейшие философские проблемы были рассмотрены в трудах выдающихся ученых-философов В.В. Агудова, В.А. Вазюлина, Г. Гегеля, В.С. Готта, Э.В. Ильенкова, Б.М. Кедрова, В.И.Ленина, К.Маркса, И.С. Нарского, В.С. Швырева, Ф.Энгельса и других.

В качестве психолого-педагогической основы исследования выступают психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие), теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и другие), теория творческого развития личности (А.З. Рахимов, А.И. Подольский), труды отечественных ученых-педагогов по проблемам организации и систематизации учебного знания (В.А. Беликов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, Л.Я. Зорина, А.Н. Крутский, В.Н. Мощанский, А.М. Сохор, А.В. Усова, П.М. Эрдниев и другие).

База исследования. Эксперимент проводился на базе средних школ № 7, 49 и 55 города Магнитогорска и татарской гимназии города Белебея. В эксперименте принимало участие 515 школьников.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997-1998 гг.) изучалось состояние проблемы структурирования учебного материала в теории и практике современной педагогики. Были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи и план работы. Проводилось наблюдение за процессом обучения в школах. Был выполнен констатирующий эксперимент по определению умения структурировать учебный материал в вышеуказанных школах.

На втором этапе (1998-1999 гг.) был проведен формирующий эксперимент по обучению умению структурировать учебный материал на основе принципа восхождения от абстрактного к конкретному. В ходе формирующего эксперимента совершенствовались разработанные педагогические технологии.

На третьем этапе (1999-2001 гг.) осуществлялась проверка выводов и результатов исследования в ходе формирующего эксперимента, проводилось осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы, осуществлялось диссертационное оформление, публикация результатов исследований.

Научная новизна исследования заключается в следующем: в соответствии с одним из основных принципов познания, а именно - принципом восхождения от абстрактного к конкретному – выделен, разработан и обоснован дидактический комплекс педагогических требований к структурированию учебного материала.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлена постановка проблемы и произведено выделение и описание системы принципов теоретического отбора и структурирования содержания учебного материала.

Практическая значимость заключается в следующем:

·        в соответствии с разработанными требованиями к структурированию учебного материала получен образец структурирования учебного материала (на примере раздела «Электростатика»);

·        разработаны и реализованы дидактические технологии по организации учебной деятельности, иллюстрирующие применение разработанных требований в педагогическом процессе;

·        проверена эффективность разработанных технологий;

·        даны практические рекомендации по их применению.

Положения, выносимые на защиту:

-         требования диалектико-логического подхода к отбору и структурированию содержания учебного материала;

-        образец разработанной структуры учебного материала (на примере раздела «Электростатика»);

-         педагогические технологии по организации учебной деятельности при преподавании раздела «Электростатика»;

-        организация исследования и его основные результаты.

Достоверность и обоснованность сформулированных в диссертации выводов обеспечивается их согласованностью с фундаментальными положениями теории познания, педагогической психологии и дидактики, проведением длительного педагогического эксперимента в строго контролируемых условиях, многосторонним качественным и количественным анализом имеющегося и полученного нами фактического материала.

Апробация диссертационного исследования. Процесс апробации диссертационного исследования осуществлялся посредством выступлений и публикаций тезисов на различных научно-практических конференций, в числе которых «Проблемы физико-математического образования в педагогических вузах России на современном этапе» (Магнитогорск, 1999), «Теория и практика управления процессом адаптации студентов к профессиональной деятельности» (Орск, 1999), «Человечество на пороге XXI века» (Магнитогорск, 1999), «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в негосударственных вузах» (Мурманск, 2000), «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2000), «Акмеология и психодидактика высшей и средней школы» (Уфа, 2000), «Актуальные проблемы физического образования на рубеже веков в педагогических вузах» (Уфа, 2001) и другие.

Скачать диссертацию

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам
X