Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Новости
Поиск

Как выбрать тему исследования?
Рекомендации по подбору информационных источников
Проблема анализа источников и написания научного аппарата
Определение методологической выдержанности исследования

Как выбрать тему исследования?

До того как Вы выбрали тему исследования, определите цель, т.е. ответьте на вопросы "что я хочу получить в результате?", "для чего нужно проводить исследование?".

Как правило, встречаются две основные цели:
1. Получить степень кандидата (доктора) наук. В этом случае возможны два варианта.
а) Вы заинтересованы в развитии определенной проблемы, какая-то область Вам определенно больше по душе.
б) У Вас нет определенных предпочтений, вам все равно с чего начинать.

В первом случае определите "рабочую тему", которая впоследствии может изменяться и принять законченный вид, и начинайте работу с источниками. Не бойтесь, что она будет не актуальна - таких тем не бывает. Не опасайтесь, что она кому-то (руководителю, зав. кафедрой и др.) не понравится, "свою" тему Вы всегда сумеете защитить от нападок. А в текст внесете те добавления, которых от Вас потребуют, и все останутся довольны. Во втором случае, Вам следует определить, на что сегодня есть спрос, что достаточно актуально, но и не слишком проблемно, не вызовет ненужных споров. Выберите "нейтральную" тему, решите для себя, что она предварительная, потом Вы ее измените, когда узнаете о проблеме больше.

Предостережения:
- не выбирайте проблему, которая активно обсуждается в прессе, требует незамедлительного решения. Вполне возможно, она будет решена до того, как вы защититесь, и время будет потрачено впустую;
- не выбирайте неоднозначную проблему, которая имеет своих сторонников и противников. Вы никогда не знаете, кем окажется оппонент, вполне возможно - противником, как и члены Диссертационного Совета;
- не чурайтесь проблем, которые уже хорошо изучены до Вас. Всегда можно добавить слова "на современном этапе" и тема станет актуальной.

2. Вы собираетесь внести новое слово в науку, получение степени для Вас не главное. В этом случае подойдет любая тема, которая Вам интересна. Начните работать по ней и убедитесь, что есть много "белых пятен", которыми никто всерьез не занимался. Требуется только терпение и ваше старание. Готовьтесь к тому, что придется собирать большой исследовательский материал, который вполне возможно войдет в противоречие с материалом других исследователей. Главное - необходимо максимально сузить тему. Например, в психологии - исследовать память только у детей 10-12 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В маркетинге - исследовать влияние социально-демографического фактора на товарооборот предприятий бытового обслуживания малых городов.
Вам предстоит "забросать" своей темой все научные журналы соответствующей направленности. После того, как Вы "застолбите" свою узкую тему, и Ваше имя будет прочно с ней увязано, можете расширять рамки исследования и продвигаться дальше.

3. Вам необходимо решить определенные проблемы в бизнесе, и Вы справедливо полагаете, что аналитическое исследование в этом поможет. В этом случае для Вас важнее сформулировать не тему исследования, а проблему, с которой Вы столкнулись. Цель аналитического исследования - создать информационно-аналитическую базу для принятия решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанный с ними.

Определившись с темой, можно начинать подбор информационных источников.

Далее >>>

X