Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница


Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки Перевод текста

Введите слово для поиска


Безсмертная Е. Р.
Выпуск и обращение муниципальных облигационных займов в Российской Федерации

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель кандидат экономических наук, доцент Рубцов Б.Б.

Москва 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Роль региональных и местных заимствований в системе государственных финансов
1.1. Теоретические основы управления на муниципальном уровне
1.2. Муниципальные системы зарубежных стран
1.3. Финансовые основы субъектов федерации и муниципальных образований
1.4. Особенности формирования и развития рынка муниципальных долговых обязательств в зарубежных странах
1.4.1. Выпуск муниципальных ценных бумаг в США
1.4.2. Выпуск муниципальных ценных бумаг в странах Западной Европы

Глава 2. Опыт заимствования нецентральных органов власти в России
2.1. Выпуск облигационных займов в дореволюционной России
2.2. Развитие рынка муниципальных облигаций в России на современном этапе
2.2.1. Динамика выпуска облигаций в 1992-2000 гг.
2.2.2. Разновидности выпускаемых облигаций
2.2.3. Внешние займы субъектов Российской Федерации
2.2.4. Принципиальные схемы осуществления заимствований
2.2.5. Итоги развития рынка субфедеральных и муниципальных ценных бумаг в 1992-2000 гг. и перспективы его дальнейшего развития

Глава 3. Концепция организации выпуска облигационного займа нецентральными органами власти
3.1. Создание предпосылок для формирования потенциальными эмитентами репутации платежеспособных и добросовестных заемщиков
3.2. Индивидуальная работа эмитента по созданию ликвидного финансового продукта

Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Развитие федеративной системы бюджетно-налоговых отношений в России, начавшееся в начале 90-х годов, породило огромное число проблем и противоречий в финансовых отношениях федеральных властей с администрациями субъектов Российской Федерации, субъектов федерации - с органами местного самоуправления. Одной из основных причин этих противоречий является несоответствие сложности финансово-хозяйственных задач, возложенных федеральным правительством на нецентральные органы власти, величине материальных ресурсов, имеющихся в их распоряжении. Результатом этих несоответствий стала перманентная недостаточность собственных финансовых ресурсов субъектов федерации и местных образований для самостоятельной реализации их исключительных полномочий и ответственности за социально-экономическое развитие подведомственных территорий. В связи с этим в последние годы особенно остро встала проблема привлечения заемных средств администрациями субъектов федерации и местных образований.

С 1992 г. в качестве одного из источников заемных средств стали выпуски облигационных займов, имеющие ряд преимуществ перед альтернативными источниками финансирования.

Вопреки сложившейся в зарубежных странах практике, в российском законодательстве не только нет единого термина для обозначения ценных бумаг двух низших уровней территориально-административной системы страны, но и определены существенные различия между государственными ценными бумагами субъектов федерации и ценными бумагами местных образований (муниципальными ценными бумагами). Таким образом, несмотря на единую экономическую сущность заимствования на уровне субъекта федерации и местного образования, юридическая разница между этими двумя составными частями одного и того же экономического явления присутствует.

Поэтому вполне понятно стремление современных экономистов к упрощению терминологии: многие авторы используют термин "муниципальные ценные бумаги" в отношении обеих групп ценных бумаг, что является общепринятым для обозначения ценных бумаг нецентральных органов власти в зарубежной литературе.' Иногда по отношению к ценным бумагам субъектов федерации применяют термин "региональные", а муниципальные ценные бумаги именуют "городскими".2 Данный подход не совсем корректен, поскольку в российских условиях понятия "субъект федерации" и "регион", "город" и "муниципалитет'" не являются синонимами. Применительно к обеим группам ценных бумаг некоторые авторы используют термин "субнациональные ценные бумаги"3, что, вероятно, допустимо с морфологической точки зрения, но, по сути, принижает статус эмитентов, являющихся полномочными представителями государственной власти на местах.

В связи с этим в настоящей работе в части, касающейся развития современного российского рынка ценных бумаг, будут использованы термины "субфедеральные ценные бумаги" - для обозначения ценных бумаг, эмитированных администрациями субъектов федерации, и "муниципальные ценные бумаги" - для обозначения ценных бумаг местных органов власти.

Объектом исследования является рынок ценных бумаг, эмитируемых нецентральными органами власти.

Предмет исследования - организация рынка ценных бумаг нецентральных органов власти в условиях финансового кризиса.

Главной целью диссертационной работы является обобщение и анализ практики облигационного заимствования местными органами власти и субъектами Российской Федерации на современном этапе развития рыночных отношений, разработка теоретической концепции эффективного развития данного сегмента рынка ценных бумаг в условиях спада инвестиционной активности.

Для достижения данной цели автор сформулировал и предпринял попытку решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы функционирования нецентральных органов власти и определить их специфическую роль в политико-экономическом развитии страны как полномочных представителей государства;

- определить степень самостоятельности нецентральных органов власти в решении экономических задач подведомственных им территорий и выявить причины возникновения рынка долга нижестоящих органов власти;

- проанализировать развитие системы заимствования региональных и местных органов власти в зарубежных странах, выявить различные подходы к созданию рынка долга нецентральных органов власти в США и европейских странах;

- рассмотреть направления развития рынка муниципальных облигаций в дореволюционной России, выявить сходства или различия российской системы заимствования с зарубежными системами;

- исследовать современную практику заимствования местных органов власти и субъектов Российской Федерации;

- разработать систему мер по повышению эффективности рынка субфедеральных и муниципальных ценных бумаг в России с учетом специфики социально-экономического развития территориальных образований.

В работе проведен сравнительный анализ развития современного российского рынка субфедеральных и муниципальных ценных бумаг с аналогичными секторами финансовых рынков отдельных зарубежных стран и рынка дореволюционной России с целью выявления общих и особенных черт в их развитии и определения возможных тенденций в будущем развитии системы облигационного заимствования нецентральными органами власти в России. Кроме того, в работе сделана попытка выявить основные причины снижения активности эмитентов и инвесторов на рынке долговых обязательств и предложить схему создания финансового инструмента с высокими инвестиционными качествами.

При написании диссертационной работы применялись общенаучные методы познания: системный подход, диалектический метод изучения экономической сущности предмета исследования и форм ее проявления, логический анализ, обобщения.

При написании диссертационной работы автор изучил труды специалистов, в разные годы занимавшихся исследованиями в области региональных и местных финансов: Бабича A.M., Баринова В.Т., Велихова Л.А., Карпикова Е.И., Коркунова Н.М., Лексина В.Н., Павловой Л.П., Родионовой В.М., Тарачева В.А., Твердохлебова В.Н., Швецова А.Н. Большое внимание было уделено публикациям авторов, непосредственно занимающихся вопросами заимствования нецентральных органов власти: Бондаря Т.А., Данкова А.Н., Довбни СВ., Костикова И.В., Новикова А.В.> Тышкевича Е.В.,, Шадрина А.Е., Ячника О.Е.

При исследовании опыта развитых с/гран были изучены труды зарубежных авторов, занимавшихся вопросами рынка муниципальных ценных бумаг: Fabozzi F.J., Fabozzi T.D., Feldstein S.G., Marshall A.H., Scott D.L., Sundaresan S.M., Zipf R.

В качестве источников статистической информации были использованы данные Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка России, отчетов рейтингового агентства Moody's, Немецкой биржи.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе исследуются теоретические вопросы организации управления на региональном и местном уровнях, эволюция теорий управления, приведены основные принципы моделей управления на муниципальном уровне в зарубежных странах. Рассмотрены финансовые основы деятельности нецентральных органов власти. Заключительный параграф включает данные об особенностях развития рынков муниципальных ценных бумаг в зарубежных странах, а также выводы о различиях американской и европейской системы организации рынка муниципальных облигаций.

Во второй главе рассмотрен практический опыт заимствования в России. Первый параграф содержит сведения о выпуске городских облигаций в дореволюционной России. Во втором параграфе рассматривается практика выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций в современной России. Дана краткая хронология событий на данном сегменте финансового рынка, сведения о его количественных и качественных характеристиках. Более подробно описаны принципы организации си стем заимствования крупнейших эмитентов на рынке субфедеральных ценных бумаг - Москвы и Санкт-Петербурга.

В третьей главе сделана попытка разработать общую схему организации системы заимствования нецентральными органами власти, основанную на использовании единых принципов функционирования заемного процесса и создании условий экономической безопасности для всех его участников.

В заключении представлены общие выводы исследования.

Запрос на полный текст диссертации присылайте на kulseg@mail.ru


Пишите нам
X