Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Комната отдыха

Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Новости
СУПЕРОБУЧЕНИЕ Полезные ссылки Поиск

Введите слово для поиска

Аспирантура

Наука как социальный институт

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

Ф. де Ларошфуко

 В отношении науки этот афоризм вдвойне справедлив. Наука по сути своей v явление социальное. Наука как система создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.

Жизнь в науке переполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. Ученый вступает в борьбу не только с познаваемой реальностью, но и в сложные отношения со своими коллегами, общественным мнением. От ученого постоянно требуется подтверждение его профессиональности, которое осуществляется через систему как объективной оценки продуктов его труда, в частности через публикации, так и через общественное признание. Деятельность ученого стимулируется и оценивается не только оплатой его труда, но и различными степенями, званиями и наградами.

Самой высокой и престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г., а в экономике v с 1969 г. является Нобелевская премия. До 2000 г. было присуждено около 450 премий. Российские и советские ученые удостаивались этой награды 12 раз. В 2000 г. Нобелевским лауреатом стал наш соотечественник Жорес Алферов. До этого наши ученые получали премию 22 года назад: в 1978 г. высшую научную награду получил Петр Капица. Женщины получили 9 премий. М. Склодовская-Кюри была награждена дважды: в 1903 г. v по физике, в 1911 г. v по химии. Самый молодой нобелевский лауреат v 25-летний У.Л. Брегг (1915).

Научная деятельность v это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а в силу специфики науки и за приоритет в полученном результате. Известно, как непросто утверждались в науке даже такие фундаментальные научные теории, как теория относительности, квантовая механика, генетика, кибернетика, теория эволюции.

М. Планк: LОбычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают, и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу¦.

Ориентированность на новации сочетается в науке с жестким консерватизмом, который представляет собой надежный заслон введению в науку необоснованных новаций.

Ж.Б. Ламарк: L-лучше подвергнуть долгому испытанию однажды открытую истину, лишая ее заслуженного внимания, чем допустить легкомысленного признания всего, что создается пылким воображением человека¦.

Одним из признаков науки сегодня является секретность. Это связано с тем, что 40 % научных исследований ведется по заказам военных ведомств, а также тесной связью науки с промышленностью и, следовательно, с коммерческой тайной.

Наука сегодня охватывает огромную область знаний включая около 15 тыс. дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле, стадии ее развития, возникновения и развития человека. Наука сегодня изучает практически все, что представляет хотя бы малейший интерес, даже самою себя v происхождение, развитие, взаимодействие с другими формами культуры, влияние на материальную и духовную жизнь общества.

Вместе с тем, ученые считают, что они познали далеко не все тайны мироздания и наука еще совсем молода. Писатели-фантасты, как правило, осведомленные о последних научных достижениях, показывают насколько безгранично пространство научного познания, заглядывая далеко вперед, пытаясь предугадать будущее науки и общества.

С момента учреждения в 1934 г. ВАК СССР число выданных дипломов о присуждении ученых степеней и аттестатов о присвоении ученых званий составляет свыше 1,5 млн единиц. За весь IX в. и начало ХХ в. в царской России было защищено 8 тыс. магистерских и докторских диссертаций по фундаментальным наукам, богословию, медицине, включая фармацею и ветеринарию.

Любопытна статистика ВАК России о защитившихся и утвержденных в 1997 г. кандидатах и докторах наук из различных отраслей науки с распределением их по возрасту и полу.

Больше, чем в других отраслях наук, защитились и утверждены соискатели степеней кандидата или доктора технических наук. Докторов технических наук прибавилось на 1212, а кандидатов v на 2472 человека. Второе место уверенно занимают доктора (982) и кандидаты (2075) медицинских наук. Далее следуют соискатели физико-математических (612 и 1001) и экономических (304 и 1000) наук. Менее других смогли защитить свои научные достижения представители культурологии (3 и 28) и архитектуры (3 и 13).

Старше всех кандидаты искусствоведения: их средний возраст 40,5 года. Наиболее молодые кандидаты химических (32,8) и физико-математических (33) наук. Средний возраст кандидатов технических наук 36,5 лет. Самые солидные доктора архитектурных наук: их средний возраст 54,3 года. Самые молодые доктора медицинских наук, которым в среднем только 46,2 года. Средний возраст защитившихся докторов технических наук 51 год.

В защитах кандидатских диссертаций представительницы прекрасного пола наиболее существенно потеснили позиции другой половины в филологических науках (80,2 %), фармацевтических (72,7 %), архитектурных (69,2 %), искусствоведении (69,7 %). В тех же отраслях наук достаточно уверенно себя чувствуют и женщины-доктора наук, однако только в филологических науках женщины защитили докторских диссертаций на 4 % больше, чем мужчины. В технических науках доминируют мужчины, тем не менее, каждая пятая успешная защита кандидатской и каждая десятая докторской диссертаций принадлежат женщинам.

Средний возраст соискателей, защитивших кандидатскую диссертацию, 36 лет, а докторскую v 49. Таким образом, дистанция между защитами кандидатской и докторской диссертации составляет в среднем 13 лет. И такая статистика сохраняется практически по всем отраслям наук. Чемпионами Lпо скорости¦ подготовки докторских диссертаций можно назвать соискателей медицинских наук: разница в возрасте защитивших кандидатскую и докторскую диссертации у них составляет 10,6 года. Значительно Lмедленнее¦ готовят докторские диссертации соискатели по архитектуре v 18,5 года. Математики и физики пишут докторские диссертации 14 лет, химики v 16,3 года, экономисты v 12 лет, педагоги v 11,2 года, представители технических наук v 14,6 года.

Интересно соотношение между Lпиками творческой продуктивности¦ ученого и показателями его квалификационного роста отмечают Д. Пельц, Ф. Энрюс [Пельц Д., Энрюс Ф. Ученые в организациях. Оптимальные условия для исследований и разработок. М.: Прогресс, 1973]. Сегодня известные в наукометрии два пика творческой продуктивности, наблюдающиеся в жизни ученого, не совпадают со среднестатистическими моментами защит кандидатской и докторской диссертаций, что говорит не в пользу существующей Lдиссертационной¦ модели. Защиты диссертаций Lзапаздывают¦. Затянутый путь к защите диссертации не способствует профессиональной мобильности ученых, то есть периодической смене направлений исследования, что в конечном итоге приводит к тематическому консерватизму. Последнее обстоятельство может быть предметом научного исследования, обсуждения и построения государственной политики в отношении системы квалификации научных кадров.

Ученый сегодня v это особая профессия. Миллионы ученых работают в специальных исследовательских институтах и лабораториях. Появилось понятие Lнаучный работник¦. Нормой стало выполнение функций научного консультанта или советника, их участие в выработке или принятии решений по самым разнообразным вопросам жизни общества.

Еще более ценным для общества и нации является совмещение научного труда и труда педагогического в одном лице вузовского преподавателя. В этом случае научные достижения по самой короткой траектории становятся достоянием образования, ценностями общества и государства.

<<<<<<    >>>>>>
Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X