Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Комната отдыха

Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Новости
СУПЕРОБУЧЕНИЕ Полезные ссылки Поиск

Введите слово для поиска

Аспирантура

Построение теоретических положений диссертации

Важнейшая методологическая позиция v построение теории исследования. Диссертация может не содержать в некоторых случаях экспериментальных исследований автора, но без элементарной теории вопроса соискателю трудно доказать диссертабельность своего труда.

В теоретических изысканиях перед соискателем стоит задача разработать законченную концепцию, право на существование которой следует доказать путем ее сопоставления с другими точками зрения, а также обращением к практике. В прикладных работах соискатели ограничиваются системным изложением принципов, теоретических тезисов, которыми они намерены руководствоваться в собственном исследовании. Эта совокупность постулатов обычно является итогом изучения обширной литературы и ее обобщения.

Полезными для построения теоретических положений оказываются следующие методы, которые могут быть взяты соискателем на вооружение.

Системный анализ, включающий рассмотрение всей совокупности приемов, способов, процессов, видов используемого оборудования, методов решения задачи и т.д. Следуя правилам формальной логики, создаются классификации объектов анализа. Не входящие в предмет исследования критикуются и исключаются, развернуто доказываются преимущества предлагаемых в диссертации объектов и положений, указывается на моменты, которые необходимо выполнить в диссертации для их реализации. Метод продуктивен для выработки рекомендаций различного рода.

Вторым, наиболее распространенным и универсальным способом построения теории является моделирование процесса или явления на базе известных моделей, но имеющее некоторые существенные отличия, достигнутые за счет снятых допущений, новых использованных эффектов, подходов к решению.

Построение теоретического раздела диссертации возможно на основе некоторой базовой гипотезы, которая всесторонне обосновывается путем доказательства, апелляцией к авторитетам, обращением к практике и истории вопроса. Гипотеза как умозаключение имеет корни в объективной действительности, является движением мысли от непосредственно наблюдаемых явлений к их причинному объяснению, поэтому предположение о причине, объясняющей данный круг фактов, составляет первый этап построения гипотезы. Второй этап в логике развития гипотезы v дедуктивное выделение следствий из допущенной причины и сопоставление их с опытными данными. Третий этап логического становления гипотезы v тщательная проверка всех ее положений, что ведет к подтверждению или опровержению гипотезы. Для подтверждения гипотезы требуется ее согласование с возможно большим числом эмпирических фактов, а для опровержения достаточно одного факта несогласованности с опытом.

Теория может быть построена от конкретного к абстрактному, то есть с использованием определенного приема познания v индукции v перехода от частного к общему. Здесь имеются в виду такие явления и процессы, которые непосредственно наблюдаются или хорошо воспроизводятся экспериментально. По изучаемому явлению формируется массив числовых данных, фактов, выявляются общие признаки, осуществляются простейшие классификации, количественные оценки, выполняется привязка наблюдаемых явлений к известным при различных условиях исследования, устанавливаются типичные закономерности, определяются и группируются факторы, оказывающие существенное влияние на изучаемые объекты. Простейшим примером построения теории вопроса в технических исследованиях может служить построение регрессионных зависимостей по результатам факторного эксперимента. Такая теория как эмпирическая находится на низшей ступени в иерархии теорий, но она v неизбежный этап теоретических изысканий. Слабые стороны эмпирической теории в том, что она справедлива только в границах наблюдения или эксперимента и не позволяет вскрыть внутренние законы развития процесса или эволюции объекта изучения.

Теория вопроса может быть сформирована путем применения другого приема познания v дедукции v восхождения от абстрактного к конкретному. В основе такого теоретического подхода лежит некоторая совокупность исходных принципов (абстрактно-логичес-кая схема), которая разворачивается в систему понятий на базе законов материалистической диалектики и формальной логики, причем важное условие процесса познания v последовательный и системный учет все новых и новых фактов и обстоятельств. В этом случае возможно движение по схеме Lсущность явления v его содержание v форма проявления и существования¦. Сильная сторона дедуктивного теоретического подхода v вскрытие внутренней автономии явления, закона развития. Однако как ни какая другая дедуктивная теория нуждается в подтверждении практикой и экспериментальных проверках.

Наиболее развитой формой теории исследования является концепция. Концептуальный подход обладает всеми существенными признаками, присущими вообще всякой теории. Концепция соискателя v это ядро его исследований, теоретическое кредо. Один из ее признаков v наличие одной или нескольких стержневых идей, пронизывающих всю работу, ее цементирующих. Другой признак концепции v комплексность, всесторонность, обеспечивающий изучение проблемы во всех ее наиболее существенных связях и отношениях, в единстве содержания и формы с определением места и роли в системе более высокого порядка. К числу наиболее значимых черт диссертации v концепции v следует отнести ее аналитико-синтезирующий характер. Развитая концепция не останавливается в своем развитии на стадии анализа, когда изучаемый объект оказывается как бы разложенным на составные части, каждая из которых подвергается детальному изучению. Концепция как таковая рождается на стадии синтеза, когда отдельные элементы и части исследуемого объекта рассматриваются во взаимосвязи, взаимодействии, взаимообусловленности, когда идет Lоткрытие¦ противоречий и законов. В итоге концепция дает целостное и обобщенное представление о предмете, показывает его в динамике, характеризует не только законы его развития, но и предоставляет обоснованные прогнозы и деловые предложения (рекомендации по управлению и использованию).

Следующий методологический момент v единство теории и прак-тики. Теоретизирование ради теоретизирования, схоластические упражнения, раздувание ненужной полемики с другими авторами, ворошение старых споров, утративших свою актуальность, заметно снижают уровень диссертации.

Трудно называть научными исследования, в которых присутствуют:

  •  моменты пренебрежения представительностью (репрезентативностью) при работе с привлекаемыми данными;

  •  представление частных, например эмпирических, закономерностей, установленных на ограниченном материале, как общих;

  •  факты, искусственно выделенные из общей системы для доказательства спорных положений.

Единство теории и практики v признак истинно научного исследования. Это достигается при построении теории (описание процессов и явлений, их объяснение, прогнозирование и выдача рекомендаций) с ориентацией ее на практику, при соблюдении необходимых требований системности, типичности и репрезентативности, а в необходимых случаях v пересмотром концепций в связи с новыми фактами и явлениями в практике.

<<<<<<    >>>>>>
Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X