Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки Перевод текста

Введите слово для поиска

Асадуллина С. Х.
Теория и практика разрешения виртуального конфликта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ФИЛОСОФОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ им. ПРОФЕССОРА В.И. СТАРЦЕВА

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОНОГРАФИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Издательство «Нестор»

2009

Монография посвящена исследованию теории и практики разрешения виртуальных конфликтов с позиций инновационной парадигмы, в роли которой выступает полионтизм. Книга содержит результаты исследования условий возникновения, проявлений и средств диагностики наличия (или отсутствия) виртуальных конфликтов, существующих, как показывает автор, во всех институтах социализации России: в типичной российской семье, в средней и высшей школах.

Работа выполнена на базе научно-исследовательской лаборатории виртуальной психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой. Предназначена для психологов, философов, историков, преподавателей и студентов высших учебных заведений.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ РАЗРЕШЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Глава 1. Место виртуальной психологии в отечественной психологической науке
1.1.1.Виртуальная психология в России
1.1.2.Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и виртуальная психология
1.1.3.Метафоры А.А.Ухтомского и виртуальная психология
1.1.4. Два понимания термина «виртуальная реальность»

Глава 2. Мифомагический пласт психики как основа Полиреальной природы человека
1.2.1.Виртолюция человека в онтогенезе
1.2.2. Виртолюция человека в филогенезе
1.2.3. Полиреальность природы человека как условие возникновения виртуального конфликта

Глава 3. Полиреальность человека и виртуальный конфликт
1.3.1.Виртуальный конфликт в семье
1.3.2. Виртуальный конфликт в обучении
1.3.2.1. Педагогические технологии и виртуальный конфликт
1.3.2.2.Педагогические технологии не вызывающие виртуальный конфликт

ЧАСТЬ 2. ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Глава 1.Обучение в соответствии с полиреальной природой человека
2.1.1. Реальность воли в процессе обучения в ВУЗе
2.1.2. Реальности студентов в обучении
2.1.3. Особенности педагогической деятельности преподавателя при виртуальном подходе к обучению
2.1.4. Виртуальные реальности в организационно-деловых играх
2.1.5. Психотехническая подготовка учителя-виртуалиста
2.1.6. Управление виртуальными реальностями в процессе Обучения

Глава 2. Гигиена виртуальных реальностей (виртуальный конфликт в соби человека)
2.2.1. Гигиена реальности телесности
2.2.2. Гигиена реальности сознания
2.2.3. Гигиена реальности личности

Глава 3. Тренинг как средство формирования полионтизма
2.3.1. Процедуры создания виртуальной реальности в психотренинге
2.3.2. Собь психотренера и собь тренинговой группы
2.3.3. Ошибки тренера в управлении реальностями психотренинга
2.3.4. Время в аретее
2.3.5. Проблемы профессиональной деформации практического психолога
2.3.6. Виртуальный самообраз ? ключевой компонент виртуальной реальности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
БИБЛИОГРАФИЯ
ИЗДАНИЯ ЛАБОРАТОРИИ ВИРТУАЛИСТИКИ СГПА им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Светлой памяти основателя виртуалистики
Николая Александровича Носова
с благодарностью посвящаю

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ РАЗРЕШЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Каждый шаг в развитии психологической науки строится на основании всего ее предшествующего развития, и каждое достижение современной психологической науки имеет достаточно глубокие корни в ее истории. Мы полагаем, что это справедливо и в отношении проблемы изучения сложной, полиреальной природы человека, его способности жить одновременно во многих реальностях. В непростой истории развития отечественной психологии есть много очень ценных идей, которые не исчерпали своей эвристической ценности, возможно, даже не получили пока достаточного развития в плане экспериментальных исследований.

Таковы, как известно, идеи Л.С. Выготского об аффективносмысловых образованиях, блестящие метафоры А.А. Ухтомского об анатомии и физиологии Духа, о хронотопах, идея образа мира А.Н. Леонтьева, оригинальное применение категории хронотопа в работах М.М. Бахтина, идеи В.П. Зинченко об органической психологии, и так далее. Большой вклад в понимание сложного процесса развития человека в филогенезе внесли работы исследователей в области исторической психологии – таковы работы Б.Ф. Поршнева по палеопсихологии, о развитии психологии человека в истории, психологии разных исторических эпох, о культурной истории тела, языка и письменности в работах В.А. Шкуратова и других.

Анализ этих работ наводит на мысль о том, что для этих исследователей не нова была идея о полиреальной природе человека, о его способности жить во многих реальностях. Например, А.А. Ухтомский пишет о том, что «…с самого начала формирующийся образ предмета есть некоторый проект реальности, и именно эвристический проект реальности, подвергающийся затем многократной проверке и перестраиванию на основании практического сличения с реальностью» (398; 274). Скорее, здесь четко проглядывает не только активность человеческого Духа, но и его возможность творить реальности. Л.С. Выготский в своей работе отвечает на вопрос о средствах, которые позволяют это делать: «Именно включение символических операций делает возможным возникновение совершенно нового по составу психологического поля, не опирающегося на наличное в настоящем, но набрасывающего эскиз будущего и таким образом создающего свободное действие, независимое от непосредственной ситуации» [72, с. 50].

А.Н. Леонтьев в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» употребляет понятие «виртуальный». А.А. Ухтомский определял функциональный орган как «всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение»(398).

В конце ХХ века отечественным психологом Н.А. Носовым был разработан виртуальный подход: «…Виртуалистика не является научной дисциплиной, а есть парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как эпифеномены.

Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Виртуалистика есть подход, применимый в любой научной дисциплине» (298, с. 12). Было исследовано формирование реальностей в онтогенезе психологом Н.А. Носовой, проблемы виртуальной медицины, виртуальной этики здоровья и страданий человека Г.П. Юрьевым, Н.А. Юрьевой, Н.И. Лебедем, применение виртуального подхода в исследовании искусства В.П. Ждановым и т.д. Мы полагаем, что человек имеет полиреальную природу, способность жить во многих реальностях. Совокупности реальностей человека формируются в филогенезе, и у каждого человека прижизненно формируется полиреальность, как его конституирующее человеческое качество. Совокупность реальностей человека может содержать конфликт, при котором причина появления конфликта в одной реальности, а проявления – в другой.

Жизнь современного человека пронизана конфликтами особого рода – они постоянно существуют и воспроизводятся, попытки решения их приводят только к их усилению. Это признаки особого рода конфликта – виртуального, которые зафиксировал основатель виртуалистики отечественный психолог Н.А. Носов. Однако, он сам успел исследовать только виртуальный конфликт в медицине, отметив, что виртуальный конфликт есть и в производстве России, в вооруженных силах, в образовании, что виртуальный конфликт становится стержнем международных отношений. Таким образом, вся жизнь современного человека пронизана виртуальными конфликтами. Возникает противоречие между обилием виртуальных конфликтов, которые не только не решаются, но даже не могут быть адекватно диагностированы, и тем моноонтичным мировоззрением, которое делает человека беспомощным перед виртуальным конфликтом. Понимание сути виртуального конфликта требует отказа от моноонтичного мировоззрения и принятия полионтизма, как характеристики и мира, и человека.

Мы полагаем, что необходимо определить сам источник возникновения виртуальных конфликтов в жизни человека, условия его возникновения, определить средства диагностики наличия виртуального конфликта и разработать средства его разрешения. Н.А. Носов отмечал, что виртуальный конфликт интересен тем, что чем больше усилий прикладывается для его разрешения, тем сильнее он становится (Н.А. Носов, 2002). Таких конфликтов в жизни современного человека наметилось множество. Особенность виртуального конфликта еще в том, что его участники могут и не подозревать, что находятся в условиях виртуального конфликта.

Таким образом, существует противоречие между перегруженностью жизни современного человека виртуальными конфликтами и моноонтичной картиной мира. Моноонтичная парадигма не позволяет человеку не только разрешать эти конфликты, но, что важно – даже догадываться об их существовании в его в жизни. Практика исследования человека, его образования и социализации, оказания психологической помощи приходит в противоречие с неадекватным образом мира и представлением о природе человека в рамках моноонтичной парадигмы.

Моноонтичная парадигма мира и свойственный ей тип классической рациональности (Степин В.С., 2000) в западноориентированной психологии исчерпали свою эвристическую ценность в исследовании природы мира и психологии человека. Культурноисторическая психология, основателем которой является Л.С. Выготский, неклассическая физиология А.А. Ухтомского, созданные в начале ХХ века, много ближе к постнеклассическому типу рациональности, чем современная отечественная психология, но ее эвристический потенциал не используется в современных психологических исследованиях, которые в большинстве своем продолжают опираться на моноонтичную парадигму. Огромный пласт психологических феноменов, зафиксированных в практике практической психологии, продолжает оставаться без объяснения. В связи с этим встает вопрос о том, какой должна быть методология, чтобы стать адекватной для достижения целей современной психологии? На какую картину мира должен опираться современный психолог в своих исследованиях?

Причина этой беспомощности современного человека перед виртуальными конфликтами в его собственной жизни в том, что понимание сути виртуального конфликта предполагает отказ от моноонтичной парадигмы исследования, моноонтичной картины мира. Именно в этом сложность понимания сути виртуального конфликта, диагностики, работы с виртуальными конфликтами. Н.А. Носов писал: «…В традиционном мировоззрении принято считать, что существует одно (монизм), два (дуализм), или несколько (плюрализм) исходных, вечных, абсолютных, несводимых к друг другу «начал», («видов бытии», «стихий» и т.д.), которые порождают все остальные реалии. Исходные «начала» считаются истинными, реально существующими, а все остальное – порожденным, неистинным и даже нереальным.

Происходящее в исходных началах считается сущностью, порождающей явления, происходящие в порожденных мирах. В виртуалистике считается, что порожденное обладает таким же статусом реальности, и истинности, как и порождающее, что временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его начало» (298, с. 94). Н.А. Носов писал, что базовая идея, на которой строится виртуалистика – идея виртуального существования, виртуальной реальности, которая имеет следующие свойства: порожденность, актуальность, интерактивность, автономность. Сама виртуальная реальность, независимо от ее природы (физическая, социальная, психологическая, техническая и т.д.), продуцируется активностью какойлибо другой реальности.

В отличие от виртуальной реальности, порождающая называется константной реальностью. Н.А. Носов отмечает, что конфликты могут быть и константными: причины этих конфликтов, проявления их, и средства разрешения находятся в одной и той же реальности. В предмет нашего исследования входят только виртуальные конфликты. Само исследование проблемы виртуального конфликта возможно только при принятии исследователем полионтичной картины мира.

Наше исследование посвящено выявлению самих источников появления и воспроизведения виртуального конфликта в жизни современного человека, выявлению условий, при которых виртуальный конфликт возникает или же не возникает, проявления виртуального конфликта в основных институтах социализации человека: в семье, в образовании, проявление внутреннего конфликта в человеке, а также определение условий, при котором виртуальный конфликт возникать не будет.

Цель нашего исследования: разработать психологическую концепцию, адекватную для исследования феномена виртуального конфликта, выявить сами условия происхождения виртуального конфликта, источник возникновения полиреальности самого человека в филогенезе, источник воспроизведения виртуального конфликта в онтогенезе современного человека, а также разработать средства диагностики виртуального конфликта и средства разрешения виртуального конфликта, средства его профилактики путем развития полионтичности самого человека.

Запрос на полный текст монографии присылайте на kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X