Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Новости
Поиск
СУПЕРОБУЧЕНИЕ Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Научные статьи, тезисы, монографии, учебники.

Выбираем профессии будущего

Какие компьютерные специальности сейчас самые престижные и какие будут востребованы в недалеком будущем — за ответом на эти вопросы мы обратились к Владимиру Сухомлину, доктору технических наук, профессору МГУ им. М. В. Ломоносова, руководителю разработки нового научно-образовательного направления.

— Владимир Александрович, давайте вначале ответим на „самый горячий“ вопрос нашей почты — кто такой хороший компьютерщик?

— Ваш вопрос совсем не простой, как раз для профессора (улыбается)… А как вы сами думаете?

— Мне кажется, это специалист, который может устранить любую неисправность, установить программу, разобраться, как она работает, сформировать массивы данных…

— Что касается самых общих представлений — вы правы. „Завис“ на работе монитор — вызывают компьютерщика, нужно красочно оформить сложный отчет — опять нужна его помощь. Но таким компьютерщиком сейчас может стать практически каждый — достаточно прочесть какую-нибудь толковую книжку или окончить соответствующие курсы. Для получения таких навыков не нужно даже высшее образование. Создать прикладную базу данных, небольшой сайт в интернете сейчас может практически каждый школьник.

— Тогда о каком компьютерном образовании мы будем вести речь?

— Ваш вопрос сам по себе является очень показательным — компьютеры так быстро вторгаются в нашу жизнь, что за ними не поспевает даже терминология. И не только слова — фантазия не поспевает! На компьютере сейчас можно смоделировать практически все, что происходит и в природе, и в обществе. Деление молекулы ДНК, расщепление атома, бизнес-процессы, социальные взрывы, демографические катастрофы — все это можно „увидеть“ на экране монитора. Отображение всех этих процессов в виде информационных моделей, которые затем реализуются на компьютере, — это и есть сейчас самое важное применение компьютерных или, более правильно говоря, информационных технологий. Поэтому стране нужны специалисты, способные создавать все более совершенные и эффективные информационные технологии, а также решать с их помощью актуальные задачи науки и практики.

— И, наверное, не только нашей стране?

— Да, конечно. Мы с вами сейчас говорим об общей стратегии развития общества. Эпоха, в которую оно вступает, — это эпоха информации или знаний. В скором времени основным общественным достоянием будут знания, а мерилом благосостояния — уровень потребления информации на душу населения.

— Но это — в будущем, давайте вернемся к нашим реальностям…

— А я и не предлагаю вам оторваться от реальности. Наоборот — приблизиться к самым насущным жизненным потребностям. Возьмите любую сферу современной человеческой деятельности — например, банковскую или производственную. В основе ее управления — сложные информационные модели.

— Они, наверное, похожи на стратегические игры — когда вы сидите за компьютером и управляете городом или даже страной?

— Хорошее сравнение. Действительно, во время такой игры в вашем распоряжении набор параметров — ресурсов, изменяя которые, вы получаете разный результат — можно довести население до голода, разрушить экологию, а можно добиться процветания. Реальная модель управления и городом, и государством много сложнее. И чем она точнее, тем управление эффективнее. И цена вопроса здесь уже совсем другая — это уже не виртуальный мир, а реальный голод и холод, отключение электроэнергии и т.д. Вот вам пример. В одном институте академии наук коллективом ученых несколько лет назад была создана модель государственного управления. И все те процессы, которые мы с вами сейчас наблюдаем в обществе, были уже спрогнозированы. Но, к сожалению, эти исследования не были рассмотрены на правительственном уровне и не были вовремя приняты соответствующие решения.

— Но ведь на „кнопки“ нажимают не компьютерщики?

— Нет, конечно. Их задача — используя современный математический аппарат, описать механизм функционирования любой системы — биологической, социальной, экономической. Учесть сотни и тысячи параметров, влияющих на ее работу, описать критерии эффективности управления. А потом изложить все это на языке компьютера. Над сложной информационной моделью работает большой коллектив специалистов. И преподносит ее на „блюдечке с голубой каемочкой“ тому, кто управляет самой системой, как вы говорите — „нажимает на кнопки“.

— И руководитель „играет“ с этой моделью?

— Да, именно так, как в детских стратегических играх, — он смотрит, что будет, если изменить тот или иной параметр, ввести новый критерий эффективности и т.д.

— Тогда и сам руководитель должен быть „на уровне“?

— Естественно. Это требования нового, информационного века. Гораздо выгоднее вложить деньги в создание информационной модели, чтобы потом на практике избежать многих реальных ошибок, заранее „просчитав ситуацию“. Это неоспоримый факт, и именно поэтому специалисты, которые создают такие модели, во всех странах на вес золота.

— Да, это уже совсем другие компьютерщики…

— Они способны решать самые насущные для любого государства проблемы — создавать и реализовывать информационные модели эффективного управления — банком, заводом, отраслью, транспортом, научными исследованиями. Кроме того, нужны и все более развитые „инструменты“ для решения такого рода задач — новые компьютерные системы, глобальные и локальные компьютерные сети, интеллектуальные программы для поиска и обработки различных видов информации и т.д. В частности, большая перспектива здесь за сенсорными сетями, которые предназначены для информатизации всего нашего быта. Я уверен, что в скором времени он превратится в сказку — каждая вещь станет интеллектуальной, сможет „общаться“ с человеком и другими предметами.

— Такие компьютерщики и называются уже, наверное, как-то по-другому?

— Да, конечно. Это ИТ-профессионалы. Они занимаются созданием и применением современных информационных технологий. Обратите внимание, в названии специальности уже нет слова „компьютер“. Это показательно. Дело в том, что когда мы говорим о решении такого класса задач, использование компьютера, владение им на самом высоком уровне, уже подразумевается само собой.

— Но ведь в наших вузах, насколько я знаю, пока не готовят специалистов с такой записью в дипломе — „специалист по информационным технологиям“.

— Такое направление в обучении появилось только в этом году. С сентября начато обучение в 6 российских вузах.

Важно отметить еще и другое. Появление нового образовательного направления всегда отражает потребности общества в определенных знаниях и навыках. Новые слова необходимы для того, чтобы, с одной стороны, просто понимать, о каких специалистах идет речь, когда мы обсуждаем ту или иную проблему, а с другой — нужен понятный интерфейс, форма взаимодействия между заказчиком, которому нужны специалисты, и образовательным учреждением, которое этих специалистов готовит.

Представьте, что вы — руководитель крупного производства. Человек вы современный и понимаете, что, для того чтобы платить людям хорошую зарплату, повышать производительность труда, нужно управлять производственным процессом с максимальной эффективностью — учесть все факторы, влияющие на производство. И вы хотите пригласить специалистов, которые создадут для вас такую оптимальную модель управления производством. По сути, вам и нужны ИТ-профессионалы. Если продолжить рассмотрение формальной стороны вопроса — каждой должности должен соответствовать специалист с определенной квалификацией. Записи в его дипломе должен соответствовать определенный „джентльменский набор“ знаний и умений. Раньше этому уделялось большое внимание, и, думаю, мы к этому обязательно вернемся — именно на этом во всем мире и строится жизненная практика. Ни в одну западную фирму не примут на место программиста выпускника сельскохозяйственной академии.

— Наверное, и мы к этому придем, и тогда вопрос встанет еще острее.

— Внутри страны — да. Но современный компьютерный мир не знает границ. И компьютерное образование — тоже. Каждая страна заинтересована в продаже своих технологий обучения. Не в вывозе мозгов, а именно в обучении иностранных специалистов. Это деньги, и притом немалые. Тем более для нашей страны, имея в виду богатейший научный и образовательный потенциал, который все еще очень высоко ценится в мире. Например, стартовый оклад выпускника ВМиК МГУ на западных фирмах может доходить до 5000 долларов — такую цену готовы платить заказчики за его „мозги“. Потому что понимают — реальная экономия от использования результатов его работы в стократ больше! Но ведь еще больший капитал — сама образовательная технология, то, что делает молодого специалиста „золотым“.

— Если говорить о стыковке двух образовательных систем — нашей и западной, здесь много даже формальных несоответствий.

— Да, на Западе система образования устроена по-другому. Она двухуровневая. Наш студент учится в вузе по монолитной программе подготовки специалиста 5–6 лет, заканчивает его и становится специалистом. А там такой квалификации нет. На Западе после 4-х лет обучения в высшем учебном заведении выпускник получает квалификацию бакалавра, получая базовые знания по некоторому выбранному направлению науки, например по химии или по информационным технологиям. Дальше он может идти работать, претендуя на невысокую должность и зарплату, или продолжить двухлетнее образование, чтобы стать высококлассным специалистом по более узкому направлению, например по информационным системам или интернет-технологиям. В последнем случае его ценность для общества, а также и зарплата будут существенно выше.

— Но подходит ли такая двухуровневая модель нашему образованию?

— Мы сейчас говорим не об образовании вообще, речь идет об ИТ-образовании. И именно учитывая специфику этой области знаний, я считаю, что такая модель обучения ей соответствует в большей мере. Ведь область информационных технологий стремительно растет вширь, открывая все новые и новые сферы своего присутствия. Человек, влюбленный в компьютер и в программирование, который только начинает свой путь к знаниям, не может и предполагать, по какой дороге к высоким профессиональным вершинам он захочет пойти. Он сможет сделать выбор в специализации, лишь получив базовые знания и представление обо всем направлении в целом.

— А как совместить две эти модели?

— Это не простая формальность. Для этого недостаточно просто выбросить из базовых курсов какие-то куски и сократить программы обучения. А потом — самое главное — со времени утверждения тех вузовских специальностей, которые достаточно близко „подходят“ к ИТ, и в компьютерном, и в информационном мире уже многое изменилось. Мировым сообществом выработаны общие требования к объему и структуре базовых знаний. Поэтому настало время для разработки и внедрения в систему российского высшего образования нового магистрального направления — „Информационные технологии“, удовлетворяющего сложившимся международным требованиям. Но при этом очень важно сохранить „изюминки“ нашей отечественной высшей школы: высокий уровень общенаучной, прежде всего математической подготовки. У нашего отечественного компьютерного образования есть неоспоримое преимущество, которое очень высоко ценится в мире, — базовая фундаментальная подготовка. Это тот „золотой запас“ нашей науки, который и делает наше образование востребованным во всем мире. И очень важно этот потенциал не растерять, обогатив его новыми современными знаниями.


Елена Позолотина
Аргументы и Факты


Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X