Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Каталог

Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Новости
Поиск
СУПЕРОБУЧЕНИЕ Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Научные статьи, тезисы, монографии, учебники.

Точка зрения

 

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ — ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА

 

А.К. КАЗЬМИН, член Российского философского общества

 

Ныне во многих отраслях знаний фигурирует проблема исследований интеллекта человека. Ее рассматривали и на XXI Всемирном философском конгрессе, проходившем в конце 2003 г. в Турции (Стамбул).

Несмотря на то, что понятие «интеллект» (от латинского — ум, разум) весьма употребительно, достаточно объективного толкования его до сих пор нет. С ним также связано и бытующее представление о якобы законченности развития человека как вида. Это, конечно, не так. Разумное существо не завершило свой эволюционный путь, а перешло в качественно новую стадию — этап совершенствования свойств головного мозга, умственных и эмоционально-эстетических способностей. Процесс их зарождения — случайный, вероятностный, они, естественно, несхожие у каждого из нас. Однако в синтезе данные свойства дают стойкий биопараметр, объединяющий весь людской род, ибо в результате интеллектуального процесса в человеке формируется нравственно-этический характер, обусловливающий организацию его общественного существования. То есть некий «социальный гормон», или, по выражению синергетиков, параметр порядка, который, как оказалось, можно формализовать.

Важно понять и то, что говорить об уровне того или иного человека можно лишь с учетом развития его ума и чувств одновременно, поскольку они неотделимы друг от друга и в процессе их синтеза рождается новое качество, некий вид потенции, названный интеллектуальным. Их течение выражается двумя характеристиками — «развертыванием» и «организованностью» свойств ума и чувств. Первая оценивает личность по степени освоения имеющегося у него научного и эстетического тезауруса (запаса знаний), прежде всего в ходе формального или самостоятельного образования, овладения естественными и техническими науками. И подобная преференция вполне оправдана, поскольку освоение требует от индивида способностей к логическому и абстрактному мышлению. Вторая характеристика отличает его по степени умственных и эмоционально-эстетических свойств в творческих достижениях. В итоге комбинация «развертывания» и «организованности» характеризует развитие человека. С помощью лингвистических оценок можно формализовать этот процесс и получить качественный показатель уровня его интеллекта.

По значению бинарной характеристики формируется качественный «расклад» личностей, участвующих в социогенезе. С вводом этих понятий в оборот появляется возможность объяснить прежде всего характер построения иерархии системы управления в обществе и вместе с тем природу добра и зла, т.е. действия обладателя более высокого уровня интеллекта, представителя власти.

Объединяющим понятием взаимодействия общества и индивидуума является право последнего, не имевшего ранее никакого научного толкования, кроме требования, отражающего природную сущность человека. Именно оно, на наш взгляд, устанавливает подлинное равенство между людьми, которое можно сформулировать так: каждый человек того или иного сообщества имеет естественное право требовать от законодательной власти утверждения такого порядка социального и экономического управления, при котором руководитель обязательно должен обладать более высоким уровнем интеллекта, чем его подчиненные.

Ни для кого не секрет, что наиболее легитимна так называемая нравственная власть, максимально отражающая волю и интересы общества. Но по своей сути и внутреннему содержанию она всегда жертвенная предполагает служение обществу, поскольку уже в этиологическом значении предопределяет приоритетность интересов других людей в ущерб собственным. Сегодня же система государственного управления во всех странах мира установилась на основании бесконечной борьбы за власть, действующей по велению инстинктов, и уподобляется живому существу, у которого отсутствует развитая, биологически обусловленная форма нравственности. Возникает вопрос: где выход?

Думается, никакой жертвенности не требуется. Нравственный «социальный управленец» (т.е. человек, понимающий и умеющий внедрять законным путем необходимые эффективные меры) отличается качеством структурированности действий, иными словами, в полной мере может пользоваться своим интеллектуальным правом. Суть его заключается в том, что только нравственное управление общественными процессами верно определит ценность стратегии выживания личности, тем самым рождая в человеке доверие к людям и государству. Все это, раскрепощая сознание, обеспечивает развитие свойств личности, не допуская блокирования их из-за подчинения неожиданным обстоятельствам существования. Лишь тогда можно говорить о влиянии социума на формирование нравственности, в противном случае следует вести речь о генерации зла.

Словом, интеллектуальное право — суть та естественная норма, в основе которой лежит закон природы, биологический фактор. Именно по нему общество должно ориентироваться при выборе руководящих органов страны.

Кстати, весь животный и растительный миры уже давно имеют четкую стратегию видового выживания, являющейся их ключевой мотивацией ежедневного поведения. И только человечество, чью стохастическую (случайную) природу существования невозможно объяснить и принять как нечто окончательное, в силу, в том числе, и биологичности своего вида, отличается этими серьезными проблемами. Проще говоря, оно вообще не имеет четкой, всеми понимаемой стратегической программы жизни. Уже это должно вызывать серьезную потребность в ускорении понимания причин такого положения. Представители футурологии, в свою очередь, предупреждают: такая нерешенность приведет человечество к исчезновению.

Об этом шла речь и в моем докладе на XXI Всемирном конгрессе философов, участники которого поддержали высказанные положения, легшие в основу данной статьи. Их высоко оценил и крупнейший немецкий ученый Юрген Хабериас. Многочисленные выступающие единодушно отметили, что деструктивные силы в мировом сообществе все больше заявляют о себе как о серьезной угрозе существованию человека на Земле. А истинного представления, основанного на научном анализе социальных истоков, пока не обнаружено. На форуме говорилось также о том, что Декларация прав человека 1948 г. со всеми добавлениями фактически нуждается в реформе. Немало было сделано докладов, касающихся вопросов нравственности как серьезного человеческого потенциала, до сих пор остающегося невостребованным и все меньше упоминаемого в силу неопределенности источников его формирования.

Сегодня процесс узурпации власти в своем большинстве зашел далеко, а эгоизм в таком состоянии, что даже любые картины ужасного конца рода человеческого не вызывают реакции. Давно пора людям четко осознать: себялюбие власть предержащих — болезнь, серьезная угроза всему миру, иными словами, вирус, которому труднее всего противостоять, ибо он с «человеческим лицом». Эгоизм власти вооружен идеями, теориями и очень опасен, т.е. враг, в том числе, своим же детям и внукам. Такое положение вещей видится самым тяжким преступлением общества перед теми, кто рождается и начинает постигать мир.

Эрзац-цивилизация живет по своим законам. Она сформировала свою среду и систему общественного существования; в них суррогатно все, что составляет содержание общего бытия человека на нашей планете. Любые негуманные формы социальных отношений есть результат отнюдь не потусторонних, а деструктивных сил общественного устройства. Выходит, человек сам является инструментом. С его помощью веками «куется» эгоизм наиболее высокого качества, в результате чего и формируются эшелоны власти. В создавшемся положении ничьей вины нет — в этом, пожалуй, состоит смысл данного исследования. Однако отсутствие понимания сущности процессов общественного управления привело к формированию и вековому «освящению» безнравственных социальных отношений, продолжающих третировать человека, нанося ему все новые незаживающие раны.

Набор безнравственных «научных» методик воспитания молодого поколения, называемых «культурной традицией», на самом деле является «творчеством» суррогатных «ученых», таких же «руководителей» и «деятелей культуры». Увы, в конечном итоге они отражают суррогатную жизнь в современных «произведениях» типа «ужастиков», «страшилок», далее — порнопродукция, супербоевики, рекламирующие наемных убийц, наркотики и бесчеловечные поступки, преподносимые правителями и их идеологами как неизбежная реальность человеческой эволюции. Отсутствие знаний о специфике социального существования, а главное — исторически установившийся опыт борьбы за власть вынуждают людей в таких условиях проявлять жестокость, тем самым задерживая нравственное совершенство, оставляя в массе эгоизм животного свойства. Это, в свою очередь, формирует нормы социальных отношений, которые сводятся к показу «достойных» качеств мнимой элиты, их права на исключительность участия в управлении. Примечательно, что такая власть (с ориентацией на личные формы самосохранения) становилась условием для усиления религии, хотя она не предполагает действия социального характера, а лишь требует от человека собственных усилий. В итоге биологическая программа нравственности привела сегодня к такому состоянию, когда иерархию и власть на управление не захватывают откровенно, а используют для этого уже «демократические» технологии.

Вот в чем разгадка тайны «рождения», «созревания» и «мужания» суррогатного общественного состояния, столь длительного господства принципов управления эгоистов, заключающихся в том, что человеческое общество находится в ловушке им же рожденной «третьей природы». Материальное накопление у лиц с эгоистическими биологическими свойствами давало и дает им возможность получать власть в любые эпохи одним и тем же проверенным способом, в числе методик которого — подкупы чиновников и наемных убийц, подтасовки в судебно-следственных делах, организация военных и террористических действий в отношении «объектов» их интересов. И деньги, проникая во все слои населения, вливаясь в процессы захвата власти, на самом деле из-за «зараженной безнравственности» обрекают человечество на уничтожение. Эту «отравленную кровь» можно очистить и возвратить обществу единственным путем: установлением истинной биологической иерархии управления процессами развития человеческих свойств и нравственных отношений между людьми.

Философия стратегии выживания людей — особая (сингулярная) форма знания антропологических основ человеческой нравственности. Сегодня она должна занимать главенствующее место в ряду естественных наук как учение о преобразовании социального мира человека, который может сам изменить условия своего существования. Идеологическое содержание этой философии состоит в том, что целесообразные пути эволюции, определяющей стратегию выживания нашего биологического вида, должны формироваться на принципах самоорганизации всей системы «общежития». Такой путь реален лишь при общем понимании человечеством того, что достигнуть успеха можно только через сращивание искусственно создаваемой системы общественного устройства с биологическим параметром нравственности как главного условия иерархии управления. Иными словами, естественный процесс самоорганизации общества, использующий нравственность, должен быть запущен искусственно. Его технологию предполагается строить на нравственном праве народа. Это и есть основополагающий принцип, базирующийся на постулате: разные возможности, разные обязанности, общие равные права. Без этого не решить главную проблему государства: наличие нравственной правовой идеологии — единственного пути ухода от социальных конфликтов. Поэтому сингулярная философия ставит цивилизацию перед использованием последнего шанса сохранить себя как живое социобиологическое существо.

Новой науке предстоит очень долго, но уже осознанно помогать человечеству бороться за право на нравственное управление своей жизнью. Бороться не с мифическими всякими «нечистями» и «злом», а с реально существующими защитниками, за которыми право на нравственность в общественных отношениях и право на существование самого индивида. Но штурм этого бастиона будет значительно отличаться от предыдущих баталий за права человека. Здесь без глобализации общественного сознания не обойтись. Главный же смысл должен заключаться в том, что человечество обязано просто пересмотреть концепцию своего бытия, а механизм, который позволит это сделать, — легитимность интеллектуального (в новом представлении) права.

Ни приверженцы партийной идеи (ибо нет физиологии партийной, национальной и религиозной), никто и ничто не сможет уже мотивированно уклониться от Общей идеи нравственного управления Общим Житием на Земле. Наступит и тяжелый «момент истины» для тех, кто привык к такому установившемуся порядку, когда власть приходила к ним по их желанию.

«Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» — задавал вопрос великий русский писатель Ф.М. Достоевский. И отвечал: «Созидается общество началами нравственными».

 

Статьи данной рубрики отражают мнение авторов (прим. ред.)

 

Иллюстрации предоставлены автором


 

Российские ученые, участники XXI Всемирного философского конгресса (Стамбул, 2003 г.). Слева-направо: Р.Ф. Абдеев, М.И. Билалов, А.К. Казьмин, А.Г. Пырин.

Рабочее заседание XXI Всемирного философского конгресса (Стамбул, 2003 г.) ведет (в центре) первый вице-президент Российского философского общества А.Н. Чумаков.

Скупой рыцарь в своем подвале. Рис. Л. Пастернака. 1909 г.

Иван Грозный и сын его Иван (фрагмент). Художник И.Е. Репин, 1881–1885 гг. Государственная Третьяковская галерея.

Невообразимые кошмары в Камбодже во второй половине XX в., где в борьбе за власть были расстреляны ультра-коммунистами миллионы простых людей.

Считается, будто выстрелы, прогремевшие в Сараево 28 июня 1914 г., стали причиной начала Первой мировой войны. На самом деле ее вдохновителями были не террористы, а высокопоставленные государственные чиновники.

Гаврило Принцип (второй справа) был схвачен прямо на месте преступления. На значке тайной сербской организации «Черная рука» изображены череп и кости.

Смерть английского лорда Ричарда II. Картина Френсиса Уитли (малая Бойделевская галерея).

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X