Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Главная страница Конференции Новые диссертации

Комната отдыха

Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Новости
Поиск
СУПЕРОБУЧЕНИЕ Полезные ссылки

Введите слово для поиска

Дмитриев С.В., Скоморохов В.И. Психологические аспекты совершенствования графической подготовки студентов-заочников

Камская государственная инженерно-экономическая академия ИНЭКА (КамПИ), габережные Челны

 

Рассматриваются  вопросы повышения качеств инженерной подготовки студентов-заочниковнженерно-графическая подготовка студентов вообще, студентов-заочников в частности, включает: воспитание и развитие у студента определённых качеств, умений и навыков, которыми должен обладать специалист: эстетического восприятия, аккуратности, терпения, усидчивости и многих других, а также некоторых формальных знаний: требований к оформлению различной технической документации, ГОСТов, Технических условий, нормативной документации, правил и проч.

Мероприятия по улучшению графической подготовки студентов должны исходить как “изнутри”, так и “извне”. “Изнутри” это усилие, которое прикладывает объект обучения, т.е. студент. “Извне” это усилия субъекта обучения, т.е. всех тех, кто поставил перед собой задачу улучшить графическую подготовку студента.

Рассмотрим в отдельности, что это за усилия. Первый тип усилий включает:

1) тренировку, выделение большей части времени для самостоятельной работы (самостоятельного изучения специальной литературы и др.);

2) воспитание в себе необходимых качеств, о которых было указано выше;

3) активная позиция обучающегося (работоспособность, соединённая с любознательностью, с живым интересом к самым разнообразным областям жизни).

Поскольку постановка вопроса подготовки инженеров-графиков исходит, в большей мере, со стороны субъекта обучения [“любое обучение есть насилие” ота Амонашвили, чл.-корр. АПН СССР, д. психол. н], то в первую очередь нас будут интересовать усилия субъекта обучения. Сюда следует отнести:

1) Разработку совершенной рациональной методики преподавания дис-циплины.

2) Увлечённость субъекта обучения и его мастерство (квалификация).

3) Создание условий для черчения (кабинеты, комнаты, залы черчения, кабинеты проектирования)

4) Привлечение студентов в студенческие ОКБ.

5) Организацию олимпиад по графическим  дисциплинам, несмотря на то, что такая организация затруднительна из-за её абстрактного характера, отсутствия связи с производством. Поиск новых форм организации олимпиад.

6) Развитие художественного вкуса у студентов всеми доступными сред-ствами.

7) Сплочение усилий многих коллективов, групп единой задачей повышения инженерно-графической подготовки студентов, преданность целям её успешного разрешения.

Особенности предмета, нормативный характер большинства графических дисциплин и их периодическое изменение приводит к многообразию учебной и справочной литературы, устаревающей, не успев выйти с печатных станков издательства, затрудняет заучивание многочисленных Правил и ГОСТов (которые через некоторое время требуется забыть). Тем самым исключается живой интерес к этой дисциплине, а нормативный характер этих дисциплин создаёт “нечитабельность” в лекциях.

Кроме того, появление разного рода “реформаторов”, диктующих свою систему изложения материала, пытающихся ввести свою систему обозначений, например в начертательной геометрии, преимущество которой по сравнению со старой системой весьма сомнительно, также не способствует улучшению методики преподавания, становлению дисциплины начертательной геометрии как классической науки в инженерном образовании.

Развитие перечисленных выше качеств – это вопрос не одного дня, недели или месяца. Годы (и только годы) постоянной работы над развитием указанных качеств, устранение и избавление от имеющихся у студента недостатков (отрицательных качеств) могут, в конечном итоге, привести к успеху.

Здесь роль преподавателя, имеющего ограниченный минимальный контакт с воспитуемым объектом, определяемый рамками отведённых учебными программами часов минимальна.

В этих условиях максимальны  требования к профессиональным качествам преподавателя, являющегося примером для объекта обучения. Немалую роль в развитии любви к графическим дисциплинам, в выборе предмета будущей работы могут сыграть качества личности, ведущей занятия по этим предметам, его поступки, щедрость души, доброта, справедливость, чуткость по отношению к другому человеку, его поведение во всех сферах человеческого общения.
Росту мастерства в графических дисциплинах в немалой степени способствует любовь к этому роду занятий, подобная той, с какой та или иная кружевница вяжет своё рукоделие. Любовь эта отчасти является врождённым качеством (талантом), но часто это качество находится в “сонном состоянии” и его можно пробудить у студента, если сам преподаватель увлечён этим предметом, красиво чертит и поэтически говорит об этом предмете на лекциях. Вдохновение, с которым он это делает, передаётся слушателю и зрителю одновремённо. Увлечь может только увлечённый человек!

Два важнейших человеческих инструмента (слух и зрение) способствуют зарождению увлечённости графикой, и, как следствие, обучающийся отводит ему больше времени.

Поскольку “контакт со студентами является условием педагогической деятельности” [академик АПН СССР Леонтьев А.А.] и лишь в общении осуществляется обмен деятельностями (способностями) и обмен человеческими ценностями [Лийетс Х.Й.], то общение преподавателя со своими воспитанниками является основной формой предметной подготовки будущего специалиста. Как говорил Норберт Винер, “если хочешь чему-то научить студента, делай вместе с ним сам. Учись вместе с ним”.

В общении преподавателя со своими воспитанниками “реализуется потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек» [Карл Маркс].

Обращение к общению предполагает: а) анализ всей жизнедеятельности студентов (а не только учения) и тех форм общения, которые возникают – официально-деловое, личностное, доверительное; б) анализ мотивов общения преподавателя со студентами и в) выявление наиболее богатых в воспитательном отношении “моделей” общения.

Однако сфера общения и возникающие в ней отношения оказываются нередко на периферии внимания администрации. Формально административные органы “за” такое общение (организация конференций, решения Советов), но на деле сплошь и рядом имеет место “экономия” в часах, отводимых на общение (урезание часов на консультации, являющиеся основной формой обучения заочников). Фактически администрация занимает оппозицию по отношению к такому общению. (Пример: из 2-х событий: быть ли преподавателю на учебной работе (лекции) или на заседании Ученого Совета, предпочтение отдаётся 2-му из них).

Вопрос о профессиональной подготовке будущего инженера, разработчика новой техники и технологии является составной частью общего вопроса повышения качества обучения. В его решении задействованы многие звенья вузовской (и не только вузовской) иерархии, как высшие её звенья (администрация), так и низшие звенья (лаборанты, младший обслуживающий персонал). Очень часто, к большому нашему несчастью, и те, и другие устраняются от работы в направлении повышения качества обучения, демонстрируя чиновничий, бюрократический стиль.

Решение поставленных в настоящей статье вопросов, их осмысление, по нашему глубокому убеждению, будут способствовать улучшению графической подготовки студентов.

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки

Пишите нам
X