Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Главная страница Каталог

Новые диссертации Авторефераты
Книги
Статьи
О сайте
Авторские права
О защите
Для авторов
Бюллетень ВАК
Аспирантам
Новости
Поиск
Конференции
Полезные ссылки
СУПЕРОБУЧЕНИЕ
Комната отдыха

Введите слово для поиска

Абражеева Дина Викторовна
Педагогические условия профилактики маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний: аксиологический подход

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ


Специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования


Диссертация
на соискание учёной степени кандидата педагогических наук


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А.А. Жаркова


Москва
2016

Содержание диссертации
Педагогические условия профилактики маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний

Введение

Глава 1. Теоретические основы маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний
1.1. Понятие «маргинальное поведение курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний»
1.2. Аксиологический подход маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний
1.3.Моделирование педагогических условий профилактики маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний

Глава 2. Педагогические условия совершенствования профилактики маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнений наказаний
2.1. Диагностика профилактики маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнений наказаний
2.2. Сравнительный анализ показателей маргинального поведения у курсантов с интернальным и экстернальным типами
2.3. Влияние факторного анализа на структуру маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнений наказаний

Заключение
Библиографический список
Приложения

Глава 1. Теоретические основы маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний

1.1. Понятие «маргинальное поведение курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний»

Всестороннее изучение маргинальности как многослойного социо- культурного и психолого-педагогического явления становится насущным и современным в преобразующихся обществах, где в результате проведения политических, экономических, социальных и культурных реформ распадаются все, в прошлом стабильные общественные структуры, система социальных отношений и их элементы: социальные институты, социальные группы и индивиды оказываются в пограничном, промежуточном, переходном состоянии.

Разрушение социокультурных, идеологических, политических и экономических основ жизни, полное безвластие, неопределенность и неизвестность создают благоприятную почву для возникновения явления массовой маргинализации. В определенном смысле маргинальность становится одной из основных характеристик преобразующегося общества.

Трудно представить себе какой-либо социум вне явлений маргинальности, маргинальных групп и маргинальных личностей, вне маргинальных социальных ролей, маргинального сознания и поведения. В каждом обществе носителями маргинальных качеств выступают индивиды, социальные и этнические группы и социальные слои. Говоря иными словами, маргинальность – это социокультурное и социально-психологическое явление, постоянно и неразрывно сопутствующее всевозможным историческим обществам, различным видам социализации.

Мы рассматриваем маргинальность как многоаспектное явление, затрагивающее основные сферы общественных отношений и воздействующее на правосознание, правовое поведение личности учащейся молодежи.

В научной литературе, посвященной изучению явления маргинальности, обычно выделяют разные её типы: экологический (географический) тип, социальный, экономический, культурный, политический, религиозный, идеологический, экзистенциальный тип и т.д., которые, принимая во внимание их сущность и функции, включены в следующие большие группы:
- структурная (социальная) маргинальность;
- культурная (этнокультурная) маргинальность;
- маргинальность социальных ролей;
- поведенческая(психолого-педагогическая) маргинальность.

В литературе мы встречаем разные определения маргинальности. Например, согласно русскому социологу И.Поповой, маргинальность – есть состояние групп и индивидов в таких условиях, которые под влиянием внешних факторов, связанных с социально-экономическими и социокультурными преобразованиями в обществе, вынуждают людей менять свое социальное положение и приводят к существенным изменениям или потере прежнего статуса, а также социальных связей, социальной среды, системы ценностей.

Мы разделяем точку зрения психолога О.Ольшанского, трактующего маргинальность как общность черт мышления и поведения тех представителей социальных подгрупп, которые по тем или иным обстоятельствам не в состоянии интегрироваться в референтные общности.

Неоднозначное восприятие понятия маргинальности обусловлено следующими обстоятельствами:
• это понятие употребляется в различных научных дисциплинах (философия, социология, социальная психология, психология, педагогика, культурология, политология, экономика и т.д.), в различных значениях или рассматривается под разными углами зрения;
• в зависимости от типов маргинальности это понятие применяется в различных значениях;
• неопределенность содержания этого понятия затрудняет представление самого явления в контексте социокультурных процессов.

Неслучайно понятие «маргинальная личность» некоторые исследователи считают «социологической фикцией». А часть исследователей считает, что «маргинальность» – это такое общее понятие, которое, включая в себя все, ничего не исключает, а значит, его необходимо использовать с осторожностью и только после того, как будут установлены его параметры.

В современной научной литературе выделяются два подхода к изучению маргинальности: в первом случае явление маргинальности понимается как состояние социальных групп и индивидов в процессе структурных преобразований в обществе (изменение социальных статусов, когда группа или индивид оказывается на границе двух групп или структур); во втором случае маргинальность понимается как характеристика социальных групп, находящихся на периферии. При подобной трактовке явления в качестве маргинала выступает «арьергард» (аутсайдер) социума, личности, пребывающие в основном на «дне» жизни: бродяги, люмпены, безработные, преступные элементы и группы, не включенные в социальные структуры (например, беженцы). В советскую эпоху, когда анализ общественных явлений осуществлялся с единолично господствующих марксистских, философских и методологических позиций, маргинальность в основном считалась явлением, характерным для развитых стран.

Маргинальными считались те социальные группы, которые «не участвовали в производственном процессе, не выполняли общественных функций, не обладали социальным статусом и существовали на те средства, которые либо добывались в обход общепринятых установлений, либо предоставлялись из общественных фондов – во имя политической стабильности – имущими классами». В этом случае мы имеем дело с функциональной стороной маргинальности, согласно которой данное явление рассматривается как недостаточное участие в социально-культурных, экономических, идеологических общественных областях, как изолированность от социальных структур. Т.Парсонс и Р.Мертон пытались связать маргинальность с преступностью и другими отрицательными явлениями социальной жизни. Вслед за ними Е.Садков считает, что такое явление, как маргинальность, несомненно, является одной из причин преступности. Тесная взаимосвязь между маргинальностью и преступностью не подлежит сомнению и является вполне определенной. В данном случае речь идёт не столько о количественном показателе степени взаимосвязанности указанных явлений, статистической (корреляционной и функциональной) зависимости, сколько о качественной характеристике. Если социологический аспект маргинальности изучен сравнительно хорошо, то мы не можем сказать о ее философском аспекте, поскольку философская теория маргинальности пока находится в стадии выработки.

Начиная со второй половины 20-го века, в философии формируется постмодернистское направление, которое занимает сознательную маргинальную позицию, противопоставляясь тем самым господствующему дискурсу классической философии. Постмодернисты вводят понятия маргинального субъекта, маргинального сознания, маргинального пространства, маргинального бытия. В роли маргинального субъекта выступают безумец, маг, искусствовед, гомосексуалист, шизофреник, которые последовательно обесценивают систему, логику, религию, мораль, здравый смысл, то есть все то, что может выступать инструментом подавления.

Выдвигая понятие «маргинальная личность», Р.Парк рассматривал ее как результат естественного культурного процесса. Такой тип личности появляется тогда и там, где в результате расовых и культурных конфликтов возникают новые общности. Маргинальная личность оказывается на границе двух культурных миров. «Нравственное и психологическое смятение», которое является результатом культурных взаимоотношений, более явно проявляется в психике маргинальной личности. Парк рассматривает маргинальную личность как прибавочный результат процесса аккультурации, когда между различными расами и культурами создаются определенные взаимоотношения. Парк понимает маргинализацию не только как положение личности на границе двух социальных или культурных групп, но и как принадлежность одновременно двум группам, вследствие чего происходит изменение статуса личности.

Анализируя миграцию, Парк пессимистически оценивает культурные гибриды не потому, что иммигрировавший маргинал не может оторваться от своего прошлого и адаптироваться в новой социальной среде, а по той причине, что культуры непроницаемы и нетранспортабельны и нельзя остаться в пределах обеих: маргинальный человек или вынужден выбрать одну из них, или следовать третьим путем. Длительность неопределенного, кризисного состояния – залог формирования маргинальной личности. Чем дольше длится это состояние, то есть личность остается в дезадаптации, тем устойчивее становятся черты, присущие маргинальной личности. Развивая взгляды Парка, Э.Стоунквист в работе «Маргинальный человек» рассматривает маргинала в качестве социального субъекта, вовлеченного в культурный конфликт. Такой человек находится на границе двух культур, но не принадлежит ни одной из них. Раздвоенность маргинальной личности обусловлена существующими в данном обществе социальными, расовыми, этническими противоречиями.

Э.Стоунквист считает маргинального человека «стержневой, ключевой личностью» (key-personality) в культурных взаимоотношениях, которая, стремясь объединиться с доминирующей в обществе референтной группой, приобщается к элементам системы ценностей ее культуры и принимает ее критерии. В итоге формируется «культурный гибрид», который оказывается в маргинальном состоянии: с одной стороны, на границе доминирующей группы, которая рассматривает его как чужака, и с другой – на периферии старой группы, которая рассматривает отошедшего от нее как «отступника». В отличие от Р.Парка, Э.Стоунквист обращает внимание на отрицательные последствия процесса маргинализации. По его мнению, процесс трансформации социальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных сторон личности длится около 20 лет. Он выделяет 3 этапа эволюции маргинальной личности. На первом этапе человек еще не осознает, что он оказался в культурном конфликте, и не замечает, что постепенно «усваивает» культуру доминирующей группы. На втором этапе конфликт переживается осознанно, и в психологическом смысле человек превращается в маргинальную личность. На третьем этапе маргинал делает удачные или неудачные попытки приспособиться к конфликтной ситуации. В случае удачной адаптации он выходит из маргинального состояния, становится «нормальным» человеком, а в случае неудачи – остается в дезадаптированном состоянии, с присущими ему психопатологическими осложнениями.

Идеи Р.Парка и Э.Стоунквиста о маргинальной личности явились основой для новых толкований, теоретических и практических исследований.

Таким образом, первой концепцией маргинальности - выступает теория «культурной маргинальности», основной предпосылкой которой является культурный конфликт. В дальнейшем термин «маргинальность» стал более распространенным, его стали использовать для обозначения перемещения граждан из одной социальной группы в другую. В данном случае имеет место социально-ролевая маргинальность, связанная с переходом индивида в иную социальную группу. К. Маркс и Ф.Энгельс также выделяли тип людей, которых можно было бы назвать маргиналами- это люди внезапно вырванные из обычной жизненной колеи и не способные быстро адаптироваться к новой обстановке. Они превращаются в нищих, разбойников, бродяг - частью из склонности, в большинстве случаев под давлением обстоятельств (социальная маргинальность).

В связи с этим заслуживает внимания подход к маргинальности американского исследователя Б.Дж. Манчини, в котором сочетаются социологические и психолого- педагогические стороны изучения различных типов маргинальности. Для объяснения явления маргинальности исследователь вводит понятие «экзистенциально-процессуальный» (essential/processual). Степень маргинальности Манчини связывает со статическим или динамическим положением позиции, занимаемой индивидом или группой. Первый тип маргинальности связан с позицией, занимаемой в определенной структуре, когда индивид становится маргиналом «по определению».

Манчини предлагает следующие способы измерения степени маргинальности молодых людей:
• изменчивость ситуации,
• значительность ситуации,
• видимость ситуации,
• культурный конфликт,
• групповой конфликт,
• позиция прежней группы,
• отношение «принимающей» группы,
• идентификация,
• добровольная (сознательная) позиция.

Явление маргинальности характерно как для стабильных, так и для переходных, преобразующихся обществ. В этом смысле маргинальность – явление, сопутствующее всяким социальным движениям и преобразованиям, одна из социальных функций общества, поскольку невозможно представить общество, в котором не происходили бы определенные преобразования. Однако в сравнительно стабильных обществах существует упорядоченная сеть социальных отношений, которая обеспечивает высокую степень социального единения, и подавляющая часть населения включается в различные сферы действующих социально-экономических структур и трудовой деятельности. Дети и подростки при этом активно и творчески занимаются учебной деятельностью, внеучебной, участвуют в просоциальных мероприятиях.

Как в сравнительно стабильных, так и в преобразующихся обществах проявлению маргинальности молодых людей способствуют различные объективные и субъективные факторы. В постсоветских переходных обществах некоторыми основными объективными причинами (экономическими, социальными и духовно-идейными) возникновения маргинализации являются: разрушение государственно-политической системы, социально-экономических структур, разрыв социальных связей, семейные, социальные и этнические конфликты, войны, эмиграция, насильственные переселения, иммиграция и др. Одним из важных, если не главным фактором возникновения маргинальности в преобразующихся обществах, является массовая безработица – результат разрушения социально-политических отношений и связей в обществе. Вследствие массовой безработицы не только снижается уровень жизни, но и происходит обнищание народа. Юноши, воспитывающиеся в финансово неблагополучных семья, чувствуют себя ущербно и отличаются виктимностью.

В условиях массовой безработицы большая часть людей отрывается от своей профессии, попросту не имеет возможности работать по специальности. Возникает кризис профессиональной идентификации и наступает профессиональная дезадаптация. Испытывающие стресс родители, невротично воспитывают детей, демонстрируя паттерны депривации.

В таких условиях быстро протекает процесс маргинализации почти во всех сферах общества. Его особенностью является то, что маргинальные группы действуют не на периферии социальной деятельности, а повсюду, охватывая почти все сферы жизни. Если в стабильных обществах маргинальные явления контролируются, в какой-то мере даже регулируются, то в стремительно изменяющихся переходных обществах процессы маргинализации носят стихийный, непрогнозируемый и неконтролируемый характер. Это приводит к появлению большого числа детей- дромоманов, беспризорных и безнадзорных.

В отечественной литературе маргинальность стала изучаться с 70-х годов прошлого столетия. Е.Стариков, И.И. Кравченко, А.А. Галкин, В.В. Радаев рассматривали маргинальность с позиции классового подхода. По мнению Е.Н.Старикова, маргинальность трактуется как пограничность, промежуточность личности по отношению к каким-либо социальным общностям (классовым, культурным, национальным).

Маргинальность является результатом мобильности социальной структуры общества, состояния его неопределенности, хотя ряд ученых считают, что это спорная точка зрения, поскольку маргинальность однозначно идентифицируется с мобильностью, переходностью. Маргинальность предполагает наличие социальной мобильности, но не всякая мобильность является маргинальностью. Для этого необходимо наличие не только социальной, но и психологической подвижности, психологического конфликта, перемены социальных ролей и статусов, кризиса социальной (этнической, профессиональной) идентификации. В отношении курсантов можно утверждать, что кризис личностной идентификации наиболее характерен для социально незрелых личностей с низким социальным интеллектом.

Политические и экономические преобразования сопровождаются изменениями социально-психологического характера: происходит переоценка ценностей, обесцениваются мировоззренческие установки, меняются стереотипы, начинаются поиски смысла жизни, происходит дегуманизация межличностных отношений, изменение социального статуса, положения и поведенческой роли в обществе. В результате имеет место кризис социальной идентификации, проявляющийся в том, что человек утрачивает положительное восприятие своей социальной принадлежности.

Другой особенностью проявления маргинальности в обществе является то, что вследствие социальной подвижности (как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях) делаются зыбкими границы между маргинальным и немаргинальным, исчезает существующая между ними пространственно-временная дистанция. Маргинализация большей части населения означает также смещение границ между социальными слоями и группами, образование промежуточных, трудно идентифицирующихся групп. Процессы социального расслоения вызывают существенные перемены в социальном статусе людей и создают условия для разрушения их социальной идентификации. Еще одной особенностью маргинализации общества является то, что наряду с традиционными маргинальными группами (аутсайдерами) на обочине социальных структур оказываются новые маргиналы, которые имеют высшее образование, высокую профессиональную квалификацию, развитую систему потребностей, большие социальные ожидания и проявляют политическую активность. Возникают новые формы маргинальности.

В обществе маргинальность проявляется не только на уровне внешних социальных конфликтов, затрагивающих общественное сознание и социально-правовые отношения, но и на уровне межличностных и внутриличностных конфликтов. Однако не следует думать, что маргинальность проявляется однолинейно и равномерно. Если выделить несколько уровней маргинальности (макро, микро и отношения личности к конкретным ситуациям) и принять во внимание пространственно временной контекст, то можно отметить, что на каждом уровне наблюдается неравномерность проявлений маргинальности.

Социально-психологические «болезни» людей, живущих в современном обществе, это- аморфность, неуверенность, пессимизм, агрессивность, невротичность, тревожные состояния и страх. Доминирующим становится чувство социально-психологической неудовлетворенности. Особенно это касается наименее защищенных слоев населения-детей, подростков, молодежи. Задача педагогов и родителей устранить все элементы депривации и вдохнуть в ребенка веру, надежду на то, что все у него обязательно получится, но жизненная стратегия при этом должна быть конструктивной.

Пессимистические настроения, спад честолюбивых устремлений, неуверенность в завтрашнем дне, нереализованность ожиданий, подавленность, фрустрации, стрессы и конфликты, нигилистическое отношение к любым идеям и событиям, переориентация в сторону авантюрной, утилитарной, сиюминутной деятельности – вот неполная характеристика социально-психологического облика людей в современном обществе.

В преобразующемся обществе процесс маргинализации протекает определенными этапами. Можно выделить три этапа развития. На первом этапе новые тенденции развития зарождаются в условиях господства старых. На этом этапе революционным образом отвергается старое, идет процесс развенчания старых порядков, социальных структур и отношений. На втором этапе возникает явление параллелизма, то есть повсюду происходит борьба старого и нового, общественная жизнь отличается нестабильностью, социальные потрясения сменяют друг друга. На третьем этапе новые тенденции развития становятся доминирующими, начинают функционировать новые структуры и приобретают необратимый характер тенденции стабилизации, однако старое еще продолжает существовать.

На первом этапе в процесс маргинализации вовлекаются те индивиды, которые вследствие преобразований социальных структур лишь недавно потеряли свою работу и социальный статус, но еще питают надежду в скором времени найти новую работу. На этом этапе люди еще заняты критикой прошлого, они уверены, что происходящие в общественной жизни преобразования улучшат их положение. Идеализируя настоящее (отрицательные тенденции его развития обычно игнорируются), они еще не предвидят ухудшения состояния. Такие курсанты еще сохраняют свою прежнюю систему ценностей и установки. Потерю своего статуса и проблемы в учебе они склонны объяснять как результат объективных обстоятельств, случайности или как результат собственной неопытности, своих недостатков и ошибок, непродуманной деятельности, недостаточной активности. Они руководствуются принципом «и на нашей улице будет праздник», что означает, что они, хотя и оказались в неопределенном положении, но не потеряли надежду снова обрести свой социальный статус, еще уверены в своих силах, а также в положительных результатах происходящих в жизни перемен.

На втором этапе в процесс маргинализации вовлекаются, точнее, становятся маргинальными те индивиды, которые, будучи длительное время безработными, бездеятельными и лишенными статуса, уже вкусили все горести жизни и осознают свой новый статус. В условиях экономического кризиса и массовой безработицы становится заметной вертикально-нисходящая социальная подвижность, которая означает понижение социальных статусов людей. Например, интеллигент, специалист с высокой квалификацией вследствие социальной нисходящей подвижности вынужденно занимается работой, требующей более низкой квалификации. И, наоборот, имеет место и вертикально-восходящяя подвижность, когда индивиды, имеющие в прошлом низкий социальный статус, приобретают высокие социальные статусы. Таким образом, эволюция и этапы маргинальности как социально-психолого-педагогического явления лежат в плоскости экономичной нестабильности общественных отношений и формирования растущей и ищущей личности.

Вследствие вертикально-нисходящей подвижности углубляются процессы фрустрации и дезадаптации в обществе. Ярче проявляются социально-психологические последствия кризиса социальной идентификации. Характерными чертами душевного состояния таких личностей становятся выжидательность, двусмысленность, отчаяние, подавленность, беспокойство, подозрительность и др. В случае продолжения и углубления этого состояния могут возникнуть серьезные психофизиологические нарушения, приводящие к последствиям потере самоуважения и всеобъемлющему психическому кризису. Нивелируются сформированные в прошлом представления о жизни, возникает путаница и противоречивость между образами прошлого, настоящего и будущего «Я». У них наблюдается смешение ценностей и установок, характерных для прежнего социального статуса, с новыми ценностями и установками, что и создает благоприятную почву для возникновения различного типа педагогических и социальных конфликтов, противоречий, альтернатив.

Отчаяние и кризисные ситуации сопровождаются обострением чувства одиночества, отчужденности, ненужности. В подобных условиях сохраняются трудовая мотивация и этика, однако существенно изменяются мотивы, регулирующие поведение людей, и структура потребностей. Постепенно суживается сфера деятельности людей, возможность выбора целей, и смысл жизни ограничивается задачей изыскания средств к существованию. Если не удовлетворяются первоочередные, базовые потребности человека, то он уже и не стремится ставить перед собой более высокие цели. В условиях длительного безделья человек оказывается во власти скуки. Как замечает Э.Фромм, если человек не может защититься от скуки, то он должен чувствовать себя подавленным. Депривированный человек чувствует внутри себя нечто вроде вакуума, и ему словно не достает чего-то, что необходимо, чтобы действовать. Чтобы заполнить внутреннюю пустоту, он использует все. Это пассивная личность, которая чувствует, что имеет ничтожную ценность и подавляет это чувство потребительством, превращаясь в потребителя.

Формируется новая система ценностей, которой присущи:
• нетерпимость по отношению к социальным и государственным институтам,
• крайние формы проявления антинормативного и девиантного поведения,
• деструкция,
• эгоизм,
• этический релятивизм, нигилизм.

Углубление маргинальности приводит к тому, что система ценностей, свойственная маргиналам, выходит за рамки группы и распространяется на другие группы, фактически проникая в традиционные мировоззренческие структуры.

Вследствие увеличения количества маргинальных групп, появляются новые субкультуры и антикультуры, которые могут формировать альтернативные движения различного характера.

В этот период в обществе формируются новые маргинальные группы различного порядка. Например, формируются маргинальные социальные (структурные) группы, которые по отношению к «центру», или социально нормальному, занимают положение, находящегося «на периферии, на обочине». Если подобные индивиды в большей или меньшей степени приспосабливаются к своему положению, то формируется маргинальное сознание, с присущими ему ценностями и установками. Те маргинальные группы, в которые вовлекаются нищающие и люмпенизирующиеся типы, приобретают определенные качества. У таких людей постепенно исчезают трудовая, учебная мотивация и этика, формируется потребительская психология. Работа и учеба перестают быть потребностью. Если еще и остаются какие-то целевые установки, то они непосредственно связываются только с потребительством, с изысканием материальных средств. Расширяющееся потребительство, которое более не связано с трудовыми и учебными функциями, получает бурный, неорганизованный характер.

Постепенно скатывающийся на «дно» жизни маргинальный юноша теряет все свои социальные связи. Полностью разрываются связи с прежним учебным коллективом, с дружеским кругом и членами семьи. Маргинальная личность ищет «себе подобных» для создания привычной социальной среды. Психосоциальными особенностями этой группы являются педагогическая социализация и осознанная уверенность в том, что государство или общество обязаны заботиться об их материальных нуждах.

Подобные маргинальные личности выбирают отрицательную модель адаптации, характерными признаками которой являются: временная занятость, случайный заработок, использование разных видов попрошайничества, существование за чужой счет и т.п.

В советскую эпоху, когда анализ общественных явлений осуществлялся с единолично господствующих марксистских, философских и методологических позиций, маргинальность в основном считалась явлением, характерным для капиталистических стран. Маргинальными считались те социальные группы, которые «не участвовали в производственном процессе, не выполняли общественных функций, не обладали социальным статусом и существовали на те средства, которые либо добывались в обход общепринятых установлений, либо предоставлялись из общественных фондов – во имя политической стабильности – имущими классами». В этом случае мы имеем дело с функциональной стороной маргинальности, согласно которой данное явление рассматривается как недостаточное участие в социально-культурных, экономических, идеологических общественных областях, как изолированность от социальных структур.

Особенностью и одновременно недостатком такого понимания маргинальности служит то, что он раскрывает данное явление исключительно как социологическое, то есть состояние групп и индивидов, однако, из определения не совсем понятно, является ли это состояние перманентным, носит длящийся характер или все же исключительно ситуативно. Непонятно и то, является ли маргинальность положительным или негативным социальным явлениям, ведь изменения статуса, связей, среды могут быть прогрессивными для индивида, менять его жизнь к лучшему. Нас интересует педагогический аспект маргинальности, когда асоциальным поведением обладают курсанты референтной группой сверстников. Маргинальный вызов таких детей - это реакция на несправедливое отношение социальных институтов.

В данном случае мы можем констатировать, что «маргинальность» становится характеристикой изгоев, личностей, которые не принимаются средой. Возникает закономерный вопрос: «Всякий ли, чей образ жизни не вписывается в общую массу, является маргиналом?» На наш взгляд, маргинальность не может быть столь крайним состоянием. Писатель Виктор Шендерович, высказывал свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, и отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»: «В слове «маргинал» нет ничего обидного <…>. «Пометки на полях»: маргинал— это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека— это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому— ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут».

В превентивной педагогике термин «маргинальность» рассматривается как «маргинальное поведение». Мы предлагаем использовать понятие «маргинальное правосознание», вызванное деструктивностью воспитания и самосознания. Маргинальное поведение характерно людям, не нашедшим себя в обществе, не имеющих необходимого минимума материальных благ, проживающих за чертой бедности. И хотя эта характеристика больше социологическая, но так как влияние маргинальности на правоотношения и поведение личности гораздо глубже и заключается не только в анализе специфической формы правомерного поведения лиц, находящихся на «дне» общества, то не учитывать социальные детерминанты невозможно. Здесь следует опасаться другой крайности: учитывая лишь окраинное положение некоторых категорий граждан, нельзя раскрыть сущность маргинальности, ее воздействие на правоотношения в российском обществе. Жизненный и духовный опыт показывает, что даже если дети растут в финансово обеспеченных семьях, они могут и не стать маргиналами, если у них присутствует четко поставленная цель, витальная и ментальная стратегия, дающая детям и подросткам глубокую убежденность в истинных ценностях и приоритетах.

В связи с этим, по нашему мнению, маргинальность целесообразнее рассматривать, во-первых, как один из видов деформации правосознания, учитывая возрастной кризис личности, во-вторых, как окраинное положение курсантов и их семей, связанное с тем, что правовое положение данных институтов не урегулировано в полной мере в российском законодательстве надлежащим образом.

Мы характеризуем маргинальность курсантов образовательных вузов Федеральной службы исполнения наказаний как вид деформации духовного правосознания, представляющий собой ментальную аморфность, основанную на негативном отношении личности юноши к социальным нормам и явлениям. Рассматривая педагогические аспекты маргинальности, мы пытаемся акцентировать внимание на тех факторах и причинах, которые приводят к пограничному с нормой поведению. Мы считаем, что педагогическая маргинальность зависит от мотивов, поэтому можно выделить маргинальность, основанную:
1) на страхе привлечения к ответственности за правонарушение и деформацию поведения;
2) на корыстных, эгоистических мотивах;
3) на соблюдении личных моральных и нравственных ценностей;
б) в зависимости от устойчивости:
1) постоянная воспитательная маргинальности;
2) ситуативная маргинальность;
в) в зависимости от влияния на развитие общественных отношений:
1) положительная педагогическая маргинальность (выделение из среднего школьника в социально-зрелую личность);
2) отрицательная педагогическая маргинальность.

А.А. Никитин рассматривает маргинальное поведение личности как объект теоретико-педагогического исследования. Он считает, что «маргинальность представляет собой особую форму социальной жизни индивида (общественной группы), негативно влияющую на структуру общества и характеризующуюся деформацией традиций, социальных ориентиров и ценностных установок, разрушением межличностных связей, отчуждением от ряда экономических, социальных, психолого-педагогических, политических процессов и формированием специфического типа личности маргинала». На наш взгляд, автор не дифференцирует отраслевой подход: социологический, экономический или педагогический. Несомненно заслуживает внимания разделение понятий «маргинальность», «статус маргинальной личности» и «маргинальность личности».

«Под маргинальной личностью следует понимать такое ее общественное положение, при котором под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, вызванных резким изменением экономического, политического, культурного, социального и духовного состояния общества, происходит существенное изменение или утрата ее прежнего социального и нравственного статуса, системы ценностных ориентиров, характеризующееся аморфностью, либо амбивалентностью социального состояния, фактическим ряда прав и свобод, сопровождающееся изменением психологического состояния и невозможностью адекватной самоидентификации в социуме».

По нашему мнению, педагогический статус может быть лишь фиксированным «постфактум», то есть маргиналом лицо становится вследствие своего поведения, а не потому, что его поведение подпадает под определенные критерии законодательства, потому мы считаем, что маргинализация правосознания - относительно новое социальное-педагогическое явление.

Пограничность, отклонение отдельных членов, слоев общества от правовых устоев общества обуславливает рассмотрение маргинальности, в первую очередь, как негативного явления для российского общества. Состояние кризиса, отверженность и изоляция маргиналов представляют собой деструктивные силы в развитии личности. Тем не менее, маргинальность необходима для развития общества. Так, В. Тернер считает, что новые социальные структуры и отношения могут возникнуть только на границе, на периферии старых структур, их становление происходит на изломе в революции, на переходе через хаотическое состояние, когда меняются ценности и нормы, переворачиваются иерархии и формируются новые ценностные системы. На наш взгляд, с этим можно согласиться в случае, если поддерживаемые государством социальные отношения не в состоянии целесообразно удовлетворить потребности общества.

Кроме того, такой результат маргинальности возможен в связи с неудовлетворенностью существующим положением определенной части граждан и влечет за собой стремление к изменению сложившейся ситуации. То есть, только естественный уровень маргинальности в обществе является основой общественного развития. Если же процессы маргинализации охватывают не только группы, но и определенные классы, слои общества, маргинальность становится в большей степени негативным явлением, внося рассогласование в социальные отношения и нормы общества, правосознание граждан, связанное с появлением и реализацией норм, не имеющих государственной поддержки. В обществе появляется значительное количество лиц, не считающих необходимым соблюдать нормы права.

Взаимодействие государства, общества и личности подразумевает наличие между ними определенных связей и процессов. В случае их целесообразного функционирования надлежащие условия жизнедеятельности обеспечиваются каждому его члену, а государство выступает гарантом определенного объема социальных благ. Если же данные связи нарушаются, наступают следующие последствия. В данном случае индивид поставлен перед выбором, каким указаниям необходимо следовать: нормам права или иным правилам поведения, существующим в обществе. Естественно, такая дилемма встает перед личностью только в случае, если нормы права и иные социальные нормы общества противоречат друг другу и предписывают различное поведение. Без должного контроля и под влиянием определенных процессов в обществе они могут предписывать другое, чем нормы права поведение. То есть, человек находится перед лицом (на границе) нескольких правил поведения с различными требованиями, которые невозможно удовлетворить одновременно. Низкая социальная культура и отсутствие уважения к праву являются детерминантами нарушения нравственных предписаний.

Вытеснение слоев, классов, групп, отдельных граждан на периферию общества; нахождение граждан между стратами общества; включение их в культурный конфликт. Это возможно как в случае отсутствия у отдельных категорий граждан возможности надлежащего осуществления принадлежащих им прав и законных интересов, так и в случае их нарушения. Обязанностью государства является обеспечение экономического благополучия и социальной защиты граждан от негативных последствий проводимых реформ. Одной из форм осуществления данных задач является издание юридических актов, другие же реализуются в пределах уже изданных актов. Если же государство не принимает достаточных усилий для целесообразного развития и функционирования общества и личности, отдельные категории граждан без необходимой социальной опоры общества и семьи оказываются лишенными доступа к осуществлению своих прав и законных интересов и, как следствие, вытесняются на окраину общества, становясь социальными маргиналами; процессы адаптации затягиваются, приводят к культурной маргинальности.

Обобщая вышеизложенное, мы можем сказать, что, с точки зрения педагогики, категория маргинальности может рассматриваться, во-первых, как деформация правосознания, связанная с негативным отражением педагогической действительности в сознании граждан, во-вторых, как вытеснение отдельных категорий граждан из сферы социального регулирования. Нахождение требований права на последнем месте в иерархии нормативных предписаний способствует нарушению норм права. Отсутствие доступа к осуществлению прав и законных интересов личности приводит к противозаконным способам их удовлетворения.

Таким образом, в обществе создаются благоприятные условия для массовых проявлений маргинальности, которые в условиях всеобщего безвластия и неопределенности могут иметь как отрицательное, деструктивное, так и положительное влияние на развитие как общественной жизни, так и психики людей. Для предотвращения опасных последствий маргинальности, то есть для регулирования и контроля процессов маргинализации, для преодоления маргинализации важны не только личные усилия, адаптационные действия, направленные на перестройку Я-концепции, но и проводимая со стороны государства активная и гибкая социальная политика.

Маргинальность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни. Маргинализация общества, ведущая к примитивизации его ценностей, утрате асоциальных ориентиров и формированию ущербного типа правосознания, является важнейшей асоциальной причиной асоциального анигилизма и отклоняющегося поведения детей, лишенных воспитания и нравственности.

Маргинальность является результатом мобильности социальной структуры общества, состояния его неопределенности, хотя ряд ученых считают, что это спорная точка зрения, поскольку маргинальность однозначно идентифицируется с мобильностью, переходностью. Делая выводы, хотелось бы отметить, что неоднозначное восприятие понятия маргинальности обусловлено следующими обстоятельствами:
• это понятие употребляется в различных научных дисциплинах (философия, социология, социальная психология, психология, культурология, политология, экономика, педагогика т.д.), в различных значениях или рассматривается под разными углами зрения;
• в зависимости от типов маргинальности это понятие применяется в различных значениях;
• неопределенность содержания этого понятия затрудняет представление самого явления в контексте социокультурных процессов.

Запрос на диссертацию присылайте на адрес kulseg@mail.ru

Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

Подписаться на новости библиотеки


Пишите нам

 

 

 

 

X